СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устное народное творчество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устные народные произведения представляют большую общественную ценность. Содержание фольклора, его отдельных жанров и произведений составляют народный быт собственного народа, его миропонимание. Поэтому очень важно обращаться к фольклору на уроках литературного чтения в начальных классах. С помощью фольклорных произведений ребенок расширяет свой кругозор, также воспитывает патриотические чувства. 

Это занятие проведено в игровой форме, где ребята -четвероклассники с удовольствием отвечали на все задания.

Просмотр содержимого документа
«Устное народное творчество»

МОУ «СОШ п.Белоярский Новобурасского района Саратовской области»









«Устное народное творчество»

4 класс











Составила учитель начальных классов МОУ «СОШ п.Белоярский»

Евстифеева Л.В.


2015г.



Цель занятия: повторить с учащимися жанры устного народного творчества

Задачи:

  • Обобщить знания по теме «Жанры устного народного творчества»

  • Развивать представления о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.

  • Развивать выразительную речь, память, сообразительность, фантазию, чувство юмора.

  • Углубить представления о культуре русского народа, его традициях, обычаях

  • Способствовать формированию интереса к жанрам устного народного творчества

  • Воспитывать умение воспринимать прекрасное, умение слушать

  • Воспитывать чувства  доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.

  • Оборудование: презентация, проектор, компьютер, карточки с заданием, иллюстрации.

Ход занятия

-Здравствуйте, ребята!

-Удобно ли вам? Всем ли слышно? Если все готовы –начинаем наше занятие. Посмотрите на доску, что здесь написано? А что означают эти слова?

- Удивительный мир устного народного творчества возник в давние времена, когда люди поклонялись силам природы, не умея объяснять их. Они не понимали, почему день сменяется ночью, гремит гром и сверкает молния, почему одни растения и животные помогают людям, а другие – вредят им. Народ хотел понять, всё, что происходит вокруг, хотел научиться управлять силами природы и не зависеть от них. Мечты и надежды людей на лучшую жизнь, их вера в справедливость и победу над злом нашли отражение в сказках, былинах, песнях, пословицах и поговорках, загадках и считалках.

В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа, Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Вот почему произведения, которые создавались народом и передавались устно – и называются устное народное творчество. 

- Кто скажет цель нашего занятия?

-Чтобы интереснее нам было вспоминать жанры устного народного творчества, мы отправимся с вами в путешествие по некоторым станциям.

-Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете?

-На чем ездил Емеля Дурачок? Слайд 2

-Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит заклинание?

Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо провести это заклинание!

(По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Пословицы») слайд 3

Станция 1. «П О С Л О В И Ц Ы и ПОГОВОРКИ»

-Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности и с той поры сопутствуют народу во всём, на протяжении всей истории. Они являются самым любопытным жанром фольклора. Их изучали многие ученые разных уголков Земного шара, но они до сих пор остаются до конца не разгаданными. Пословицы и поговорки легко запоминаются, так как они имеют рифму. Их не вспоминают без повода и причины, они приходят к нам на память при разговоре, к случаю. Пословицы и поговорки содержат прямой совет, как поступить в данной ситуации, они шагают с нами на протяжении всей жизни, помогая людям общаться, выражать своё мнение и свои чувства.

- В русском фольклоре много пословиц и поговорок. Сейчас мы узнаем, как хорошо вы их знаете. Я начну, а вы кончайте хором дружно отвечайте.
Делу время,---------------------------- потехе – час.

Терпенье и труд --------------------- всё перетрут.

Семь раз отмерь---------------------- один раз отрежь.

-А теперь посмотрите на слайды и попробуйте составить пословицы из предложенных, попарно соединенных, слов.

1.  Дело – смело. Слайд 4

(«Кончил дело, гуляй смело».)

2.  Пером - топором. Слайд 5

(«Что написано пером, того не вырубишь топором»)

3.  Друга - береги. Слайд 6

(«Нет друга - ищи, а нашел - береги».)                                 

4.  Гоп - перепрыгнешь.    Слайд 7                                       
(«Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».)

- Следующее задание такое: Подобрать к началу пословицы её окончание. ( на карточках выполняют парами)

Дело мастера                                                                    то и пожнешь

Яблоко от яблони                                                           не воин

Один в поле                                                                      не далеко падает

Ученье - свет                                                                    не утаишь

Что посеешь                                                                     боится

Шило в мешке                                                                 а не ученье тьма



-Вот и побывали на станции «Пословицы и поговорки», молодцы справились с заданиями команды, чтобы добраться до второй станции, нам тоже надо провести заклинание!

(По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Скороговорки»)Слайд 8

Станция 2 «С К О Р О Г О В О Р К И»

- Много существует скороговорок. Их мы хорошо знаем. Вот давайте и посоревнуемся: кто лучше произнесет скороговорку. Выходите по одному, оторвав лепесток от нашей ромашки, нужно быстро 2 раза проговорить скороговорку. Кто лучше произнесет скороговорку?

1.Слушала старушка

Как куковала кукушка на опушке.

2.Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь не спишь»

Мышонок шепчет мыши:

«шуршать я буду тише».

3.Шел Егор через двор ,

нес Егор с собой топор,

Шел Егор чинить забор.

4.На горе Арарат

Растет крупный виноград.

5.Хитрую сороку

Поймать морока

А сорок сорок-

Сорок морок.

6.

На дворе трава

На траве дрова

Не руби дрова

на траве двора

-Молодцы!

Станция 3. «СЧИТАЛКИ»

-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Считалки») Слайд 9

- Считалки – короткие стишки, применяемые для определения ведущего в игре. Это самый распространённый жанр детского фольклора. Рассказывание и слушание считалки доставляет детям огромное удовольствие. Не каждый может быть хорошим ,,считалочником”: он должен обладать хорошей памятью, непременно быть честным. В основе большинства считалок лежит счет, некоторые из них состоят из бессмысленных слов.

И по сей день, дети пользуются считалками. Посмотрите на слайд и прочитаем: слайд 10

Раз, два, три, четыре, пять.

                             Мы опять идём играть.

                             Встанем в дружный хоровод

                             Город игр всех нас ждёт.

                             Итак, дружок, в дорогу.

- А вы ребята знаете считалки? Расскажите… 

- Ребята, а когда мы используем считалки?     ( Перед началом игры.)


Станция 4. «З А Г А Д К И»

-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Загадки») Слайд 11

- Загадки – это ещё один вид народного творчества. Загадка – это задача, головоломка. Предмет, который загадывается, скрыт, спрятан за другим предметом, с которым он сопоставляется. Например: ,, Два братца пошли в воду купаться.” – Говорится в народной загадке о вёдрах. Вёдра похожи, как братья друг на друга. Зачерпнёт девушка ими в речке воды, вёдра и искупаются.

Есть загадки, в которых указываются признаки предмета. Знаешь, эти признаки – отгадаешь загадку. Например: ,, Зимой беленький, а летом серенький.” Кто это? Ну конечно заяц, который меняет цвет своей шубы в зависимости от времени года.  Интересны загадки, построенные на сравнении. Например: ,, Сижу на дереве, круглая, как шар, красная, как кровь, сладкая, как мёд.” Что это? Это вишня. В загадке она сравнивается с шаром по форме, с мёдом по вкусу, с кровью по цвету. Некоторые загадки сложены в рифму и легко запоминаются. Люди сочиняли загадки обо всём, что их окружало: о человеке, о растениях, о явлениях природы, о вещах.

- Ребята, какие загадки вы знаете? (Загадывают друг другу загадки.)

Ребята, а эти более трудные загадки, они на смекалку и сообразительность.

1. Кто может говорить на всех языках?                                   ( Эхо.)

2. Кто может ткать без станка и без рук?                                 ( Паук.)

3. Что родится без костей?                                                         ( Язык.)

4. Кто всегда идёт и с места не сходит?                                   ( Часы.)

5. Кто хозяин мельницы?                                                           ( Мельник.)

6. От чего гусь плавает?                                                             ( От берега.)

7. Сидит в ложке, свесив ножки. (Лапша.)

8. Четыре ушка, два брюшка. (Подушка.)

9. Из какой посуды нельзя поесть?                                            ( Из пустой.)


Станция 5. «ПЕСНИ И ЧАСТУШКИ»

-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Песни и частушки») Слайд 12

- Народная песня – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Она выражает мысли, чувства, надежды людей. Создавались песни народом. Они сопровождали все случаи жизни: весёлое застолье и горестное событие, рождение ребёнка и игры детей. Девушки в песнях жаловались на свою судьбу; матери, укачивая детей, пели колыбельные песни. Создавались песни об исторических событиях: о войне, о царях и предводителях.

Песни бывают разные: хороводные, колыбельные, лирические, исторические, шуточные.

 Сопровождались песни старинными музыкальными инструментами. Такими как: ложки, трещотки, свистульки, губная гармошка, балалайка, бубен.

  - Ребята, к шуточным песням относятся всеми любимые ЧАСТУШКИ.

Наши ребята приготовили вам некоторые частушки, послушайте их:

                            Как у Бабы, у Яги

                            Нет совсем одной ноги,

                            Но зато есть замечательный

                            Аппарат летательный.

 

                            На сметане я мешён,

                            На окошке я стужён.

                            Круглый бок, румяный бок –

                            Покатился колобок.

 

                             Хитрая плутовка,

                             Рыжая головка,

                             Хвост пушистый – как краса.

                             А зовут меня Лиса.

 

                            Возле леса на опушке

                            Трое нас живёт в избушке.

                             Там три стула и три кружки,

                             Три кровати, три подушки.

 

                            Длинноухий озорник

                            В огород ходить привык.

                            Я по грядкам прыгать стал –

                            Всю капусту потоптал.

 

                             Я зубастый серый волк,

                             Я клыками щёлк да щёлк.

                             Зимой голодный я совсем.

                             Но не бойтесь, вас не съем.

 

Ребята, о чём эти частушки?               ( О сказочных героях.)

- Правильно, и мы взяли эти частушки не случайно, потому что следующая

 станция 6 «Сказки»


-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию «Сказки»)Слайд 15

- Ребята, давным-давно сказки только рассказывали вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей доле для бедняка, об уме и трудолюбии простых людей. Сначала, конечно, сказку придумывал один человек, рассказал другому. Ему она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то ещё, а те в свою очередь ещё кому-то. Когда появилась сказка точно нельзя сказать, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут разговаривать, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.

- Послушайте Незнайку: однажды я целую неделю читал сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.

– «Царевна-Индюшка»;

– «По собачьему веленью»;

– «Иван царевич и зеленый волк»;

– «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;

– «Петушок — золотой пастушок»;

– «Мальчик-с-кулачок»;

– «У страха уши велики»;

– «Лапша из топора»;

– «Как мужик котят делил».

-Я вижу любите вы сказки. Еще вам задание:

  • Летела стрела и попала в болото.
    А в том болоте поймал её кто-то.
    Кто, распростившись с зеленою кожею 
    Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

  • Нет ни речки, ни пруда.
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода 
    В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

  • Отворили дверь козлята 
    И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

  • На окошке он студился 
    Взял потом и укатился
    На съедение лисе. (Колобок)

  • Что за чудо, что за диво 
    Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)

  • Заигралась сестрица.
    Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

- Ребята, посмотрите на слайд, вы видите иллюстрации к сказкам.

Назовите сказку и перечислите героев по очереди.

1.«Гуси лебеди» Слайд 17

2.«Морозко» Слайд 18

3.«Колобок» Слайд 19

4.«Сивка Бурка» Слайд 20

5.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Слайд 21

6. «Конёк - горбунок» Слайд 22

7. « Сказка о золотой рыбке» Слайд 23

8. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Слайд 24

9. «12 месяцев» Слайд 25

10. «Бобовое зёрнышко» Слайд 26

11. «Волк и семеро козлят» Слайд 27

12. «Курочка Ряба» Слайд 28

Подведение итогов:

-И так наше путешествие подошло к концу.

-Что нового интересного узнали из нашего путешествия?

-Чему учит устное народное творчество?

-Какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете?

- Ребята наше занятие подошло к концу. Сегодня мы ещё раз вспомнили некоторые жанры устного народного творчества. Какие вы запомнили? (учащиеся перечисляют.)

Устное народное творчество многогранно, талантливо и увлекательно. Интересуйтесь, ребята, творчеством народа.

А более подробно вы можете познакомиться с устным народным творчеством, прочитав разнообразную литературу. Это отдельные книги со считалками, загадками, пословицами и поговорками, или сборники книг.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!