Тема мероприятия: Без друзей меня чуть-чуть
Цель: формирование нравственных качеств учащихся через развитие коммуникативных навыков: умения вести беседу, слушать и слышать товарища, вести дискуссию
Задачи мероприятия:
научить ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;
на основе примеров и жизненного опыта показать важность и ценность настоящей дружбы;
воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;
развивать умение вести дискуссию
Форма мероприятия: устный журнал
Форма организации деятельности учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная
Материально-дидактическое оснащение:
1. оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран;
2. программное обеспечение: MS Power Point;
3. демонстрационный материал: фонограмма песни «Если с другом вышел в путь», мультипликационный фильм «Тимка и Димка», рисунки, сочинения-миниатюры «Мой друг», карточки с пословицами, загадками, выставка книг, ладошка для друга, презентация
Ход мероприятия
I. Вступительная часть
Слайд 1
Звучит песня в исполнении учащихся «Если с другом вышел в путь»
Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем мероприятии? (о дружбе). Мероприятие мы проведем в форме «Устный журнал» под девизом «Без друзей меня чуть-чуть».
Слайд 2
Наш разговор о друзьях, дружбе актуален (важен, значим)? Почему?
II. Основная часть
Слайд 3
Литературная страничка
Учитель: А кто такие друзья? Какого человека можно назвать настоящим другом?
Слайд 4
Продолжи предложение: «Друг – это тот, кто…»
(учащиеся по цепочке рассуждают о том, кто такой друг и кого они называют своими друзьями)
Слайд 5
Учитель: Друг – это человек, который непременно поможет в трудную минуту, с которым можно поделиться и радостью, и печалью, которому можно доверить самые сокровенные желания и тайны.
Чтение стихотворения Инессы Агеевой «Друг»
Он тебе по крови
Вовсе не родной,
Но всегда и всюду
Вместе он с тобой.
Станет если грустно
Иль сразит недуг,
Шуткою поможет
И поддержит друг.
Ты ему откроешь
Свой секрет без страха –
Верность и доверие
Не потерпят краха.
Слайд 6
Анализ стихотворения А.Л. Барто «Требуется друг»
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: - Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти:
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - Ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявление:
Срочно требуется друг!
Учитель: Можно ли так выбрать друга? Почему?
Слайд 7
Работа с загадками
Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже с танком любимым не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна крепкая... (дружба)
Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки...
Ну и что! Ведь мы... (подружки)
Что, подружка, предлагаю
Нашу ссору позабыть.
Шаг навстречу совершаю,
Я хочу с тобой дружить.
Перестань, подружка, злиться,
Предлагаю... (помириться)
Если друг пока не близкий,
То, пожалуй, он не друг.
Вдруг свершит поступок низкий
Иль откажет в просьбе вдруг.
А пока я с ним общаюсь,
Много общих с ним вещей.
В друга сам я превращаюсь
Из числа... (товарищей)
Он за партою одной
Целый год сидит со мной.
Карандаш мне, ручку даст,
Никогда скучать не даст.
И его надежней нет,
Он по парте мой... (сосед)
Этим словом называются
Все, кто вместе обучаются.
Товарищи, друзья, проказники,
Конечно, это... (одноклассники)
Словарная страничка
Слайд 8
Учитель: Проанализируйте, чем отличаются эти слова с лексической точки зрения (групповая работа с толковым словарем)
Слайд 9
Друг – 1. Тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
2. Сторонник, защитник кого-чего-нибудь (высок.)
3. Употребляется как обращение к близкому человеку, а также (прост.) как вежливое обращение к товарищу, соседу, встречному человеку.
Приятель – 1. Близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях.
2. Фамильярное (неуместно развязное, слишком непринужденное) обращение к незнакомому лицу.
Товарищ – 1. Человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни и т.п., а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.
2. Человек как член общества, как гражданин страны.
3. Помощник, заместитель (устар.)
Слайд 10
Страничка инсценирования
Сценка по рассказу В.А. Осеевой «Три товарища»
Учитель: Скажите, кто же из мальчиков – Коля, Миша или Володя – оказался настоящим другом.
Учитель: А если бы у вас были такие же товарищи, как у Вити, кого из них вы бы взяли с собой в далёкое и трудное путешествие? (Володю)
Учитель: Почему? (в трудные минуты нам рядом нужен человек, на которого можно положиться, в котором мы можем быть уверены)
Учитель: в минуты радости с кем приятнее проводить время? (с теми, кого мы всегда рады видеть, с близкими друзьями)
Учитель: Мы сейчас говорили о человеке, которого вы хотели бы видеть рядом с собой. А сами вы умеете дружить? Много ли у вас друзей?
Что вы делаете для того, чтобы сохранить дружбу? (обсуждение вопросов, высказывание мнений)
Слайд 11
Страничка устного народного творчества
Собери пословицу (групповая работа)
Друг познаётся в несчастье.
Дружба – как стекло: разобьешь – не сложишь.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
Расстояние не помеха для друзей.
Из-за нового приятеля не теряй и старого.
Нет друга – так ищи, а нашел – так береги.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Человек без друзей – что дерево без корней.
Слайд 12
Учитель: Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»? Действительно ли, что друзья дороже денег или всё наоборот? (обсуждение)
Учитель: Много мнений мы сейчас услышали, но главное – это то, что вы дружбу считаете важнее денег. Вы сделали правильный вывод, ведь деньги приходят и уходят, а настоящие друзья остаются всегда рядом. А когда рядом друг, разве можно быть одиноким и несчастным?
Слайд 13
Прослушивание сказки
«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец, но человек этот был добрый и хороший, поэтому у него было много друзей.
Но однажды случилась беда. В одну из ночей, каким-то неизвестным ворам удалось проникнуть во владения нашего героя и угнать всех овец. Когда наутро хозяин увидел, что стало с его хозяйством, он сел и горько заплакал: ведь теперь он лишился всех своих денег и работы.
Весть о краже быстро разнеслась по окрестным сёлам, и уже на следующий день увидел этот человек, как по дороге, ведущей к его дому, идут его друзья. Но друзья шли не с пустыми руками – каждый из них вёл за собой маленькое стадо овец. Когда все друзья собрались и подарили другу своих овец, у него снова получилось стадо, даже больше, чем прежде.
Учитель: Как вы думаете, что произошло бы с человеком, если бы у него не было таких друзей? (он остался бы один в своей беде, стал бы нищим, а если бы и работу не нашёл потом, то мог бы умереть с голода)
Слайд 14
Учитель: Без друзей человек одинок, без друзей его мало, а с друзьями много
Слайд 15
Страничка проблемных ситуаций
Слайд 16
Реши проблемно-нравственную ситуацию (групповая работа)
- Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы его списать.
- Твой друг получает плохие отметки, и тебе запрещают с ним дружить.
- Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.
Учитель: Почему распадается дружба? По каким причинам это происходит чаще всего?
Учитель: Ссоры и споры, конечно, неизбежны, но настоящие друзья никогда не будут ссориться по пустякам, а серьёзные проблемы решат сообща, вместе. Но даже если ссора и возникла, если вы дорожите своим другом, вы сумеете найти способ помириться.
Учитель: Как вы думаете, почему так важно сохранить дружбу?
Ученики: Потерять друга легко, а найти – очень сложно.
Слайд 17
Страничка творчества
1. Чтение и обсуждение сочинений-миниатюр «Мой друг», обращение к рисункам учащихся, выставке книг
2. Ладошка для друга (на пальчиках учащиеся пишут пожелания своему другу)
III. Заключительная часть
Учитель: Вы знаете, что некоторые люди не находят друзей за всю свою жизнь. Им живётся очень сложно и одиноко. Но чтобы иметь много друзей, надо самому быть общительным, чутким, отзывчивым, преданным, добрым и хорошим другом.
Слайд 18
Когда у вас много друзей, вы не будете чувствовать себя одиноко, вас будет много.
Слайд 19
Мультстраничка
Просмотр мультфильма «Тимка и Димка» (о дружбе медвежонка Димки и котёнка Тимки, песня «Настоящий верный друг»)