Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство развития детской речи

Категория: Литература

Первое знакомство маленького человека с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком, осваивает его лаконичность и красоту, приобщается к культуре своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство развития детской речи»

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА, СКАЗКИ) КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Печерская И.И.

ГБПОУ ВО «Павловский педагогический колледж»


В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Первое знакомство маленького человека с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком, осваивает его лаконичность и красоту, приобщается к культуре своего народа.

Теоретические исследования педагогов Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, О.С.Ушаковой, Е.И. Водовозова, М.К. Боголюбской позволяют сделать вывод, что лучшим средством развития речи детей дошкольного возраста являются малые формы фольклора, сказки. Под влиянием малых форм фольклора, сказок происходит эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе (С.А. Газиева, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, Х.И. Салимханова), осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств (Н.Ф. Самсонюк, Р.Ш. Халикова).

Произведения устного народного творчества (малые формы фольклора, сказки) через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, воспитывают любовь к родному языку, развивают речь, обогащают знаниями о природе.

Устное народное творчество – это неоценимое национальное богатство, громаднейший пласт культуры, мировой показатель способностей и таланта народа. Его значение, по мнению Д.С. Лихачева, состоит в способности человеческой памяти обобщать опыт предыдущих поколений, сохранять огромное количество информации, устанавливать преемственность между прошлым и современностью. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, К.Д. Ушинский в своих исследованиях пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков».

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью родной речи.

Е.И. Тихеева отмечала, что «мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться её сокровищами» [26].

Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и с взрослыми, обладал определенной речевой активностью.

Под речевой активностью следует понимать «устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения, активном овладении языком» [2].

В своих исследованиях Львов Р.М. выделил основные условия развития речевой активности:

• общая активность человека, его коммуникабельность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в компании;

• умение преодолеть скованность, застенчивость;

• способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

Автором выделены также компоненты речевой активности:

- количество речевых реакций в разнообразных ситуациях;

- выбор игр, занятий, связанных с речью;

- быстрота и точность выбора слов, а также элементов содержания речи;

- быстрота и правильность развертывания синтаксических конструкций;

- реакция на поступок или высказывание других [14].

Эти условия и компоненты речевой активности доступны детям дошкольного возраста и остаются в силе на более поздних возрастных этапах. Педагогически правильная организация жизни и общения детей в дошкольном образовательном учреждении позволяет ускорить формирование речевой активности.

Малые формы фольклора, сказки оказывают непосредственное влияние на развитие речевой активности детей, прежде всего, они обогащают словарь ребенка, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.

Рассмотрим значение малых форм фольклора, сказок на формирование речевой активности дошкольников в отдельности.

Колыбельная песня - ценная часть сокровищницы не только русского народного творчества, но и всех народов мира. Её назначение или цель – баюкать, качать, усыплять ребенка. Этому способствуют спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.

«Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, свое композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания, аллитерация – повторение одинаковых или созвучных согласных. Следует отметить изобилие ласкательных, уменьшительных суффиксов» [16].

Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям, напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приема уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, развивают речь детей, обогащают словарь за счет широкого круга сведений об окружающем мире.

Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. При обучении детей употреблению в речи однокоренных слов используется эта малая форма фольклора, так как в ней воссоздаются хорошо знакомые образы, например, образ кота. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.д.), наличие повторяющихся фонем, звукоподражаний.

Формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, постоянно слышатся в песенках: «Ай, качи-качи-качи! Глянь – баранки, калачи!..»; « Чики, чики, чикалочки….»; «Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу».

Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.

Колыбельные песни позволяют не только запомнить слова и их формы, но и способствуют освоению лексической стороны речи.

Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат во время игр, разговоров с ровесниками.        
Как отмечает Романенко Л.Ю., народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать для развития у детей фонетического слуха. Звукосочетания — наигрыши, повторяющиеся несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, исполняемые на мотив народных мелодий, позволяют ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают к точной и краткой форме изложения собственных мыслей.

Использование в народных потешках, прибаутках, пестушках уменьшительно-ласкательных суффиксов (- еньк, - ечк, - очк, - иньк и т.д.) – благотворно влияет на формирование эстетического восприятия окружающего мира детьми. Ласковый тон, который создается с их помощью, находит отклик в сердце ребенка.

Эти произведения, как отмечает Н.Н. Палагина, заключают в себе огромный потенциал в развитии детского воображения, ибо в них закреплены формы общения, включающие создание мнимых ситуаций. Они способствуют формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей [20].

Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Отличие потешки от других малых форм фольклора в том, что «она не всегда поётся, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнку необходимую информацию. При помощи потешек пестуньи вырабатывали у детей потребность к игре, раскрывая её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к поэзии окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовкой, нравственного и эстетического воспитания» [17; 19; 24].

Прибаутки имеют диалогическую форму, что также подчёркивает их близость к живой разговорной речи. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно. Как и потешки для самых маленьких, прибаутки изобилуют повторами и аллитерациями, обращая внимание ребёнка на красоту звучания родной речи.

Небылицы очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название - «небылицы»). В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что «так не бывает», ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное. Главным приёмом, на котором держится поэтика небылицы, является оксюморон - сочетание в одной фразе несочетаемых предметов и понятий, присвоение предметам несвойственных им функций. Оксюморон активно используется и в авторской детской поэзии, например, в парадоксально-игровых стихах Д. Хармса.

Подрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником. В это время он знакомится с ещё одним фольклорным жанром - считалками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определённые роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам. Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением (обилие аллитерации, частые повторы, внутренние рифмы, ассонансы).

Скороговорки, или чистоговорки, учат произносить звуки, развивают органы речи, память.

Одна из самых живых и подвижных фольклорных форм, считалка легко допускает импровизацию и отвечает стремлению ребёнка к словотворчеству. Кроме того, считалки развивают чувство ритма - ведь именно ритм организует художественное пространство считалки: отсюда параллелизм в структуре предложений, динамичные фразы и яркая концовка. Специалисты считают, что такая форма отражает психологические особенности ребёнка, соответствует его восприятию действительности.

Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Разгадывание загадок  развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предметов или явлений, непосредственно окружающих человека в быту, в природе.

В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов - метафора. Загаданный предмет не называется впрямую, указываются лишь его признаки, причём в опоэтизированной форме: «Сидит девица в темнице, коса - на улице». Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Таким образом, он упорядочивает свои знания о мире. Иногда загадка строится на метонимии: предлагается угадать целое по названной части или предмет по его функции. Как и другие малые жанры фольклора, по форме загадка представляет собой ритмически организованное, а иногда и рифмованное высказывание. Таким образом, употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особая ритмическая организация) способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина [21].

Созданный народом язык загадок изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра — забава «Ладушки — хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр — забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму [25].

Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму [8].

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Педагогическую ценность загадок исследователи видели еще в том, что она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления и воображения. Помогает активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ, развивает речь, любознательность, тренирует память.

Пословица – малая форма народного поэтического творчества в краткой ритмичной форме, несущая обобщенную мысль, вывод или поучение, способствующая формированию речевой активности у детей дошкольного возраста.

Пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую формулу поведения. Это афористические, образные и логически законченные изречения с поучительным смыслом: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнёшь» и т.д. В пословицах находят отражение едва ли не все сферы человеческой жизни и нормы морали, актуальные во все времена. При этом нужно отметить, что пословица не утверждает возвышенные идеалы, а несёт в себе практический опыт - выводы, сделанные в процессе приспособления к реальной жизни. С помощью пословиц пытались передать новому поколению прописные истины, следование которым обеспечивало бы успех и благополучие, поэтому зачастую их адресовали именно юным слушателям. По сравнению с другими малыми формами фольклора, пословицы лишены игрового начала, зато на первый план выходит начало дидактическое. Пословица - открытое наставление, часто она напрямую обращается к человеку, отсюда глагольные формы повелительного наклонения: «Береги платье снову, а честь - смолоду». Кроме того, для пословицы характерна двухчастная композиция, в основе которой лежит сопоставление или противопоставление, и ритмически организованная форма.

Поговорки близки к пословицам, это меткие образные выражения, отражающие какое-либо жизненное явление. Однако в отличие от пословиц, они лишены обобщающего поучительного смысла и по форме представляют собой как бы отсечённую первую часть пословицы: «Седьмая вода на киселе», «Положить зубы на полку».

Флерина Е.А., Усова А.П. отмечали, что пословицы и поговорки образны и поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений. Эти фольклорные формы обогащают речь детей своей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений [28; 27].

А.П. Усова, О. Ушакова считают, что пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко) [9; 3]..

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказываемые мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания.

Русская народная сказка отличается от сказок народов мира богатым содержание и насыщенностью художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.).

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с играми такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь.

Сказка имеет специфический языковой стиль, для которого характерны и напевность, и повторность различных словосочетаний. Язык сказок поэтичен и певуч, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго – герои, их взаимопонимания, окружающие персонажи и предметы, и природа.

Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их к сочинительству.

 Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т.д. Всё это способствует воссозданию колорита произведения, воспитывает у детей стилистическую чуткость, настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад.

Богатейшая сокровищница родного языка — народная сказка — может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Художественное рассказывание сказок даёт ребёнку возможность и видеть всё в ней происходящее, и переживать. Об искусстве рассказывания написано много хороших пособий, которые помогут каждому педагогу овладеть этой необходимой стороной педагогического дела. Воспитательнице детского сада необходимо уменье рассказывать детям в такой же мере, как учителю начальной школы - уменье обучать детей грамоте [18; 22].

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Благодаря народному творчеству ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями и обрядами своего народа. С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек, загадок, поговорок и др. к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Изучение исследований Н.В. Гавриш показало, что дети дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок.

Некоторые дошкольники могут воссоздавать в своей речи только наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой.

У детей возникают ассоциации, при чем часто не на содержание всей пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее. Это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу. Тем не менее, Г. Клименко утверждает, что при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы [10].

Н.В. Гавриш также было установлено, что дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Некоторые дети не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры. В большинстве случаев у детей возникают ассоциации на какое-то одно слово. Например, в загадке про облако на слово «белый» - «Это белые медведи», «Лебедь, потому что белый»; в загадке о лисе на слово. Нет ни дыма, ни пожара» - «Пожарная машина», «Пожарники, потому что они пожар тушат, и нет ни дыма, ни пожара» [7].

Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н.В. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка - иносказание.

Усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне абстрактного и образного мышления.

Е. Кудрявцева выявила некоторые причины ошибок при отгадывании загадок детьми:

- невнимательно слушают текст загадки;

- не запоминают полностью текст загадки;

- полностью или частично не понимают текст загадки;

- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

- не имеют достаточно знаний о загаданном;

- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке [12].

Даже если дан правильный ответ, следует различить случайное или целенаправленное отгадывание. Е. Кудрявцева выделяет следующие признаки целенаправленного отгадывания:

- дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи;

- в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;

- ребенок сам проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;

- дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;

- в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;

- дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Таким образом, при целенаправленной работе воспитателя с детьми дошкольники в старших группах способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.

Что касается других малых форм фольклора, то Н. Новикова в своих исследованиях подчеркивает, что некоторые дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, песенки. Но большинство детей не владеют навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, сказку, они только называют ее персонажей. Причину автор видит в несистематической работе педагогов по использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей [23].

Итак, если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа с дошкольниками, то они будут доступны их пониманию и осознанию. Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя. Обратим внимание на восприятие дошкольников сказки.

Восприятие сказки - сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка [11].

О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия сказки три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание). Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия сказки детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам. Е.А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным [5].

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия сказки детьми дошкольного возраста.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие особенности восприятия:

- зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;

- установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; восприятие сказка дошкольный воображение;

- в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;

- эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;

- наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В этом возрасте детей необходимо учить слушать сказки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. По словам К.И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. В средней группе продолжается ознакомление детей со сказками. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание сказки, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В этом возрасте дети способны замечать красоту и богатство русского языка. У них активно развивается и обогащается словарь [29].

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев. В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок. У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей выражать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Умение воспринимать сказку, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Л.М. Гурович отмечала, что в процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения, что ведет к более адекватному, полному, глубокому его восприятию. Важно сформировать у детей правильную оценку героев сказки. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них «второго», истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки). Восприятие сказки дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые для характеристики изображаемой действительности [5].

Таким образом, умение воспринимать сказку как художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи дошкольников является обучение способам наилучшего использования языковых средств задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале поговорок, пословиц, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров фольклора и их образности и углубляют художественное восприятие произведений.

Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество.

Развитие речи на основе формирования чуткости к слову и оттенкам его значений можно вести по разным направлениям. Прежде всего, необходимо обращать внимание детей на обогащение жизненных впечатлений, а для этого постоянно необходимо организовывать целенаправленные наблюдения с использованием малых форм фольклора, сказок.

Первый этап обучения предусматривает расширение представлений детей о малых формах фольклора, сказках. В ходе нескольких занятий и тематических развлечений у дошкольников развивается интерес к различным формам фольклора: с эмоциональной направленностью (потешки, прибаутки); с его практической соотнесенностью с миром (считалки, скороговорки); с иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки). Для этого используются сценарии фольклорных праздников: «Встреча с любимым произведением», «Посиделки», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных произведений.

Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам.

В связи с этим необходимо обращать внимание на следующие критерии отбора пословиц и поговорок:

1) семантическая доступность выражений, то есть возможность осмысления детьми слов и словосочетаний, а также понятий, которые они обозначают;

2) художественная емкость пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, изобразительность текста;

3) частотность употребления выражений, то есть относительная регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.

Пословицы и поговорки необходимо систематизировать и представлять в виде следующих групп: тематической, художественной, логико-тематической и инокультурной.

Третий этап обучения посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности дошкольников: учебно-речевой, игровой, бытовой, досуговой. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц, поговорок как фразеологических единиц. С помощью приемов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний. На данном этапе происходит последовательное освоение новой речевой познавательной информации, и одновременно развиваются лексические возможности детей ориентироваться в этой информации.

Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи. Определяется соотношение слов в переносном значении. На данном этапе знания детей нацеливаются на объединение, комплексирование задач (ознакомление, уточнение знаний и активизация пословиц, поговорок в речи). Детям предлагается продолжить пословицу по заданному началу: «Как аукнется….» (так и откликнется); назвать пословицу по рифмующим словам: руки – скуки («умелые руки не знают скуки»); подобрать поговорку к заданному слову: белка («крутится, как белка в колесе»); составить рассказ по тексту пословицы. Дошкольники одновременно осваивают ценностную информацию о богатстве словарного запаса родного языка и разнообразии его оттенков. При выполнении упражнений знакомятся с антонимами и синонимами.

Е.А. Флерина, А.П. Усова отмечали, что важнейшим условием использования пословиц и поговорок является уместность, когда на лицо есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства. Тогда скрытый смысл для ребенка ясен. Пословицы и поговорки должны произноситься выразительно, с разной интонацией, а также сопровождаться жестами, мимикой [28;27].

Чистоговорки, потешки, пословицы, поговорки используются в логопедии для выявления отклонений в звукопроизношении ребенка. Для этого ребенку предлагается произнести подряд несколько фраз, в которых бы возможно чаще повторялся используемый звук. Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребенка, их надо применять как можно чаще. Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию. Дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, грустно). Чтобы речь развивалась, надо следить за четкостью произношения каждого звука.

Есть несколько способов работы со скороговорками:

1. Ребенок берет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговаривает скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч нужно на каждое слово или слог.

2. Ребенок говорит скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

4. Проговаривание скороговорки 3 раза подряд не сбиваясь.

Таким образом, воспитатель использует различные скороговорки для развития фонематического слуха, речевого дыхания, для отработки дикции, силы голоса, темпа речи. Употребление поговорок и пословиц на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости. Своеобразной игрой в литераторов может стать ведение альбомов детского словесного творчества. Альбомы могут иметь вид книг, созданных и иллюстрированных самими детьми. Они могут содержать придуманные совместно с взрослыми загадки, стихи, рифмовки. Темой сочинения может стать потешка, скороговорка. Ребенок диктует сочинение, а взрослый записывает. В этой ситуации «письменной речи» активизируются сложные синтаксические конструкции, преодолеваются некоторые конструкции разговорной речи (Ф.А. Сохин, М.С. Лаврик).

Загадка может служить вводной частью к рассказыванию сказок, рассматриванию предметов и картин, а может выступать, как развернутая деятельность – вечер загадок, игра в загадки. Чтобы дети сами стали загадывать загадки, такие вечера, игры надо проводить регулярно, неоднократно включая в них одни и те загадки в разном сочетании. Поначалу дети просто отгадывают, а в дальнейшем их просят доказать правильность ответа (Почему ты думаешь, что это волк? лиса? и т.д.). Обосновывая отгадку, ребенок использует сложноподчиненные предложения. Загадки можно широко использовать в повседневной жизни, в детской деятельности. На это указывают Ю.Г. Илларионова, М.М. Алексеева и другие. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей привлекательным, можно загадать загадку о предметах туалета. Собираясь на прогулку, можно загадать загадку об игрушках и предметах, которые они возьмут с собой. Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении с целью закрепления в сознании и речи детей признаков предметов [8; 1].

На занятиях с детьми седьмого года жизни продолжается развитие звукового анализа слова (умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги и ударение). Составление детьми загадок о словах и звуках является показателем развития их лингвистического мышления.

А.М. Бородич, А.Я. Мацкевич, В.И. Яшина предлагают использовать малые фольклора в театрализованной деятельности (игры-драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи. При развитии речи детей с использованием сказок методисты дают следующие рекомендации:

1. Сказку ребенку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, передать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям.

2. Для того чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать такие приемы:

- показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);

- использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже слышанную сказку – присказкой новой, интересной.

3. Алексеева М. М., Яшина В. И. предлагают использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

- беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;

- выборочное чтение по просьбе детей;

- рассматривание иллюстраций, книг;

- просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом;

- прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова [2];

4. При рассказывании сказки рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой солнышко. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

5. Заканчивать сказку можно известными концовками: «Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец», цель их использования – дать ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического. Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы, это закрепит впечатление об услышанном и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения.

6. Р. Халикова раскрыла своеобразие приемов влияющих на нравственное, патриотическое, интернациональное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором:

- образное восприятие пословиц, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом русского народа и народа других национальностей.

- включение в беседу по сказкам вопросов, ответы на которые требуют акцентирования внимания на нравственных качествах героя.

- использование метода сравнения национальных фольклорных произведений, что дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывать глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа; детей следует подводить к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей.

- использование метода сравнения современной жизни с изображенной в сказках.

7. Необходимо после занятий создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, рисование на темы любимых сказок, их драматизация [2].

Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Остановимся кратко на специфике изучения дошкольниками малых форм фольклора, сказок в разных возрастных группах.

В работе с малышами педагог широко использует малые фольклорные формы. Потешка, загадка, считалка, уместно сказанная воспитателем, улучшает настроение детей, вызывает улыбку, развивает интерес к культурно-гигиеническим навыкам. Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящие ребят с произведениями фольклора. Малыши с удовольствием участвуют в народных играх под песенное сопровождение («Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т.д.). Происходит знакомство и с первыми сказками («Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.).

В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями русского народного творчества, прежде всего, со сказками русскими народными: «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди», украинской сказкой «Рукавичка» и другими. На занятиях объясняют, почему сказка называется народной. Проводятся вечера досуга, специальные праздничные утренники, где основными участниками являются старшие дошкольники, но дети пятого года жизни также могут читать потешки, водить хороводы, петь песни.

В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвященные русскому народному творчеству. Кроме этого знакомство с фольклором целесообразно проводить вне занятий: в вечернее время, на прогулке в лесу или на лужайке ребята рассаживаются вокруг педагога, и он рассказывает им сказку, загадывает загадки, вместе с детьми поет народные песни. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен. В старшей группе ребята впервые знакомятся с пословицами и поговорками. Воспитатель рассказывает, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объясняет, когда уместно использовать поговорку и пословицу. Ознакомление детей с пословицами может быть частью занятия по ознакомлению с окружающим миром или развитию речи. В старшей группе ребят начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Дети узнают, что хорошо знакомая им сказка «Рукавичка» - украинская, «Легкий хлеб» - белорусская, а веселая песенка «Где ночует солнце?» создана в Армении.

С произведениями фольклора дети подготовительной группы знакомятся в основном вне занятий. Особое место отводится знакомству с поговорками и пословицами. Воспитатель уже не только объясняет их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования, но и учит правильно и к месту использовать ту или иную поговорку. В подготовительной группе детей продолжают знакомить с народной песней, с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса (легендами, былинами, сказами) не только русского народа, но и народов других национальностей. Особую роль играет беседа педагога, предваряющая чтение или рассказывание, - она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения [1; 2].

Мы видим, что воспитательное, образовательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. С помощью малых форм фольклора, сказок можно решать практически все задачи методики развития речи дошкольников (развитие фонематического слуха, звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи).

Таким образом, мы убедились, что можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа и на занятиях, и в процессе самостоятельной деятельности детей. Занятия должны проводиться систематически, а малые формы фольклора, сказки должны быть доступны и понятны ребенку. В результате, у детей повышается интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, самостоятельно организовывают игры с помощью считалок, придумывают загадки, сказки. Не менее важен для развития речи детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм, сказок принцип сотрудничества семьи и детского сада, обеспечивающий непрерывность воспитания и обучения детей. Родители с удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы, поговорки, загадки, объясняют их смысл, придумывают сказки. К.Д. Ушинский считал, что формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающий сокровища человеческого опыта.

Особое значение имеет для большего осмысления содержания малых фольклорных произведений, сказок такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени, что позволяет ему стать как бы соучастником действия и через это прийти к пониманию фольклорного произведения. Вместе с тем такой прием показывает внимание взрослого к ребенку, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости его личности.


Список литературы


  1. Алексеева М.М. «Методика развития и обучения родному языку дошкольников». – М.: Академия, 2000. – 400 с.

  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста», М. «Академия», 1999 г.- 159 с.

  3. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». – М.: Просвещение, 1970. –148 с.

  4. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.- 1985.- №11.- С. 21-24.

  5. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. «Ребенок и книга», М. «Просвещение» 1992. – 62 с.

  6. Заблудская, Т.Б. Зарождение духовности через русский фольклор [Текст] / / Т.Б. Заблудская // Воспитатель ДОУ – 2010. - № 8. – С. 63.

  7. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№ 9.- С.16-22.

  8. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976. –127 с.

  9. Карпинская Н.С. «Художественное слово в воспитании детей» (ранний дошкольный возраст). М.: Педагогика, 1972. – 143 с.

  10. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.- № 5.-С. 34-35.

  11. Кокуева, Г.В. Роль традиций ДОУ в воспитании у детей чувства патриотизма [Текст] / Г.В. Кокуева / Воспитатель ДОУ. - 2010. - № 8 – С. 19.

  12. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.- 1986. - № 9.

  13. Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста. – 3-е изд. – М.: 1984. – С. 79 – 101.

  14. Львов Р.М. Основы теории речи. - Учебное пособие. - М.: Академия, 2000. — 248 с.

  15. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М., 1987. – 75 с.

  16. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967. – С. 46-60.

  17. Мельников М.Н. Русский детский фольклор».- М.: Просвещение. 1987. – 239 с.

  18. Павлова Л.Н. «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим детей дошкольного возраста», «Д\В» – 1987 № 11.

  19. Павлова Л.Н. «Фольклор для маленьких» «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12.

  20. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология, - М.: 2005. – 288 с.

  21. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.

  22. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.- С.15-18.

  23. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. –М.: Высшая школа, 1986. – 135с.

  24. Скворцова Л. «Формирования у детей интереса к русскому фольклору». – Дошкольное воспитание, 1993. - № 5. – С. 33-36.

  25. Тарасова Т. «Мальчик – пальчик, где ты был?» (о роли игр – забав в жизни дошкольника)./ Дошкольное воспитание. – 1995г. № 12. - С. 59-62.

  26. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. –159 с.

  27. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1999. – 78 с.

  28. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. Художественное слово для детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие / сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва, 2000. - С. 470-484.

  29. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: 1980 г. – 168 с.


29




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас