СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный счет на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Устный счет на уроках математики»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»











УСТНЫЙ СЧЁТ

на уроках математики

в специальной (коррекционной) школе VIII вида

как один из факторов успешной социализации обучающихся.






















с. Новая Брянь

Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида плохо ориентируются в новых условиях, не умеют найти наиболее рациональные пути решения поставленных задач, у них отсутствует понимание связи теории с практикой, нет уверенности в своих силах, а между тем по окончанию школы умственно отсталого школьника ждет работа на заводе, в сельском хозяйстве, в быту, где часто возникает потребность в устном вычислении. Всё это усиливает практическое образовательное значение упражнений устного счета на уроках математики. Эти упражнения должны служить развитию и укреплению навыков устного счета, возбуждать в детях интерес к вычислениям, развивать логическое мышление, воспитывать сообразительность и находчивость, развивать внимание, укреплять память. Ведь все эти стороны личности у учащихся коррекционных школ развиты очень слабо. В ходе упражнений по устному счету хорошо организуется коллектив класса; укрепляются и расширяются познавательные интересы, обеспечивается усвоение нового материала, вырабатывается четкость, точность выполнения заданий.

Занятия по устному счету строятся на числовом материале, который подбирается в соответствии с программой специальной (коррекционной) школы VIII вида, с учетом математических способностей каждого класса и отдельного ученика.

Существует несколько взглядов на методы подбора устных упражнений, их цели и задачи. Например, Хилько А.А. считает, что устные упражнения должны находиться в тесной связи с основной темой урока, подчиняться его целевой установки. Они должны, по её мнению дополнять или заключать ту часть урока, которой они подчинены.

Сегалевич Е.Ф. указывает, что устный счет может иметь другие цели: закрепление пройденного, подготовку учащихся к восприятию нового, повторение пройденного материала.

В действительности же учитель сам должен ставить цели и задачи устного счета с учетом тех или иных особенностей класса. Опыт подсказывает, что для развития интереса у детей к устному счету учитель должен разнообразить виды упражнений. Для этого нужно заранее представлять себе, каким образом можно хотя бы на небольшой срок удержать неустойчивое внимание на нужном материале, как вызвать положительное отношение к уроку.

Правильная постановка устного счета немыслима без настойчивой работы по развитию математической речи. Необходимо требовать от учащихся склонение числительных, полных ответов, умения объяснять ход решения задачи или примера. Нужно чтобы учащиеся сознательно владели хотя бы минимумом пространственных представлений, понятиями о реальной величине и форме предметов, о расстоянии между ними, такими представлениями как уже – шире, выше – ниже и т.п. Развивать эти понятия и представления нужно и включая их в устные упражнения.


Цели проведения устного счета:

1) Развивать память, внимание, навыки счета, вычислений, смекалку, формировать и развивать логическое мышление, воображение, интерес к математике, к другим предметам, активность учащихся. Раскрывать связь обучения с жизнью, способствовать подготовке детей к самостоятельной жизни.

2) Развивать устную речь учащихся, приучать их к умению вести дискуссии, соотносить свои высказывания с поставленной проблемой и мнениями других детей.

3) Расширять знания учащихся об окружающем мире.

4) Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки; формировать навыки культурного поведения.

Устный счет по внешним формам может быть разделен на 3 группы:

1) Счет в уме, когда учащиеся воспринимают данные числа на слух, ничего не записывают и не пользуются пособиями. Это слуховые упражнения.

2) Запись учителем примеров на доске, в то время как учащиеся решают их устно и записывают ответы в тетрадь. Это зрительные упражнения.

3) Устный счет при помощи таблиц, плакатов, фигур и других наглядных пособий, учитель читает и иллюстрирует примеры пособиями. Это зрительно-слуховые упражнения.

У детей с умственной отсталостью наблюдаются нарушения тех или иных анализаторов, память ослаблена, внимание не сосредоточено. Для большей эффективности занятия по устному счету нужно использовать зрительно-слуховые упражнения.


Виды занятий по устному счету.

1.Последовательность отсчитывание нескольких единиц или присчитывание. Этот вид счета развивает память, внимание, быстроту счета и вычислений.

Например: к 120 прибавить 35. Ученики называют только результаты.


2.Счет цепочкой. Учитель громко читает « К 40 прибавить 15 (пауза), от полученного числа вычесть 30 (пауза), к полученному числу прибавить 150(пауза). Сколько получится?

Счет цепочкой развивает память, быстроту вычислений и помогает точному усвоению таблиц сложения, умножения.


3.Беглый счет. Можно выполнять устно или письменно. Учащиеся считают молча, поднимают руки в знак того, что задания выполнены. Этот прием оживляет класс, возбуждает активность класса.


4.Примеры, развивающие внимание.

а) Расставить знаки действий 84 ? 4 ? 3 = 63


5.Занимательные квадраты.


1


5

7

4


2

3

8


6

9


Заполнить клетки в квадрате (переставить цифры) так, чтобы сумма чисел была одинаковая (13).

6. Круговые примеры.

7.Одним из самых сложных видов устного счета является решение задач. Умение самостоятельно решать задачи вырабатывается у детей очень медленно, в результате многочисленных упражнений, подобранных в системе.

Работу надо начинать с простых задач в одно, два действия. Для повышения мотивации у учащихся текст задачи должен быть для учащихся интересным, познавательным, раскрывающим связь обучения с жизнью. Только тогда решение задач будет иметь большое воспитательное значение и будет способствовать лучшему пониманию учащимися смысла арифметических действий, закреплению вычислительных навыков, способствовать подготовке умственно отсталых детей к жизни.

Задачи:

  1. Сколько денег в 4 купюрах по 100 рублей?

  1. На пасеке накачали 200 кг липового меда, цветочного в 3 раза больше. Сколько кг цветочного меда накачали?

  1. Какова вместимость (в граммах) бытовой посуды?

  1. Тебе нужно купить пальто за 8700 рублей, твоя заработная плата составляет 7500 рублей. За сколько месяцев ты сможешь накопить эту сумму?. По сколько рублей будешь откладывать на пальто ежемесячно?

  1. Сколько граммов в кг?

  1. Дверь подъезда многоэтажного дома вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они заплатили 8000 рублей, а за ее установку еще 1000 рублей. Сколько всего денег заплатили родители, и какую сумму внесла каждая семья, если в установке новой двери участвовали 9 семей?


Разнообразие видов устных упражнений бесконечное. Необходимо учитывать проблемы того или иного класса и отдельных учащихся и с учетом этого выбирать упражнения необходимого вида, способствующего развитию учащихся.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!