СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Уважение к старшим"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В центре доски записывается слово УВАЖЕНИЕ, классу задаётся вопрос: "Что же вы понимаете под словом уважение?". Ученики высказывают свои предложения, наиболее удачные ответы фиксируются на доске. В результате получается схема примерно следующего вида

Просмотр содержимого документа
«"Уважение к старшим"»

Классный час на тему «Уважай старших» 1-б кл



Целивоспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям.

Задачи:

- дать понятие о том, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать;

- разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.

Оборудование:  мультфильм серия 42 «Невежи» из сериала «ЛУНТИК», компьютер, раздаточный материал, аудиозапись В. Осеевой «Печенье».

УУД

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Л.: анализ объектов с целью выделения признаков.



Ход занятия:





"Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни в тайне. Первым твоим законом должно быть уважение к самому себе."

Пифагор

В центре доски записывается слово УВАЖЕНИЕ, классу задаётся вопрос: "Что же вы понимаете под словом уважение?". Ученики высказывают свои предложения, наиболее удачные ответы фиксируются на доске. В результате получается схема примерно следующего вида

В итоге формулируется следующее определение: уважение – это готовность в любое время оказать помощь и поддержку.

Детям задаётся вопрос, согласны они с этим определением или нет, предлагается более детально изучить понятие УВАЖЕНИЕ в ходе дальнейшей работы. Для этого класс делится на 6 групп, каждая из которых должна будет обсудить доставшийся ей вопрос и выбрать одного отвечающего из числа своих членов. Раздаются вопросы. Делаются необходимые пояснения.

Вопросы:

1. Как вы думаете, может ли человек нормально жить, если его никто не уважает? Почему?

2. Для чего нужно человеку уважение со стороны окружающих его близких людей?

3. Как можно определить, уважают вас или делают вид, что уважают?

4. Правильно ли выражение "Уважай других, и тебя будут уважать"? Почему?

5. Нужно ли уважать старших? Почему? (на примере родителей, ветеранов Великой Отечественной войны)

6. Каким должен быть человек, чтобы его уважали?

Даётся 5 минут на обсуждение, после чего каждая из групп 1-6 предлагает свой вариант ответа на вопрос, делаются необходимые комментарии.

 Предлагается более чётко ответить на 6-ой вопрос. С этой целью приводится ряд определений из словаря Ожегова.

Авторитет – общепризнанное значение, влияние, общее уважение.

Авторитетный – заслуживающий безусловного доверия.

Доверие – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности и правильности чего-нибудь. Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Уважать – относится с уважением к чему-нибудь, принимать во внимание и соблюдать чьи-нибудь интересы.

На основе анализа определений делается вывод: чтобы тебя уважали, нужно завоевать доверие окружающих, т. е. быть добросовестным и искренним.





Учитель:

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. А что – же такое уважение?

Слайд 1 (Уважение — это чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств, заслуг, высоких качеств).

Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место, помочь в чем-либо и т. д.).

- Ребята, а как  вы назовете человека, который уважает старших, знает и правильно употребляет вежливые слова?

- Вежливый.

- А человека, который  не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны? Посмотрите мультфильм «Лунтик» и вы узнаете, как называют людей, которые не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны

Учитель:

-Как же называют человека, который не умеет себя вести в обществе? (Невежа)

-Верно, человек-невежа не умеет вести себя в обществе. В своей речи невежа употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его отрицательные стороны.

- А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас мы это узнаем.

Вопрос.  Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ.  Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос.  Как вести себя при входе старшего в класс?

(Встать и поздороваться.)

Вопрос.  Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?

Ответ.   Поздороваться первым.

Вопрос.  Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ.  Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос.  Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»(На «вы».)

Вопрос.  Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа.)

Вопрос.  К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?

Ответ.  Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших.

Физкультминутка

Слайд 2

Когда тебя окружают вежливые люди, то и настроение радостное. Давайте улыбнемся друг - другу и выполним упражнение «Солнышко».

Солнце выглянуло рано.

Улыбнитесь, встаньте прямо,

Раз – хлопок и два – хлопок!

А теперь присядь, дружок!

И на месте покружись!

Руки к солнцу протяни и на месте замри!



Учитель: Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту любовь к добру они выражали в пословицах и поговорках.



- Давайте прочитаем одну из них постараемся объяснить её смысл.



Слайд 3



Вся семья вместе, так и душа на месте. (Р.К.)

(Учитель выслушивает рассуждения детей.)



- Мы знаем, что в казачьей семье было принято заботиться друг о друге, помогать, утешать и радоваться вместе. Если в семье спокойствие, мир и лад, то такая семья очень крепкая.

- Семья - это опора любого человека в жизни, это настоящие друзья, которые придут всегда тебе на помощь, это уют и тепло, это то место, куда мы всегда спешим, потому, что здесь нас любят и ждут.

Самыми близкими людьми для вас являются папа и мама. Но признайтесь честно, кто больше всего проводит с вами времени в детстве? Скорее всего, это дедушка и бабушка.

А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье» (АУДИОЗАПИСЬ)

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами две кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она опустила голову.

Вопросы для обсуждения:

— Почему мама и бабушка расстроились?

— Что мальчики сделали неправильно?

Учитель. Мальчики проявили равнодушие к маме и бабушке, и им стало обидно. А ведь это самые близкие люди, которые бескорыстно любят своих детей и внуков, заботятся о них.

Учитель. Почему нужно бережно относиться к бабушкам?

Упражнение «Копилка добрых дел»

Учитель. Давайте поработаем в парах и постараемся собрать «копилку добрых дел».

(На доске )

( Работа в парах. У каждой пары на столе лежит листочек, на которых написаны выражения. Дети читают их и размышляют, в какую копилку необходимо поместить это выражение. Парами выходят и размещают.)(Вторая физминутка



Мы можем...

Помочь бабушке или маме помыть посуду;

Прочитать газету;

Сказать ласковые слова;

Просто поговорить...

Уступить место в транспорте

При встрече здороваться

Нельзя

Огорчать старших

Обижать девочку, девушку, маму

Бездельничать

Пререкаться с взрослыми



Учитель. Внуки должны уважать бабушек и заботиться о них, как в рассказе Л. Толстого «Бабушка и внучка».

Чтение и обсуждение рассказа.

У бабки была внучка; прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.

Вопросы для обсуждения:

— Что мы можем сделать для наших бабушек?

— Почему внучка работала на бабку?

Подведение итогов



Учитель. Какой вывод мы можем сделать? (Старших надо уважать, заботиться о них. Их опыт и знания помогают в разных ситуациях.)

- А сейчас я раздам вам памятки, которые помогут вам в жизни. ( Приложение)











Приложение

Правила почитания и уважения старших



Нельзя:

- огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;

- бездельничать, когда все вокруг трудятся, плохо предаваться праздности;

- смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство; в болезни, печали, скорби близких необходимо спешить приходить на помощь, утешать, помогать;

- вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;

- выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

- допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе: лучшую конфету, угощение, а если и дает, то обязательно нужно делиться; делать то, что запрещают старшие;

- оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;

- обижать девочку, девушку, маму.



Правила вежливости



- Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.

- Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

- Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.

- Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

- Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.

- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!