СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устное собеседование для учителей русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На школьном  методическом объединении гуманитарного цикла учитель проводит мастер-класс для своих коллег

Просмотр содержимого документа
«Устное собеседование для учителей русского языка и литературы.»

Мастер-класс

для учителей русского языка

и литературы



«Устное собеседование»

















Сообщение подготовила:

учитель русского языка

и литературы Т.В.Щербакова



















Мастер- класс

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, я очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

  • Необычные уроки помогают проявить себя с неизвестной стороны.

  • Необычные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.

  • Необычные уроки учат детей рассуждать и принимать решения.

  • Необычные уроки учат работать в команде.

  • Сегодня мы попытаемся провести устное собеседование для обучающихся 9 класса.

"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Пусть наши дети удивляются, а через удивление начинают мыслить. Создавая условия для рождения мысли: учебной, научной, происходит переход от мысли к действию.

У меня в руках три конверта:

1 конверт с текстом для выразительного чтения и пересказа с включением цитаты.

2 конверт - клише монологов.

А в этом конверте находится изображение

«Диалог»-карточки

Зачем? Для чего?

1приём. Чёрный ящик

2 приём «Что бы это значило?».



- Давайте попробуем назвать предметы, что находятся в чёрном ящике?

В чёрном ящике - георгиевская ленточка, генеалогическое древо, старая фотография.



Зачем на уроке эти предметы?

О чем мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке?



Подсказки:

Это необходимый атрибут мая?

А это есть у всех в старом альбоме.

Кто-то его составит, а Иван, не помнящий родства, составить не сможет.

Правильно!

Сегодня мы с Вами не учителя, а обучающиеся 9 класса. И урок у нас необыкновенный-«Устное собеседование».

Давайте попробуем свои силы.



ВАРИАНТ 1

ЧАСТЬ 1

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.


Задание 1. Чтение текста

Выразительно прочитайте вслух текст о Герое Советского Союза, участнике Великой Отечественной войны Ива́не Дми́триевиче Ва́ничкине (1912-2009)

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Ива́н Дми́триевич Ва́ничкин родился в крестьянской семье. После начала войны имел бронь как тракторист, отец четырёх детей. В 1942 году вступил в партию, тогда же ушёл добровольцем в Красную Армию. С июля 1942 года на фронте. Служил в противотанковом взводе артиллерийской батареи 174-го гвардейского стрелкового полка 57-ой гвардейской стрелковой дивизии. Сначала был приставлен к лошадям ездовым, потом выучился на заряжающего и наводчика. Позднее стал командиром огневого взвода артиллерийской батареи.

Боевое крещение принял под Урюпинском в сражениях с итальянскими частями. В бою 2 февраля 1944 года за село Шевченково Никопольского района Днепропетровской области полк отразил 7 атак противника, из которых 4 было танковыми. Против участка, на котором действовало орудие Ваничкина, действовало до 17 вражеских танков. После шестой вражеской атаки весь расчёт орудия, кроме Ивана Дмитриевича погиб, сам он был тяжело ранен и контужен, но в одиночку отражал 7-ю атаку, после чего потерял сознание. В том бою Ваничкиным было уничтожено 2 штурмовых орудия «Фердинанд», занимаемый рубеж был удержан.

В госпитале г. Кривой Рог после тяжёлого ранения Ваничкин провёл почти полгода, после чего был комиссован как инвалид 2-й группы. За время боёв он уничтожил 2 штурмовых орудия «Фердинанд», 4 средних танка и до сотни солдат и офицеров противника.

(195 слов)

Задание 2. Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст об Ива́не Дми́триевиче Ва́ничкине, включив в пересказ его слова:

«Знаю: все равно все утечет, изменится, и нас не будет. Но жить хорошо! Хочется жить».

Подумайте, где лучше использовать слова И.Д. Ваничкина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


У Вас есть 2 минуты на подготовку.

При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».

Поле для заметок

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 2

Внимание! Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.


Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы:


Тема 1. Акция «Бессмертный полк» (на основе описания фотографии).

Тема 2. Расскажите о вашей семейной традиции (повествование на основе жизненного опыта).

Тема 3.Нужно ли знать историю своей семьи? (рассуждение по поставленному вопросу)


У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы.

Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.


Тема 1. Акция «Бессмертный полк»

Карточка участника собеседования. К заданию 3.

Монологическое высказывание


Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

· место и время проведения мероприятия;

· событие, которому посвящено мероприятие;

· присутствующих на акции;

· общую атмосферу мероприятия и настроение участников.


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _



Карточка собеседника-экзаменатора. К заданию 4

Диалог


1)Расскажите, что вы знаете об акции «Бессмертный полк»?

2)Принимали ли Вы участие в данной акции?

3)Знаете ли Вы о жизни Ваших предков, участников Великой Отечественной Войны?



Тема 2. Семейные традиции

Карточка участника собеседования.

К заданию 3.

Карточка собеседника-экзаменатора. К заданию 4.


Монологическое высказывание


Расскажите о Вашей семейной традиции.


Не забудьте рассказать,

· когда и как появилась эта традиция;

·кто участвует в подготовке к мероприятию;

·как проходит это мероприятие;

· почему Вам нравится эта традиция


Диалог


1)Как Вы считаете, зачем нужны традиции в каждой семье?

2)Когда Вы создадите свою семью, какие традиции Вы сохраните?

3)Вы больше любите само мероприятие или подготовку к нему? Почему?

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


Тема 3. Нужно ли знать историю своей семьи?

Карточка участника собеседования.

К заданию 3.

Карточка собеседника-экзаменатора.

К заданию 4.


Монологическое высказывание

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  • Что такое история семьи?

  • У каждой ли семьи есть своя история?

  • Зачем знать о прошлом своих родственников?

Диалог

1) Что такое родословная?

2) Что может помочь при составлении родословной?

3) Как Вам кажется, нужно ли знать свою родословную и зачем?



Подсказки

История

Акции, приуроченные к празднованию Дня Победы, участники которых несли портреты ветеранов, проводились в разных городах России начиная с 1960-х годов под различными названиями.

Первая акция "Бессмертный полк" в современном формате состоялась 9 Мая 2012 года в Томске. Около 6 тыс. человек прошли колонной по городу, неся портреты участников войны. Организаторами стали журналисты Томской медиа-группы. Тогда же участникам "Бессмертного полка" было предложено опубликовать истории своих родственников-ветеранов на сайте.

В 2013 году акцию повторили уже 15 городов, в том числе Москва и Санкт-Петербург.

В 2014 году она была проведена более чем в 500 городах России, а также в Израиле и Белоруссии. Общее число участников достигло 500 тыс.

В 2015 году в акциях "Бессмертного полка" приняли участие, по разным данным, от 4 до 12 млн человек в России и 20 зарубежных странах, в том числе в Германии и США. В Москве 9 мая в честь 70-летия Победы по Красной площади прошли около 500 тыс. человек. Среди присоединившихся к шествию в столице был президент РФ Владимир Путин, который нес портрет своего отца - фронтовика Владимира Спиридоновича. Глава государства участвовал в акциях "Бессмертный полк" и в следующих годах.

В 2016 году в Москве в шествии приняли участие 700 тыс. человек, всего в России - 6,2 млн. За рубежом оно охватило 40 стран, включая США, Германию, Украину и страны Прибалтики.




Сочинение «Мои семейные традиции»

 

  В моей семье есть правила и традиции. Наша важная традиция – это гостеприимство и уважение к гостю. Всегда гостей нужно принимать с улыбкой и провожать. Гостеприимство - основа семьи и мы стараемся угодить гостю. Нам приятно доставлять гостям и близким удовольствие, дарить им подарки.

   По случаю семейных торжеств мы собираемся все за большим столом, отмечаем дни рождения, именины, юбилеи и другие праздники. Сидя за столом мы обсуждаем как прошли наши дни и что интересного произошло с нами. Любовь к семье – самая основная традиция нашей семьи. Ведь без любви и без дружбы не будет самого хорошего, а мы стараемся выражать свою любовь!


Сочинение-рассуждение

«Нужно ли знать историю своей семьи?»

Каждый человек, даже если у него нет родственников, должен постараться узнать историю своей семьи. Это поможет понять многое о самом себе. Так сказал мой дедушка Саша — папа моего папы.

Он показал мне серебряные и медные монеты, отчеканенные до революции, книги, изданные в 1913 году, старые фотографии на пожелтевшей бумаге с отметкой фотомастера, серебряные ложки, на которых проштампован 1886 год.

Дедушка сказал, что все это осталось в память об его прапрадеде, который был очень богатым промышленником в городе Челябинске. Женат он был на дворянке, закончившей в Санкт-Петербурге Смольный институт благородных девиц — высшее женское учебное заведение.

Потом мы рассматривали офицерский планшет отца моей прабабушки, который погиб в 1943 году на Ленинградском фронте. Оказалось, что узнавать о своих предках и их жизни очень увлекательно. Я стала расспрашивать родителей, бабушек, дедушек и всех наших родственников. Каждый рассказывал что-то интересное.

Я узнала, что родители моей мамы (дедушка Витя и бабушка Таня) долго жили в Ташкенте, и мама родилась в этом городе. Тогда Узбекистан был республикой в составе СССР. Мне стало понятно, почему мама каждый день варит вкусный компот из сухофруктов и почему она не очень любит нашу сибирскую зиму.

Дедушка Витя родился на Украине, он строитель, работал во многих республиках Советского Союза. Его отец и дед тоже строители. Дедушка и сейчас руководит большой строительной фирмой.

Бабушка Оля (папина мама) родилась в необычном месте, прямо в горах Саянах, потому что родители работали геологами. Их экспедиция искала в горах редкие металлы (вольфрам, молибден) и золото.

Бабушка Оля рассказала, что ее прадед по отцу Станислав Антонович родом из Польши. Он был самым младшим в большой обедневшей дворянской семье. В 1914 году он принял участие в Первой мировой войне. К ее окончанию Станислав Антонович оказался в одной из деревень Томской области. Там он прожил всю оставшуюся жизнь, работая бухгалтером.

Узнавать историю семьи и интересно и полезно, потому что это помогает понять многие вещи. Например, некоторые черты характера проявляются через несколько поколений. Тогда становится понятно, почему кто-то из близких людей поступает так, а не иначе.

Я еще только начала знакомиться с моими далекими предками, но постараюсь выяснить о них как можно больше.




Материалы для подготовки к итоговому собеседованию:

  • Нарушевич, Смеречинская: ОГЭ-2018. Русский язык. 9 класс. Готовимся к устному собеседованию. Практикум

  • Егораева Г.Т ОГЭ 2018. Русский язык. Тренажёр. Итоговое собеседование для выпускников основной школы. 

  • Егораева Г.Т Итоговое собеседование по русскому языку ОГЭ 2018. Типовые задания. 30 вариантов.

  • Васинькова И.Н., Карелина Л.В. Русский язык 9 класс. Устное собеседование в ОГЭ: теория и практика подготовки 2018.

  • Мальцева Л.И. Русский язык 9 класс. Итоговое собеседование.

  • Лободина Н.В. Русский язык. 9 класс. Подготовка к устной части экзамена.



Рекомендации

1. В задании 1 (чтение текста вслух) важно читать текст с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.

2. Задание 2 (пересказ с включением цитаты) оценивается по следующим критериям: сохранение при пересказе микротем текста, фактическая точность, уместность и логичность включения указанной цитаты в пересказ.

3. Задание 3 (монолог) проверяет ваше умение строить монологическое высказывание по теме. Важно раскрыть тему в соответствии с выбранными условиями речевой ситуации, соблюдая требования логичности речи.

4. Задание 4 (диалог) оценивает вашу способность понимать поставленные экзаменатором вопросы (по теме задания 3) и давать на них точные развернутые ответы, соответствующие речевой ситуации. Постарайтесь ответить на все три вопроса, избегайте односложных ответов. В соответствии с речевой ситуацией вы можете высказать свое мнение по теме, сравнить его с другими, привести пример из жизни или литературы, обратиться к истории вопроса, включить в ответ элементы описания рассматриваемого лица/ предмета/ события и др.

5. Старайтесь говорить грамотно, используйте разнообразную лексику и синтаксические конструкции, не искажайте слова. За богатство речи, отсутствие грамматических, орфоэпических и речевых ошибок в заданиях 1 и 2 суммарно можно получить до 4 баллов, как и в заданиях 3 и 4 (суммарно до 4 баллов). В целом грамотная речь на собеседовании может принести вам 8 баллов.

Запоминалка

Чтобы легко и быстро запомнить ударение в словах, риф­муйте их и превращайте в короткие и запоминающиеся фразы. Задание: по очереди произнести запоминалку:

  • В этом племени обычай пополам делить добЫчу.

  • Чтоб в старости не горевать, детей не надо баловАть.

  • Не нужно деду посоха, уж высохло всё дОсуха.

  • Ну не будь ты как кремЕнь, съешь хотя б один пельмень,

  • А чтоб было чем жевать, надо зуб пломбировАть!

  • Новые скандалы связаны с вандАлом.

  • Во-пЕрвых, сегодня я на нервах...

  • Лишь зашёл в театр мэр, оглянулся весь партЕр

  • Убери из шкафа сор и поставь туда фарфОр.

  • Наш малыш-проказник псов соседских дрАзнит.

  • Колодец нужно углубИть, чтоб можно было воду пить.

Задание№ 3

Перед вами клише. Вы должны выбрать свой вариант и подготовить монолог.

У вас на подготовку 1 минута

Раздаточный материал: старое фото, иллюстрация для повествования и тема для рассуждения


КЛИШЕ ДЛЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

 

Описание фотографии

1.   Передо мной интересная фотография.

2.    На ней изображен(а)…………..

3.     Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

4.     Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)

5.     На переднем плане мы видим….

6.     Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).

7.     Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …

8.     На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)

9.     Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).

10.   Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

 

Рассказ на заданную тему

 1.    Я хочу рассказать об одном интересном событии - ….

 2.    Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).

 3.    Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).

 4.    К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).

5.     И вот наступил долгожданный день.

6.     Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..

7.     Кроме того, мы увидели ….

8.     Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….

9.     Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……

10.   Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.

 

 Рассуждение на заданную тему

1.     Мне предложили порассуждать на интересную тему.

2.     (Произнести заданную для монолога тему).

3.     Попробую изложить свою точку зрения.

4.     Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).

5.     Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).

6.     (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…

7.     Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…

8.     Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).

9.     (Ответ на последний вопрос)

 10.  Таким образом, (сделать общий вывод).



Приложение 1

Склонение числительных

 Все числительные склоняются по падежам:

Какой?

Скольких?

Какого?

Скольким?

Какому?

Сколько?

Какого?

Сколькими?

Каким?

О скольких?

О каком?

шесть

двое

восьмой восьмая восьмое

шести

двоих

восьмого восьмой восьмого

шести

двоим

восьмому восьмой восьмому

шесть

двоих

восьмого восьмую восьмого

шестью

двоими

восьмым восьмой восьмым

о шести

о двоих

о восьмом о восьмой о восьмом

 Склонение количественных числительных.

Целые числительные.

1) Числительное один склоняется как местоимение этот.

2) Числительные дватричетыре имеют особую форму склонения:

3) Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные 3-го склонения (см.выше).

4) Числительные сорокдевяностосто имеют лишь две падежные формы: - в именительном и винительном падежах – сорок, девяносто, сто; - в остальных падежах – сорока, девяноста, ста.

5) Числительные от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот при склонении изменяют обе части:

Склонение целых числительных 40, 90, 100, от 50 до 80, от 200 до 900

Числительные СОРОКДЕВЯНОСТОСТО при склонении имеют лишь две формы: в И. и В. падежах — сорок, девяносто, сто, в остальных — сорока, девяноста, ста. У сложных числительные от ПЯТИДЕСЯТИ до ВОСЬМИДЕСЯТИ изменяются обе части по типу III склонения. У сложных числительных от ДВУХСОТ до ДЕВЯТИСОТ при склонении изменяются обе части: первая часть — как простое числительное, вторая — как существительное во множественном числе. 6) Числительные тысячамиллионмиллиард склоняются как существительные.

 У составных количественных числительных склоняются все слова:

 Дробные числительные.

В дробном числительном склоняются обе части: первая – как количественное числительное, обозначающее целое число, вторая – как порядковое числительное во множественном числе:

 Собирательные числительные.

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе:

Склонение числительного оба.

Числительное оба имеет общие формы для мужского и среднего рода и особые для женского рода:

 Склонение порядковых числительных

У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово:

тысяча девятьсот восемьдесят шестого (одушевл)

тысяча девятьсот восемьдесят шестой (неодушевл)

Творительный падеж

тысяча девятьсот восемьдесят шестым

Предложный падеж

о тысяча девятьсот восемьдесят шестом

 Особенности склонения простых порядковых числительных:

1) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже:

2) Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в именительном падеже и пишется с большой буквы:

Мы готовимся к празднику Восьмое марта.

Приложение 2

Текст 1.

Вы, наверное, слышали о пыльной буре, пронёсшейся над нашей страной в начале 1969 года? Сильнющий ветер, сорвав с полей снежное одеяло, поднял тогда в воздух тысячи тонн земли.

В 1928 году пыльная буря унесла с полей Украины в Польшу и Румынию 15 миллионов тонн плодородной земли. Для перевозки такого количества почвы по железной дороге понадобилось бы шесть тысяч составов. Двое суток бесновался ветер.

Пыльная, или, как её ещё называют, чёрная, буря разорила в 1934 году в США тысячи фермеров. Более 200 миллионов тонн земли сдул ветер с распаханных пространств Техаса и Оклахомы. Почти трёхсантиметровый слой почвы унесла эта буря. А ведь именно в верхнем слое земли и «запрятан» будущий урожай. Природе для создания трёхсантиметрового слоя почвы надо от 300 до 1000 лет, в зависимости от климатических условий.

(Л. Ильина)





Текст 2.

11 мая 1900 года корабль, названный именем древней богини «Аврора», торжественно спустили на воду. Так «Аврора» оказалась ровесницей XX века, века техники и грандиозных событий.

По тем временам это был сильный крейсер. Его артиллерия состояла из восьми 152-миллиметровых орудий и 24 пушек калибром 75 мм, водоизмещение корабля превышало 6700т. Три машины общей мощностью 11610 лошадиных сил обеспечивали полный ход в 20 узлов, то есть около 37,2 км в час. Экипаж состоял из 550 матросов и 20 офицеров.

Полный запас углы на «Авроре» позволял ей идти без захода в порты 4000 миль.

(И. Квятковский)

Приложение 3

Совет №1. Фантастическая история

 

Исключите из списка те слова, ударение в которых вы определяете безошибочно. Сосредоточьтесь на оставшихся. Распределите их в отдельные группы по какому-либо признаку. Например, в 1-ую группу внесите слова с ударением на первом слоге, во вторую - с ударением на втором и т.д. Для быстрого заучивания слов из каждой группы, попробуйте придумать с ними какую-нибудь историю (это может быть одно предложение или небольшой текст). И чем она будет фантастичнее и неправдоподобнее, чем ярче будут созданные вами образы, тем быстрее вы запомните нужные слова.

Например, необходимо запомнить следующие слова:

временщИк

диспансЕр

духовнИк

еретИк

каталОг

некролОг

приговОр

Составляем с ними предложение:  

ВременщИк, духовнИк и еретИк поехали в диспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга получили некролОг с приговОром.



Совет №2. Рифмовки

Выучите эти несложные стихотворения с зарифмованными словами с трудным ударением. На экзамене они вам очень помогут! 



1. Долго ели тОрты –
    Не налезли
 шОрты!



2. ЗвонИт звонарь,
    
ЗвонЯт в звонок,
    Чтоб ты запомнить верно смог.



3. Фёкла красная, как свЁкла! или  
    В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!



4. Срубили ель, сорвали щавЕль.



5. Не говори катАлог, а только каталОг. 

    А твОрог? 

    Можно твОрог, а можно и творОг!



6. Как у нашей Марфы
   Есть в полоску 
шАрфы!



Попробуйте сами придумать подобные рифмовки с нужными вам словами.

Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:

кремЕнь - ремЕнь

кОнусы - бОнусы, кОнусов - бОнусов

крАны - рАны

столЯр - малЯр

цепОчка - пОчка

щавЕль залез на Ель

  

Совет № 3. Происхождение слова




Размышления о том, как образовалось данное слово, тоже могут помочь сориентироваться в ударении.



Рассмотрим несколько примеров:


вероисповЕдание - 
от "веру исповЕдать"

знАчимость - от прил. "знАчимый"

Отрочество - от "Отрок" (подросток)

слИвовый -  образовано от "слИва"

опОшлить, опОшлят - от слова "пОшлый" 


Есть в русском языке слова, вошедшие в наш язык из французского языка, в котором ударение ставится всегда на последний слог, и эти слова не утратили свою "родную" традицию:


диспансЕр
 (слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз.)

жалюзИ

партЕр

экспЕрт


А вот в немецком языке ударение в словах падает на второй слог:

квартАл
дефИс



Совет № 4. Ряды слов


Можно также составить целые ряды слов с одинаковым ударением. Например:


каталОг

диалОг

монолОг

некролОг 


киломЕтр

сантимЕтр

децимЕтр

миллимЕтр


мЕстностей ( род.п.мн.ч)  

пОчестей

чЕлюстей

но! новостЕй


мусоропровОд

газопровОд

нефтепровОд

водопровОд


призЫв

позЫв

отзЫв (посла)

созЫв 

но! Отзыв (на публикацию)



столЯр

малЯр

доЯр

школЯр

шофЁр

киоскЁр 

контролЁр

прозорлИва (краткое прилаг. ж.р).

смазлИва

суетлИва

болтлИва

но! прожОрлива

баловАть

баловАться

избаловАть

разбаловАть

но! бАловень (судьбы) 

опломбировАть

формировАть

нормировАть

сортировАть






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!