СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устное народное творчество

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устное народное творчество - внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2-б классе

Просмотр содержимого документа
«Устное народное творчество»



МБОУ «Билярская средняя общеобразовательная школа» Алексеевского муниципального района РТ









Внеклассное мероприятие по литературному чтению

2 класс





Интеллектуально – развивающая игра

по произведениям устного народного творчества

















Учитель: Паранева Т.В.





2014 – 2015уч.год

задачи: - уточнить знания учащихся о жанрах устного народного творчества;

- способствовать проявлению творческих способностей учащихся;

- развивать речь, мышление, память, воспитывать интерес к фольклорному наследию нашей Родины.

Оформление, оборудование: диски с русскими народными песнями; магнитофон; ватманы с пословицами; маркеры; музыкальные инструменты; информационные карточки с частушками, скороговорками, небылицами; призы для конкурсов.

Ход мероприятия:

Добрый день, дорогие друзья! Наша сегодняшняя игра посвящается интереснейшей теме – устному народному творчеству.

Русская культура богата своими традициями, обычаями и обрядами, связанными с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов. Жизнь русского народа отразилась в его творчестве, с которым мы встречаемся с раннего детства. Это и хитрые загадки, волшебные колыбельные песни, забавные потешки и прибаутки, мудрые пословицы, торжественные былины о славных подвигах богатырей, защитников земли русской и, конечно же, сказки – героические, волшебные, бытовые. И сегодня мы собрались, чтобы ещё раз прикоснуться к чуду народного творчества.

Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

Хоть и более привычны нам полёты на Луну,

Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину.

Вместо слов «устное народное творчество» иногда говорят «фольклор», что в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное знание».

Фольклор сопровождает человека на протяжении всей жизни. Знакомство с ним начинается с самых первых дней существования человека на Земле.

1 станция «Колыбельная песенка»

- А бабай, бабай, бабай,

Ты, собаченька, не лай,

И, гудочек, не гуди,

Нашего Ваню не буди.

- А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи.

Они сели на ворота,

А ворота: скрип, скрип!

Не будите у нас Ваню,

У нас Ваня спит, спит.

– Как называются такие песни? (Колыбельные)

– Кто из вас может исполнить колыбельную песню?

(Дети готовились к этой игре, поэтому несколько человек исполнят колыбельные).

Задание: «Убаюкай ребёнка»


2 станция «Потешки»

Потом начинаются самые первые игры, потешки. «Идёт коза рогатая...», «Ладушки». Посадит отец Ваню на ногу и качает:

Ехали по кочкам, по кочкам, кочкам.

По маленьким цветочкам, цветочкам, цветочкам.

В ямку бух!

Задание : «Малыш плачет, нужно его развеселить» ( рассказать потешку)

3 станция: «Отгадай загадку»

Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Мы предлагаем вам попробовать себя в конкурсе «Загадочная загадка»

Начинаем с загадок о человеке:

• Их не сеют, не сажают –

Они сами вырастают. (Волосы)

• Тридцать молотят –

Один поворачивает. (Зубы и язык)

• Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)

Затем загадывали о том, что ближе всего к человеку – об одежде, доме:

• Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)

• Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

• Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)

Потом круг расширяется: загадывали про огород, сад, поле, пасеку, животных:

• Не огонь, а жжётся. (Крапива)

• Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,

Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)

• Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла (Картофель)

А последними шли загадки о снеге, молнии, громе, о звёздах и месяце – обо всём, что казалось в древности самым непонятным и загадочным.

• Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)

• Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)

• Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)

Задание №3 «Отгадайте загадки и разложите их по конвертам: «Животные», «Овощи», «Инструменты».

4 cтанция «СЧИТАЛКИ И СКОРОГОВОРКИ»

Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки .

  • Все бобры для своих бобрят добры.

  • Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

  • У пеньков опять пять опят.

  • Кот ловил мышей и крыс. Кролик лист капустный грыз.

  • Коси, коса, пока роса. Роса долой – и нам домой.

  • Галка села на забор, Грач завел с ней разговор


Задание «Проговорить скороговорки и рассказать считалки»

5 станция «Небылицы в лицах». Следующий вид УНТ –это нелепицы, нескладухи, небывальщины – в них всё нарочно перепутано, перемешано, соединено то, что соединиться никак не может.

Небывальщины-небылицы,

Лежат в бабушкиной светлице,

Завёрнуты в тряпицы,

В медном ларце,

На дубовом поставце,

Кого хочешь – позабавь,

А ларец обратно на место поставь.

1.А у нас во дворе

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.


2.На заборе сидит утка,

Песню звонкую поёт,

А Егорова старуха

Сено свежее жуёт...



3.Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашёл,

Сам заплакал и пошёл...


4.Здорово ,кума!

– На рынке была.

– Ты что, кума, глуха?

– Купила курицу и петуха.

– Прощай, кума!

– Пять алтын дала.

5.- Федул, чего губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Зашить можно?

- Да иглы нет!

- А велика дыра?

6. - Сынок, сходи на речку за водицей.

- Брюхо болит.

- Сынок, иди кашу есть.

- Ну, раз мать велит, надо идти.

- Один ворот остался.

Задание: «Рассказать две небылицы от каждой команды»



6 станция: «Собери пословицу»

«Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться.

Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Опыт общения, поведения, культуры, мудрости старались передать новым поколениям наши предки. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее.

Задание № 6 «Паутина пословиц». Нужно соединить начало и конец пословиц. У кого быстрее это получится, тот и станет победителем


  1. Закончи пословицу.

  2. - Без труда не вытащишь….

  3. - Поспешишь…

  4. - Старый друг лучше…

  5. 2. Закончи пословицу.

  6. - Глаза боятся, а……

  7. - По одежде встречают….

  8. -Семь раз отмерь…

  1. - Волков бояться…

  2. - За двумя зайцами погонишься -...

  3. - Гора с горой не сходятся, а …

  4. - Век живи…..

  1. 7 станция «Частушечный переполох»

  1. Частушка — ещё один интереснейший фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишием), юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Язык частушек по краткости, ясности близок к языку пословиц, а по своей эмоциональной окраске и выразительности, пожалуй, значительно выше. Частушки таят в себе неисчерпаемый источник поэзии, чистой, искренней, глубокой. И сейчас мы приглашаем вас на «Частушечный переполох».

  1. 1.Сколько раз я зарекалась

  2. Под гармошку песни петь.

  3. Как гармошка заиграет,

  4. Не могу я усидеть.

  5. 2.Если б не было воды,

  6. Не было б и кружки.

  7. Если б не было девчат,

  8. Кто бы пел частушки?

  9. 3. Эх, топни, нога,

  10. Топни правенькая.

  11. Я пойду плясать,

  12. Хоть и маленькая.

  13. 4. Пропоём мы вам частушки

  14. Замечательны таки,

  15. Что пойдут плясать старушки,

  16. Затанцуют старики.

  1. Скажите, пожалуйста, ребята, какой жанр УНТ имеет другое название «старинка»? (ответы детей) Конечно же это русские народные былины! Вашему вниманию предлагается блиц-опрос «По страницам русских былин» Итак, приготовьтесь ответить на вопросы.

  2. Вопросы.

  3. Назовите самых известных русских богатырей.

  4. С кем сражался Алёша Попович? (Тугарин Змей)

  5. Какой великий русский художник написал картину «Богатыри»? (Виктор Васнецов)

  6. Назовите озеро, в котором Садко поймал рыбу Золотое перо (Ильмень).

  7. Кто из русских богатырей победил Соловья Разбойника? (Илья Муромец)

  8. Назовите двух богатырей, соперником которых был Змей Горыныч. (Добрыня Никитич, Никита Кожемяка)

  9. Назовите родной город Садко (Новгород)

  10. Отчего, согласно легенде, умер Вещий Олег? (от укуса змеи)

  11. На каком музыкальном инструменте исполнялись былины? (гусли)

  12. 1 ведущий. Пестушка (от слова «пестовать», то есть «нянчить, холить») — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

  13. Потягунюшки, порастунюшки,

  14. Поперек толстунюшки,

  15. А в ручки фатюнюшки,

  16. А в роток говорок,

  17. А в головку разумок.

  18. Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

  19. Похожей на потешку является и прибаутка – стихотворная, короткая, весёлая история, которая рассказывала мама своему ребёнку. И сейчас мы объявляем «Потешно-прибауточный марафон». Приглашаем для участия 2 группы по 3 человека. Ваша задача называть по очереди потешку или прибаутку. Чья группа больше назовёт, та и станет победителем марафона.

  20. Звучит музыкальная композиция «Утушка луговая»

  21. Педагог. Вот и закончилось наша игра, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. В следующий раз мы поговорим о сказках. А чтобы наша встреча прошла увлекательно и интересно, надо прочитать как можно больше русских народных сказок. Большое спасибо всем участникам!

  22. МБОУ «Билярская средняя общеобразовательная школа» Алексеевского муниципального района РТ

  23. Внеклассное мероприятие по литературному чтению

  24. 2 класс

  25. Интеллектуально – развивающая игра

  26. по произведениям устного народного творчества

  27. Учитель: Паранева Т.В.

  28. 2014 – 2015уч.год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!