СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УУМ по русскому языку для 5 класса по теме "Оценка действительности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 УУМ (универсальные  учебные материалы) созданы по направлению "Учимся читать учебно-научные тексты правил и определений" на основе темы "Особый тип речи - оценка действительности" (русский язык, 5 класс).

Просмотр содержимого документа
«УУМ по русскому языку для 5 класса по теме "Оценка действительности"»

Учимся читать учебно-научные тексты правил и определений.

Русский язык. 5 класс (по учебнику под ред. М.М.Разумовской)

§69. Оценка действительности.

ДО ЧТЕНИЯ.

Прочитайте заглавие текста, обратите внимание на выделенные слова. Какая цель может стоять перед вами? Какие вопросы можно задать перед чтением? Какие предположения можно высказать?

Оценка действительности.

Наблюдая окружающую нас жизнь, мы часто даём оценку предметам, явлениям,

действиям и т.д. Оценка – это мнение о ценности. Действительность – это окружающий

мир.

Оценка может выражаться разными способами: частью предложения, с помощью

самостоятельного предложения, а также путём создания особого типа речи – оценка

действительности. Например: У старика и старухи был котёночек ч ерноухий.

Ай да щенок у меня! Ай да кошка! Боевая кошка! Ну а дети не в мать пошли. Балбесы

и лодыри.

Оценка выражается прилагательными, существительными, словами на -о: хорошо,


плохо, интересно, опасно, увлекательно; сочетанием слов типа Ну и...! Что за...! Это


средства выражения оценки. Например: Спор бесполезен. Бежать вредно. Ну и


красавица! Вот это голос! Что за прелесть!


Предложения со значением оценки передают лишь наше отношение к предмету


речи, наши чувства и не содержат информации о нём. Содержание таких фрагментов


текста нельзя сфотографировать.



ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ.

1. Просмотровое чтение.

Просмотрите текст. Определите, сколько в нём смысловых частей.

(Н) В этом тексте смысловых частей ________________________.

2. Изучающее чтение.

Выберите «Рабочий лист», на котором вы хотите выполнять задания. Если задания на

повышенном уровне покажутся слишком трудными, можно перейти на необходимый

уровень и воспользоваться обучающими подсказками.



РАБОЧИЙ ЛИСТ 1. Мастер (фамилия, имя) ______________________

Изучающее чтение текста

«Оценка действительности»

(П) - повышенный уровень

Задание 1. Развиваем умение анализировать текст: задавать вопросы к смысловым частям текста по ходу чтения.

Прочитайте каждую смысловую часть текста и задайте к ней вопрос. Запишите эти

вопросы, старайтесь формулировать их чётко и кратко.

Вопросы к смысловым частям текста.

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание 2. Развиваем умение находить в тексте конкретные сведения, заданные в явном виде (фактуальную информацию); сопоставлять их; формулировать обобщения.

1. Перечитайте название текста.

2. Посмотрите, какие понятия объясняются в тексте и какие у этих понятий

признаки.

3. Найдите в тексте понятия: «оценка действительности», способы выражения

оценки и языковые средства выражения оценки и их определения.

Выделите по два признака для каждого понятия, запишите их, используя фрагменты

текста (цитаты).

Оценка действительности:

1). ______________________________________________________________________

2). ______________________________________________________________________

Способы выражения оценки:

1). ______________________________________________________________________

2). ______________________________________________________________________

Языковые средства выражения оценки:

1). _______________________________________________________________________

2). _______________________________________________________________________



Задание 3. Развиваем умение сопоставлять, формулировать выводы и находить в тексте аргументы, подтверждающие вывод.

  1. Прочитайте два текста:



  1. У меня есть собака. Шерсть у неё длинная, прямая белая. Глаза круглые,

чёрные. На белом фоне выделяется чёрный нос.

  1. Ну и собака у меня! Такая симпатяга! Шерсть у неё длинная, прямая, белая. Круглые, как пуговки, чёрные глаза очень выразительны. На белом фоне выделяется чёрненький носик-кнопочка.



  1. Сравните тексты. В каком из них есть оценка действительности?



  1. Свою точку зрения аргументируйте.______________________________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Опираясь на текст, сделайте вывод, какой тип речи называется оценкой

действительности.

Оценка действительности - это особый тип речи _____________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Задание 4. Расширяем представление о языковых средствах выражения оценки действительности.

  1. Определите, как НЕ может вести себя человек:

  • Обезьянничать

  • Попугайничать

  • Петушиться

  • Змеиться

  • Свинячить

(из материалов игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»)

- Есть ли в этих словах значение оценки? Какая это оценка?

- В прямом или переносном значении употреблены глаголы?

- Сделайте вывод: слова в каком значении (прямом или переносном) помогают

выразить оценку?

  1. Прочитайте фрагмент рассказа К.Г.Паустовского «Кот-ворюга». Обратите

внимание на выделенные слова и словосочетания.

Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит. Звали его за глаза

Ворюгой. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу… Кот

смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился

на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю,

подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

- По выделенным словам определите, какие ещё языковые средства помогают выразить

оценку?

- Выпишите из текста примеры изобразительно-выразительных средств:

  • эпитеты:

  • олицетворения:

  • сравнения:

  • метафоры:







Задание 5. Развиваем умение преобразовывать информацию: составлять таблицу на основе текста.

Заполните таблицу: дайте названия столбцам и впишите нужные признаки в каждую

ячейку таблицы.

«Оценка действительности»

Особый тип речи



Оценка действительности





ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ

Задание 5. Развиваем умение применять информацию из текста для решения учебно-практических задач.

  1. Определите, как не может вести себя человек:

  • Обезьянничать

  • Попугайничать

  • Петушиться

  • Змеиться

  • Свинячить

(из материалов игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»)

- Есть ли в этих словах значение оценки? Какая это оценка?

- В прямом или переносном значении употреблены глаголы?

- Сделайте вывод: слова в каком значении помогают выразить оценку?

2. Прочитайте фрагмент рассказа К.Г.Паустовского «Кот-ворюга». Обратите внимание на выделенные слова и словосочетания.

Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит. Звали его за глаза

Ворюгой. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу… Кот

смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился

на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю,

подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

- Какие ещё языковые средства помогают выразить оценку?

- По выделенным словам определите, какие ещё языковые средства помогают выразить

оценку?

Задание 6. Развиваем умение применять информацию из текста для решения учебно-практических задач.

  1. Прочитайте фрагмент рассказа Ю.Коваля «Солнечное пятно». Найдите в нём

предложения со значением оценки, выделите их.

Чужой и рыжий на крыльце моего дома спал огромный кот. Я кашлянул. Кот

приоткрыл глазок. И это был жуткий глазок, вполне бандитский. Изумруд и лазурь

горели в нем. Пропустив меня вперед, кот вошел следом. Он вел себя разумно,

интеллигентно, но все-таки это был опасный кот. Его благородство было окрашено в

рыжий пиратский цвет. Неслышно ступал он за мной, но я чувствовал за спиной его

рыжее пиратство.

Пират с наслаждением развалился в солнечном пятне. Мотор мурлыканья работал

ровно и мощно. Он грохотал, как 6ольшой мотоцикл с коляской.

Объясните, как вы рассуждали. Используйте план рассуждения:

1). Есть ли в тексте оценка предметов, явлений, действий?

2). Как выражено значение оценки: с помощью части предложения, самостоятельного предложения или создания особого типа речи - оценка действительности?

3). Какими языковыми средствами выражена оценка?

4). Что передают предложения со значением оценки?

5). Можно ли сфотографировать содержание фрагмента текста со значением оценки?

В данном фрагменте ______________________________________________________

_________________________________________________________________________

Значение оценки выражено с помощью __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Оценка выражена следующими языковыми средствами _________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

С помощью оценки передаётся______________________________________________

___________________________________________________________________________

Содержание фрагмента текста со значением оценки сфотографировать ___________

___________________________________________________________________________

  1. Прочитайте текст. Определите тип речи данного текста.



Вчера к нам в окно настоящий чиж залетел.



- Мама! - закричал я, бросаясь закрывать форточку. - …Беги сюда! Смотри – кто!..



Да ты посмотри!



  1. Преобразуйте данный текст в текст особого типа речи – оценка действительности.



Используя материалы для выражения оценки, добавьте в определённые места

текста подходящие по смыслу слова.

Материалы для выражения оценки: Вот чудо! Вот это птица! Ну и симпатяга! Блеск!



РАБОЧИЙ ЛИСТ 2. Ученик (фамилия, имя) ______________________

Изучающее чтение текста

«Оценка действительности»

(Н) - необходимый уровень

Задание 1. Развиваем умение анализировать текст: задавать вопросы к смысловым частям текста по ходу чтения.

Определите, сколько в тексте смысловых частей.

В этом тексте смысловых частей ___________________, потому что _______________

____________________________________________________________________________.

Подсказка: посмотрите на количество абзацев.

Задайте вопрос к каждой смысловой части текста. Запишите эти вопросы, старайтесь

формулировать их чётко и кратко.

Попробуем вместе задать вопрос к первому абзацу. О чём в нём говорится? Об оценке,

которую мы даём предметам, явлениям, действиям. Обратите внимание на то, что это

ключевая информация (слова выделены шрифтом). Значит, надо спрашивать о том, что

такое оценка действительности.

Вопросы к смысловым частям текста:

1). Что такое оценка действительности?

Во втором абзаце говорится о том, какими способами может выражаться оценка. На

первом месте стоит «Оценка может выражаться разными способами», значит, это самая

важная информация. Здесь объясняется, какими способами выражается оценка. Именно об

этом и надо спрашивать.

Запишем вопрос под цифрой 2.

Вопросы к смысловым частям текста:

1). Что такое оценка действительности?

2). Какими способами может выражаться оценка?

Дальше действуйте самостоятельно.

Вопросы к смысловым частям текста:

1). Что такое оценка действительности?

2). Какими способами может выражаться оценка?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Задание 2. Развиваем умение находить в тексте конкретные сведения, заданные в явном виде (фактуальную информацию); сопоставлять их; формулировать обобщения.

1. Перечитайте название текста.

2. Посмотрите, какие понятия объясняются в тексте и какие у этих понятий признаки.

3. Найдите в тексте понятия: «оценка действительности», способы выражения оценки и

языковые средства выражения оценки.

Выделите по два признака для каждого понятия, запишите их, используя фрагменты

текста (цитаты).

Оценка действительности:

1). ______________________________________________________________________

2). ______________________________________________________________________

Способы выражения оценки:

1). ______________________________________________________________________

2). ______________________________________________________________________

Языковые средства выражения оценки:

1). _______________________________________________________________________

2). _______________________________________________________________________



Задание 3. Развиваем умение сопоставлять, формулировать выводы и находить в тексте аргументы, подтверждающие вывод.

  1. Прочитайте два текста:



1). У меня есть собака. Шерсть у неё длинная, прямая белая. Глаза круглые, чёрные. На белом фоне выделяется чёрный нос.

2). Ну и собака у меня! Такая симпатяга! Шерсть у неё длинная, прямая белая. Круглые, как пуговки, чёрные глаза очень выразительны. На белом фоне выделяется чёрненький носик-кнопочка.

  1. Сравните тексты. В каком из них есть оценка действительности?



  1. Свою точку зрения аргументируйте.______________________________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Подсказка:

Определите, оценка чего (кого) имеется в тексте, каков способ выражения оценки и

какими языковыми средствами она выражена.

Опираясь на текст, сделайте вывод, какой тип речи называется оценкой

действительности.

Оценка действительности - это особый тип речи _____________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________



Задание 4. Расширяем представление о языковых средствах выражения оценки действительности.

  1. Определите, как НЕ может вести себя человек:

  • Обезьянничать

  • Попугайничать

  • Петушиться

  • Змеиться

  • Свинячить

(из материалов игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»)

- Есть ли в этих словах значение оценки? Какая это оценка?

- В прямом или переносном значении употреблены глаголы?

- Сделайте вывод: слова в каком значении (прямом или переносном) помогают

выразить оценку?

  1. Прочитайте фрагмент рассказа К.Г.Паустовского «Кот-ворюга». Обратите

внимание на выделенные слова и словосочетания.

Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит. Звали его за глаза

Ворюгой. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу… Кот

смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился

на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю,

подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.

- По выделенным словам определите, какие ещё языковые средства помогают выразить

оценку? (Для этого вспомните, что такое эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры)

Подсказка:

  • эпитет – это одно слово в переносном значении, отвечает на вопрос КАКОЙ? (например,

золотая осень)

  • олицетворение ищем так: выделяем в предложении подлежащее и сказуемое, причём

сказуемое должно быть в переносном значении (например, поёт зима, аукает)

  • сравнение определяем наличием сопоставления двух предметов и сравнительных союзов (как, будто, точно, словно) между ними, причём второй предмет должен быть в переносном значении (например, лес, точно терем расписной…)

  • метафора – это целое предложение, в котором практически все слова употреблены в переносном значении (например, в саду горит костёр рябины красной).



  1. Выпишите из текста примеры изобразительно-выразительных средств:

  • эпитеты:

  • олицетворения:

  • сравнения:

  • метафоры:



Задание 5. Развиваем умение преобразовывать информацию: составлять таблицу на основе текста.

Опираясь на текст, заполните таблицу: впишите нужные признаки в каждую ячейку.

«Оценка действительности»

Особый тип речи


Способы выражения

оценки

Языковые средства

выражения оценки

Оценка действительности





ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ

Задание 6. Развиваем умение применять информацию из текста для решения учебно-практических задач.

  1. Прочитайте фрагмент рассказа Ю.Коваля «Солнечное пятно». Найдите в нём

предложения со значением оценки, выделите их.

Чужой и рыжий на крыльце моего дома спал огромный кот. Я кашлянул. Кот

приоткрыл глазок. И это был жуткий глазок, вполне бандитский. Изумруд и лазурь

горели в нем. Пропустив меня вперед, кот вошел следом. Он вел себя разумно,

интеллигентно, но все-таки это был опасный кот. Его благородство было окрашено в

рыжий пиратский цвет. Неслышно ступал он за мной, но я чувствовал за спиной его

рыжее пиратство.

Пират с наслаждением развалился в солнечном пятне. Мотор мурлыканья работал

ровно и мощно. Он грохотал, как 6ольшой мотоцикл с коляской.

Прочитайте план рассуждения:

1). Есть ли в тексте оценка предметов, явлений, действий?

2). Каким способом выражена оценка: с помощью части предложения,

самостоятельного предложения или создания особого типа речи - оценка

действительности?

3). Какими языковыми средствами выражена оценка?

4). Что передаётся в тексте с помощью оценки?

5). Можно ли сфотографировать содержание фрагмента текста со значением оценки?

Покажите, как вы рассуждаете: заполните места пропусков.

Во фрагменте текста есть ______________________ (чего?) _______________,

потому что здесь выражено_____________________ к коту. Оценка выражена с

помощью _________________________________. Помогают выразить оценку следующие

языковые средства: ________________________ (примеры_________________________),

____________________________ (примеры_______________________________________),

__________________________(примеры_________________________________________),

___________________________(примеры ________________________________________),

__________________________ (примеры ________________________________________),

__________________________ (примеры _________________________________________).

С помощью оценки в тексте передаётся __________________________________________.

Содержание фрагмента текста со значением оценки сфотографировать _______________.

  1. Прочитайте текст. Определите тип речи данного текста.



Вчера к нам в окно настоящий чиж залетел.



- Мама! - закричал я, бросаясь закрывать форточку. - …Беги сюда! Смотри – кто!..



Да ты посмотри!



  1. Преобразуйте данный текст в текст особого типа речи – оценка действительности.



Используя материалы для выражения оценки, заполните места пропусков.



Вчера к нам в окно настоящий чиж залетел.______________________



- Мама! - закричал я, бросаясь закрывать форточку. - …Беги сюда! Смотри – кто!..



__________________________________ ________________________________



Да ты посмотри! _________________________



Материалы для выражения оценки: Вот чудо! Вот это птица! Ну и симпатяга! Блеск!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!