Устный журнал "Экологические странички"
Подготовила и провела классный руководитель 4 класса В Марищенкова Ирина Витальевна
Цель: привлечь внимание детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды.
Задачи:
Создать условия для формирования у учащихся представлений о последствиях воздействий человека на окружающую среду.
Развивать у учащихся чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду, развивать умение работать в группе.
Воспитывать ответственное отношение к природе.
УУД:
- познавательные УУД: формировать умение находить ответы на вопросы, анализировать полученную информацию;
- регулятивные УУД: формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учиться высказывать свои предположения;
- коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, строить речевые высказывания, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и учащимися;
- личностные УУД: уважительно относиться к позиции другого.
Оборудование: компьютер с колонками, мультимедийное оборудование, презентация.
Ход мероприятия:
На фоне негромко звучащей мелодии четверо учащихся читают стихотворение:
1 ученик
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес -
Полно таинственных чудес.
2 ученик
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветёт,
В степи ковыль, как нежный шёлк
Расчёсывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит -
Большой, как дом, на волнах спит.
3 ученик
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки.
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источнике нарзан,
С полянки - земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
4 ученик
Ты - тоже часть её чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течёт,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель: Сегодня мы проводим устный журнал, посвящённый охране окружающей среды. Эта проблема еще в XX в. стала глобальной, т.е. проблемой всего человечества, а значит, решать её можно только объединив усилия всех людей. Подтверждением этому является тот факт, что 2017 год объявлен годом экологии.
Наше занятие пройдёт под девизом : «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — сразу же приведи в порядок свою планету», т.е. себя, свой дом, свою улицу, все то, что тебя окружает.» слайд
2. Первая страница устного журнала – «За чистоту воздуха»
Итак, первая страница нашего журнала с названием «За чистоту воздуха» слайд ( фото)
1 ученик:
Посмотрите с чувством люди
Что с планетой нашей будет!
Об асфальт, сжигая шины
Газом кашляют машины!
Сколько гари, сколько дыма,
Просто невообразимо!
Печи, фабрики, заводы,
Катера и теплоходы
Выдыхают серный газ.
Подсчитайте, сколько в час?
Экология в упадке,
Слой озонный слишком шаткий!
Ну, когда же мы поймём?
Это дом, мы в нём живём
2 ученик:
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас,
А мы безумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.
Уже все тоньше слой озона,
А он – щит жизни на Земле;
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле.
3 ученик:
Всем известно, что кислород источник жизни. В атмосфере его содержится всего 21%. Его запасы небезграничны. 1 человек в день употребляет 25 литров воздуха. Один автомобиль за 1000 км сжигает годовую норму кислорода одного человека.
В мире за одну минуту вырубают 21 гектар леса, а загрязнение Мирового океана приводит к гибели водорослей, что сказывается на количестве кислорода.
Загрязнение атмосферы бывает естественным (это вулканы, пыльные бури) и искусственное (его вызывают предприятия и транспорт.)
4 ученик:
Основной источник загрязнения окружающей среды – автотранспорт.
Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 900 млн. автомобилей. Растения, произрастающие вдоль дорог, задерживают целый комплекс вредных веществ, выделяемых автомобилями.
Поэтому целесообразно высаживать вдоль дорог древесные и кустарниковые растения, обладающие ярко выраженной способностью поглощать вредные вещества.
5 ученик:
Накопление углекислого газа приводит к парниковому эффекту – повышению температуры у поверхности Земли. Средняя температура Земли составляет 15'С. Глобальное потепление приведет к растапливанию льдов полярных шапок, повышению уровня Мирового океана, затоплению территорий, уменьшению площадей плодородных почв, увеличению испарения, количества и качества облаков, выпадению осадков, смягчению климата.
Вывод: группа защищает экологический плакат по теме «За чистоту воздуха»
3. Вторая страница устного журнала – «За чистоту воды»
Учитель: Спасибо. Вот и перелистнули мы первую страницу нашего журнала и переходим ко второй странице – «За чистоту воды»
Слайд
1 ученик:
Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету,
Чёрные сотрёшь ли человек?
2 ученик:
Вода – начало всех начал.
Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле всего 2%, причем 3\4 из них приходиться на ледники Арктики и Антарктиды.
1 млрд. чел не имеет доступа к воде безопасной по санитарным нормам.
Человек наполнил реки, моря, океаны мусором, нефтью, угольной пылью, смолой, красками, кислотами, ядами, пеной стиральных порошков.
2 ученик:
Давайте посмотрим на схему ежедневного расхода воды:
Слайд
Ежедневно, в среднем, человек расходует 150 литров воды.
Чистка зубов под краном – 7 л,
Слив воды в туалете – 10 л,
Принятие душа в течение 6 мин. – 100 л,
Принятие ванны – 140 л,
Мытье посуды под краном – 110 л,
Стирка в стиральной машине – 230 л
3 ученик:
Мы никогда не думали, что будем покупать за деньги глоток чистой воды, а сегодня это страшная реальность. Менее 1% мировых ресурсов пресной воды доступны для использования человеком. Мировые запасы пресной воды не могут быть увеличены, а число ее потребителей постоянно растет.
Расточительное расходование пресной воды – не главный и не самый опасный источник возникновения «водного голода» на планете. Главная опасность – повсеместное загрязнение воды.
4 ученик:
Запасы пресной воды ограничены, потребность в ней огромна, цены на воду увеличиваются в тысячи раз. Не зря 2003 год был объявлен ООН Всемирным годом пресной воды. А 22 марта каждый год отмечается Всемирный день воды.
Вывод: группа защищает экологический плакат по теме «За чистоту воды».
4. Третья страница устного журнала – «За чистоту Земли»
Учитель: Вот и подошли мы к третьей странице нашего журнала «За чистоту Земли»
1 ученик: Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Сценка
Дворник:
Отчего так бутылки небрежно стоят?
Отчего так бумажки по ветру летят?
Старушка:
Оттого, что бросают все люди подряд,
А потом эти свалки ругают.
Дворник и Старушка встречаются. Начинают диалог:
-Здравствуй, Петрович, всё мусорят?
-Да, и очень много! Вон, какие кучи на свалку вывозят. И так каждый день.
-А чего выбрасывают, то? Дай посмотрю. Давиче сюжет по телевизору видела, что по мусору можно узнать о жизни хозяина.
-Да что только не выбрасывают. Здесь и бутылки, и бумага, и стекло, и пластик, и тряпье, и пищевые отходы
-Ну, дай я хоть бутылочки заберу, все прибавка к пенсии.
-Молодец, Матрена, по-современному мыслишь. Давно пора переходить к раздельному сбору мусора, только некому этим заниматься.
Слайд -шоу
- Вы хотите жить в таком городе? Почему? Кто виноват? ( Ответы детей)
- А что вы можете сделать для решения проблемы мусора в нашем городе?
Давайте посмотрим, как ребята решили проблему мусора (сценка)
1-я пара: на контейнере надпись «пластик»
-Здравствуй милый дед, здравствуй добрый дворник.
Мы пришли к тебе, чтоб убрать наш дворик.
- А что же вы будете делать?
- В этот контейнер мы будем собирать только пластик.
2-я пара: на контейнере надпись «бумага»
Газетки, тетрадочки, от конфеток бумажечки.
В этот ящик ты складывай, будет суперсырье.
3-я пара: на контейнере надпись «металл»
-Сюда кладите банки и разные жестянки.
Ведь это тоже нужное сырье
Дворник
- Молодцы, ребята. Все это вы правильно придумали
Я все понял, но только дворникам эту проблему не решить. Кто этим будет заниматься?
Дети хором: Мы будем!
Игра «Мусоробол» (цель - собрать мусор в корзины)
Ученик:
Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха. С каждым годом экологическое состояние в нашей стране становится все хуже. Именно поэтому государством предпринимаются все возможные меры для решения данной проблемы.
2 ученик:
Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь его накапливается очень много. Твердые бытовые отходы, состоят из:
бумаги – 38,5%;
стекла – 3%;
пластмассы – 10%;
резины, текстиля и кожи – 12%;
пищевых отходов – 10%;
металл – 4.5%;
древесины – 7,5%;
прочие отходы – 14,5 %
3 ученик:
В настоящее время количество выбрасываемого городом мусора является показателем его культурного развития. Важная причина загрязнения — промышленные и сельскохозяйственные отходы. Все более сложной становится проблема накопления бытового мусора.
Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда, большая его часть (97%) идет... в отходы. Современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, то она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации.
4 ученик:
Продолжительность разложения отходов: Слайд
Автобусный билет – 1 месяц.
Кожура банана – до 6 месяцев.
Бумажный стаканчик — до 5 лет.
Консервная банка — 10 лет.
Шерстяной носок — 1 год.
Деревянная палка — 4 года.
Деревянная окрашенная доска — 13 лет.
Полиэтиленовые пакеты – до 60 лет
Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет.
Стеклянные бутылки — никогда.
5 ученик:
Прежде мы не слишком прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали сознавать: наш дом, планета Земля, в опасности! Она медленно погибает…
1уч. Ребята! Каждый из вас может внести свой вклад в охрану природы нашего города.
2 уч. Не устраивайте мусорные свалки в неположенных местах.
3 уч. Помогайте содержать в чистоте свои дворы.
4 уч. Постарайтесь посадить несколько деревьев, вырастить свой цветник.
Вывод: группа защищает экологический плакат по теме «За чистоту Земли».
Четвертая страница устного журнала – «За сохранения флоры и фауны»
Учитель: Следующая страница нашего журнала «За сохранение флоры и фауны»
1 ученик:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом!
Прекрасна, прекрасна
Родная земля.
Прекраснее мне не найти
Никогда!
Зеленые долы, леса и поля,
И синяя в море вода.
Песня-инсценировка «Во поле березки стояли»
Во поле березки стояли,
Во поле кудрявые стояли.
Лю-ли стояли.
Да не просто так они стояли,
А от пыли воздух очищали.
Лю-ли очищали.
Как к березкам люди приходили
И стволы кудрявым подрубили.
Лю-ли подрубили .
Сок березовый собирали
И в большие банки наливали.
Лю-ли наливали.
А когда те люди уходили,
Рану на коре закрыть забыли.
Лю-ли забыли.
Я пойду во поле погуляти,
Из беды березки выручати.
Лю-ли выручати.
Я им раны глиною закрою,
Чтобы зеленеть могли весною.
Лю-ли весною.
Люди, зря березки не губите,
Для потомков рощи сохраните.
Лю-ли сохраните.
2 ученик:
Земля – это наша планета. Серебристые ели, ромашковые поляны, гомон птиц, прозрачная вода рек и озер – это все для нас. И рядом сломанное деревце, вытоптанные цветы, убитая лягушка, разоренный муравейник – мелочи, кажется. Но на самом деле – это страшная беда, это катастрофа. Каждый день на земле исчезает один вид животных, каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений. В минуту вырубается 20 га тропических лесов – «легких планеты». Каждую секунду вырубается площадь размером с футбольное поле. Экологическая катастрофа нависла над нашей планетой, над каждым, живущим на ней, да в особенности над самим человеком
3 ученик:
Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезла еще одна рептилия, еще одно растение.
Теперь человек решает: быть или не быть природе.
В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счёл необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов.
– Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.
– Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну,
предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение – спасение исчезающих видов и восстановление редких.
Учитель:
-Ребята, давайте посмотрим на некоторые растения и животных, которые занесены в Красную книгу. Слайды
4 ученик:
Охраняется Красною Книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид,
И себя мы прощаем, и себя мы прощаем,
А грядущее нас не простит.
5 ученик:
Учёные установили:
Морские черепахи у берегов Центральной и Южной Америки погибли из-за того, что в их пищеводах застряли пластиковые пакеты, выброшенные за борт пассажирами авиалайнеров;
В Африканских джунглях уничтожаются десятки тысяч слонов, отравляющихся ядохимикатами от водоёмов, куда слоны приходят на водопой.
Пингвины в Антарктиде гибнут от нефти
6 ученик:
Хозяйственная деятельность человека сильно изменила условия жизни растений: обмелели реки, истощилась почва. Все это сказалось и на самих растениях. Одни из них погибли, а другим грозит гибель.
Особенно мало стало дикорастущих растений с красивыми цветками.
Часто люди, посещая леса, парки и водоемы, уносят с собой целые охапки поникших растений. А ведь как они были хороши, когда росли! Срывая цветущее растение, человек не думает о том, что лишает его возможности оставить потомство. Ведь он срывает растение, которое не дало семена. На следующий год на месте сорванного, уже не вырастет новое, такое же. Человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас и в природе, и в саду, и дома.
Чтобы сохранить редкие растения, в нашей стране созданы заповедники, заказники, природные парки, ботанические сады, памятники природы.
Красота растений не в букетах, а там, где они растут! Не рви растения! Лучше научись их фотографировать или рисовать! Останови сверстника, если увидишь, что он хочет сорвать редкое растение!
- Запомните правила поведения в природе:
7 ученик:
Лесные правила
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки – не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам – не враги!
Муравейник не топчи,
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг!
Тебе – спасибо!»
Береги природу
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду».
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !
Вывод: группа защищает экологический плакат по теме «За сохранения флоры и фауны ».
Учитель:
Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.
Учитель: Вот и перевернулась последняя страница нашего журнала. Мне очень хочется верить, что после сегодняшнего воспитательного часа ваши души станут добрее, а сердца теплее.
6.Подведение итогов (рефлексия).
Учитель:- Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми? (Ответы детей)
- Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети тоже могут внести свой посильный вклад?
(Их помощь природе очень разнообразна. Например: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц зимой; установка табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям; посадка растений в зеленых зонах города и школы)
Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг – каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, цветок. Не ломайте деревья, убирайте за собой мусор на лесных полянах, не допускайте пожара в лесу. Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым. Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей. А этому всему нас учат ваши родители дома и мы, учителя, в школе.
Финальная песня
«Берегите землю»
На лугах по утрам за рекой туман,
От росы отряхнулся тяжелый шмель,
И планета, как жизнь нам одна дана
Среди тысяч миров и чужих земель.
Здесь сосновые иглы колючих звезд,
Акварели морей и молчанье льдин,
Ты под пение птиц на планете роз
Здесь однажды рассветы увидел сын.
ПРИПЕВ:
Взгляни на эту землю с высоты,
Прозрачна даль и синева чиста
Мы за нее в ответе я и ты,
Не забывай об этом никогда.
Здесь на синих вершинах лежат снега,
И дождям подставляет ладони клен,
И плывут в небесах облака-века
Над землей, где себе ты поставил дом.
Семицветные радуги на заре
Перекинули в завтрашний день мосты,
И с тебя начинается новый день
В том единственном доме, где счастлив ты.
ПРИПЕВ: ТОТ ЖЕ