СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный счет на уроках математики, презентация

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлен небольшой отчет учителя по применению некоторых приемов активизации работы учащихся на уроках математики. Изучая особые свойства человеческого организма по способам восприятия нового материала, уделяю внимание на разные формы восприятия, поэтому и подбираю различные игры, занимательные задачи как на уроках математики, так и на уроках информатики. Данный материал используется на уроках и других педагогов. Работа была представлена на педсовете школы, в качестве обобщения материала, используемого учителем на уроках. 

Просмотр содержимого документа
«Устный счет на уроках математики, презентация»

Устный счет на уроках математики Учитель: Демидова Н.Н. Пудож, 2013г

Устный счет на уроках математики

Учитель: Демидова Н.Н.

Пудож, 2013г

Темп работы учащихся на уроках, медленный и неточный счет,

слабые знания за курс начальной школы подтолкнули меня

создавать электронные материалы по отработке у учащихся

навыков устного счета. К тому же, хорошо известно, что учащиеся,

владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают

технику алгебраических преобразований, лучше справляются с

различными заданиями, составной частью которых являются

вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся,

быстрота их реакции, сосредоточенность.

Устный счет я всегда провожу так, чтобы ребята начинали с легкого,

затем брались за вычисления все более трудных заданий.

Если сразу обрушить на ребят сложные устные

задания, то они обнаружат свое собственное бессилие,

растеряются, и их инициатива будет подавлена.

Решение устных заданий предназначены для оперативного и

систематического контроля знаний. Но такой контроль

не позволяет достаточно четко определить уровень знаний

каждого ученика. Контролировать знания, умения и навыки

учащихся помогает такой вид работы как математический диктант

  Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех трех – четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной

форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им. Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:  1) воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя; 2) контроль учителя за состоянием знаний учащихся; 3) мониторинг психологического состояния класса 4) психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он  помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.

Формы восприятия устного счета

Беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при

восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому

учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они

развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) –

запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без

записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо

выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований,

заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3) Комбинированный -

обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание

ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft

Power Point), задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).

Упражнения в форме игры  (“Диалог”, “Математический поединок”, “Магические

квадраты”, “Лабиринт сомножителей”, “Викторина”, “Волшебное число”,

“ Индивидуальное лото”, “Лучший счетчик”, “Кодированные упражнения”,

“ Фишка”, “Кто быстрее”, “Цветок, солнышко”, “Числовая мельница”,

“ Числовой фейерверк”, “Математический феномен”, “Молчанка”,

“ Математическая эстафета”).  Пути и формы использования перечисленных

игр на уроках математики рассмотрены в работе В. П. Коваленко

“ Дидактические игры на уроках математики”.

Дидактическая игра как средство повышения  познавательного интереса

к уроку математики.  

  Уже на первых уроках математики при ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковыми значениями широко используются иллюстрации к сказкам « Терем-теремок», «Рукавичка», «Колобок», «Три медведя»,«Репка». Для сознательного уверенного овладения операцией, дети должны уверенно знать название и последовательность чисел натурального ряда. Поэтому в подготовительный период используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе применяются различные игры.   

  «Составим поезд»

      Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибав-ления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. На основе использования этой игры полагается считать число вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды.

Незадачливый математик.

     Эта игра проводится с целью закрепления вычислительны х приемов сложения и вычитания в пределах ста. На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:

        42+6=...                            11 .... 8=19

         . . . - 2 = 38                        7 - ...... = 5

         18 .. . 1 3 = 5                      48 + 1 = ...

        

Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на ни х цифра м и и знаками (2, 8, 10,9, + , -) и рисунок медвежонка. Детям предлагается ситуация: медвежонок решал примеры и ответы записывал на кленовых листах. Подул ветер, и листики разлетелись. Мишутка очень расстроился: как же теперь ему быть?

Надо помочь медвежонку вернуть листики с ответами на свои места.

По вызову учителя дети выходят к доске , ищут листик с правильными ответами и заполняют ими пропуски.

Занимательные задачи в стихах по математике  . Они тренируют память, развивают логическое мышление и поднимают настроение! Позагадывайте их своим деткам, увидите с какой охотой они будут разгадывать их. Некоторые загадки подойдут и малышам из детского сада, которые еще не знакомы с цыфрами, но большинство из них — для школьников. *** Яблоки с ветки на землю упали.  Плакали, плакали, слезы роняли  Таня в лукошко их собрала.  В подарок друзьям своим принесла  Два Сережке, три Антошке,  Катерине и Марине,  Оле, Свете и Оксане,  Самое большое — маме.  Говори давай скорей,  Сколько Таниных друзей? ***

Ресурсы:

1)http://www.proshkolu.ru/search?text=%D3%F1%F2%ED%FB%E9+%F1%F7%E5%F2+%ED%E0+%F3%F0%EE%EA%E0%F5+%EC%E0%F2%E5%EC%E0%F2%E8%EA%E8+%E4%EB%FF+57+%EA%EB%E0%F1%F1%EE%E2&searchid=1949542&web=0#2357

2) Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике. //Математика в школе. 1990 – с.39-44

3) Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счёта. //Н.ш. 1985г. №5

4) Бурлакова Устный счёт на уроках математики. //Н.ш. 1969 №10

5) Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Н.ш. 1992 №9 с15

6) Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1

7) Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Н.ш. 1990 №6 с.44-46

8) Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? //Н.ш. 1999 №8

9) Иванова Т. Устный счёт. //Н.ш.1999г. с.11-14

10) В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

11) Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. //Н.ш. 1987 с31

12) Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //Н.ш. 1998 №2 с.34-38

13) Мишенева Т.С. Приемы организации устного счета. Из опыта. //Н.ш. 1987 №2 с30-32

14) В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.