Устный счет на уроках математики
Учитель: Демидова Н.Н.
Пудож, 2013г
Темп работы учащихся на уроках, медленный и неточный счет,
слабые знания за курс начальной школы подтолкнули меня
создавать электронные материалы по отработке у учащихся
навыков устного счета. К тому же, хорошо известно, что учащиеся,
владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают
технику алгебраических преобразований, лучше справляются с
различными заданиями, составной частью которых являются
вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся,
быстрота их реакции, сосредоточенность.
Устный счет я всегда провожу так, чтобы ребята начинали с легкого,
затем брались за вычисления все более трудных заданий.
Если сразу обрушить на ребят сложные устные
задания, то они обнаружат свое собственное бессилие,
растеряются, и их инициатива будет подавлена.
Решение устных заданий предназначены для оперативного и
систематического контроля знаний. Но такой контроль
не позволяет достаточно четко определить уровень знаний
каждого ученика. Контролировать знания, умения и навыки
учащихся помогает такой вид работы как математический диктант
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех трех – четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной
форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им. Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи: 1) воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя; 2) контроль учителя за состоянием знаний учащихся; 3) мониторинг психологического состояния класса 4) психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.
Формы восприятия устного счета
Беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при
восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому
учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они
развивают слуховую память.
2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) –
запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без
записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо
выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований,
заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
3) Комбинированный -
обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание
ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft
Power Point), задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).
Упражнения в форме игры (“Диалог”, “Математический поединок”, “Магические
квадраты”, “Лабиринт сомножителей”, “Викторина”, “Волшебное число”,
“ Индивидуальное лото”, “Лучший счетчик”, “Кодированные упражнения”,
“ Фишка”, “Кто быстрее”, “Цветок, солнышко”, “Числовая мельница”,
“ Числовой фейерверк”, “Математический феномен”, “Молчанка”,
“ Математическая эстафета”). Пути и формы использования перечисленных
игр на уроках математики рассмотрены в работе В. П. Коваленко
“ Дидактические игры на уроках математики”.
Дидактическая игра как средство повышения познавательного интереса
к уроку математики.
Уже на первых уроках математики при ознакомлении с порядковыми отношениями, порядковыми значениями широко используются иллюстрации к сказкам « Терем-теремок», «Рукавичка», «Колобок», «Три медведя»,«Репка». Для сознательного уверенного овладения операцией, дети должны уверенно знать название и последовательность чисел натурального ряда. Поэтому в подготовительный период используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе применяются различные игры.
«Составим поезд»
Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибав-ления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. На основе использования этой игры полагается считать число вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды.
Незадачливый математик.
Эта игра проводится с целью закрепления вычислительны х приемов сложения и вычитания в пределах ста. На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:
42+6=... 11 .... 8=19
. . . - 2 = 38 7 - ...... = 5
18 .. . 1 3 = 5 48 + 1 = ...
Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на ни х цифра м и и знаками (2, 8, 10,9, + , -) и рисунок медвежонка. Детям предлагается ситуация: медвежонок решал примеры и ответы записывал на кленовых листах. Подул ветер, и листики разлетелись. Мишутка очень расстроился: как же теперь ему быть?
Надо помочь медвежонку вернуть листики с ответами на свои места.
По вызову учителя дети выходят к доске , ищут листик с правильными ответами и заполняют ими пропуски.
Занимательные задачи в стихах по математике . Они тренируют память, развивают логическое мышление и поднимают настроение! Позагадывайте их своим деткам, увидите с какой охотой они будут разгадывать их. Некоторые загадки подойдут и малышам из детского сада, которые еще не знакомы с цыфрами, но большинство из них — для школьников. *** Яблоки с ветки на землю упали. Плакали, плакали, слезы роняли Таня в лукошко их собрала. В подарок друзьям своим принесла Два Сережке, три Антошке, Катерине и Марине, Оле, Свете и Оксане, Самое большое — маме. Говори давай скорей, Сколько Таниных друзей? ***
Ресурсы:
1)http://www.proshkolu.ru/search?text=%D3%F1%F2%ED%FB%E9+%F1%F7%E5%F2+%ED%E0+%F3%F0%EE%EA%E0%F5+%EC%E0%F2%E5%EC%E0%F2%E8%EA%E8+%E4%EB%FF+57+%EA%EB%E0%F1%F1%EE%E2&searchid=1949542&web=0#2357
2) Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике. //Математика в школе. 1990 – с.39-44
3) Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счёта. //Н.ш. 1985г. №5
4) Бурлакова Устный счёт на уроках математики. //Н.ш. 1969 №10
5) Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Н.ш. 1992 №9 с15
6) Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1
7) Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Н.ш. 1990 №6 с.44-46
8) Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? //Н.ш. 1999 №8
9) Иванова Т. Устный счёт. //Н.ш.1999г. с.11-14
10) В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.
11) Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. //Н.ш. 1987 с31
12) Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //Н.ш. 1998 №2 с.34-38
13) Мишенева Т.С. Приемы организации устного счета. Из опыта. //Н.ш. 1987 №2 с30-32
14) В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.