Тема урока: Устройство токарного станка.
Класс: 6
Цели:
Сформировать у школьников систематично-деятельностный подход, обеспечивающий готовность обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.
В обучающем плане – направленность урока на формирование личностных, метапредметных и предметно планируемых результатов образования.
В развивающем плане – формирование универсальных учебных действий.
В воспитывающем плане – решение задач духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; формирование базовых национальных ценностей; обеспечение условий самооценки для учащихся.
В профориентационном плане – ознакомление учащихся с профессией токаря в деревообрабатывающей промышленности, станочника широкого профиля; обеспечение техники безопасности в управлении машинами и механизмами современного уровня развития техники и технологии нашего города.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и
систематизация изученного).
Методы обучения: устный опрос, рассказ, показ приемов наглядных пособий, практическая работа.
Инструменты и оборудование:
Токарные станки по дереву, инструкции по технике безопасности при работе на станке по дереву
Используемая литература: Технология обработки древесины, стр. 79 – 82.
Ход урока.
1. Организационно – подготовительная часть.
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности к уроку, сообщение темы и цели урока.
2. Повторение пройденного материала.
Вопросы.
Виды механических передач.
Геометрические формы.
3. Изложение нового материала.
План рассказа учителя.
История токарного станка по дереву.
Устройство токарного станка.
Приспособления для крепления заготовок на станок.
Виды резцов ( стамесок)
Техника безопасности при работе на токарном станке по дереву.
Практическая работа. Устройство токарного станка по дереву ( работа с карточками )
История токарного станка по дереву.
Изготовление цилиндрических деталей вручную – трудоемкая и длительная работа. Да и трудно получить изделие хорошего качества.
История токарного станка уходит в далекую древность. Они использовались для изготовления деталей цилиндрической формы прялок, столов, стульев посуды.
Устройство токарного станка по дереву.
Основные части токарного станка – основание, электродвигатель, станина, передняя бабка, задняя бабка, подручник, магнитный пускатель, ременная передача, ограждение ременной передачи.
Устройство передней бабки – два опорных подшипников, ведомый шкив, вал.
Устройство задней бабки – винтовой механизм, центр, маховик, зажим.
Устройство подручника – подручник, рукоятки, стопор.
Приспособления для крепления заготовок на станок.
а) трезубец; б) планшайба; в) патрон.
Патрон применяют для крепления коротких заготовок.
Трезубец применяют для крепления длинных заготовок.
Планшайба применяется для обработки заготовок небольшой длинны и большого диаметра ( для изготовления тарелок, кубков ) крепление заготовки к планшайбе производится шурупами.
Виды резцов (стамесок)
4. Техника безопасности при работе на токарном станке по дереву.
Опасности в работе.
Ранение глаз отлетающей стружкой.
Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали.
Ранение рук при неправильном обращении с резцом.
До начала работы.
Правильно наденьте спецодежду.
Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.
Проверьте надежность заземления станка.
Уберите со станка все посторонними предметы, инструменты разложите на установленном месте.
Проверьте, нет ли в заготовке сучков и трещин.
Установите подручник с зазором 2 – 3 мм от обрабатываемой детали и закрепите его.
Проверьте исправность режущего инструмента.
Проверьте работу станка на холостом ходу.
Перед самым началом оденьте защитные очки.
Во время работы.
Подавайте инструмент плавно, без сильного нажима.
Своевременно подвигайте подручник к обрабатываемой детали.
Во избежание травм во время работы на станке:
а) не наклоняй голову близко к станку;
б) не принимай и передавай предметы через работающий станок;
в) замеряйте обрабатываемую деталь только после полной остановки ее
вращения;
г) не останавливайте станок путем торможения рукой.
После окончания работы.
Остановить станок.
Уложите на своем месте инструменты.
Удалите со станка стружку при помощи щетки. Не сдувайте стружки.
Сдайте станок учителю.
Приведите себя в порядок.