Пояснительная записка
Актуальность
Программа ориентирует на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействовав фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Сверхзадача представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Исходя из этого основного положения, цели и задачи программы формулируются следующим образом:
Цель программы: развитие духовно-нравственных качеств у детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- воспитание в ребенке навыков коллективно-творческой деятельности;
- реализация творческих потребностей с учетом индивидуальных возможностей;
- воспитание умения выслушать и понимать другого, принятие чужой точки зрения;
- расширение кругозора и понятийного багажа детей, обогащение жизненного опыта путем проигрывания жизненных ситуаций.
Реализация задач программы развития ребенка средствами театрального искусства возможна при выполнении следующих условий:
единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
насыщении театрализованной деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Программа составлена на основе программы:
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.
Перспективно – тематический план (сентябрь — май)
Блоки | Основной компонент | Компонент ДОУ |
1. Основы кукловождения Сентябрь-октябрь | | Задачи: познакомить детей с приемами вождения кукол-вертушек. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Девочка и мальчик», «Пляска кота и мыши» |
Задачи: познакомить детей с различными прие- мами вождения тростевых кукол. Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Веселая зарядка», «Попугай умывается», «Неожиданная встреча» |
Задачи: познакомить детей с напольным видом театра — конусным, приемами вождения этих кукол. Игра «Театр двух актеров». Этюды: «Прогулка в лес», «Встреча друзей», «Веселый перепляс» |
Задачи: закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров. Этюды: по одному этюду для каждого вида кукольного театра |
2.Основы кукольного театра Ноябрь -декабрь | Шире использовать в театральной деятельности детей разные виды театров | Задачи: формировать интерес к театру кукол- вертушек, желание участвовать в кукольном спектакле. Инсценировка: «Дом, который построил Джек» — по английской песенке в переводе С.Я. Маршака |
Задачи: прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол, развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Сказки: «Мороз Иванович», В. Одоевский |
Задачи: формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем. Инсценировка: «Карнавал кукол» |
3. Основы актерского мастерства Декабрь-январь | | Задачи: способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. Этюды М. Чехова: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок», «Повар-лгун». Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи» |
Задачи: обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию. Этюды М. Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу |
Задачи: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей. Этюды М. Чистяковой: на выражение основных эмоций — «Любопытный», «Круглые глаза», «Старый гриб», «Гадкий утенок», «Гневная Гиена». Игры с карточками-пиктограммами |
Задачи: развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера. Этюды М. Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «Карабас-Барабас», «Три характера», «Вредное колечко». Игры с карточками-пиктограммами |
4.Основные принципы драматизации февраль-март | | Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. Сказки: «Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-Сибиряк. Инсценировки: по стихотворениям Ю. Копотова — «Волнушки»; В. И. Мирясова — «Осенний листок»; Ю. Тувима — «Спор овощей» |
Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Сказки: «Щелкунчик», музыкальная сказка |
| | Задачи: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению В. Берестова); «Лось» (по стихотворению Н. Кордо); «Шалунишки-котятки потеряли перчатки» (по английской народной песенке в переводе И. Родина); «Три мамы» |
| Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостояельность в передаче образа. | Задачи: побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукол-вертушек |
Задачи: побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и напольных кукол |
Задачи: побуждать детей использовать в творческих играх различные знакомые им виды кукольных театров |
6. Театральная азбука апрель-май | | Задачи: — углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия; — уточнять сведения об основных средствах выразительности; — закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр, кукольный, детский театр зверей); — расширять диапазон сведений о тех, кто работает в театре (капельдинер, постановщик танцев); — закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля; — определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой», пальчиковый) |
Задачи: уточнять и обобщать знания детей о театре, его истории, разновидностях, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, правилах поведения в театре, видах кукольных театров, театральной терминологии, средствах художественной выразительности |
7. Проведение праздников май | Привлекать детей к активному участию в подготовке праздников. Воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы. Развивать желание принимать активное участие в утренниках | Задачи: продолжать работу над способностью детей свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми, сверстникам и младшими детьми; поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной театральной деятельности. Мероприятия: фольклорный праздник «Кузьминки». |
Задачи: поощрять проявление творческой активности детей, желание доставить радость зрителям. Мероприятия: «Щелкунчик» |
В основе занятий лежит художественная игра, которая является основой театральной деятельности детей дошкольного возраста. Занятия являются интегрирующими, т.к. почти на всех занятиях театральная деятельность интегрируется с музыкальной, хореографической и изобразительной деятельностями. Особое внимание уделяется подбору упражнений, игровых заданий и литературному материалу с точки зрения их духовного содержания. Работа с народными потешками, скороговорками, чистоговорками позволяет расширить не только речь ребенка, но и открывает духовный мир русского народа, выраженный в литературном творчестве. Принцип индивидуального подхода позволяет регулировать нагрузку на каждого конкретного ребенка, привлекая каждого к посильному участию в постановке студийного спектакля.
Содержание курса «Основы театрального искусства + музыка»:
1-й раздел – «Художественная игра» - направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Раздел включает в себя общеразвивающие и специальные театральные игры.
2-й раздел – «Музыка и ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретении ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3-й раздел - «Культура и техника речи »- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. На занятиях используется народные сказки, стихи, потешки, чистоговорки, произведения различных авторов, призванные способствовать развитию речи, способности к рассуждению, а следовательно – способности к анализу.
Таким образом, условно все упражнения раздела «Культура и техника речи» можно разделить на З вида:
1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.
2. Дикционные и интонационные упражнения.
З. Творческие игры со словом.
4-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
• Особенности театрального искусства.
• Виды театрального искусства.
• Рождение спектакля.
• Театр снаружи и изнутри.
• Культура зрителя.
5-й раздел — " Работа над спектаклем"— базируется на авторских сценариях. Раздел включает инновационные разработки по интеграции программы «АРТ-ИГРА» и программы изобразительной деятельности, создание декораций, использование элементов сказкотерапии и арттерапии, предполагает совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей), и включает в себя знакомство с пьесой и постановку полноценного музыкального спектакля.
К концу года ребенок должен знать уметь:
Правильно четко говорить скороговорки.
Не бояться сцены, зрителя.
Участвовать в постановке полноценного спектакля (музыкального или мюзикла), инсценировать различные литературные произведения, проведение, организация театрального фестиваля.
Уметь обыгрывать этюды пьесы.
Мониторинг развития творческих способностей дошкольников
(подготовительная группа)
№ п/п | Критерии | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
-
| Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности | | | |
-
| Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях | | | |
-
| Знает правила поведения в учреждениях культуры | | | |
-
| Владеет основными понятиями театрального искусства | | | |
-
| Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения | | | |
-
| Называет предметы театрально-игрового оборудования | | | |
-
| Правильно строит предложения, добивается правильного и чёткого произношения слов | | | |
-
| Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание | | | |
-
| Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности | | | |
-
| Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов | | | |
Система оценивания:
0 баллов – низкий уровень развития творческих способностей;
1 балл – средний уровень развития творческих способностей;
2 балла – высокий уровень развития творческих способностей.
17-20 баллов – высокий уровень развития творческих способностей;
10– 16 баллов – средний уровень развития творческих способностей;
ниже 10 баллов – низкий уровень развития творческих способностей.
Список литературы
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.
Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М.,
АСТ, 1996.
Бояджиев Г. Душа театра. М., 1974
Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М.,1998.
День за днем. Хрестоматия для детей 5-6 лет. М., Новая школа, 1993.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр –дошкольникам. М., 1982.