СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Утверждённая Программа кружка «Волшебная сказка» по развитию творческих способностей детей в подготовительной группе на 2017 – 2018 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирует на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.     

Просмотр содержимого документа
«Утверждённая Программа кружка «Волшебная сказка» по развитию творческих способностей детей в подготовительной группе на 2017 – 2018 учебный год»



Пояснительная записка

Актуальность

Программа ориентирует на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействовав фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

     Сверхзадача представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.  

     Исходя из этого основного положения, цели и задачи программы формулируются следующим образом:

Цель программы:  развитие духовно-нравственных качеств у детей средствами театрального искусства. 

Задачи: 

   -  воспитание в ребенке навыков коллективно-творческой деятельности;

   -  реализация творческих потребностей с учетом индивидуальных возможностей;

   -  воспитание умения выслушать и понимать другого, принятие чужой точки зрения;

   - расширение кругозора и понятийного багажа детей, обогащение жизненного опыта путем проигрывания жизненных ситуаций.

     Реализация  задач программы развития ребенка средствами театрального искусства возможна при выполнении следующих условий:

  • единства социально-эмоционального и когнитивного развития;

  • насыщении театрализованной  деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

  • постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

  • наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

  • совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Программа составлена на основе программы:

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.


Перспективно – тематический план (сентябрь — май)


Блоки

Основной 

компонент

Компонент ДОУ

1. Ос­новы

кукловождения


Сентябрь-октябрь


Задачи: по­знакомить детей с приемами вождения кукол-вертушек.

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и мыши»

Задачи: позна­комить детей с различными прие-

мами вождения тростевых кукол.

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Веселая зарядка», «По­пугай умывается», «Неожиданная встреча»

 Задачи: познакомить детей с напольным видом театра — конусным, приемами вождения этих кукол.

Игра «Театр двух актеров».

Этюды: «Прогулка в лес», «Встре­ча друзей», «Веселый перепляс»

Задачи: закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров.

Этюды: по одному этюду для каждого вида кукольного театра

2.Основы кукольного театра


Ноябрь -декабрь


Шире использовать в театральной деятельности  детей раз­ные виды театров



 Задачи: формировать интерес к театру кукол-

вертушек, желание участвовать в кукольном спектакле.

Инсценировка: «Дом, который по­строил Джек» — по английской песенке в переводе С.Я. Маршака

 Задачи: при­вивать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых  и напольных кукол, развивать

творческую самостоятельность в передаче образа.

Сказки: «Мороз Иванович», В. Одоевский

 Задачи: формировать устойчивый интерес к кукольному

театру, желание управлять куклами различных систем.

Инсценировка: «Карнавал кукол»

3. Основы актерского

мастерства


Декабрь-январь


Задачи: способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Этюды М. Чехова: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок», «Повар-лгун».

Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи»

Задачи: обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию.

Этюды М. Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу

 Задачи: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

Этюды М. Чистяковой: на выражение основных эмоций — «Любопытный», «Круглые глаза», «Старый гриб», «Гадкий утенок»,

«Гневная Гиена».

Игры с карточками-пиктограммами

 Задачи: развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера.

Этюды М. Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и

мяч», «Карабас-Барабас», «Три характера», «Вредное колечко».

Игры с карточками-пиктограммами

4.Основные принципы

драматизации

февраль-март


 Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств

для передачи характерных особенностей персонажей спектакля.

Сказки: «Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-Сибиряк.

Инсценировки: по стихотворениям Ю. Копотова — «Волнушки»;

В. И. Мирясова — «Осенний листок»; Ю. Тувима — «Спор овощей»

Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в

создании образов различных персонажей.

Сказки: «Щелкунчик», музыкальная сказка



 Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.

Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению В. Берестова); «Лось» (по стихотворению Н. Кордо); «Шалунишки-котятки потеряли перчатки» (по английской народной песенке в переводе И. Родина); «Три мамы»


Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятель­но выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостояельность в передаче образа.

Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукол-вертушек

 Задачи: побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и

напольных кукол

 Задачи: побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров

6. Театральная

азбука


апрель-май


 Задачи: — углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия;

— уточнять сведения об основных средствах выразительности;

— закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр, кукольный, детский театр зверей);

— расширять диапазон сведений о тех, кто работает в театре (капельдинер, постановщик танцев);

— закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля;

— определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой», пальчиковый)

Задачи: уточнять и обобщать знания детей о театре, его истории, разновидностях, устройстве,  театральных профессиях, костюмах, атрибутах, правилах поведения в театре, видах кукольных театров, театральной терминологии, средствах художественной выразительности

7. Проведение

праздников



май


Привлекать детей к активному участию в подготовке праздников. Воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы. Развивать желание принимать активное участие в утренниках

Задачи: продолжать работу над способностью детей свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми, сверстникам и младшими детьми; поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной театральной деятельности.

Мероприятия: фольклорный праздник «Кузьминки».

Задачи: поощрять проявление творческой активности

детей, желание доставить радость зрителям.

Мероприятия: «Щелкунчик»




В основе занятий лежит художественная игра, которая является основой театральной деятельности детей дошкольного возраста. Занятия являются интегрирующими, т.к.  почти на всех занятиях театральная деятельность интегрируется с музыкальной, хореографической  и изобразительной деятельностями. Особое внимание уделяется подбору упражнений, игровых заданий и литературному материалу с точки зрения их духовного содержания. Работа с народными потешками, скороговорками, чистоговорками позволяет расширить не только речь ребенка, но и  открывает духовный мир русского народа, выраженный в литературном творчестве.  Принцип индивидуального подхода позволяет регулировать нагрузку на каждого конкретного ребенка, привлекая каждого к посильному участию в постановке студийного спектакля.

 Содержание курса «Основы театрального искусства + музыка»:

 

     1-й раздел – «Художественная игра» - направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Раздел включает в себя общеразвивающие и специальные театральные игры.

     2-й раздел – «Музыка и ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретении ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

     3-й  раздел - «Культура и техника речи »-  объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. На занятиях используется народные сказки, стихи, потешки, чистоговорки, произведения различных авторов, призванные способствовать развитию речи, способности к рассуждению, а следовательно – способности к анализу.

     Таким образом, условно все упражнения  раздела «Культура и техника речи» можно разделить на З вида:

1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.

2. Дикционные и интонационные упражнения.

З. Творческие игры со словом.

4-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками  элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

• Особенности театрального искусства.

• Виды театрального искусства.

• Рождение спектакля.

• Театр снаружи и изнутри.

• Культура зрителя.

5-й раздел — " Работа над спектаклем"— базируется на авторских сценариях. Раздел включает инновационные разработки по интеграции программы «АРТ-ИГРА» и программы изобразительной деятельности, создание декораций, использование элементов сказкотерапии и арттерапии, предполагает совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей), и включает в себя знакомство с пьесой и постановку полноценного  музыкального спектакля.

  

К концу года ребенок должен знать уметь:

Правильно четко говорить скороговорки.

Не бояться сцены, зрителя.

Участвовать в постановке полноценного спектакля (музыкального или мюзикла), инсценировать различные литературные произведения, проведение, организация театрального фестиваля.

Уметь обыгрывать этюды пьесы.


Мониторинг развития творческих способностей дошкольников

(подготовительная группа)

№ п/п

Критерии

0 баллов

1 балл

2 балла

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности




Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях




Знает правила поведения в учреждениях культуры




Владеет основными понятиями театрального искусства




Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения




Называет предметы театрально-игрового оборудования




Правильно строит предложения, добивается правильного и чёткого произношения слов




Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание




Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности




Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов





Система оценивания:

0 баллов – низкий уровень развития творческих способностей;

1 балл – средний уровень развития творческих способностей;

2 балла – высокий уровень развития творческих способностей.

17-20 баллов – высокий уровень развития творческих способностей;

10– 16 баллов – средний уровень развития творческих способностей;

ниже 10 баллов – низкий уровень развития творческих способностей.

Список литературы

  

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.

  2. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М.,

  3. АСТ, 1996.

  4. Бояджиев Г. Душа театра. М., 1974

  5. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М.,1998.

  6. День за днем. Хрестоматия для детей 5-6 лет. М., Новая школа, 1993.

  7. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981.

  8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр –дошкольникам. М., 1982.