СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "Без друзей меня чуть-чуть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование нравственных качеств учащихся через развитие коммуникативных навыков: умения вести беседу, слушать и слышать товарища, вести дискуссию.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Без друзей меня чуть-чуть"»

Тема мероприятия: Без друзей меня чуть-чуть

Цель: формирование нравственных качеств учащихся через развитие коммуникативных навыков: умения вести беседу, слушать и слышать товарища, вести дискуссию

Задачи мероприятия:

  • научить ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;

  • на основе примеров и жизненного опыта показать важность и ценность настоящей дружбы;

  • воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;

  • развивать умение вести дискуссию

Форма мероприятия: устный журнал

Форма организации деятельности учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная

Материально-дидактическое оснащение:

1. оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран;

2. программное обеспечение: MS Power Point;

3. демонстрационный материал: фонограмма песни «Если с другом вышел в путь», мультипликационный фильм «Тимка и Димка», рисунки, сочинения-миниатюры «Мой друг», карточки с пословицами, загадками, выставка книг, ладошка для друга, презентация


Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Слайд 1

Звучит песня в исполнении учащихся «Если с другом вышел в путь»

Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем мероприятии? (о дружбе). Мероприятие мы проведем в форме «Устный журнал» под девизом «Без друзей меня чуть-чуть».

Слайд 2

Наш разговор о друзьях, дружбе актуален (важен, значим)? Почему?


II. Основная часть

Слайд 3

Литературная страничка

Учитель: А кто такие друзья? Какого человека можно назвать настоящим другом?

Слайд 4

Продолжи предложение: «Друг – это тот, кто…»

(учащиеся по цепочке рассуждают о том, кто такой друг и кого они называют своими друзьями)


Слайд 5

Учитель: Друг – это человек, который непременно поможет в трудную минуту, с которым можно поделиться и радостью, и печалью, которому можно доверить самые сокровенные желания и тайны.


Чтение стихотворения Инессы Агеевой «Друг»

Он тебе по крови

Вовсе не родной,

Но всегда и всюду

Вместе он с тобой.

Станет если грустно

Иль сразит недуг,

Шуткою поможет

И поддержит друг.

Ты ему откроешь

Свой секрет без страха –

Верность и доверие

Не потерпят краха.


Слайд 6

Анализ стихотворения А.Л. Барто «Требуется друг»

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти:

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

- Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной –

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: - Ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: - Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг...

Напишу я объявление:

Срочно требуется друг!

Учитель: Можно ли так выбрать друга? Почему?


Слайд 7

Работа с загадками

Мы в беде друг другу помогаем,

Вместе делаем уроки и играем,

Вместе ходим на прогулку, в магазин.

Когда нет тебя, то я один.

Приходи скорее, я скучаю,

Даже с танком любимым не играю.

Мне общение с тобою очень нужно,

А еще нужна крепкая... (дружба)


Говорят, что мы похожи.

Отвечаем: «Ну и что же?».

Говорят, что неразлучны.

Друг без друга вправду скучно.

Говорят, что мы болтушки...

Ну и что! Ведь мы... (подружки)

Что, подружка, предлагаю

Нашу ссору позабыть.

Шаг навстречу совершаю,

Я хочу с тобой дружить.

Перестань, подружка, злиться,

Предлагаю... (помириться)

 

Если друг пока не близкий,

То, пожалуй, он не друг.

Вдруг свершит поступок низкий

Иль откажет в просьбе вдруг.

А пока я с ним общаюсь,

Много общих с ним вещей.

В друга сам я превращаюсь

Из числа... (товарищей)


Он за партою одной

Целый год сидит со мной.

Карандаш мне, ручку даст,

Никогда скучать не даст.

И его надежней нет,

Он по парте мой... (сосед)

 

Этим словом называются

Все, кто вместе обучаются.

Товарищи, друзья, проказники,

Конечно, это... (одноклассники)


Словарная страничка

Слайд 8

Учитель: Проанализируйте, чем отличаются эти слова с лексической точки зрения (групповая работа с толковым словарем)


Слайд 9

Друг – 1. Тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.

2. Сторонник, защитник кого-чего-нибудь (высок.)

3. Употребляется как обращение к близкому человеку, а также (прост.) как вежливое обращение к товарищу, соседу, встречному человеку.

Приятель – 1. Близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях.

2. Фамильярное (неуместно развязное, слишком непринужденное) обращение к незнакомому лицу.

Товарищ – 1. Человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни и т.п., а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.

2. Человек как член общества, как гражданин страны.

3. Помощник, заместитель (устар.)


Слайд 10

Страничка инсценирования

Сценка по рассказу В.А. Осеевой «Три товарища»

Учитель: Скажите, кто же из мальчиков – Коля, Миша или Володя – оказался настоящим другом.

Учитель: А если бы у вас были такие же товарищи, как у Вити, кого из них вы бы взяли с собой в далёкое и трудное путешествие? (Володю)

Учитель: Почему? (в трудные минуты нам рядом нужен человек, на которого можно положиться, в котором мы можем быть уверены)

Учитель: в минуты радости с кем приятнее проводить время? (с теми, кого мы всегда рады видеть, с близкими друзьями)

Учитель: Мы сейчас говорили о человеке, которого вы хотели бы видеть рядом с собой. А сами вы умеете дружить? Много ли у вас друзей?

Что вы делаете для того, чтобы сохранить дружбу? (обсуждение вопросов, высказывание мнений)


Слайд 11

Страничка устного народного творчества

Собери пословицу (групповая работа)

Друг познаётся в несчастье.

Дружба – как стекло: разобьешь – не сложишь.

Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.

Расстояние не помеха для друзей.

Из-за нового приятеля не теряй и старого.

Нет друга – так ищи, а нашел – так береги.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Человек без друзей – что дерево без корней.


Слайд 12

Учитель: Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»? Действительно ли, что друзья дороже денег или всё наоборот? (обсуждение)

Учитель: Много мнений мы сейчас услышали, но главное – это то, что вы дружбу считаете важнее денег. Вы сделали правильный вывод, ведь деньги приходят и уходят, а настоящие друзья остаются всегда рядом. А когда рядом друг, разве можно быть одиноким и несчастным?


Слайд 13

Прослушивание сказки

«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец, но человек этот был добрый и хороший, поэтому у него было много друзей.

Но однажды случилась беда. В одну из ночей, каким-то неизвестным ворам удалось проникнуть во владения нашего героя и угнать всех овец. Когда наутро хозяин увидел, что стало с его хозяйством, он сел и горько заплакал: ведь теперь он лишился всех своих денег и работы.

Весть о краже быстро разнеслась по окрестным сёлам, и уже на следующий день увидел этот человек, как по дороге, ведущей к его дому, идут его друзья. Но друзья шли не с пустыми руками – каждый из них вёл за собой маленькое стадо овец. Когда все друзья собрались и подарили другу своих овец, у него снова получилось стадо, даже больше, чем прежде.

Учитель: Как вы думаете, что произошло бы с человеком, если бы у него не было таких друзей? (он остался бы один в своей беде, стал бы нищим, а если бы и работу не нашёл потом, то мог бы умереть с голода)


Слайд 14

Учитель: Без друзей человек одинок, без друзей его мало, а с друзьями много


Слайд 15

Страничка проблемных ситуаций

Слайд 16

Реши проблемно-нравственную ситуацию (групповая работа)

- Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы его списать.

- Твой друг получает плохие отметки, и тебе запрещают с ним дружить.

- Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.

Учитель: Почему распадается дружба? По каким причинам это происходит чаще всего?

Учитель: Ссоры и споры, конечно, неизбежны, но настоящие друзья никогда не будут ссориться по пустякам, а серьёзные проблемы решат сообща, вместе. Но даже если ссора и возникла, если вы дорожите своим другом, вы сумеете найти способ помириться.

Учитель: Как вы думаете, почему так важно сохранить дружбу?

Ученики: Потерять друга легко, а найти – очень сложно.


Слайд 17

Страничка творчества

1. Чтение и обсуждение сочинений-миниатюр «Мой друг», обращение к рисункам учащихся, выставке книг

2. Ладошка для друга (на пальчиках учащиеся пишут пожелания своему другу)


III. Заключительная часть

Учитель: Вы знаете, что некоторые люди не находят друзей за всю свою жизнь. Им живётся очень сложно и одиноко. Но чтобы иметь много друзей, надо самому быть общительным, чутким, отзывчивым, преданным, добрым и хорошим другом.


Слайд 18

Когда у вас много друзей, вы не будете чувствовать себя одиноко, вас будет много.


Слайд 19

Мультстраничка

Просмотр мультфильма «Тимка и Димка» (о дружбе медвежонка Димки и котёнка Тимки, песня «Настоящий верный друг»)