СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине.. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина". В. Сухомлинский.

Просмотр содержимого документа
«Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.»

8


Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она ока­зывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, народные сказки раскрывают перед ними мет­кость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором , живыми и образными выражениями, сравнениями.

Одним из важных разделов художественных произведений является - устное народное творчество (УНТ ).

Н.П. Сакулина говорила: «Слушая произведения устного народного творчества дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов…»

УНТ, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т.д.- это неоцени­мое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как националь­ной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа.

Рассмотрим значение различных жанров произведений устного народного творчества в отдельности.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или ба­бушкой, испытывает те или иные чувства, переживания.

В.П. Аникин указывал, что «…сказки – своего рода нравственный кодекс народа. Их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью…».

Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказ­ку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка, как средство воздействия на ребенка часто об­ладает преимуществами над другими воспитательными приемами. В русской народной сказке заключено богатое содержание (сравне­ниями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию и образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отно­шении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и за­ставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные зада­чи. Все это возбуждает творческую активность ребенка - дошкольника, за­ставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах .

Сказка выполняет важную роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании дош­кольников. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания, просьбы, уважительного об­ращения к старикам.

При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения, правильной организации по­следующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитатель­ное воздействие на ребенка.

Во 2-ой младшей группе важной задачей является пробуждать у детей же­лание слушать рассказывание сказок, воспитывать умение следить за раз­витием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге - это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребен­ком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать моноло­гическую речь. Если сказка невелика по содержанию, можно рассказать ее 2-3 раза, можно повторить только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Повторяя строчки, дети лучше усваивают со­держание сказки и учатся интонационно передавать слова ее героев, что способствует развитию голоса, речевого слуха. И пусть пока они повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы для самостоятельного раз­вития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие об­разы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т.п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закреп­ляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх.

Отвечая на вопросы, дети строят свои высказывания только из 1-2 простых предложений, но это уже подготовка к обучению рассказыванию.

Конечно, много вопросов малышам задавать не следует, но 2-3 вопроса, вы­ясняющие, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребенка, задать надо.

Запоминание сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей, надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, вхо­дили в их активный словарь, а для этого следует чаще повторять их в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова как сочетание звуков, не постигнув их значения. Задача - научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.

Если после каждого занятия повторять, закреплять новые слова, преподно­сить их в самых разнообразных сочетаниях, дети будут лучше усваивать лек­сику и строй языка. Особое внимание надо уделять Формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способности глубже вни­кать в содержание. Дети ярче выражают свое отношение к героям и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувств.

После чтения сказки необходимо проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное ее содержание, и художественные достоин­ства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились ими.

Вопросы педагога должны быть направлены на осознание детьми основного содержания и харак­теров героев сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

И в средней и в старшей группе продолжается работа над обогащением сло­варя, над грамматическим строем речи. Продолжается эта работа и в подгото­вительной группе, а также дополняется введением таких литературных прие­мов как сравнение, эпитеты, ознакомлением с синонимами, антонимами. Т.о. ознакомление с художественной литературой, в частности со сказкой, влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь.

Значительный нравственный, этический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией эти­ческих представлений русского народа. В них, как и в других видах народ­ного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной лаконичной форме.

К.Д. Ушинский писал: « Пословицы и поговорки – это животрепещущие проявления народного слова, вылетевшие прямо из его живого, глубокого источника – вечно юной, вечно развивающейся души народа…Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание жизни, как объясняя ему значение народных пословиц и поговорок…»

Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У младших дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем воспитатели должны активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.

Значительное воздействие и развитие речи у детей может оказать от­гадывание и придумывание загадок. Загадка - одна из малых форм УНТ, в кото­рой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, непосредственно окружающих человека в быту, в природе. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление метафорического образа (олицет­ворение, сравнение, ритмическая организация) способствует формированию образной речи.

«Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы…» - утверждает в своих работах Ф.А. Сохин.

Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению.

Не меньшую роль в развитии речи дошкольников могут сыграть русские народные песни, потешки, колыбельные песни. Их разнообра­зие способствует освоению грамматического строя речи, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону. Фонематическое восприя­тие развивается за счет особой интонационной организации.

Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, каток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.

Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дошкольники хорошо владеют его содержанием, целесообразно предложить им ответить на вопросы, направленные на развитие поэтического слуха младшего дошкольника, умения находить в небольшом тексте художественно - выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др.), выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.

И особо хотелось бы остановиться на использова­нии, потешек как средства формирования разных сторон речи.

Потешки могут использоваться в рабо­те с целью развития речи младших дошкольников практи­чески с первых дней обучения. Их содержание позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последо­вательно сменяющимися действиями. Ценность их в том и состоит, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек очень динамично, богато гла­голами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

Если дети сами инсценируют потешку, педагог надева­ет им на головы шапочки птиц. На детском столе стоит чашка. Стол желательно покрыть зеленой тканью или бу­магой (луг). Двое детей изображают птиц. Помахивая ру­кавами (крыльями), они «подлетают» с разных сторон к столу, делают движения, изображая, как клюют птицы из чашки. На слово «улетели» убегают от стола. Цель — разви­тие внимания к речи взрослого, выполнение действий вмес­те со словами, непроизвольное запоминание потешки.

Произведения фольклора, в том числе и потешки, по­строены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. А это способствует запоминанию слов, а затем и активно­му употреблению.

Потешки часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно-ласкательным значением слова. Это обстоя­тельство имеет большое значение как для усвоения, так и для употребления этих слов детьми в речевой коммуни­кации. На определенном этапе развития речи они состав­ляют «особый», свойственный детям словарь, который доступен значительно раньше, чем номинативная форма, и которым родители часто пользуются в общении с детьми.

Приведем пример упрощенных слов, более доступных для детей в произносительном плане: кошка — киса, киска, котя; петух — петя; заяц — зайка и т. д.

На определенном этапе развития речи необходимо включение в активную речь детей слов, обозначающих действия. Они являются основными речевыми средствами, обеспечивающими построение побудительной речи сначала в форме однословного обращения, а затем и в форме пред­ложения.

В потешках, как правило, широко представлены слова, обозначающие действия. Они могут в значительной мере пополнить словарь детей. С использованием многих поте­шек можно легко продемонстрировать действия, обозна­ченные словом, и тем самым связать само слово с дейст­вием. (Вспомним потешки «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и т. д.)

В потешках, как и в других произведениях устного народного творчества, часто встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их по­могает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы (например, водичка, солнышко, котенька, деточка, роток, зубок и т. д.).

Произведения фольклора способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах, например в полной и уменьшительно-ласкательной форме. Так, в потешке!

Уж ты, котенька, коток.

Котя, серенький хвосток.

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать...

Название кота дается в трех вариантах: котенька, котя, коток. Аналогично: петя, петенька, петушок и т. д. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствует переходу к языковым обобщениям.

В произведениях устного народного творчества часто употребляются постоянные эпитеты. Они как бы «перехо­дят» из одного произведения в другое, характеризуя внеш­ние признаки предметов. Многократно прослушивая их, дети непроизвольно запоминают словосочетания и одно­временно усваивают не только их смысловое значение, но и правила согласования слов в той или иной грамматиче­ской форме. Например: серенькая кошечка, масляна голо­вушка, белые гуси, коза рогатая, зайки белые, зайки се­рые, береза белая и т. д. В различных произведениях фольклора, в том числе и в потешках, мы обнаруживаем большое количество диало­гической и обращенной речи.

В произведениях устного народного творчества встре­чаются и количественные числительные, которые, как пра­вило, употребляются в числовом ряду от одного до пяти-шести. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непро­извольно запоминают числовой ряд.

Потешки целесообразно также использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей составлению описательных рассказов.

Для использования в работе литератур­ных произведений их следует отбирать с учетом коммуни­кативных навыков детей и речевого содержания самих художественных произведений. На разных этапах обучения одни и те же произведения могут использоваться с разными целями: то для развития восприятия речи, то для развития речевых средств, то для развития речевой коммуни­кации.

Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». (С. Л. Рубинштейн). Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.

По словам Усовой А.П. «…словесное устное народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа…»

Таким образом, использование детьми в речи разнообразных форм устного народного творчества – важнейшее условие своевременного речевого, литературного, художественного и интеллектуального развития.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!