СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "Школа в годы войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассказывается о героических буднях школ в годы войны.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Школа в годы войны"»

Школа в годы Великой Отечественной войны Выполнила учитель МОУ «Зимстанская СОШ» Морохина П.И.

Школа в годы Великой Отечественной войны

Выполнила учитель МОУ «Зимстанская СОШ» Морохина П.И.

Холод, бесхлебье, патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин, летящие в глаза ребёнку – этого не забыть. Советской школе в годы Великой Отечественной войны посвящается

Холод, бесхлебье, патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин, летящие в глаза ребёнку – этого не забыть.

Советской школе в годы Великой Отечественной войны посвящается

Газета «Правда» за 24 марта 1942 года писала: «Политически близорук, ограничен и просто болтун тот, кто хоть на минуту подумает, что сейчас не до детей. Рассуждать так сегодня, значит, не видеть дальше своего носа, не жить интересами нашей Родины.»

Газета «Правда» за 24 марта 1942 года писала:

«Политически близорук, ограничен и просто болтун тот, кто хоть на минуту подумает, что сейчас не до детей.

Рассуждать так сегодня, значит, не видеть дальше своего носа, не жить интересами нашей Родины.»

 Мы были серыми, как соль,  А соль на золото ценилась.  В людских глазах застыла боль,  Земля дрожала и дымилась.  Просили, плача: «Мама, хлеба!»  А мама плакала в ответ,  И смерть обрушивалась с неба,  Раскаливая белый свет.  Да, мало было хлеба, света,  Игрушек, праздников, конфет.  Мы рано выучили это  Безжалостное слово - «Нет!».   Так жили мы, не зная сами,  Чем обделила нас война.  И материнскими глазами  В глаза смотрела нам страна.  Мы были бережно хранимой  Её надеждой в горький час -  И свет, и соль земли родимой,  И золотой её запас. Лариса Щасная. Детство.

Мы были серыми, как соль, А соль на золото ценилась. В людских глазах застыла боль, Земля дрожала и дымилась. Просили, плача: «Мама, хлеба!» А мама плакала в ответ, И смерть обрушивалась с неба, Раскаливая белый свет. Да, мало было хлеба, света, Игрушек, праздников, конфет. Мы рано выучили это Безжалостное слово - «Нет!».

Так жили мы, не зная сами, Чем обделила нас война. И материнскими глазами В глаза смотрела нам страна. Мы были бережно хранимой Её надеждой в горький час - И свет, и соль земли родимой, И золотой её запас.

Лариса Щасная.

Детство.

«Прежде всего мы обязаны всех детей школьного возраста охватить обучением. Закон о всеобуче остаётся незыблимым и в условиях войны. Мы должны учить всех детей, и учить хорошо, несмотря на сложность военного времени.»

«Прежде всего мы обязаны всех детей школьного возраста

охватить обучением. Закон о всеобуче остаётся незыблимым

и в условиях войны. Мы должны учить всех детей, и учить хорошо,

несмотря на сложность военного времени.»

 Я учился писать...  Мимо школы – колонны, колонны  Колыхались рекой  И впадали в невидимый фронт...  Я учился писать  Не спеша, с нажимом, с наклоном.  И скрипело стальное  Защитного цвета перо.  Я учился писать...  Лихорадочно били зенитки,  У войны отвоевывая  Островки тишины.  И таскал я в карманах  Тяжелые рваные слитки,  Как горячие метеориты войны.   Я учился писать...  Где-то плавились танки,  Где-то люди кричали,  Умирая в огне и дыму...  Я учился писать  Изложения о Каштанке,  Я учился страдать  Над судьбою Герасима и Муму.  Я учился писать,  И хрустящие хлебные карточки  От себя отрывала  По клеточке  Мать.  Чтоб меня не тошнило,  Чтоб меня не шатало за партою...  Я учился писать!..

Я учился писать... Мимо школы – колонны, колонны Колыхались рекой И впадали в невидимый фронт... Я учился писать Не спеша, с нажимом, с наклоном. И скрипело стальное Защитного цвета перо. Я учился писать... Лихорадочно били зенитки, У войны отвоевывая Островки тишины. И таскал я в карманах Тяжелые рваные слитки, Как горячие метеориты войны.

Я учился писать... Где-то плавились танки, Где-то люди кричали, Умирая в огне и дыму... Я учился писать Изложения о Каштанке, Я учился страдать Над судьбою Герасима и Муму. Я учился писать, И хрустящие хлебные карточки От себя отрывала По клеточке Мать. Чтоб меня не тошнило, Чтоб меня не шатало за партою... Я учился писать!..

«Наша задача – закрепить те прекрасные качества, которые  посеяли в свое время советская школа и семья, и которые  принесли такой богатый урожай в дни войны. Надо неослабно воспитывать в наших детях, в нашей смене  священную ненависть к фашизму, к врагам советской страны.» Выступление «Правды» имело огромное значение. Оно ставило  перед учителями и органами народного образования задачи работы военной школы. И школа выполнила свой священный долг перед Родиной.

«Наша задача – закрепить те прекрасные качества, которые

посеяли в свое время советская школа и семья, и которые

принесли такой богатый урожай в дни войны.

Надо неослабно воспитывать в наших детях, в нашей смене

священную ненависть к фашизму, к врагам советской страны.»

Выступление «Правды» имело огромное значение. Оно ставило

перед учителями и органами народного образования задачи работы

военной школы. И школа выполнила свой священный долг перед

Родиной.

Начало войны… Газета «Правда» писала в те дни: «Весь наш тыл работает для фронта, борется с фашистскими захватчиками. Разве в этой борьбе нет места для подрастающего поколения? Мы можем прямо сказать нашим детям: «Юные граждане Советского Союза! Родина  отдала и отдает вам все лучшее. Пришел час, когда и вы должны помочь  ей, сослужить службу.» Этот призыв нашел горячий отклик в юных сердцах школьников.

Начало войны…

Газета «Правда» писала в те дни:

«Весь наш тыл работает для фронта, борется с фашистскими захватчиками.

Разве в этой борьбе нет места для подрастающего поколения? Мы можем

прямо сказать нашим детям: «Юные граждане Советского Союза! Родина

отдала и отдает вам все лучшее. Пришел час, когда и вы должны помочь

ей, сослужить службу.»

Этот призыв нашел горячий отклик в юных сердцах школьников.

«Всё для фронта! Всё для победы!» – вот лозунг общеполезного труда детей с первых месяцев Великой Отечественной. Тысячи старшеклассников требуют принять их в ряды действующей армии. Военные заказы успешно выполняются в учебных мастерских Ташкента, Горького, Свердловска (ныне Екатеринбург), Челябинска, Баку …

«Всё для фронта! Всё для победы!» – вот лозунг общеполезного труда

детей с первых месяцев Великой Отечественной.

Тысячи старшеклассников требуют принять их в ряды действующей армии.

Военные заказы успешно выполняются в учебных мастерских Ташкента,

Горького, Свердловска (ныне Екатеринбург), Челябинска, Баку …

Школьники прифронтовых районов вместе со взрослыми сооружают  рвы и заграждения, проводят сборы военных трофеев. Август 1941-го года: школьники начали сбор тёплых вещей для бойцов. Год 1942. Только в школьных мастерских Москвы работают 17 тысяч учащихся. На полях страны 20 миллионов школьников. Это 757 миллионов трудодней. 2 миллиона юношей и девушек овладели профессией тракториста и комбайнера. Школьники Российской Федерации сдали 1400 тонн лекарственных растений.

Школьники прифронтовых районов вместе со взрослыми сооружают

рвы и заграждения, проводят сборы военных трофеев.

Август 1941-го года: школьники начали сбор тёплых вещей для бойцов.

Год 1942. Только в школьных мастерских Москвы работают 17 тысяч

учащихся.

На полях страны 20 миллионов школьников. Это 757 миллионов трудодней.

2 миллиона юношей и девушек овладели профессией тракториста и

комбайнера.

Школьники Российской Федерации сдали 1400 тонн лекарственных

растений.

1942 год. Всесоюзный воскресник «Пионеры – фронту». Сдано государству 4268 тонн металлолома. 1944 год. Всесоюзный воскресник «Пионеры – фронту». Участвует 2 с половиной миллионов подростков. Заготовили 30 000 кубометров дров для школ и семей  фронтовиков.

1942 год. Всесоюзный воскресник «Пионеры – фронту». Сдано государству

4268 тонн металлолома.

1944 год. Всесоюзный воскресник «Пионеры – фронту». Участвует 2 с половиной

миллионов подростков. Заготовили 30 000 кубометров дров для школ и семей

фронтовиков.

Всю войну идет сбор средств на строительство боевой техники для Красной Армии.  От советских школьников получили: -Танк «Школьник Свердловска» Танковые колонны «Куйбышевский пионер»  «Московский пионер»  «Комсомолец Казахстана» -авиаэскадрилию «Омский комсомолец» -подводные лодки «Ярославский комсомолец»  «Челябинский комсомолец»

Всю войну идет сбор средств на строительство боевой техники для

Красной Армии.

От советских школьников получили:

-Танк «Школьник Свердловска»

  • Танковые колонны «Куйбышевский пионер»

«Московский пионер»

«Комсомолец Казахстана»

-авиаэскадрилию «Омский комсомолец»

-подводные лодки «Ярославский комсомолец»

«Челябинский комсомолец»

Вся эта техника была построена на деньги, заработанные детьми во внеурочное время.

Вся эта техника была построена на деньги, заработанные детьми

во внеурочное время.

Новым содержанием наполняется патриотическое движение школьников. Тысячи ребят дежурят в госпиталях, читают раненным газеты, пишут им  письма домой, дают концерты. Сорок трудный год. Омский госпиталь.  Коридоры сухие и маркие.  Шепчет старая нянечка: «Господи,  До чего же артисты маленькие! » Мы шагаем палатами длинными.  Мы почти растворяемся в них  С балалайками, с мандолинами  И с большими пачками книг. Что в программе? В программе — чтение,  Пара песен военных, «правильных»…

Новым содержанием наполняется патриотическое движение школьников.

Тысячи ребят дежурят в госпиталях, читают раненным газеты, пишут им

письма домой, дают концерты.

Сорок трудный год. Омский госпиталь. Коридоры сухие и маркие. Шепчет старая нянечка: «Господи, До чего же артисты маленькие! »

Мы шагаем палатами длинными. Мы почти растворяемся в них С балалайками, с мандолинами И с большими пачками книг.

Что в программе? В программе — чтение, Пара песен военных, «правильных»…

В тылу измученные битвами  Худы, заморены, бледны  В своих пальтишках драных были мы  Для них героями войны.  О, взгляды долгие, подробные!  О сострадание сестёр!  Но вот: «Вставай, страна огромная!»-  Запел, запел наш детский хор.    Но вот запел хохол из Винницы.  Халат был в пятнах киселя.  Запел бурят на подоконнике,  Запел сапёр из Костромы.  Солдаты пели, словно школьники,  И, как солдаты, пели мы.  Разрывы слышались нам дальние.  И было свято и светло…  Вот это всё и было – АРМИЯ.  Всё это Родину спасло.

В тылу измученные битвами Худы, заморены, бледны В своих пальтишках драных были мы Для них героями войны. О, взгляды долгие, подробные! О сострадание сестёр! Но вот: «Вставай, страна огромная!»- Запел, запел наш детский хор.

Но вот запел хохол из Винницы. Халат был в пятнах киселя. Запел бурят на подоконнике, Запел сапёр из Костромы. Солдаты пели, словно школьники, И, как солдаты, пели мы. Разрывы слышались нам дальние. И было свято и светло… Вот это всё и было – АРМИЯ. Всё это Родину спасло.

Мы будем учиться! (героические будни школ Ленинграда)

Мы будем учиться!

(героические будни школ Ленинграда)

1941 год. Сентябрь. Ленинград. Город – фронт. Учебный год не мог,  как обычно, начаться с 1 сентября. Но десятки тысяч школьников остались в городе. Их нужно организовывать, воспитывать, обучать. Решение исполкома Ленинградского городского Совета: начать  учебный год с 20 октября для учащихся 1 - 6 классов, с 3 ноября –  для учеников 7 – 10 классов.

1941 год. Сентябрь. Ленинград. Город – фронт. Учебный год не мог,

как обычно, начаться с 1 сентября. Но десятки тысяч школьников

остались в городе. Их нужно организовывать, воспитывать, обучать.

Решение исполкома Ленинградского городского Совета: начать

учебный год с 20 октября для учащихся 1 - 6 классов, с 3 ноября –

для учеников 7 – 10 классов.

С какой радостью, небывалым подъёмом встретили ленинградские  дети начало учебного года.  Мы будем учиться!

С какой радостью, небывалым подъёмом встретили ленинградские

дети начало учебного года.

Мы будем учиться!

Но через день – два чёткий ритм занятий пришлось изменить.  Налёты следовали один за другим через каждые 10 – 15 минут. Уроки срывались. Но школы быстро приспособились: во время тревоги занятия идут в бомбоубежище.

Но через день – два чёткий ритм занятий пришлось изменить.

Налёты следовали один за другим через каждые 10 – 15 минут.

Уроки срывались. Но школы быстро приспособились: во время

тревоги занятия идут в бомбоубежище.

Взрывы бомб поражали здания школ: вылетали стёкла, десятки, сотни стёкол  в одном здании. Но учителя и учащиеся не падали духом. Они забивали окна фанерой, оставляя небольшой просвет и продолжали заниматься.

Взрывы бомб поражали здания школ:

вылетали стёкла, десятки, сотни стёкол

в одном здании. Но учителя и учащиеся

не падали духом. Они забивали окна

фанерой, оставляя небольшой просвет

и продолжали заниматься.

Рядом со зданием школы № 17 взорвался снаряд, уцелел только зал. Этот зал щитами из фанеры разбили на кабинки , и ученики продолжили  занятия.

Рядом со зданием школы № 17 взорвался снаряд, уцелел только зал.

Этот зал щитами из фанеры разбили на кабинки , и ученики продолжили

занятия.

А было и так. Выбиваются последние стёкла –  и занятия переносятся в бомбоубежища.

А было и так. Выбиваются последние стёкла –

и занятия переносятся в бомбоубежища.

В городе нет света, не работает водопровод, канализация. Остановились трамваи. С каждым днем в классах все меньше и меньше  учеников. Стало тише в школе. Дети разговаривают мало. Разрешено временно  прекратить занятия. Но в 39 школах мужественные учителя и ученики не сдаются. И школы продолжают работать.

В городе нет света, не работает водопровод,

канализация. Остановились трамваи.

С каждым днем в классах все меньше и меньше

учеников. Стало тише в школе. Дети

разговаривают мало. Разрешено временно

прекратить занятия. Но в 39 школах

мужественные учителя и ученики не сдаются.

И школы продолжают работать.

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла -  И синее небо, и запах простого цветка?  Пришли на заводы работать мальчишки Урала,  Подставили ящики, чтобы достать до станка.   И вот неподкупной зимою военного года,  Когда занимался над Камой холодный рассвет,  Собрал самых лучших рабочих директор завода,  А было рабочим всего по четырнадцать лет.   В усталые лица глядело суровое время,  Но каждый в себе довоенное детство нашёл,  Как только рабочую премию - банку варенья -  Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла - И синее небо, и запах простого цветка? Пришли на заводы работать мальчишки Урала, Подставили ящики, чтобы достать до станка. И вот неподкупной зимою военного года, Когда занимался над Камой холодный рассвет, Собрал самых лучших рабочих директор завода, А было рабочим всего по четырнадцать лет. В усталые лица глядело суровое время, Но каждый в себе довоенное детство нашёл, Как только рабочую премию - банку варенья - Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,  Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,  Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,  Как будто бы не было больше на свете войны.   Ах, банка варенья, простое и верное средство  Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,  Но будут ещё у мальчишек и солнце, и детство,  И синее небо, и запах простого цветка!

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим, Среди подступившей внезапно к сердцам тишины, Повеяло чем-то давно позабытым, домашним, Как будто бы не было больше на свете войны. Ах, банка варенья, простое и верное средство Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька, Но будут ещё у мальчишек и солнце, и детство, И синее небо, и запах простого цветка!

Ни одно из известных войн в истории человечества не явило миру такого огромного количества юных патриотов. И все они, славные сыны и дочери народа, выросли, возмужали и воспитывались в советской школе.

Ни одно из известных войн в истории человечества

не явило миру такого огромного количества юных

патриотов. И все они, славные сыны и дочери народа, выросли, возмужали и воспитывались в советской школе.

Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете. Горечь первых отступлений, страдания под гнетом  оккупации, блокадный голод, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в холщевый мешочек на шее – все это было суровой начальной школой детей войны. Когда им не хватало тетрадок, они писали диктанты на газетах, между строк сообщений Информбюро, и сами были похожи на эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории  нашего народа. Война унижала их голодом, холодом, нищетой, но, посягая на  страну детства, война была не в силах завоевать её.

Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных

вещей на свете. Горечь первых отступлений, страдания под гнетом

оккупации, блокадный голод, липкий хлеб эвакуации пополам

с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках матерей,

смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные

в холщевый мешочек на шее – все это было суровой начальной

школой детей войны.

Когда им не хватало тетрадок, они писали диктанты на газетах,

между строк сообщений Информбюро, и сами были похожи на

эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории

нашего народа.

Война унижала их голодом, холодом, нищетой, но, посягая на

страну детства, война была не в силах завоевать её.

Ссылки на интернет-ресурсы http://h1.hqtexture.com/75/7488/1393532710-27.jpg  http://img-fotki.yandex.ru/get/9261/16969765.154/0_7a026_a75ad5dc_orig.png  http://galerey-room.ru/images/073540_1392698140.png  http://img-fotki.yandex.ru/get/9761/16969765.1fd/0_8ca43_c23057d_orig.png  http://vtrk.ru/wp-content/uploads/2015/05/12.jpg  http://img0.liveinternet.ru/images/foto/c/0/apps/3/537/3537478_14.jpg

Ссылки на интернет-ресурсы

http://h1.hqtexture.com/75/7488/1393532710-27.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9261/16969765.154/0_7a026_a75ad5dc_orig.png

http://galerey-room.ru/images/073540_1392698140.png

http://img-fotki.yandex.ru/get/9761/16969765.1fd/0_8ca43_c23057d_orig.png

http://vtrk.ru/wp-content/uploads/2015/05/12.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/foto/c/0/apps/3/537/3537478_14.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!