СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "Что в имени тебе моём?.."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  устного журнала "Что в имени тебе моём?.." Необходимо научить ребёнка бережно относиться к своему имени, дорожить им.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Что в имени тебе моём?.."»

Методическая разработка Урока письма в 5 — 9 классах по теме «Напишем письмо своему учителю»

Цели и задачи

  1. Образовательные:

- познакомить школьников с историей развития почтовой связи на Земле, с историей развития почты России, с символом Российской почты – почтовым рожком, с ямщицкими почтовыми тройками, с историей поддужных колокольчиков «Дар Валдая», с историей почтовой связи в родном крае;

- рассмотреть значение писем в жизни современного человека;

- познакомить с правилами написания письма и алгоритмом написания письма,

с разновидностями письма;

- расширить знания школьников о правильном оформлении адреса на конверте, о видах писем, структуре письма и его этикетных особенностях;

сконцентрировать внимание школьников на богатстве русского языка;

- формировать навыки грамотного письма.

2. Развивающие:

- развивать умения учащихся видеть содержательные, структурные особенности написания письма.

- способствовать развитию интереса школьников к профессии почтальона и воспитанию уважительного и внимательного отношения к нелёгкому труду почтальонов;

- способствовать развитию умения школьников выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики;

- содействовать формированию навыка написания письма делового, личного;

- способствовать развитию интеллектуального кругозора школьников, их логического мышления, творческого воображения, связной речи школьников и совершенствованию их словарного запаса;

- содействовать воспитанию и развитию интереса к изучению истории почтовой связи России, родного края;

  • способствовать развитию навыка использования эпистолярного жанра.

3. Воспитывающие:

- стимулировать у учащихся потребность грамотно писать и правильно оформлять письма;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к русскому языку;

- воспитывать чувство патриотизма, чувства ответственности, нравственных основ человеческой личности;

- способствовать воспитанию внимательного, чуткого и отзывчивого отношения к близким, друзьям, окружающим людям;

- пробуждать в душах детей чувства любви, уважения, благодарности к близким людям, к своим учителям;

- способствовать формированию информационной культуры.

Формы и методы реализации: беседа, метод демонстрации и наглядности, поисково-исследовательский метод, коллективно-творческая работа, использование этнопедагогической технологии, ИКТ, самостоятельная работа обучающихся, выставка книг и материалов по теме, конкурсы, выразительное чтение учащимися стихотворений, сообщения учащихся, заочная экскурсия в Музей Почтовой связи, метод игры, обзор книг, материалов выставки «Почтовые марки», выставки поддужных колокольчиков «Дар Валдая», обсуждение итогов.

Формы организации познавательной деятельности. Фронтальные, групповые

и индивидуальные.

Оборудование урока

1. Выставка конвертов.

2. Выставка почтовых марок.

3. Выставка поддужных колокольчиков «Дар Валдая».

4. Фото символа Российской почты.

6. Схема о видах писем «Письмо».

8. Заострённые гусиные перья.

9. Слайдовая презентация «Письмо», компьютер.

Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены.

Н. Кузовлёва.

Ход урока

  1. Психологическая установка.

  2. Актуализация знаний.

Учитель. Пишите письма, пишите чаще,

Несите людям добро и счастье,

Тепло и радость, души частицу.

Пишите чаще, пишите письма!

Каждый из нас любит получать письма.

Письма имеют большое значение в жизни людей. Каждому человеку в жизни предстоит отправить немало писем – деловых, поздравительных, личных. С помощью писем люди общаются на расстоянии:

Письмо само

Никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит, пролетит,

Проплывёт

Тысячи вёрст пути.

Нетрудно письму

Увидеть свет:

Ему не нужен билет.

На медные деньги

Объедет мир

Заклеенный пассажир. (С. Маршак, «Почта»)

С помощью писем люди разделяют радость, поддерживают друг друга в трудные минуты, сообщают новости из своей жизни, обращаются с просьбами, за советом, разделяют грусть, желают счастья в знаменательные дни и праздники. Чаще всего мы пишем письма близким, родным, знакомым, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.

Нам важно знать, как живёт наш собеседник, интересно знать его мнение о том, что нас волнует. В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах.

Ученица. В жизни людей письма играют важную роль. И это легко доказать. Например, Льву Кассилю письма даже помогли стать писателем. Приехав в Москву учиться, он бродил по столице, знакомился с достопримечательностями и свои впечатления выражал в письмах к брату. Письма были столь содержательными и эмоциональными, что брат отнёс их редакцию, и они были напечатаны. Это окрылило Кассиля, и он всерьёз занялся литературным творчеством.

3. Изучение нового материала

Учитель. Но какими же были первые письма, первый почтовый ящик, как доставляли письма в старину? Об этом мы узнаем, отправившись в заочную экскурсию в Музей Почтовой связи.

Экскурсия в Музей Почтовой связи

Из истории письма

1 экскурсовод. За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Они высекали надписи на скалах и каменных плитах, вырезали их на костях, чертили знаки на глиняных дощечках, а позже – на металлических, бронзовых, свинцовых. На юге писали на пальмовых листьях. А в древнем Великом Новгороде писали на бересте в XII – XV веках. Буквы на бересте процарапаны тщательно заострённым приспособлением для выдавливания букв на бересте. Процарапанное берестяное письмо в благоприятных условиях и даже в грязи пролежит многие столетия. Новгородские берестяные письма и грамоты, написанные без единой капли чернил, учёные обнаружили в начале пятидесятых годов XX века. Примерно пять тысяч лет тому назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название которому было дано по названию города Пергана в Сирии.

Бумага – одно из великих изобретений человечества – сначала, в V веке, появилась в Китае, а затем, в XII – XVII веках, в государствах Европы.

Для изготовления первых писем использовались даже морские ракушки, верёвки различной длины.

Несколько позднее появилась пиктографическое письмо, т.е. письмо рисунками. Артур Конан Дойл в «Тайне пляшущих человечков» рассказывает об одной детективной истории, разгадка которой была связана с письмами в рисунках.

История почтового ящика

2 экскурсовод. Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала чётко в течение нескольких столетий. В настоящее время камень, служивший первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна.

Первый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В других столицах Европы почтовые ящики стали использовать ещё позднее.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт – Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А.С. Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года.

Но конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришёл ящик из чугуна весом более 40 кг. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов.

В 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

Как был придуман почтовый конверт?

3 экскурсовод. Вашему вниманию я предлагаю рассказ о том, как был придуман почтовый конверт.

В 1820 году владелец бумажного магазина в английском городе Брайтоне господин Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров.

Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной – листок бумаги величиной с визитную карточку.

Бумажная пирамида в витрине магазина привлекла внимание всего города. Днём и ночью у витрины магазина собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки.

Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя, а так как о конвертах никто не имел представления, то адрес писался на том же листе бумаги, что и само письмо.

Владелец магазина господин Бревер стал получать от своих покупателей многочисленные жалобы по этому поводу, которые навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем. Бревер, продумав форму и размеры, изготовил небольшую партию таких мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название «конверт». Успех конвертов был столь велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 специальным предприятиям.

Со дня изготовления первого конверта прошло почти 200 лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остаётся прежней: нести по почте вести людям.

Конверты разных форматов и различного оформления вы можете увидеть на нашей выставке.

Почтовая марка

4 экскурсовод. Наша экскурсия по Музею почтовой связи продолжается. Мы знаем, что письма – это маленькие путешественники. Из города в город, в деревни, в села они ехали раньше на лошадях, сейчас на поезде, плывут на кораблях или даже летят на самолёте. Значит, нужны билеты? Да. И этот билет – почтовая марка.

Почтовая марка – знаки оплаты за пересылку почтовой корреспонденции, выпускаемые почтовыми ведомостями. Впервые почтовые марки появились в 1840 году в Англии. До этого отправка письма была хлопотным делом: письма нужно было взвесить, знать примерное расстояние до пункта назначения – и за это необходимо было взять почтовый сбор. Изобретение марки упростило отправку корреспонденции.

В России почтовые марки были выпущены лишь в 1857 году. А знаки оплаты в виде маркированных конвертов были выпущены в 1845 году.

В первые десятилетия на почтовых марках изображался герб страны и проставлялась стоимость почтового сбора. Постепенно почтовые марки, сохраняя значение знака почтовой оплаты, превратились в миниатюрные плакаты, стали своеобразным средством агитации, проникающим в самые отдалённые уголки мира.

Почтовая марка – полезная и красивая вещь. И вашему вниманию мы предлагаем виды различных почтовых марок.

Знакомство с выставкой «Почтовые марки».

О почтовых марках есть стихотворение Джанни Радари. Может быть, оно подвигнет кого–то на создание вкусного клея для почтовых марок.

Марки невкусные, намазаны клеем,

Мы с дочуркой об этом жалеем.

Красивую марку дочурка лизнёт,

Скорчится, сморщится и – заревёт!

Скорее придумайте марку отличную,

Которую клеит варенье клубничное!

Ура троекратное маркам почтовым,

Намазанным сладким сиропом фруктовым.

Из истории развития почты

5 экскурсовод. Почта – древнейший вид связи. В Древней Греции, Египте и Римской империи существовала эстафетная почта на лошадях. На отдельных почтовых станциях, расположенных на расстоянии 3 – 4 миль одна от другой, находились наготове верховые гонцы. Первый гонец доставлял свои письма второму, второй – третьему и т.д., последний доставлял их к месту назначения. С 14 века в Европе почти повсеместно устанавливается институт городских гонцов. В 16 – 17 в.в. почтовые станции находятся в ведении правительства государств. Быстрое развитие почтовая связь получает при капитализме в связи с развитием пароходного и железнодорожного сообщений.

Русская почта является одной из старейших в Европе.

Кто не знает, что бойкая «птица – тройка» - символ Руси? Тройки появились лишь с того времени, когда дороги стали наезженными, широкими. Но уже в 10 веке существовал извоз, с помощью которого на Руси распространялись все указы и донесения. Население обязано было выставлять запряжённые повозки княжеским гонцам, те мчались во все концы государства, меняя лошадей. Организации регулярных почтовых сообщений предшествовало создание в XIII веке ямской гоньбы, т.е. почтовых станций с лошадьми для передвижения и передачи письменных сообщений.

Ямщичьи стойки (от тюркского ям – дорога) являлись пунктами проката лошадей – для передачи донесений «по эстафете» и отдыха гонцов, пока меняют лошадей.

Большой честью считалось стать ямщиком (от тюркского ям – чи – проводник). Брали в ямщики только уважаемых людей, степенных, обязательно семейных и, конечно же, не безлошадных. При Петре I ямщикам была определена униформа: летом – красный кафтан с белым кушаком; зимой – овчинный тулуп, шапка с красным верхом да меховые рукавицы. Лошадей запрягали и поодиночке, и сразу нескольких в одну телегу или сани, но гусем, то есть цепочкой одну за другой. Так легче было пробиться неторёными дорогами да по глубокому снегу.

Упряжка в три лошади кряду появилась и стала именоваться тройкой лет 200 тому назад, после выхода особой почтовой инструкции. Значит, русская «птица – тройка» обязана своим появлением почте. И удалая тройка – такая же примета России, как и краснощёкая матрёшка или расписной тульский самовар.

Как можно жить без русской тройки? Свадьбы, народные гулянья, катания на масленицу не были бы так шумны, пестры и удалы без звонких бубенцов и колокольчиков, без ухарского гиканья и дроби копыт. А в лихой тройке – душа народа, его щедрость, весёлый нрав (а то и грусть), любовь к прекрасному и выражение этой любви.

Из истории символа Российской почты

6 экскурсовод. Символ Российской почты – почтовый рожок. Какова же история почтового рожка?

В XVI – XVII веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к яму (селению), громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу

Пётр I решил сломать эту традицию и сделать всё, как в Европе. Для подачи сигнала стал вводиться почтовый рожок. Сначала он использовался на линии Петербург – Нарва. Но среди ямщиков это новшество не находило поддержки.

В XIX веке рожок всё же стал символом Российской почты: его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях. Но по своему прямому назначению он практически не использовался. Почтовый рожок и лихая почтовая тройка на бескрайних российских просторах так и не смогли соединиться.

Но выход был найден. С 70 – х годов XVIII века для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик, так называемый «Дар Валдая». В одной из ямщицких песен, которых известно около трёхсот, поётся:

Вот мчится тройка почтовая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик «Дар Валдая»

Звучит уныло под дугой...

Что значит «Дар Валдая»? Об этом есть легенда, в которой рассказывается о том, что было сделано московскими князьями после взятия Великого Новгорода: первым делом, был снят огромный городской вечевой колокол. Колокол решено было вести в Москву. Но по дороге возле Валдая колокол упал с повозок и рассыпался на множество, различных по величине колокольчиков, которые разлетелись по всей Русской земле как дар Валдая. И сегодня в Валдае до сих пор налажено производство поддужных колокольчиков. Валдайские колокольчики, старинные и современные, вы сможете увидеть на нашей выставке.

Колокольчики под дугой дозволялось подвешивать не всем проезжающим, а только почтовым тройкам да курьерским – скоростным, мчавшимся во всю прыть с особо важными государственными депешами.

Полтора столетия назад лошадей стала вытеснять паровая тяга. С развитием железных дорог стали постепенно исчезать почтовые дилижансы в Европе и почтовые тройки в России. Рожок остался как почтовый символ, а колокольчику с этим не повезло. Но остался его звон в песнях, романсах, стихах:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит. (А.С. Пушкин)

Однозвучно гремит колокольчик,

И позёмка дымится слегка,

И уныло по снежному полю

Разливается песнь ямщика. (И.И. Макаров)

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьётся пыль из – под копыт;

Колокольчик звонко плачет,

И хохочет, и визжит. (П.А. Вяземский)

Из истории почты в Вешкаймском районе

7 экскурсовод. В конце XIX начале XX века почтовая станция находилась в селе Вешкайма. С ней соседствовали станции в Карсуне и в Красной Сосне (Базарно-сызганский район). В обязанности почтовых работников входило не только обеспечение почтовой связи, но и перевозка пассажиров. Люди тогда ездили на «почтовых», когда и кони с ямщиком, и повозка предоставлялись почтой. Ездили и в своих экипажах на лошадях почтовой станции. Приходилось передвигаться и «на обывательских», т.е. почта в порядке гужевой повинности – ямщины привлекала крестьянские подводы.

В Вешкайме почтовая станция для того времени довольно внушительным предприятием. В жилом каменном доме станции было несколько комнат для проезжающих, кухня, столовая. Здесь же с семьёй проживал и сам смотритель почтовой станции. В числе надворных построек имелись конюшня на шестнадцать лошадей, сарай для экипажей, амбар для фуража и продуктов.

В штат работников почтовой станции входили ямщики, конюхи, прислуга. Словом, всё, что мы знаем из литературы и кино о почтовых станциях и трактах было и в нашей Вешкайме. Днём и ночью в разные стороны от села мчались почтовые пары и тройки, звеня бубенцами и поддужными колокольчиками.

Учитель. Прибывшие на почту письма по адресам разносят почтальоны. В старинных русских городах почтальонам приходилось не только ходить пешком, но и перемещаться на ходулях, потому что на улицах была порой непролазная грязь.

Почтальоны ездили в специальных почтовых каретах в странах Европы, а в России – на ямских тройках.

Трудна и ответственна работа почтальона. Какой бы ни была погода, как ни трудна дорога в дождь, в метель, а почту нужно доставить вовремя адресату.

И мы приветствуем наших гостей – почтальонов села Красный Бор:

Шершаеву Татьяну Павловну, Дворянчикову Елену Васильевну, Щеглину Наталью Николаевну, заведующую почтовым отделением Брызгалину Марину Андреевну.

Ученик. Для наших гостей я прочту стихотворение В. Бурыкиной «Ода почтальону».

Почта… Слово-то, какое!

Словно хлопнули на лист печать.

Прошлое оставим мы в покое,

А с чего же настоящее начать?

Много вас, работников почтовых,

Ходит, ездит, и летает, и плывёт.

И конечно же, для вас не будет новым

То, о чём сейчас здесь речь пойдёт.

А пойдёт она о почтальонах.

Да, о тех, кто «с толстой сумкой на ремне»

Армией многомиллионной

Ежедневно ходит по земле.

Дождь иль снег, мороз иль зной палящий,

Град иль ветер, выбивающий слезу,

Ты пойдёшь, как воин настоящий,

Если только где–то переждёшь грозу.

Сколько надо выдержки, терпенья,

Всем ответит, каждого понять,

И прочесть кому–то поздравленье,

И конверт кому–то подписать.

Та старушка пенсию получит

И попросит хлеба принести.

А вот эта, слабенькая (кашель мучит),

Просит избу к Пасхе подмести.

И вот так шагают по дороге

Каждый день, неделю, месяц, год.

Радости, печали и тревоги

Вместе с нами почтальон переживёт.

Ладно, всех нас Бог рассудит…

Сумку к боку крепче прижимай.

Почтальон идёт – ему дорогу,

Кто письмо, а кто газету принимай!

Ученица. Огромное спасибо нашим гостям за их нелёгкий труд. Честь и слава почтальонам,

Утомлённым, запылённым.

Слава честным почтальонам

С толстой сумкой на ремне! (С.Я. Маршак)

Ученики преподносят гостям цветы.

4. Закрепление знаний учащихся

Учитель. Гостей и участников нашего урока просим разделиться на две команды – «Письмо» и «Конверт» и принять участие в наших конкурсах. За правильные ответы, за победу в конкурсах участники получают жетон – почтовую марку.

Конкурс вопросов и ответов «Знаешь ли ты?»


  1. Устаревшее название письма, (эпистола).

  2. Пункт назначения письма; надпись на конверте или посылке, указывающая их место назначения. (Адрес)

  3. Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние. (Письмо)

  4. Маленький бумажный знак на конверте, обозначающий, что почтовый сбор оплачен. (Марка)

  5. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (Почтальон)

  6. Учреждение для пересылки писем, периодических издания, посылок, денег. (Почта)

  7. Специальный бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт)

  8. Цифровое условное обозначение населённого пункта. (Индекс)

  9. Что обозначают шесть цифр, входящих в индекс? (Первые три обозначают область, город, три другие – почтовое отделение)

  10. Получатель, лицо которому адресовано почтовое отправление, телеграмма. (Адресат)

  11. Отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление. (Адресант)

  12. Кто автор стихотворений «Почта», «Военная почта»? (С.Я. Маршак)

Конкурс «Пословица недаром молвится»

Какая команда назовёт больше пословиц о письме.

  • Пиши и знай: кому надо – разберёт.

  • Не складна челобитная письмом, складна смыслом.

  • Перо пишет, а ум водит.

  • Писать, не языком чесать.

  • Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.

  • Что написано пером – не вырубишь топором.

  • Пиши, да не спеши.

  • Не пером пишут, а умом.

  • Буквы кривые, да смысл прямой.

Конкурс загадок о письме и почте


  1. Кто приходит по утрам и приносит письма нам? (Почтальон)

  2. Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нём живёт?

Дверца узкая под крышей –

Не для белки, не для мыши,

Не для вешнего жильца,

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят –

Во все стороны летят! (Почтовый ящик)

  1. Сложу, вложу, за море пущу – и там говорит. (Письмо)

  2. Все на ней ездит: и радость и горе. (Почта)

  3. Голубочка бела, в избу влетела, что на свете видела – про всё рассказала. (Газета)

  4. Без крыльев, а летит; без языка, а говорит. (Письмо)

  5. У нас рубят, а по всему миру щепки летят. (Письма)

  6. Дом из жести, а жильцы в нём – вести. (Почтовый ящик)

  7. С подругами и сёстрами она приходит в нам,

Рассказы, вести новые приносит по утрам. (Газета)

10. Куда мне угодно – туда полечу, там и заговорю. (Письмо).

11. На конверте пишем город,

Улицы название, номер дома

И фамилию, а в конверте – до свидания! (Адрес)

12. Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

13. А без этих предметов письмо не напишешь.

  • Дай пить – будет говорить. (Перо, чернила)

  • Три брата на одном коне по полю едут. (Пальцы, ручка, бумага)

14. А эта загадка не случайна в нашем конкурсе. Без этого предмета раньше нельзя было написать письмо.

Носила меня мать,

Уронила меня мать,

Подняли меня люди,

Понесли в торг торговать,

Отрезали мне голову,

Стал я пить

И ясно говорить. (Гусиное перо)

Гусь, как никакая другая птица, послужила науке, искусству, литературе. В Европе, в России многие события описывались только гусиными перьями. Архимед и Пифагор, Ньютон, Платон и Аристотель излагали законы математики, физики, механики, философии также гусиными перьями. Автор «Слова о полку Игореве» и незабвенный Нестор, Ломоносов и Державин, Шекспир и Гёте, Пушкин и Лермонтов, используя то же перо, создавали свои шедевры, писали письма. Из России в Англию ежегодно отправлялось до тридцати миллионов этих орудий письменности.

У нашего села Красный Бор тоже своё особое отношение к гусю. Красный Бор славился раньше в округе бойцовскими гусиными баталиями, которые начинались с Нового года и заканчивались Масленицей или Алексеем Тёплым.

Конкурс «Лучший писарь».

Нужно подписать конверт своему другу, знакомому гусиным пером.

Образцы заполнения конверта у всех находятся на столах и на слайде презентации. Каждая команда выдвигает своего участника.

Учитель. Письма бывают разными. Какие виды писем нам известны? Уточним свой ответ с помощью схемы.

Письмо



Деловое Личное





Официальное письмо



Письмо – поздравление

Письмо – просьба

Благодарственное письмо


Письмо – сообщение

Письмо – рассказ

Вам сейчас нужно определить вид письма.

Письма напечатаны на листах и раздаются командам: письмо А.С. Пушкина М.Л. Яковлеву;

«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Тувима и письмо бабушке от внука Кирилла.

1.



2. Юлиан Тувим

«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Всё равно какой водою:

Кипячёной, ключевой,

Из реки, иль из колодца,

Иль просто дождевой!

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём –

Перед каждою едой,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

И чернила и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чаще, мойтесь чаще –

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья!

Ваш Тувим.

3. Письмо бабушке.

Бабуля, здравствуй! Не грусти.

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу.

Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе –

Пропали плавки на заборе.

Здесь скучно. Я в поход ходил.

Кончаю. Всё.

Твой внук Кирилл.

Конкурс – аукцион вежливых и добрых слов.

Предоставляется слово жюри для подведения итогов конкурсов. Жюри определяет победителя конкурсов. Всем участникам урока вручаются конверты.

  1. О правилах написания письма

Учитель. Для того, чтобы нашим друзьям, близким и знакомым людям было приятно получать ваши письма, запомните некоторые правила их написания (Слайды презентации «Письмо»):

  • обязательно указывайте дату и место написания письма;

  • избегайте употребления грубых и бранных слов, кличек;

  • не употребляйте оборотов «Жду ответа, как соловей лета», «Лети с приветом, вернись с ответом».

Замечательный писатель М. Сервантес предупреждал: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». И когда мы пишем письмо, необходимо помнить об этом.

На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков)

Обратим внимание на слайды презентации «Алгоритм написания письма»

1. Зачин – приветствие и обращение (имя того, кому предназначено письмо. Форму обращения определяет отношение между людьми, состоящими в переписке).

2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата: сообщение, пожелание, благодарность, извинение, жалоба, просьба, приглашение.

4. Заключение – концовка – выражение уважения, любви, преданности, слова прощания.

Информацию, которую вы забыли написать в письме можно поместить под знаком P.S. (Post Skriptum), что означает «после написанного».

Ученик. Я прочту вам письмо Алексея Иванова

Анна Константиновна!

Вам за давней давностью

И не вспомнить неслуха

С чёлочкой торчком.

Шлю Вам запоздалое

Слово благодарности

За мои чернильные

Палочки с крючком.

Анна Константиновна!

Если Вы позволите,

К вам на арифметику

В детство удеру –

Поучиться заново

Крестикам и ноликам,

Самой главной грамоте –

Правде и добру.

Анна Константиновна!

А в конце послания

Вам желает радостей

И хороших слов

Ваш не отличившийся

По чистописанию

С третьей парты – помните –

Лёша Иванов

Учитель. – Понравилось ли вам это письмо?

  • В чём необычность данного письма?

  • К какому виду писем оно принадлежит?

  • Да, это письмо личного характера, благодарственное. Приятно человеку получить хорошее доброе письмо. И не будем скупиться на добрые, ласковые слова.

Запомним мудрые пословицы: «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт», «Ласковое слово, что вешний денёк», «Слово, идущее от сердца согревает три зимы подряд».

  • Задумывались ли вы над тем, о чём бы вы хотели написать своему учителю?

  • Пригодятся ли вам при написании знания о письме, полученные на уроке?

6. Домашнее задание: написать письмо своему учителю, с опорой пользуясь памяткой «Как работать над письмом». (Памятка отпечатана для каждого ученика.)

Как работать над письмом

1). Подумайте, кому и о чем вы хотите написать.

2). Отберите необходимый материал из ваших сообщений, воспоминаний или соберите его из других источников.

3). Решите, в какой форме вы будете писать.

4). Постарайтесь использовать в письме предложения с обращениями, вопросительные и восклицательные предложения.

5). Подумайте, как лучше связать смысловые части письма: какие слова, обороты, предложения для этого вы будете использовать.

6). Напишите черновик. Следите, все ли изложено последовательно, нет ли речевых ошибок и недочетов, орфографических и пунктуационных ошибок.

7). Аккуратно перепишите усовершенствованный текст.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены», - пишет Н. Кузовлёва. Знайте, что каждое письмо – это труд души, обращенный к другому человеку. Помните, адресат ждет от вас писем, полных дружеского расположения и участия. Помните о том, что письмо – выражение вашей личности и некоторые письма хранятся и перечитываются годами. Может быть, и письмо к вашему учителю будет дорогим для него.

- А теперь, пожалуйста, оцените урок. (На доске четыре конверта, под ними ряды красных, зелёных и жёлтых марок по количеству обучающихся:

красная - было интересно, зелёная - материал урока пригодится в жизни, жёлтая - хотелось бы ещё узнать по теме урока о письме, синяя — было неинтересно. Каждый ученик выходит к доске и «наклеивает» свою марку на конверт.)

Библиография

1. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. В начале жизни. - М.: Детская литература, 1981.

2. Старинные русские пословицы и поговорки /Под редакцией Аникина В.П. – М.: Детская литература, 1984

3. Тридцать три пирога /Под редакцией Булатова М. – М.: Детская литература, 1988

4. При солнышке – тепло, при матери – добро. /Под редакцией Гусева Г.И. – М.: Детская литература, 1972.

5. Алликметс К.П., Метса А.А. Поговорим… Поспорим. - Ленинград. Просвещение. Ленинградское отделение, 1991

6. Михалков С.В. Избранное. - М.: Просвещение, 1975

7. Маршак С.Я. Рассказы в стихах .- М.: Детская литература, 1975

8. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или речевой этикет. - М.: Дрофа, 2005

9. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М.: Просвещение, 1983.

10. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо. - М.: Просвещение, 1974.

11. Бушелёва Б.В. Поговорим о воспитанности. - М.: Просвещение, 2008

12. Уроки развития речи. 7 класс /Под редакцией Канакиной Г.И. и Пранцовой Г.В. – М.: ВЛАДОС, 2000

13. Русский фольклор /Под редакцией Ю. Розенблюма. - М.: Художественная литература, 1986

14. Беседина Н.К. Учебная игра по русскому языку «Я деловой человек» /Русский язык в школе», - 6, 1999

15. Филиппенкова Е.В. Тема урока «Здравствуйте!» /Русский язык в школе, - 5, 1999

16. Землякова Н.А. Урок по теме «Письмо» - 5 класс /Русский язык в школе – 6, 2005

17. Карзова Н.А. Праздник письма /Педсовет, 12, 2005.

18. Григорян Л.Т. Язык мой, друг мой. - М.: Просвещение, 1976.

19. Ливанова Т.К. Лошади. - М.: АСТ. Астрель, 2011.

20. Большая Советская энциклопедия. Том 34./ Главный редактор Введенский Б.А. -М.: Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1955.






Скачать

© 2016 506 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!