Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на решение задач духовно-нравственного воспитания и развития личности.
Устный журнал:
«Святыня земли Суджанской –
Пря́жевская икона Божией Матери»
Цели:
Приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям;
Обогатить знания детей о православной святыне
Развивать дар слова и умение слушать и слышать.

Пряжевская икона с ризой в киоте
Страница 1. История иконы

Пряжевская икона Божией Матери, чудотворный образ, месточтимая икона в Житомирской и Курской епархиях
Дата появления -1862 год
Иконографический тип - Одигитрия
Празднование 29 июня (местн.) и в десятую пятницу после Пасхи (местн.)
Икона была "11 вершков ширины и 1 1/4 аршина высоты", что соответствует примерно 50 см. в ширину и 90 см. в высоту.
Явилась в конце XVII или начале XVIII столетия. Сведений о месте явления чудотворного образа не сохранилось. Оригинал иконы находился в церкви села Пряжева в 6 км к югу от города Житомира, отчего икона стала именоваться "Пряжевской." О древности образа говорят записи в церковных книгах Пряжева. До овладения храма униатами существовал благочестивый обычай носить чудотворный образ в Житомирский кафедральный собор. Возможно, уже в те годы в Житомире и его окрестностях появились первые списки Пряжевской иконы.
В XVIII веке храм оказался в руках униатов и был возвращен православным 18 октября 1794 года. Вероятно, период униатского хозяйства в церкви объясняет отсутствие документов об обретении и раннем почитании образа. Накануне возвращения храма православным некий римо-католический ксендз прибыл в Пряжев и хотел забрать почитаемую икону. Но когда он отъехал несколько верст от села, лошади стали, и их не удалось принудить идти дальше. Ксендз посмотрел на лик Пречистой и увидел на нем капли влаги, подобные слезам. Поняв, что Божия Матерь не благословляет увозить образ из Пряжева, ксендз возвратил святыню.
В последующие годы Пряжевская церковь, где находилась икона, была бедна, отчего на иконе Богоматери была медная риза. Узнав об этом, императрица Мария Александровна в 1864 году прислала для образа серебряную ризу с драгоценными камнями. 24 мая 1874 года чудотворная икона была перенесена с горнего места, где она находилась прежде, и помещена в иконостасе, над царскими вратами, а на горнем же месте поставили икону Иисуса Христа, молящегося в Гефсиманском саду.
Для восстановления древнего обычая износить икону в Житомирский собор последовал указ Святейшего Синода от 27 июля 1893 года, которым было разрешено ежегодно совершать крестный ход с чудотворной иконой в Житомир, где образ пребывал в кафедральном соборе с июня по август, а затем возвращался в Пряжев.
В годы богоборчества Пряжевская церковь и чудотворная икона были уничтожены. Списки образа сохранились в Преображенском кафедральном соборе Житомира и в Тригорском Спасо-Преображенском монастыре.
Страница 2. Горнальский список
Особое почитание снискал список иконы обретенный в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре.  |
|
Список примечателен тем что написан на полотне, а не на дереве. Заметно, что икона написана в разные времена разными руками: лик и руки были созданы более искусно, чем одежды, написанные в конце XVIII века Иваном Белым.
Есть предположение, что икона датируется XVII веком. Её большие размеры позволяют считать, что монахи, переселяясь из разоренного в 1672 году Острогожского Дивногорского монастыря в Горнальскую обитель вынули икону из иконостаса оставляемого ими монастыря. Обитель, посвящена Святителю и Чудотворцу Николаю. / Огромный пятикупольный храм Белогорский Свято-Николаевский монастырь в пограничном селе Горналь, Суджанского района Курской области, находится на крутом берегу реки Псел. Речка внизу, под обрывом, кажется узкой синей лентой. Вдали, за рекой, - украинские степи. Рубеж./
При закрытии обители в 1780-х годах, Преображенский храм монастыря был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. Вскоре стало известно о чудесных явлениях в бывшем монастырском храме: несмотря на то, что после богослужения все свечи и лампады аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Вначале это списывалось на недосмотр, но явления повторялись много раз, до тех пор пока не была обретена чудотворная икона. Открытие и обновление иконы произошло в 1792 году, о чем свидетельствует надпись на обороте: "Сия икона Пресвятой Богородицы Пряжевская обновыся в 1792 году."
В 1862 году игумен Нестор так описал обретение иконы:
"Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении."
Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. Весть об исцелении разлетелась далеко в окружности. Многие приходили помолиться пред святым образом и получали просимое. Когда местные села охватывали эпидемии холеры, монахи совершали крестные ходы вокруг сел и эпидемии отступали.
В средине XIX века, вследствие исцеления больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева, Белогорский монастырь был возрожден. Косьме во сне было повелено отправиться в закрытый монастырь и отслужить перед иконой молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь как пустынь и Косьма с сыновьями стал одним из первых насельников восстановленной обители.
По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали. В воспоминание спасения царя Александра II при покушении в Париже, с 1867 года в Вознесение до второго праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону стали переносить в город Мирополье. Позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй крестный ход в Суджу, где местопребыванием иконы служила монастырская Александро-Невская часовня. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой икона посещала все слободы и сёла уезда. В Белогорской пустыни чудотворный образ находился в иконостасе в его честь устроенного правого придела Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.
Белогорский Николаевский монастырь был закрыт богоборческими властями в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную икону. В 1937 году, после того как обитель закрыли окончательно, монахи, взяв образ, бежали в Суджу с чудотворной иконой / В нескольких километрах от монастыря, в придорожном лесу, стоит крест - место захоронения монахов, бежавших из разграбленной чекистами обители. В том лесу настиг рабов Божиих конный отряд "краснозвездных дьяволов", от рук которых иноки приняли мученические венцы. Какой-то благочестивый человек поставил на том святом месте крест, похоронив под ним тела преподобномучеников. Много раз крест вырубали из земли, но наутро "на месте сем" видели новый крест и дивились такому чуду./, где и поместили его в Успенском соборе города, расположенном на центральной площади. Ночью во сне братьям явилась сама Царица Небесная и сказала, что ее поместили в место запустения и разврата, повелела отнести икону туда, где ее встретит старец Симеон. Наутро монахи стали расспрашивать жителей, нет ли в городе старца с таким редким именем. Скитаясь в поисках по городу, они остановились около Троицкой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. Тогда монахи поняли, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения. А Суджанский Успенский собор вскоре разорили и разместили в нем городской клуб.
В 1943 году в Суджанском Троицком храме произошел пожар, но настоятель храма отец Иоанн Переверзев спас святыню. Чудотворная икона пребывала в Судже до 1946 года, затем данные о ней были потеряны.
Второе обретение образа произошло в 1996 году, когда при инвентаризации в Суджанском Свято-Троицком храме на иконе, числящейся в описи как Смоленская было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. В это время к настоятелю подходила некоторая пожилая женщина, прихожанка храма, жительница города, и говорила, что в храме находится "потерянная" чудотворная икона. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, был чтимым списком Пряжевской иконы Божией Матери. Серебряная риза и драгоценные украшения, которые жертвовали христиане в знак благодарности за полученные исцеления, не сохранились.
Страница 2. Местонахождение
Изначально икона находилась в Белогорской Николаевской пустыни. После закрытия большевиками монастыря, икона Божией Матери, уцелевшими от бандитских нападений и расстрелов монахами была унесена в город Суджу. Чтимый список остался в Свято-Троицком храме города Суджа. Огромное количество украшений на иконе свидетельствовало об исцелениях, которые получили люди по молитвам Пресвятой Богородицы перед этим образом. Перед Рождеством Христовым 2005 года икона просветилась.
Страница 3. Крестный ход

От Суджи до Горнали километров 20 по автотрассе. Укрепляемые благодатью Святого Духа, преодолевают эти версты участники крестного хода из Троицкого храма в Николаевский монастырь с иконой Божией Матери. Пряжевская. Совершается Божественная литургия, а по пути... "Пресвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и спаси", - возносится молитва верных, и молитвой этой, крестным ходом освящается суджанская земля, сердца наполняются радостью и любовью, как встарь.
Вокруг святынь вращается Земля! А если нет, просто срывается с орбиты, как это случилось в XX веке. Но Господь терпелив и милостив, Он возвращает Землю на круги своя.
Раньше перед встречей Пряжевской иконы суджане белили хаты. Теперь выходят на дорогу, крестятся на образ, а иные сосредоточенно молчат, вспоминая что-то давно минувшее, пережитое. Лихое было время, есть что вспомнить, да не забыть бы!..
Крестный ход с чудотворной иконой в Суджу и окрестные села был утвержден в 1890 году в память чудесного спасения Августейшей Семьи Императора Александра III. Теперь крестоходцы идут из Суджи в Горналь по местам былой славы Руси, как бы в память о ней, под холодным и пасмурным небом, к новому русскому рубежу.

С 17 октября 1996 г. возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской чудотворной иконой в бывшую Горнальскую обитель. Впервые, в современной истории, крестный ход с Пряжевской иконой Божией Матери был проведен в Судже в 2001 году, тогда это был праздник лишь верующих. Ныне же он более массовый. Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий и глава администрации Суджанского района назвали состоявшийся в 2001 году крестный ход настоящим праздником, который объединил народ, воедино связав историю и современность Курского края. С 2002 г. возрождён крестный ход в украинское Мирополье, это единственный крестный ход, совершаемый за государственную границу России./ но в нынешний год из-за событий на Украине крёстный ход не совершался/
Страница 4. Чудеса
Верующие возносят молитвы перед образом Пресвятой Богородицы «Пряжевская», прося исцеления от различных болезней. На иконе находятся вотивные украшения, в знак благодарности от верующих за исцеления, перед ней, как столетия назад, неугасимо горят лампады, благоухают живые цветы, принесенные верующими в благодарность. Молитва перед Пряжевской иконой особенно помогает в болезнях позвоночника и ног, в женских болезнях, перед родами и других недугов. Облегчает и житейские скорби
Образ стал чтиться как вторая по значению святыня Курской епархии после Курской-Коренной иконы Божией Матери "Знамение"