«УВАЖАЕМЫЕ ДОШКОЛЯТА, А ВЫ ЗНАЕТЕ,
ЧТО У ВАС ЕСТЬ ПРАВА?»
Ребята, давайте жить дружно!
Слова Кота Леопольда, сказанные им по прочтении Всеобщей декларации прав человека.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? И так далее.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках...
И, конечно же, поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.
Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон-Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах Человека. И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев...
И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны!
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
Если в точности соблюдать всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.
Правда, только в том случае, если соблюдать...
После того как вы её прочитаете, советую взять любую сказку, любой рассказ, роман или повесть, посмотреть любой фильм или спектакль и поразмышлять, о нарушении или торжестве каких Прав Человека в них идёт речь.
Заверяю вас — нет ни одной книги на свете, ни одного художественного произведения, в которых так или иначе не затрагивались бы Права Человека!
Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жизненных ситуациях.
Это ставит перед педагогами дошкольных учреждений такие задачи:
помочь ребенку понять и осмыслить свои элементарные права;
формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей;
развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.
Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами. Детям доступны такие права и свободы:
Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пишу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.
Права на развитие, образование, отдых и досуг.
Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.
Права на свободу слова, мысли и деятельности.
Дети дошкольного возраста не знают о своих правах. Можно ли дать азы правовой культуры маленьким гражданам? Как донести до малышей столь непростую тему? Ответ простой - посредством сказки! В них человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает произвол. Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления. Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия.
За основу берем статью Конвенции. А затем подбираем художественную литературу, сюжет которой отражает определенные социальные явления. Используем наглядные пособия, иллюстрации к сказкам, кукольный театр. Прекрасной базой для изучения прав ребенка служат сказки:
«Доктор Айболит» - « Право на охрану здоровья и медпомощь бесплатно»;
«Приключение Чиполлино» - «Равенство прав и свобод независимости пола, национальности, расы, языка, происхождения, имущественного и должностного положения»;
«Красная шапочка» - «Каждый имеет право на жизнь»;
«Теремок» - «Жилище не прикосновенно. Никто не в праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных Федеральным законом»;
«Золушка» - статья об «Эксплуатации детского труда»;
«Дюймовочка» - «Ребенок имеет право жить вместе с родителями»;
«Приключения Буратино» - «Каждый ребенок имеет право на отдых, досуг», «Каждый ребенок имеет право выражать свои взгляды, мысли», « Право на образование» и т.д.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка. Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Для театрализованной деятельности и постановки спектаклей я использую произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Теремок», «Колобок», «Сказка о глупом мышонке» ит.д. Они учат сопереживать, сострадать героям, понимать, где добро, а где зло.
В занятия включаю игры на развитие способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими. В овладении этими умениями большая роль отводится развитию выразительных движений, пластики, мимики, пантомимики, с помощью которых люди выражают свои эмоции.
Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.
Можно детям предложить и такую игру - «Расскажем сказочным героям об их правах». Цели:
Проверить и закрепить знание детей в области правового воспитания.
Развивать чувство ответственности, справедливости.
Воспитывать любовь к самому себе и окружающим. Ход игры.
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно. («Красная шапочка», «Серая шейка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)
Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», «Заюшкина избушка» и др.)
В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев»)
В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка»)
Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)
Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)
Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)
Какое право Царевны нарушил Кащей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование)
Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)
В ходе игры проводится коллективное обсуждение правильности выбранного ответа, приводятся доказательства.
Таким образом, в сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, где соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что интересно, права соблюдаются в сказках. Где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках связано с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т.д. эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. И в современном мире есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании.
Теперь мы знаем, какими правами обладают дети. Но, к сожалению, права ребёнка соблюдаются не везде и не всегда. Иной раз приходишь в отчаяние от того, как часто дети подвергаются мучениям и гибели, а окружающие остаются в стороне. Но, вопреки всему и всем, Конвенция о правах ребёнка имеет очень большое значение и остаётся важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Такова её цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Должны ли мы отказываться от маленьких шагов, которые возможны? Начнём в нашем непосредственном окружении: в семье, в школе, на нашей улице. Мы должны объединить свои усилия для более крупных шагов. Если бы взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребёнка.
Помните: ни "тридцать витязей прекрасных" из сказки Пушкина о Царе Салтане, ни даже тридцать тысяч витязей не обеспечат выполнения всех статей Декларации.
Выполнимой Декларацию сделает только работа наших с вами душ и
ума!
Список литературы
Конвенция о правах ребёнка.
Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. Из собрания А.Н. Афанасьева. П. -М.: Детская литература, 1986.
З. Шабельник Е.С., Каширцева Е. Г. Ваши права., - «Вита-Пресс», 1996.
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М., - 2001, - л34 с.
Гаврилина С.Ю., Кутявина Н.Г., Топоркова И.К., Щербина С.А. Безопасность вашего малыша. - Ярославль: «Академия развития», 1997-160 с.
Доронова Т. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье. «Дошкольное воспитание», - №8, - 2001, - С.6-9
Петерина СВ. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М, - 1986, - 88 с.
Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: « Ангстрем», 1993. - 84 с.