СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УУД ФКГОС - программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«УУД ФКГОС - программа»

Результаты изучения курса биологии

Результаты изучения курса биологии представлены на не-

скольких уровнях — метапредметном, личностном и предмет-

ном.

Метапредметные и личностные результаты — общие для

базового и профильного уровней, различия между которыми

представлены в предметных результатах.

Деятельность образовательного учреждения общего образо-

вания в обучении биологии должна быть направлена на дости-

жение обучающимися следующих личностных результатов:

yy реализация этических установок по отношению к биологи-

ческим открытиям, исследованиям и их результатам;

yyпризнание высокой ценности жизни во всех ее проявлени-

ях, здоровья своего и других людей; реализация установок

здорового образа жизни;

yy сформированность познавательных мотивов, направленных

на получение нового знания в области биологии в связи с бу-

дущей профессиональной деятельностью или бытовыми про-

блемами, связанными с сохранением собственного здоровья

и экологической безопасности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками

старшей школы программы по биологии являются:

yy овладение составляющими исследовательской и проектной

деятельности, включая умения видеть проблему, ставить во-

просы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,

классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,

делать выводы и заключения, структурировать материал,

объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

yy умения работать с разными источниками биологической

информации: находить биологическую информацию в раз-

личных источниках (тексте учебника, научно-популярной

литературе, биологических словарях и справочниках), ана-

лизировать и оценивать информацию, преобразовывать ин-

формацию из одной формы в другую;

yy способность выбирать целевые и смысловые установки в сво-

их действиях и поступках по отношению к живой природе,

здоровью своему и окружающих;

yy умения адекватно использовать речевые средства для дис-

куссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные

точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаи-

вать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками стар-

шей школы программы по биологии на базовом уровне явля-

ются:

yyхарактеристика содержания биологических теорий (клеточ-

ная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вер-

надского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей

изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие био-

логической науки;

yy выделение существенных признаков биологических объек-

тов (клетки; доядерных и ядерных клеток, половых и со-

матических клеток, организмов, одноклеточных и много-

клеточных организмов, генов и хромосом; вида; экосистем)

и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки,

оплодотворение, действие искусственного и естественного

отбора, формирование приспособленности, образование ви-

дов, круговорот веществ и превращения энергии в экосисте-

мах и биосфере);

yy объяснение роли биологии в формировании научного миро-

воззрения; вклада биологических теорий в формирование

современной естественнонаучной картины мира; отрица-

тельного влияния алкоголя, никотина, наркотических ве-

ществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов

на организм человека, экологических факторов на организ-

мы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений

развития организмов, наследственных заболеваний, мута-

ций, устойчивости и смены экосистем;

yyприведение доказательств (аргументация) единства живой и

неживой природы, родства живых организмов; взаимосвя-

зей организмов и окружающей среды; необходимости сохра-

нения многообразия видов;

yy умение пользоваться биологической терминологией и сим-

воликой;

yy решение элементарных биологических задач; составление

элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и

энергии в экосистемах (цепи питания);

yy описание особей видов по морфологическому критерию;

yy выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде

обитания, источников мутагенов в окружающей среде (кос-

венно), антропогенных изменений в экосистемах своей мест-

ности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

yy сравнение биологических объектов (химический состав тел

живой и неживой природы, зародыши человека и других

млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы

своей местности), процессов (естественный и искусственный

отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка

выводов на основе сравнения;

yy анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, про-

исхождения жизни и человека, глобальных экологических

проблем и путей их решения, последствий собственной де-

ятельности в окружающей среде; биологической информа-

ции, получаемой из разных источников;

yy оценка этических аспектов некоторых исследований в об-

ласти биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение,

направленное изменение генома);

yy овладение умениями и навыками постановки биологиче-

ских экспериментов и объяснения их результатов;

yy обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных за-

болеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, нар-

комания); правил поведения в природной среде.

Ценностные ориентиры содержания

курса биологии

Понятия «ценности» и «культура» соотносятся между собой,

но не тождественны друг другу, поскольку культура включа-

ет лишь ценности, созданные человеком. Личность в процес-

се деятельности овладевает системой ценностей, являющихся

элементом культуры и соотносящихся с базовыми элементами

культуры: познавательной, труда и быта, коммуникативной,

этической, эстетической.

Результаты освоения биологии 19

Поскольку само понятие ценности предполагает наличие

ценностного отношения к предмету, включает единство объ-

ективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта

к объекту), в качестве ценностных ориентиров биологического

образования как в основной, так и в старшей школе выступа-

ют объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у уча-

щихся формируется ценностное отношение. По сути ориенти-

ры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При

этом ведущую роль в курсе биологии играют познавательные

ценности, так как данный учебный предмет входит в группу

предметов познавательного цикла, главная цель которых —

изучение природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные

знания, научные методы познания, а ценностные ориентации,

формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, про-

являются в признании ценности научного знания, его практи-

ческой значимости, достоверности, ценности биологических

методов исследования объектов живой природы, понимании

сложности и противоречивости самого процесса познания как

извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают

творческая созидательная деятельности, здоровый образ жиз-

ни, а ценностные ориентации содержания курса биологии мо-

гут рассматриваться как формирование уважительного отно-

шения к созидательной, творческой деятельности; понимания

необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигие-

нические нормы и правила, самоопределиться с выбором сво-

ей будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования

коммуникативных ценностей, основу которых составляют

процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации

направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно

пользоваться биологической терминологией и символикой,

вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в

дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зре-

ния.

Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими

школьными курсами направлен на формирование ценностных

ориентаций относительно одной из ключевых категорий нрав-

ственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлении

ях, в том числе понимание самоценности, уникальности и не-

повторимости всех живых объектов, включая и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии

в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у

учащихся способности к восприятию и преобразованию живой

природы по законам красоты, гармонии; эстетического отно-

шения к объектам живой природы.

Все вышеобозначенные ценности и ценностные ориента-

ции составляют в совокупности основу для формирования

ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте

общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!