Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Понятие о местоимении, личные местоимения.
Тип урока: Урок – исследование.
Цели: 1) Знакомство с понятием личное местоимение, его ролью в речи.
Задачи:
1)Учить умению распознавать личные местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.
2)Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учить сотрудничеству, сотворчеству.
3) Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, логическое мышление, воображение, фантазию.
4) Воспитывать интерес к русскому языку, трудолюбие.
1. Организационный момент.
- Все подравнялись.
Слайд 2 (ДЕВИЗ УРОКА)
- Девиз нашего урока: Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает
В жизни что – то достигает.
- Сегодня на урок к нам пришли учителя и ваши родители, давайте поприветствуем их.
- Сейчас все посмотрели на меня. Вы готовы уроку? Присаживаемся. Положили перед собой тетрадь, откройте её, запишите дату, классная работа. Напоминаю правило посадки при письме.
- Записали. Тетради и ручки отложите в сторону. Работаем устно. Напоминаю: ответы с места не принимаются, работает рука.
2. Самоопределение к деятельности.
СЛАЙД № 3 (ТЕКСТ О БЕРЁЗЕ)
Прочитайте текст.
Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок.
- Вам понравился текст? Что вы заметили? Какой недостаток?
-Как можно исправить?
-Прочитаем отредактированный текст.
СЛАЙД № 4 (ОТРЕДАКТИРОВАННЫЙ ТЕКСТ О БЕРЁЗЕ)
- Слова, какой части речи вы употребили для замены повторяющихся существительных? (Местоимения)
- Что такое местоимение?
СЛАЙД № 5 (ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЯ)
- Какова роль местоимений?
СЛАЙД № 6 (Роль местоимения).
- Роль местоимений избегать ПОВТОРОВ в устной и письменной речи.
- О чём мы с вами будем говорить на уроке? (О местоимениях)
- Итак, тема нашего урока: Личные местоимения.
- Все ли слова вам здесь знакомы? (Не знакомом слово личные).
- Сформулируйте тему урока. Личные местоимения.
- Сформулируйте задачи:
1. Узнать понятия личные местоимения.
2. Узнавать личные местоимения среди других частей речи;
3. Определить признаки личных местоимений.
4. Учиться применять личные местоимения в письменной и устной речи.
3. Работа по теме урока.
3.1. Работа с учебником.
СЛАЙД № 7 ( С МЕСТОИМЕНИЯМИ)
- А сейчас предлагаю вам открыть учебник на с. 92, упр. 156 (устно).
- Прочитайте задание.
- Назовите личные местоимения: я, мы, ты, вы, он …. и т.д.
- Из предложенных вариантов ответов, выберите правильный .
Местоимение – это …..
3.2. Введение понятий (1 признака местоимений) : 1- е , 2-е, 3-е лицо.
НА ДОСКЕ:
3- и СМАЙЛИКА.
2) ПЕРЕВЁРНУТЫЕ НАДПИСИ: 1 ЛИЦО, 2 ЛИЦО, 3 ЛИЦО.
- А сейчас обратите внимание на доску. Что вы здесь видите? (На доске 3 – и смайлика).
- Смайлики – это лица.
- Почему изображено 3 – и лица?
- Может местоимения делятся на 3 – и группы, и они как – то называются? А вы хотите узнать, как они называются? Давайте попробуем выяснить.
- В упражнении читаем задание ниже.
Назовите местоимения, которые указывают:
А) на того, кто говорит?
Если не скажут – подсказка
Подсказка.
- Назовите местоимение, которое указывает на себя. (Я)
- С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя? (МЫ)
- Определим их в 1 – ю группу (1-е лицо). Беру карточку, сверху над смайликом прикрепляю надпись 1- е лицо.
- б) укажите местоимения на того к кому обращаются с речью: ТЫ, ВЫ
ЕСЛИ НЕ СКАЖУТ - ПОДСКАЗКА
- Какое местоимение мы употребляем, если обращаемся к однокласснику? (ТЫ)
- А, если обращаемся к нескольким одноклассникам? (ВЫ)
- Определим их во 2-ю группу (2 – е лицо). Беру карточку, сверху над смайликом прикрепляю надпись 2- е лицо.
В) на того о ком, (или о чем) говорят. (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ)
- Определим их в 3 –ю группу (3 – е лицо). Беру карточку, сверху над смайликом прикрепляю надпись 3- е лицо.
-ЗАПОМНИТЕ!!!
СЛАЙД № 8 («Тот, кто говорит», «Тот, к кому обращаются с речью» (тот, кто слушает), «Тот, о ком или о чём идёт речь»)
СЛАЙД № 9 (Вывод по лицам)
1 лицо : Я, МЫ – указывает на того, кто говорит.
2 лицо: ТЫ, ВЫ – указывает на того, к кому обращаются.
3 лицо: он, она, оно , они – указывают на того, о ком ( или о чём) говорят.
СЛАД № 10 (БЕЗ НАДПИСИ ЕД. И МН. ЧИСЛО)
- Итак, вернёмся к теме нашего урока: Личные местоимения.
-Почему местоимении назвали личные?
- Потому что их разделили на 3-и группы по лицам (1-е, 2-е, 3-е лицо). И каждое личное местоимение указывает на лицо или лица, предмет или предметы, но не называет их.
3.3. Введение понятия единственное и множественное число местоимений. 2 – ой признак местоимений.
Слайд № 10 (БЕЗ НАДПИСИ ЕД. Ч. И МНОЖЕСТВ. ЧИСЛО)
- Сравните местоимения 1 –ой строки и 2-ой строки.
- Что можете сказать о них?
- Оказывается , местоимения могут указывать на один предмет или лицо, или несколько предметов, или лиц, т.е. могут стоять в форме множественного или единственного числа. Это 2-ой признак личных местоимений.
- Назовите личные местоимения в форме ед.ч. (Я,ТЫ, ОН,ОНА,ОНО).
- Назовите личные местоимения в форме мн. ч. (МЫ, ВЫ, ОНИ).
СЛАЙД № 11 (С ЕД. Ч. И МНОЖ. ЧИСЛОМ).
- Итак, назовите признаки местоимений:
1) Личные местоимения делятся на 3-и группы по лицам (1, 2,3 лицо), т.е. имеют формы лица;
2)Личные местоимения имеют формы числа. (Я,ТЫ, ОН,ОНА,ОНО – форма ед. ч.; МЫ , ВЫ, ОНИ - форма мн. ч).
-Хорошо.
-Я вижу вы устали. Давайте немного отдохнем и физкультминутку проведем.
5. Физкультминутка.
- Проведете вы ее сами. По очереди каждый из вас называет или местоимение , или существительное. Если вы слышите местоимение – дружно хлопаете в ладоши, если услышите существительное, то отрицательно качайте головой.
- Вот мы и отдохнули. Продолжаем работу дальше.
6. Первичное закрепление полученных знаний.
6. 1. Правильная запись, числа, лица у личного местоимения.
- Выполним упр. 157 (письменно), с. 93.
- Внимательно прочитайте задание к упражнению.
- Выполняем задание по упражнению. Списываем только первую часть. Находим местоимения, ниже выписываем , и показываю как подписать.
Я – 1 л., ед. ч., ты – 2 л., Ед. ч.
- Упр. 158. (1 – но задание) Выполним задание под 2 кружочком – письменно; под 3 –им кружком устно.
- Придумайте и запишите предложение с любым личным местоимением во множественном числе.
Например. Они пришли в школу. Определите, лицо, форму числа.
Они – 3 л., мн. ч.
6.2. Работа в парах.
- А сейчас работаем в парах. Объединяемся. Раздаю задания на каждую парту.
- Задание называется: «Четвёртое лишнее».
СЛАЙД № 12 (ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ)
- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните почему?
1) я, они , на, ты (предлог)
2) но, оно, она, они (союз)
3) я, Яна, ты, вы (существительное)
4) он, она, они, оно (множ. Число)
5) мы, я, вы, они (ед. ч)
6) он, она, они, мы ( 1 лицо)
7) она, они, он, вы (2 – е лицо)
6.3 Самопроверка
СЛАЙД № 13 (СРАВНЕНИЕ С ОБРАЗЦОМ)
6.4. Фронтальная проверка.
- По выбору называю парту, они отвечают, обосновывая ответ. Почему?
6.5 . Работа со словарным словом.
СЛАЙД № 14 (Работа со словарным словом)
- Сегодня у нас с вами новое словарное слово. Достаньте словарики.
- Отгадайте загадку.
СЛАЙД № 15 (Загадка)
- Одуванчик.
СЛАЙД№ 16 (ФОТО ОДУВАНЧИКА)
СЛАЙД № 17 (Лексическое значение слова одуванчик).
- Лексическое значение слова одуванчик.
- Поставьте ударение. Подчеркните орфограмму.
- Как называется орфограмма? (Безударная гласная в корне слова).
- Дома составить предложение с новым словарным словом и выполнить разбор под цифрой 4.
7. Закрепление. (Работа в группах)
- Урок подходит к концу. Закрепим новые знания. Для этого поработаем в группах.
- Объединяемся.
- На каждую группу я выдам конверт.
-Задание: распределите местоимения на 3 группы по лицам.
- 1 Группа: назовёт личные местоимения 2 лица. (ты, вы).
- Придумайте предложение с одним из них.
2 Группа: назовёт личные местоимения 3 лица. (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ)
- Придумайте предложение с одним из них.
3 Группа: назовёт местоимения 1 – го лица. ( ЯМ, МЫ)
Придумайте предложение с одним из них.
8. Подведение итогов.
СЛАЙД № 18 ( Подведение итогов. Вопросы )
- Что нового вы узнали?
- С какой частью речи вы сегодня познакомились?
- На что указывает личные местоимения?
- Какова роль личных местоимений в устной и письменной речи?
- Назовите признаки личных местоимений.
9. Рефлексия.
СЛАЙД № 19
- Оцените свою работу на уроке. Ответь те на вопросы.
- Сегодня я узнал….
- Сегодня я научился….
- Мне было интересно….
- Мне захотелось….
10. Домашнее задание.
СЛАЙД № 20
- У. С. 92 – 93, учить правило, с. 94 упр. 159 (всё), одуванчик, Рт с. 56 – 57
11. Завершение урока.
СЛАЙД № 21 (КОНЕЦ УРОКА)
ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!
ВОТ УЖЕ ЗВЕНИТ ЗВОНОК!
ВСТАНЬТЕ, ПОДРАВНЯЙТЕСЬ
И С ГОСТЯМИ ПОПРОЩАЙТЕСЬ!
Если останется время:
Грамматическая сказка «Достойная замена».
СЛАЙД № 22
Найди местоимения в стихотворении.
Слайд № 23