Усвоение географических понятий
детьми с нарушениями слуха
Н.В. Андреева
БОУ «Чебоксарская ОШ
для обучающихся с ОВЗ №3»
Понятия – это основа географических знаний. Основными типами географических понятий, формируемых у детей с нарушениями слуха являются общие и единичные. Общими называются такие понятия, посредством которых мыслятся не отдельные предметы или явления, а целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же наименование (река, климат, природная зона, река, озеро и т.д.). Содержание понятия раскрывается в определении. Единичным называют понятие о конкретном объекте или явлении, имеющих собственное географическое название (река Волга, город Москва, Кавказские горы и т. д.). Эти типы понятий неразрывно связаны между собой в процессе их формирования. Географические понятия усваиваются не сразу, а постепенно, по мере изучения курса.
Овладение географическими понятиями – объективно сложный процесс для школьников с нарушениями слуха. Это объясняется, прежде всего, снижением слуха, особенностями развития памяти, внимания, мышления, восприятия у детей с нарушениями слуха, недостаточным уровнем понимания ими причинно-следственных связей, трудностями обобщения географического материала. Дети с нарушениями слуха могут усвоить географические понятия только в условиях специально организованного обучения.
На основании школьного опыта можно утверждать, что введение в процесс обучения несложных по формулировкам, доступных обобщенных определений географических понятий, в которых четко сведены существенные признаки изучаемых объектов и явлений, способствует более эффективному усвоению географии, а главное — играет значительную коррекционно-развивающую роль. Например: «Речная система – главная река с притоками», «Материк – большой участок суши».
Задания по выведению и усвоению обобщенных формулировок географических понятий требуют активности мышления в основных его функциях — аналитико-синтезирующей и обобщающе-абстрагирующей, что способствует развитию логического мышления школьников с нарушениями слуха.
Здесь необходимо подчеркнуть важный момент, особо принципиальный для обучения детей с нарушениями слуха. Характерным для школьников с нарушениями слуха является то, что они могут, механически заучив какое-то определение точно воспроизвести его в ответе на соответствующий вопрос учителя, не понимая при этом сути того, что скрывается за определением.
Следовательно, добиваясь усвоения отвлеченных определений, необходимо предусмотреть опасность их формального механического заучивания и организовать специальную коррекционную работу по проверке понимания материала учащимися. В этом помогут разнообразные упражнения по оперированию изучаемыми понятиями, что дает возможность выяснить, насколько учащиеся уяснили существенные особенности понятий. Это задания на моделирование и зарисовки объектов, решение логических задач с включением изучаемых понятий в различные связи (в первую очередь, причинно-следственные), распознавание объектов и явлений по словесным описаниям, перенос соответствующих понятийных знаний в новые ситуации, целенаправленное сравнение объектов по их существенным признакам. Вот пример словесного описания реки Волги: 1.Она начинается на Валдайской возвышенности, из болота. 2.Сначала узкая, она становится все шире и шире. 3.Она самая длинная в Европе. 4.Свои воды несет далеко, в Каспийское море. Систематическое повторение изучаемого материала является необходимым условием получения прочных и глубоких знаний.
Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (географические карты, таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, фильмы). Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерная анимация, как показывает опыт работы, способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.
Для развития умений применять географические понятия важно соблюдать принцип единства изучения и применения знаний. Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с моделями и т.п.
Уникальные особенности компьютерных программ заключены в возможности анимации рисунков, схем, графиков (Например: ресурсы Единой коллекции цифровых образовательные ресурсов наглядно представляют учащимся процесс вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, мировой круговорот воды, процесс образования различных видов облаков). Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием, что особенно важно для детей с нарушениями слуха. Работа с демонстрационными средствами способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий.
Важную роль в формировании географических понятий играет работа с картой. При работе с картой необходимо обеспечить специальные условия работы. Недостаточно ограничиваться только тем, чтобы дети запоминали название и местонахождение объекта на карте, хотя это очень важно. Прежде всего надо стремиться к тому, чтобы у ученика возник конкретный зрительный образ изучаемого географического объекта, иначе запоминание будет носит чисто формальных характер. Достижению этой цели служат наглядные пособия – иллюстрации, видеофрагменты, слайды презентаций. Большую роль играет словесная характеристика объекта.
Во многих случаях географическая карта помогает учащимся найти правильный ответ. Большое значение при этом имеют вопросы учителя, которые направляют внимание учеников на восприятие необходимых в данный момент сведений карты. Выполнение подобных заданий требует от школьников определенной самостоятельности мышления, а знания, полученные в результате активной умственной деятельности учащихся, оказываются более прочными.
Учитель может, не показывая пункт на карте, предложить ученикам найти его самостоятельно по данным ориентирам. Не следует увязывать новый объект с большим количеством уже известных. Оптимальное их число в таких случаях –2 – 3. Например: «Эти горы находятся между Черным и Каспийским морями». «Самый большой полуостров находится на севере России».
Этот прием способствует лучшему усвоению сведений об изучаемом объекте, чем в тех случаях, когда индивидуальное понятие формируется изолированно от других. В коррекционном плане этот прием помогает также развитию пространственной ориентировки учащихся по географической карте.
Работая над индивидуальными географическими понятиями с использованием карты, в одних случаях дети сначала показывают местоположение объекта на карте, а затем сообщают его название, в других – наоборот. Опыт и эксперименты свидетельствуют, что дети с нарушениями слуха лучше запоминают и название, и положение объекта при использовании приема установления двусторонних связей, т. е. когда варьируется использование связей в разных направлениях – от названия к карте и тут же наоборот.
Эффективны и специально подобранные географические игры с картой и без нее: «Цепочки названий», «Отгадай, где я был», «Назови столицу».
В работе над формированием индивидуальных географических понятий при закреплении изученного материала, а также в целях проверки знаний учащихся используются упражнения с контурными картами.
В формировании общих и индивидуальных географических понятий важную роль играет использование школьниками сравнения как приема познавательной деятельности.
Для этого нужно широко включать в учебный процесс разнообразные задания на сравнение географических объектов и явлений, специально разъяснять ученикам, как нужно сравнивать, упражнять их в правильном выполнении этой операции, постоянно стимулировать умственную деятельность учеников в направлении отыскания как различного, так и сходного в изучаемых объектах и явлениях. Например: Сравните озеро и море.
Географическая карта дает ученикам материал для того, чтобы сравнить, например, озера и моря по форме, величине, географическому положению; реки – по размерам, направлению и характеру течения, использованию в хозяйственных целях; города и республики – по особенностям занятий населения, по климатическим условиям и т. п. Овладение учащимися с нарушениями слуха приемом сравнения и широкое применение его на уроках географии способствуют более активному формированию географических понятий.
Каждое первоначально сформированное в сознании ученика географическое понятие в последующей работе развивается и углубляется. При введении сравнений целых географических комплексов, которые включают определенные понятия, знания систематизируются, усовершенствуется понятийное мышление учащихся, повышается качество их географической подготовки.
Таким образом, успешность усвоения детьми с нарушениями слуха географических понятий зависит от правильного подбора содержания учебного материала, точного его структурирования, адекватного выбора методов и приемов обучения, связи обучения с жизнью, а также от того как педагог учитывает индивидуальные особенности учащихся, осуществляет коррекционно-развивающую направленность обучения, соблюдает основные этапы формирования представлений и понятий.