СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал «Звуки и краски весны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Устный журнал "звуки и краски весны"

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал «Звуки и краски весны»»


Цели и задачи: дать представления об изменениях в жизни растений весной; показать пробуждение природы, радость весеннего дня, создаваемого словами, звуками и красками;

учить понимать прекрасное, способствовать развитию творческой активности

Оборудование: картины с изображениями русских художников; грамзапись «Голоса птиц »; плакат «Весна».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

— Дети!! На наш необычный урок спешит гостья. А кто она? Догадайтесь!

Пришла, улыбнулась —

Утихли метели,

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады.

Взревев, за работу

Взялись трактора,

А птицы пропели:

«Вить гнезда пора ».


Дети (хором).Весна!


— Сегодня мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать ее песню, всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, шепчутся первые листочки деревьев.


Звучит песня о весне.


— Давайте все вместе произнесем слово «Весна » и пригласим гостью к нам.


Выходят Весна и с ней ее спутники М а р т, Апрель, Май.


— Проходите, дорогие гости. Мы рады вас видеть на нашем уроке. Весной восхищаются все, а многие писатели, художники и музыканты отражают ее в своих произведениях.


У весны есть три долга, три завета.

Первый — тьму зимнюю одолеть. С этим март справляется.

Второй — снег согнать, ,землю разбудить и отогреть Для этого апрель ее из ручьев живой водой отпаивает.

Третий — теплую землю в зелень убрать. Это делает май. Он лес наряжает, лето в гости ожидает.

Какой первый месяц весны?


Март. В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны, и посвящался он

богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц и назвали март.

— Первыми приносят весну на крыльях птицы. Представьте, что мы с вами на лес

ной полянке, где весело щебечут птицы.


Грамзапись «Голоса птиц ».


— Конечно, вы узнали голоса птиц.


Предоставляем слово лирикам.(Стихи читают подготовленные ученики.)


Весна! Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.


Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Е.Баратынский


Черемуха душистая с весною расцвела

И ветки золотистые, что кудри, завила.

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сияет в серебре.

А рядом у проталины, в траве, между корней,

Бежит, стремится маленький

Серебряный ручей.

С.Есенин


Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В мягком золоте день утопает,

А ручьи по оврагам журчат.

И.Никитин


— А теперь выберите нужный цвет листа и постарайтесь передать свое настроение, которое произвели на вас эти стихотворения.

Поднимите, пожалуйста, свои листы. Каким красивым и веселым стал наш класс.


Весна пришла — читаю в каждом вашем взоре.

Прочитайте пословицу:

В апреле земля преет. Как вы ее понимаете?


А п р е л ь .Слово «апрель » латинского происхождения. Оно означает теплый, солнечный .Тает последний снег, земля прогревается солнцем, оживает, появляется первая травка.


— Дети, какой вид искусства передает красоту мира через звуки? (Музыка.)


Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Подснежник (Апрель)».


Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картину.(Под дуновением легкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы — подснежники. Пришла весна, ярче стало светить солнце, запели птички, расцвел подснежник.)

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.

(Поворот туловища влево, вправо.)

Больше спать не захотел.

(Наклон туловища вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся.

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Круговые движения.)


— Следующий месяц года — май .

Прочитайте написанную на доске пословицу о мае

«Сухой март да май мокрый - дают нам хлеб добрый ».


Как вы ее понимаете? О происхождении названия этого месяца нам расскажет сам месяц Май.


М а й. Это слово произошло от собственного имени Майя . Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.


— Весна волновала сердца не только поэтов и композиторов, но и художников.

Учитель включает проектор.


1 й слайд. Весна в произведениях художников.

2 й слайд. Слово художникам.(Рассказывают подготовленные ученики.)


1 й ученик. Картина «Грачи прилетели » — одно из лучших творений А..К.Саврасова. Она была создана более ста лет назад, но мы этого не чувствуем, потому что художник изобразил природу так мастерски, что она кажется нам живым уголком природы.


2 й ученик. А.К.Саврасов в картине «Грачи прилетели » изобразил приход весны. На полотне только серые и темные краски. Этим автор подчеркивает, что весна еще ранняя, нет ни зелени, ни цветов, ни яркого солнца, но есть надежда на теплую весну.


3 йслайд.Картина И.И.Левитана «Март ».


3 й ученик. Талантливый русский художник И.И.Левитан все свои картины посвятил русской природе. Одна из его картин называется «Март ». Она пронизана трепетным дыханием жизни, чувством взволнованного ожидания весны. В картине передана весенняя яркость неба, желтый солнечный свет. Теплую ноту в пейзаж вносит незримое присутствие человека.


4 й слайд. И.И.Левитан «Большая вода ».


4 й ученик. Остановимся подробнее еще на одной картине И.И.Левитана — «Весна. Большая вода».

- Какое время года изображено на картине?(Весна.)

- Какие признаки говорят, что это весна?

(Светит солнышко, тает снег — много света и воды.)

- Какой месяц весны на ней изображен?

(В апреле на водоемах тает лед, кругом разливается вода.)

- Какое время суток изображено на картине?(Полдень.)

- Как И.И.Левитан показал это? (Мы видим четкие темные синие тени на песке.)

- Почему именно полдень? (В это время дня лучше всего заметны все приметы весны.)


Далее в беседу вступает учитель.


Почему художник назвал свою картину «Весна. Большая вода »?(Половодье — это большая вода.)

Каково сочетание красок на картине?

(Краски нежные, прозрачно золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.)

Какое настроение они создают у зрителя? (Они точно передают радостное, весеннее настроение. Это настроение художник создает путем применения голубовато желтых тонов.)

Что художник изобразил на ней? (Воду, рощу, деревья, лодку, небо, воздух, дома, лес, берег.)

Какая основная примета говорит о том, что на картине изображена весна?(Все про низано лучами искрящегося теплого солнца, погружено в золото тепла, имеет золотистый оттенок.)

Почему вода занимает большую частькартины?(Снег растаял, вода затопила все низкие места, лес, дома.)

Какая вода в реке?(Чистая, прозрачная,сине голубая, холодная, светлая.)

С чем ее можно сравнить?(С зеркалом.В воде отражаются деревья, кусты.)

Если нижнюю часть картины занимает вода, то что занимает верхнюю?(Небо.)

Какое оно?(Бледно голубое, лазурное, ласковое, светлое, ясное, бездонное.)

С чем можно сравнить плывущие по небу облака?(С белыми барашками, с легкими корабликами, с белыми комьями ваты, с льдинками.)

Какой стоит день?(Солнечный, яркий, тихий, теплый, лучезарный, дивный.)


Середину картины занимают деревья, которые расположены группами.

Что изображено справа?(Березовая роща.)

Как выглядит эта роща?(Вода затопила березовую рощу, не одетую листвой. Она

просматривается насквозь. Тоненькие веточки на березках покраснели и кажутся красивыми кружевами, зеленая дымка только еще будет окутывать деревья.)

Какие еще деревья растут в роще?(Старая осина и елочка.)

Как они выглядят?(Зеленая стройная елочка и старая осина с обнаженным стволом и с похожими на корявые старческие пальцы сучьями. Рядом изящные, тонкие стройные березки.)

К каждому дереву подберите эпитеты.

(Березки белоствольные, тонкие, стройные, изящные, нежные, легкие, застенчиво робкие.

Осина старая, корявая.

Елочка стройная, зеленая.)

Что изображено на картине слева?(Узкой полосой изображена рыжая земля, прогретая солнцем. На подсушенной земле видны темно фиолетовые тени. К песчаному берегу причалена лодка. Группа молодых березок.)

Картина полна трепетного дыхания жизни. Людей на ней нет. Но какие детали внес художник для того, чтобы мы почувствовали, что где то здесь близко, незримо присутствует человек?(Прибрежные деревушки, лес в воде.)

Проснулся ли лес? (Еще нет. Природа еще погружена в тишину, но скоро лес проснется.)

Как вы думаете, удалась ли картина художнику?(Да.)

Почему удалась? (Художник любуется весной, передает свое настроение. Мы чувствуем, как дорога его сердцу родная природа.)

О чем вы должны постоянно помнить, находясь на природе, любуясь ее красотой?

(О бережном отношении к природе об охране ее богатств.)


На протяжении всего классного часа мы наблюдали, как поэты, композиторы, художники изображают пробуждение природы в своих творениях. Итогом нашего занятия станет работа, которую мы выполним вместе. У каждой группы определенное задание. Выполнив его, мы оформим картину, которую назовем «Здравствуй, весна!».


Дети выполняют аппликацию.


Весна. Дорогие ребята! Я рада, что побывала на вашем занятии. Мне понравилось, как вы красиво и выразительно читаете стихи, отвечаете на вопросы. Очень красива и выполненная вами аппликация.

Свое занятие закончим исполнением песни о весне.










































Устный журнал

«Звуки и краски весны»





























Провела: Котлярова В. А.





2017 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!