8
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В. Сухомлинский.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором , живыми и образными выражениями, сравнениями.
Одним из важных разделов художественных произведений является - устное народное творчество (УНТ ).
Н.П. Сакулина говорила: «Слушая произведения устного народного творчества дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов…»
УНТ, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т.д.- это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа.
Рассмотрим значение различных жанров произведений устного народного творчества в отдельности.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания.
В.П. Аникин указывал, что «…сказки – своего рода нравственный кодекс народа. Их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью…».
Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка, как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. В русской народной сказке заключено богатое содержание (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию и образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.
Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка - дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах .
Сказка выполняет важную роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания, просьбы, уважительного обращения к старикам.
При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения, правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.
Во 2-ой младшей группе важной задачей является пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге - это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Если сказка невелика по содержанию, можно рассказать ее 2-3 раза, можно повторить только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Повторяя строчки, дети лучше усваивают содержание сказки и учатся интонационно передавать слова ее героев, что способствует развитию голоса, речевого слуха. И пусть пока они повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы для самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т.п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх.
Отвечая на вопросы, дети строят свои высказывания только из 1-2 простых предложений, но это уже подготовка к обучению рассказыванию.
Конечно, много вопросов малышам задавать не следует, но 2-3 вопроса, выясняющие, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребенка, задать надо.
Запоминание сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей, надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь, а для этого следует чаще повторять их в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова как сочетание звуков, не постигнув их значения. Задача - научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.
Если после каждого занятия повторять, закреплять новые слова, преподносить их в самых разнообразных сочетаниях, дети будут лучше усваивать лексику и строй языка. Особое внимание надо уделять Формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способности глубже вникать в содержание. Дети ярче выражают свое отношение к героям и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувств.
После чтения сказки необходимо проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное ее содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились ими.
Вопросы педагога должны быть направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).
И в средней и в старшей группе продолжается работа над обогащением словаря, над грамматическим строем речи. Продолжается эта работа и в подготовительной группе, а также дополняется введением таких литературных приемов как сравнение, эпитеты, ознакомлением с синонимами, антонимами. Т.о. ознакомление с художественной литературой, в частности со сказкой, влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь.
Значительный нравственный, этический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других видах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной лаконичной форме.
К.Д. Ушинский писал: « Пословицы и поговорки – это животрепещущие проявления народного слова, вылетевшие прямо из его живого, глубокого источника – вечно юной, вечно развивающейся души народа…Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание жизни, как объясняя ему значение народных пословиц и поговорок…»
Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У младших дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем воспитатели должны активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.
Значительное воздействие и развитие речи у детей может оказать отгадывание и придумывание загадок. Загадка - одна из малых форм УНТ, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, непосредственно окружающих человека в быту, в природе. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление метафорического образа (олицетворение, сравнение, ритмическая организация) способствует формированию образной речи.
«Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы…» - утверждает в своих работах Ф.А. Сохин.
Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению.
Не меньшую роль в развитии речи дошкольников могут сыграть русские народные песни, потешки, колыбельные песни. Их разнообразие способствует освоению грамматического строя речи, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону. Фонематическое восприятие развивается за счет особой интонационной организации.
Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, каток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.
Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дошкольники хорошо владеют его содержанием, целесообразно предложить им ответить на вопросы, направленные на развитие поэтического слуха младшего дошкольника, умения находить в небольшом тексте художественно - выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др.), выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.
И особо хотелось бы остановиться на использовании, потешек как средства формирования разных сторон речи.
Потешки могут использоваться в работе с целью развития речи младших дошкольников практически с первых дней обучения. Их содержание позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их в том и состоит, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.
Если дети сами инсценируют потешку, педагог надевает им на головы шапочки птиц. На детском столе стоит чашка. Стол желательно покрыть зеленой тканью или бумагой (луг). Двое детей изображают птиц. Помахивая рукавами (крыльями), они «подлетают» с разных сторон к столу, делают движения, изображая, как клюют птицы из чашки. На слово «улетели» убегают от стола. Цель — развитие внимания к речи взрослого, выполнение действий вместе со словами, непроизвольное запоминание потешки.
Произведения фольклора, в том числе и потешки, построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. А это способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению.
Потешки часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно-ласкательным значением слова. Это обстоятельство имеет большое значение как для усвоения, так и для употребления этих слов детьми в речевой коммуникации. На определенном этапе развития речи они составляют «особый», свойственный детям словарь, который доступен значительно раньше, чем номинативная форма, и которым родители часто пользуются в общении с детьми.
Приведем пример упрощенных слов, более доступных для детей в произносительном плане: кошка — киса, киска, котя; петух — петя; заяц — зайка и т. д.
На определенном этапе развития речи необходимо включение в активную речь детей слов, обозначающих действия. Они являются основными речевыми средствами, обеспечивающими построение побудительной речи сначала в форме однословного обращения, а затем и в форме предложения.
В потешках, как правило, широко представлены слова, обозначающие действия. Они могут в значительной мере пополнить словарь детей. С использованием многих потешек можно легко продемонстрировать действия, обозначенные словом, и тем самым связать само слово с действием. (Вспомним потешки «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и т. д.)
В потешках, как и в других произведениях устного народного творчества, часто встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы (например, водичка, солнышко, котенька, деточка, роток, зубок и т. д.).
Произведения фольклора способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах, например в полной и уменьшительно-ласкательной форме. Так, в потешке!
Уж ты, котенька, коток.
Котя, серенький хвосток.
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать...
Название кота дается в трех вариантах: котенька, котя, коток. Аналогично: петя, петенька, петушок и т. д. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствует переходу к языковым обобщениям.
В произведениях устного народного творчества часто употребляются постоянные эпитеты. Они как бы «переходят» из одного произведения в другое, характеризуя внешние признаки предметов. Многократно прослушивая их, дети непроизвольно запоминают словосочетания и одновременно усваивают не только их смысловое значение, но и правила согласования слов в той или иной грамматической форме. Например: серенькая кошечка, масляна головушка, белые гуси, коза рогатая, зайки белые, зайки серые, береза белая и т. д. В различных произведениях фольклора, в том числе и в потешках, мы обнаруживаем большое количество диалогической и обращенной речи.
В произведениях устного народного творчества встречаются и количественные числительные, которые, как правило, употребляются в числовом ряду от одного до пяти-шести. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд.
Потешки целесообразно также использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей составлению описательных рассказов.
Для использования в работе литературных произведений их следует отбирать с учетом коммуникативных навыков детей и речевого содержания самих художественных произведений. На разных этапах обучения одни и те же произведения могут использоваться с разными целями: то для развития восприятия речи, то для развития речевых средств, то для развития речевой коммуникации.
Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». (С. Л. Рубинштейн). Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.
По словам Усовой А.П. «…словесное устное народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа…»
Таким образом, использование детьми в речи разнообразных форм устного народного творчества – важнейшее условие своевременного речевого, литературного, художественного и интеллектуального развития.