СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный экзамен по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕН ВАРИАНТ РАБОТЫ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ТЕКСТ БЫЛ ПРЕДЛОЖЕН НА ПРОБНОМ ЭКЗАМЕНЕ. ПОДРОБНО ОПИСАНЫ ЭТАПЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ЗАДАНИЯМИ, А ТАКЖЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ.

Просмотр содержимого документа
«Устный экзамен по русскому языку 9 класс»

  Устное собеседование  по русскому языку для выпускников основной школы (9 класс)

Устное собеседование

по русскому языку

для выпускников основной школы (9 класс)

 Инструкция по выполнению заданий   Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты . В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута . В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. . Время на подготовку – 1 минута. В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

Инструкция по выполнению заданий

Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты .

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута .

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. . Время на подготовку – 1 минута.

В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

 Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.   Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись. Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха!

Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.

Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.

Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа.

Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

1 Задание 1. Чтение текста   1 Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Александре Васильевиче Суворове (1730-1800)  У Вас есть 2 минуты на подготовку.  Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях и не потерпел ни одного поражения на поле боя!

1

Задание 1. Чтение текста

1

Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Александре Васильевиче Суворове (1730-1800) У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях и не потерпел ни одного поражения на поле боя!

 А свою первую победу он одержал ещё в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр был очень болезненным ребёнком. Но с детства твёрдо решил стать военным и готовился к службе: занимался спортом, приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к к простой одежде и еде.  Суворов уважал своих подчинённых - офицеров и солдат, был врагом муштры. Он лично заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, беззаветно шли за ним и побеждали.

А свою первую победу он одержал ещё в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр был очень болезненным ребёнком. Но с детства твёрдо решил стать военным и готовился к службе: занимался спортом, приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к к простой одежде и еде.

Суворов уважал своих подчинённых - офицеров и солдат, был врагом муштры. Он лично заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, беззаветно шли за ним и побеждали.

 Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. Он оставил после себя знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором в простой и доступной форме обобщил свой многолетний опыт обучения и воспитания войск. Школа Суворова сформировала целое поколение полководцев, прославивших Отечество. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки в погонах гордо называют себя «суворовцами».

Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. Он оставил после себя знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором в простой и доступной форме обобщил свой многолетний опыт обучения и воспитания войск. Школа Суворова сформировала целое поколение полководцев, прославивших Отечество. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки в погонах гордо называют себя «суворовцами».

   Задание 1 Критерии оценивания  выполнения заданий устной части        Интонация Критерии оценивания чтения вслух  ИЧ Баллы  Интонация  не не соответствует пунктуационному оформлению текста.  Интонация соответствует пунктуационному оформлению Темп чтения ТЧ 1 текста. 0 Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.  Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 1  0  Максимальное количество баллов за всё задание  2

Задание 1 Критерии оценивания выполнения заданий устной части  

Интонация

Критерии оценивания чтения вслух

ИЧ

Баллы

Интонация не не соответствует пунктуационному оформлению текста.

Интонация соответствует пунктуационному оформлению

Темп чтения

ТЧ

1

текста.

0

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

1

0

Максимальное количество баллов за всё задание

2

Задание 2 Пересказ текста.   2 Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского военного историка генерала Модеста Ивановича Богдановича, современника А.В. Суворова: «Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие  великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова». Подумайте , где лучше использовать слова М.И. Богдановича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

Задание 2 Пересказ текста.

2

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского военного историка генерала Модеста Ивановича Богдановича, современника

А.В. Суворова:

«Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие

великие вожди, но каждый раз, когда стальная

стена штыков русских должна будет обрушиться

на врагов, мы вспомним Суворова».

Подумайте , где лучше использовать слова

М.И. Богдановича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

 Способы цитирования   Способы передачи чужой речи Примеры Предложения с прямой речью. Модест Иванович Богданович  говорил :«Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».

Способы цитирования

Способы передачи чужой речи

Примеры

Предложения с прямой речью.

Модест Иванович Богданович говорил :«Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».

Способы цитирования Способы передачи чужой речи Примеры  Модест Иванович Богданович  считал, что  пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова. Предложения с косвенной речью

Способы цитирования

Способы передачи чужой речи

Примеры

Модест Иванович Богданович считал, что пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова.

Предложения с косвенной речью

Способы цитирования   Способы передачи чужой речи Примеры   Предложения с вводными словами. Как утверждал Модест Иванович Богданович,   пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова.

Способы цитирования

Способы передачи чужой речи

Примеры

  • Предложения с вводными словами.
  • Как утверждал Модест Иванович Богданович,

пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова.

 Задание 2 . Пересказ текста с включением  приведённого высказывания   №   Критерии оценивания пересказа текста с включением П1  Сохранение при пересказе микротем текста приведённого высказывания Все основные микротемы исходного текста сохранены, без фактических ошибок П2 Баллы 2 Работа с высказыванием Упущена или добавлена одна или более микротем. 0 Приведённое высказывание включено в текст во время Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично или   Максимальное количество баллов за всё задание 4 приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа уместно, логично, грамотно. 6  пересказа. 0

Задание 2 . Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Критерии оценивания пересказа текста с включением

П1

Сохранение при пересказе микротем текста

приведённого высказывания

Все основные микротемы исходного текста сохранены, без фактических ошибок

П2

Баллы

2

Работа с высказыванием

Упущена или добавлена одна или более микротем.

0

Приведённое высказывание включено в текст во время

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично или

Максимальное количество баллов за всё задание

4

приведённое высказывание не включено в текст во время

пересказа уместно, логично, грамотно.

6

пересказа.

0

 Формулируем основные мысли абзацев   1.Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. 2. Свою первую победу Суворов одержал в детстве. Это была победа над собственной слабостью. 3. Суворов уважал офицеров и солдат, заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. 4. Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. В произведении «Наука побеждать» обобщил свой многолетний опыт.

Формулируем основные мысли абзацев

1.Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову.

2. Свою первую победу Суворов одержал в детстве. Это была победа над собственной слабостью.

3. Суворов уважал офицеров и солдат, заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту.

4. Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. В произведении «Наука побеждать» обобщил свой многолетний опыт.

 Формулируем основные мысли абзацев   5. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки гордо называют себя «суворовцами». + высказывание:  Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова.

Формулируем основные мысли абзацев

5. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки гордо называют себя «суворовцами».

+ высказывание: Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова.

Определяем место высказывания

Определяем место высказывания

Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1) 4  Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки,   Допускается не более 3 ошибок и/или искажений слов.    искажения слов отсутствуют.  Допущено более 3 ошибок и/или искажений слов.   Максимальное количество баллов 0 4 Максимальное количество баллов за работу с текстом ( задание 1 и 2) - 6

Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

4

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки,

Допускается не более 3 ошибок и/или искажений слов.

искажения слов отсутствуют.

Допущено более 3 ошибок и/или искажений слов.

Максимальное количество баллов

0

4

Максимальное количество баллов за работу с текстом ( задание 1 и 2) - 6

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы:  Тема 1. Летний отдых. Тема 2 Любимый актер(актриса). Тема 3. Какими должны быть школьные перемены?  Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

Тема 1. Летний отдых.

Тема 2 Любимый актер(актриса).

Тема 3. Какими должны быть школьные перемены?

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 3. Монолог Тема 1. Летний отдых Опишите фотографию . Не забудьте описать: время и место действия; занятие ребят; их внешний вид атмосферу события и настроение участников.

Задание 3. Монолог

Тема 1. Летний отдых

Опишите фотографию .

Не забудьте описать:

время и место действия;

занятие ребят; их внешний вид

атмосферу события и настроение участников.

Повествование Тема 2 Любимый актер Расскажите о своем любимом актере . Не забудьте рассказать: кто Ваш любимый актер или актриса; в каких фильмах или спектаклях он(она) принимал (а) участие; какая роль в исполнении этого актера Вам нравится больше всего и почему; что Вы цените в актерском мастерстве вашего любимого актера.

Повествование

Тема 2 Любимый актер

Расскажите о своем любимом актере .

Не забудьте рассказать:

кто Ваш любимый актер или актриса;

в каких фильмах или спектаклях он(она) принимал (а) участие;

какая роль в исполнении этого актера Вам нравится больше всего и почему;

что Вы цените в актерском мастерстве вашего любимого актера.

Тема 3. Какими должны быть школьные перемены? Не забудьте дать ответы на вопросы: для чего в школе нужны перемены? сколько перемен должно быть в течение учебного дня? Почему? сколько времени должны длиться перемены? Почему? как должна проходить перемена?

Тема 3. Какими должны быть школьные перемены?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  • для чего в школе нужны перемены?
  • сколько перемен должно быть в течение учебного дня? Почему?
  • сколько времени должны длиться перемены? Почему?
  • как должна проходить перемена?
Задание 3. Монологическое высказывание Критерии оценивания монологического высказывания (М). Выполнение коммуникативной задачи Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей(приведено 10 и более фраз). Даны ответы на все вопросы. Фактические ошибки отсутствуют. 3 Экзаменуемый  предпринял  попытку  справиться с коммуникативной задачей, но не на все вопросы были даны ответы, и/или 0 Речевое оформление высказывания (Р2) допущены фактические ошибки. Высказывание  характеризуется  смысловой  цельностью,  речевой 4 связностью  и  последовательностью  изложения:  логические  ошибки отсутствуют, последовательность изложения не  нарушена. Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более). 0 Максимальное количество баллов Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 6 баллов по критерию 1, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Задание 3. Монологическое высказывание

Критерии оценивания монологического высказывания (М).

Выполнение коммуникативной задачи

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей(приведено 10 и более фраз). Даны ответы на все вопросы. Фактические ошибки отсутствуют.

3

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но

не на все вопросы были даны ответы, и/или

0

Речевое оформление высказывания (Р2)

допущены фактические ошибки.

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой

4

связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более).

0

Максимальное количество баллов

Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0

6

баллов по критерию 1, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Задание 4. Диалог В рамках диалога должны быть заданы три-четыре вопроса. Круг возможных вопросов для диалога  Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.  К теме 1  К теме 2  К теме 3

Задание 4. Диалог

В рамках диалога должны быть заданы три-четыре вопроса. Круг возможных вопросов для диалога

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

К теме 1

К теме 2

К теме 3

 Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Критерии оценивания диалога (Д) Дан ответ на вопрос в диалоге. Учтена речевая ситуация. Ответ на вопрос не был дан  или 0 Максимальное количество баллов  дан односложный ответ. 2 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Критерии оценивания диалога (Д)

Дан ответ на вопрос в диалоге.

Учтена речевая ситуация.

Ответ на вопрос не был дан

или

0

Максимальное количество баллов

дан односложный ответ.

2

2

Выполнение коммуникативной задачи оценивается  отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по 3 и 4 заданию(монолог, диалог)

Выполнение коммуникативной задачи оценивается

отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос.

Речевое оформление оценивается в целом по 3 и 4 заданию(монолог, диалог)

 Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4   Грамотность речи  (Р2). Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют. 3 Допущено не более 2 орфоэпических ошибок.  Допущено более 3 речевых ошибок. Речевое оформление Речь в целом отличается богатством и точностью  словаря, используются разнообразные синтаксические Речь  отличается бедностью  и/или  неточностью  словаря,  и/или используются однотипные синтаксические  конструкции  конструкции 1  0 Максимальное количество баллов  4

Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4

Грамотность речи

(Р2).

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.

3

Допущено не более 2 орфоэпических ошибок.

Допущено более 3 речевых ошибок.

Речевое оформление

Речь в целом отличается богатством и точностью

словаря, используются разнообразные синтаксические

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции

конструкции

1

0

Максимальное количество баллов

4

Максимальное количество баллов за чтение и пересказ-10 баллов . Максимальное количество баллов за монолог и диалог- 9 баллов.  Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.  Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10  и более баллов.

Максимальное количество баллов за чтение и пересказ-10 баллов .

Максимальное количество баллов за монолог и диалог- 9 баллов.

Общее количество баллов за выполнение

всей работы – 19.

Экзаменуемый получает зачет в случае,

если за выполнение работы он набрал 10

и более баллов.