СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал:"История джаза:как музыка меняла мир?"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление об истоках,  средствах выразительности  и сложном пути развития джаза в музыкальной культуре 20-го столетия.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал:"История джаза:как музыка меняла мир?"»



Устный журнал: « История джаза: как музыка меняла мир?”

Цель: дать представление об истоках, средствах выразительности и сложном пути развития джаза в музыкальной культуре XX столетия.Ознакомить обучающихся с знаменитыми музыкантами- джаза.



Музыка - один из способов самовыражения и прекраснейшее явление на Земле. Она пробуждает в сердце самые разные чувства, дарит вдохновение, придает сил. Существует множество музыкальных направлений, благодаря чему каждый из нас может выбрать то, что удовлетворит его притязательные эстетические желания, утолит культурный голод.

30 апреля в мире отмечают праздник Международный день джаза, посвященный такому жанру музыки, как джаз.

Современным детям про джаз сейчас совершенно ничего не известно. Это и понятно, еще в середине прошлого века джаз постепенно ушел в тень поп-музыки и практически не осталось тех истинных его ценителей, которые готовы были круглосуточно слушать музыкальные произведения своих любимых джазменов. 







Рождение джаза

Родиной джаза считается Новый Орлеан. Этот город в конце XIX века славился пестрой смесью культур, рас и этнических групп проживающих в нём людей. Именно здесь соприкосновение афроамериканской, европейской и карибской музыкальных традиций стало источником вдохновения для появления нового музыкального жанра.

Афроамериканская культура оказала огромное влияние на зарождение джаза. Во времена рабства привезенные в Америку жители африканских стран сохранили свою культуру, музыкальную традицию и экспрессивность. Распевы, ритмические паттерны и использование импровизации стали характерными чертами африканской музыки, которые впоследствии влияли на звучание джазовых композиций. В Новом Орлеане, находившемся на юге страны, были более свободные порядки, так как религиозные миссионеры приезжали в основном в северную часть США. Это повлияло на саму возможность сохранения этой традиции — в единственный выходной, воскресенье, многие выходцы из Африки собирались на площади Конго и устраивали импровизированные фестивали музыки и танцев.

«Новоорлеанский», или «традиционный», джаз — стиль, зародившийся на этих собраниях и достигший своего пика в 1900–1920 гг. В «чистом» виде (если так вообще можно назвать созданный под влиянием многих культур жанр) такой джаз просуществовал недолго, но на его основе появились другие направления, которые мы узнаём и сегодня.



Музыка и импровизация

Развитие джаза неразрывно связано с влиянием музыкальных стилей со всего мира. Афроамериканские музыканты в Новом Орлеане смешивали блюз, регтайм, госпел и марш, создавая уникальное звучание. Блюз внес глубину и эмоциональность, регтайм — свою характерную ритмику, госпел — духовность и энергию, а марш — структуру и организацию.

Многие популярные певцы не обучались в вокальных школах, а учились контролировать свой голос и дыхание на практике. Самый известный такой пример — Элла Фицджеральд, которая обладала широким певческим диапазоном, но не занималась с коучами отдельно для огранки таланта. В детстве она ходила в церковь и пела на службах госпелы, а после пыталась на выступлениях копировать стиль своих кумиров.

Элла Фицджеральд

Одна из ключевых особенностей ранних джазовых ансамблей — использование различных инструментов и чёткие роли, которые они играли в музыкальном процессе. Традиционный ансамбль включал такие инструменты, как тромбон, кларнет, труба, фортепиано, контрабас, ударные и гитару. Каждый инструмент имел свою роль: тромбон создавал глубокий басовый звук, кларнет и труба — мелодические линии, а ритмическая секция, состоящая из фортепиано, контрабаса и ударных, определяла ритм и гармонию композиции.

Кроме того, в этих ансамблях активно пользовались экспрессивная импровизация. Музыканты вносили свои индивидуальные фразы и вариации в исполнение, создавая ощущение свободы и спонтанности. Это и было одной из основных черт джаза: способность артистов передавать эмоции и импровизировать. Такой подход подкупал слушателей.

Фрэнк Синатра начинал с выступлений в свинговых джаз-оркестрах трубача Гарри Джеймса и тромбониста Томми Дорси

Вобрав в себя европейские музыкальные традиции, жанр джаза начал развиваться ещё активнее. Постепенно появились свинг, бибоп, кул-джаз, соул-джаз и джаз-фанк, а также всё, что было между ними: местечковые традиции, экспериментальные соединения стилей и так далее. Важны первые два из перечисленных стилей: свинг знаменовал коммерциализацию, распространение музыки относительно больших оркестров. Бибоп же по своей природе был антикоммерческим, смещал акцент с популяризации к более «интеллектуальному» подходу, индивидуалистскому звучанию музыки.

Борьба и культура

Искусство — неотъемлемая часть социальных перемен, происходящих в обществе. В нём они отражаются, преломляются и осмысляются. Музыка — не исключение из этого правила. Например, мы описывали, как джаз стал символом свободы до отмены рабства. Позже, во времена эпохи Сухого закона и других запретов, джаз продолжал символизировать свободу от ограничений и ассоциироваться с подпольными заведениями.

Джазовые клубы были свидетелями своеобразного культурного слияния: здесь люди из разных социальных слоев могли насладиться музыкой, испытать общие эмоции и познакомиться с волнующей и интригующей свободой импровизации, что было особенно значимо в периоды социальной несправедливости и дискриминации. Музыка джаза несла в себе послание равенства, свободы и уважения к человеческому достоинству. Джазовые клубы стали центрами культурной жизни, местами, где разрушались этнические и социальные барьеры.

Многие музыканты-активисты внесли значительный вклад в движение за гражданские права. Луи Армстронг, знаменитый трубач и вокалист, критиковал президента Эйзенхауэра за то, что он недостаточно решительно действовал относительно равных гражданских прав во время расовых конфликтов, связанных с сегрегацией. Несмотря на то, что Армстронг пытался сохранить политический нейтралитет, он не смог сделать этого до конца: дискриминация и медленное решение масштабных проблем со стороны политиков пробуждали в том числе и нейтрально настроенных артистов высказаться в поддержку угнетённого населения.

Луи Армстронг

Нина Симон была более радикально настроена в вопросах борьбы за гражданские права, чем её коллега по сцене. У неё всегда было понимание, чего она хочет добиться своей музыкой, она лично была знакома с Мартином Лютером Кингом (её даже называли «Мартином Лютером в юбке»). В текстах Симон сквозит попытка привлечь внимание к социальным проблемам и дискриминационной политике, а трек To Be Young, Gifted And Black можно назвать гимном движения за гражданские права темнокожего населения. Эта песня была названа в честь одной из пьес её близкой подруги, Лоррейн Хэнсберри, которая писала о проблемах сообщества через призму собственного опыта.

Нина Симон

Объединение людей

Джаз и тогда, и сегодня — своеобразная музыкальная платформа, с которой артисты всех этнических групп выражают свои мысли, идеи и стремления. Многие джазовые музыканты, такие как Бенни Гудмен, Эмброуз Акер и Дэйв Брубек, сотрудничали с афроамериканскими музыкантами, уничтожая все стереотипы и расовые барьеры в музыке. Это привело к кросс-культурному обмену и слиянию музыкальных традиций, а также сделало его символом космополитизма.

Музыканты разных стран обменивались идеями, стилями и техниками исполнения: индийские, балканские, ирландские и другие мотивы появлялись в жанре, создавая новые стили и традиции.

Современное джазовое звучание продолжает развиваться, сочетая традиции прошлого с новыми музыкальными идеями. Джаз сосуществует в диалоге с современными музыкальными течениями: музыканты перенимают элементы из фанка, хип-хопа, электронной музыки и фьюжна, чтобы создавать уникальные звуковые формы.