Результаты изучения курса биологии
Результаты изучения курса биологии представлены на не-
скольких уровнях — метапредметном, личностном и предмет-
ном.
Метапредметные и личностные результаты — общие для
базового и профильного уровней, различия между которыми
представлены в предметных результатах.
Деятельность образовательного учреждения общего образо-
вания в обучении биологии должна быть направлена на дости-
жение обучающимися следующих личностных результатов:
yy реализация этических установок по отношению к биологи-
ческим открытиям, исследованиям и их результатам;
yyпризнание высокой ценности жизни во всех ее проявлени-
ях, здоровья своего и других людей; реализация установок
здорового образа жизни;
yy сформированность познавательных мотивов, направленных
на получение нового знания в области биологии в связи с бу-
дущей профессиональной деятельностью или бытовыми про-
блемами, связанными с сохранением собственного здоровья
и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками
старшей школы программы по биологии являются:
yy овладение составляющими исследовательской и проектной
деятельности, включая умения видеть проблему, ставить во-
просы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
yy умения работать с разными источниками биологической
информации: находить биологическую информацию в раз-
личных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), ана-
лизировать и оценивать информацию, преобразовывать ин-
формацию из одной формы в другую;
yy способность выбирать целевые и смысловые установки в сво-
их действиях и поступках по отношению к живой природе,
здоровью своему и окружающих;
yy умения адекватно использовать речевые средства для дис-
куссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные
точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаи-
вать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками стар-
шей школы программы по биологии на базовом уровне явля-
ются:
yyхарактеристика содержания биологических теорий (клеточ-
ная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вер-
надского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей
изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие био-
логической науки;
yy выделение существенных признаков биологических объек-
тов (клетки; доядерных и ядерных клеток, половых и со-
матических клеток, организмов, одноклеточных и много-
клеточных организмов, генов и хромосом; вида; экосистем)
и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки,
оплодотворение, действие искусственного и естественного
отбора, формирование приспособленности, образование ви-
дов, круговорот веществ и превращения энергии в экосисте-
мах и биосфере);
yy объяснение роли биологии в формировании научного миро-
воззрения; вклада биологических теорий в формирование
современной естественнонаучной картины мира; отрица-
тельного влияния алкоголя, никотина, наркотических ве-
ществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов
на организм человека, экологических факторов на организ-
мы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений
развития организмов, наследственных заболеваний, мута-
ций, устойчивости и смены экосистем;
yyприведение доказательств (аргументация) единства живой и
неживой природы, родства живых организмов; взаимосвя-
зей организмов и окружающей среды; необходимости сохра-
нения многообразия видов;
yy умение пользоваться биологической терминологией и сим-
воликой;
yy решение элементарных биологических задач; составление
элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и
энергии в экосистемах (цепи питания);
yy описание особей видов по морфологическому критерию;
yy выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде
обитания, источников мутагенов в окружающей среде (кос-
венно), антропогенных изменений в экосистемах своей мест-
ности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
yy сравнение биологических объектов (химический состав тел
живой и неживой природы, зародыши человека и других
млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы
своей местности), процессов (естественный и искусственный
отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка
выводов на основе сравнения;
yy анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, про-
исхождения жизни и человека, глобальных экологических
проблем и путей их решения, последствий собственной де-
ятельности в окружающей среде; биологической информа-
ции, получаемой из разных источников;
yy оценка этических аспектов некоторых исследований в об-
ласти биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение,
направленное изменение генома);
yy овладение умениями и навыками постановки биологиче-
ских экспериментов и объяснения их результатов;
yy обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных за-
болеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, нар-
комания); правил поведения в природной среде.
Ценностные ориентиры содержания
курса биологии
Понятия «ценности» и «культура» соотносятся между собой,
но не тождественны друг другу, поскольку культура включа-
ет лишь ценности, созданные человеком. Личность в процес-
се деятельности овладевает системой ценностей, являющихся
элементом культуры и соотносящихся с базовыми элементами
культуры: познавательной, труда и быта, коммуникативной,
этической, эстетической.
Результаты освоения биологии 19
Поскольку само понятие ценности предполагает наличие
ценностного отношения к предмету, включает единство объ-
ективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта
к объекту), в качестве ценностных ориентиров биологического
образования как в основной, так и в старшей школе выступа-
ют объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у уча-
щихся формируется ценностное отношение. По сути ориенти-
ры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При
этом ведущую роль в курсе биологии играют познавательные
ценности, так как данный учебный предмет входит в группу
предметов познавательного цикла, главная цель которых —
изучение природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные
знания, научные методы познания, а ценностные ориентации,
формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, про-
являются в признании ценности научного знания, его практи-
ческой значимости, достоверности, ценности биологических
методов исследования объектов живой природы, понимании
сложности и противоречивости самого процесса познания как
извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают
творческая созидательная деятельности, здоровый образ жиз-
ни, а ценностные ориентации содержания курса биологии мо-
гут рассматриваться как формирование уважительного отно-
шения к созидательной, творческой деятельности; понимания
необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигие-
нические нормы и правила, самоопределиться с выбором сво-
ей будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования
коммуникативных ценностей, основу которых составляют
процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации
направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно
пользоваться биологической терминологией и символикой,
вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в
дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зре-
ния.
Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими
школьными курсами направлен на формирование ценностных
ориентаций относительно одной из ключевых категорий нрав-
ственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлении
ях, в том числе понимание самоценности, уникальности и не-
повторимости всех живых объектов, включая и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии
в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у
учащихся способности к восприятию и преобразованию живой
природы по законам красоты, гармонии; эстетического отно-
шения к объектам живой природы.
Все вышеобозначенные ценности и ценностные ориента-
ции составляют в совокупности основу для формирования
ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте
общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.