Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Богородицкая средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Увеличение числа успешных обучающихся за счет создания информационной образовательной среды
Проект выполнила:
учитель МБОУ Богородицкой СШ,
участник проекта
«Хочу стать руководителем»
Шевченко Ю.Г.
2021 г
Название проекта - Увеличение числа успешных обучающихся за счет создания информационной образовательной среды
Сроки выполнения – сентябрь 2021- декабрь 2024
Введение
Актуальность. Успешный ученик – это успешный человек, который учится. Успешный человек – это гармоничный человек, т.е. человек, находящийся в гармонии с окружающим миром и с самим собой. Под окружающим миром понимается социум. Для школьника – это, прежде всего семья и школа. Успешный ученик – это не просто успевающий, это здоровый, радостный, счастливый ученик. Он учится легко и увлеченно. Каждый ребенок уникален и неповторим. Задача учителя - помочь ему раскрыть свои таланты. Успех - самый лучший воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в собственных силах и самом себе. Ребенок рождается для успеха!
В условиях информационного общества повлиять на рост числа успешных учеников, можно путем создания информационной образовательной среды школы. Создание информационного образовательного пространства как одно из условий развития успешности обучающихся, средство вовлечения в активную образовательную деятельность: олимпиадную, конкурсную, проектно-исследовательскую и т.п. Мой проект позволит ученикам школы, купаясь в море информации, успешно фильтровать ее, уметь выбирать главное, не попадаться на уловки мошенников. Тем самым мы повысим их уверенность в себе, следовательно, создадим условия для успешной социализации. Реализация данного проекта соответствует цели, которую ставит перед нами национальный проект «Образование» - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Новизна. Информационная среда уже вошла в жизнь школы, пронизывая все направления образовательной и воспитательной деятельности, органично дополняя её техническими и технологическими ресурсами, новыми квалификационными качествами кадрового состава и учебными компетенциями учащихся, новыми методическими и образовательными ресурсами, а также новыми образовательными методиками на основе ИКТ.
Но развитие ИОС в нашей школе происходило хаотично: ставились мини-задачи, с учётом возникающих потребностей дня, которые достаточно успешно решались. Кроме того, полностью отсутствовала общая стратегия развития информационно-образовательной среды. При оценке эффективности использования ИОС приоритет отдаётся количественным характеристикам, которые определяют доступность, вариативность, интенсивность использования ИКТ, используемые программные и цифровые продукты, т.е. оценивают программно-техническую компоненту, и полностью отсутствует понимание эффективности использования ИКТ с точки зрения повышения успешности учеников.
Инновационный потенциал проекта состоит в его востребованности, реалистичности, а также возможности непосредственно влиять на развитие образовательного процесса.
Учащиеся приобретут компетенции, необходимые для включения в социально-значимую деятельность и получения позитивного социального опыта.
Учителя будут стимулированы к разработке и внедрению новых продуктивных технологий, приемов и способов взаимодействия с учащимися; полученный гарантированный результат обучения усилит мотивацию к повышению их квалификации.
Родители будут уверены комфортности пребывания в школе ребенка; будут готовы сотрудничать со школой, воспринимать образование как инвестиционную сферу.
Разработка и внедрение проекта позволит существенно повысить качество образования по направлениям:
достижение нового качества образования как ученика, так и всего образовательного процесса;
формирование безопасной образовательной среды;
более широкое использование инновационных педагогических технологий;
обеспечение открытости системы, осуществление перехода к модели взаимной ответственности в сфере образования.
Цель проекта: разработать модель информационно-образовательной среды, способствующей росту числа успешных обучающихся.
Задачи проекта:
разработать элементы модели информационно-образовательной среды;
наполнить элементы содержанием, которое способствовало бы развитию медиакультуры всех участников образовательного процесса;
ознакомить педагогический коллектив с моделью информационно-образовательной среды;
создать условия для максимального включения педагогов в процесс реализации данного проекта.
Содержание и механизм реализации
С целью определения уровня материально-технических, кадровых, информационных условий, способствующих развитию ИОС среды, был проведён SWOT-анализ состояния информатизации образовательного процесса.
Сильные стороны
Материально-технические условия
1. Локальная сеть
2. Использование электронного журнала и электронного дневника
3. В каждом кабинете есть доступ к Интернет (беcпроводной Wi-Fi)
4. Количество учащихся, приходящихся на один компьютер -7
5. Лицензионное программное обеспечение на всех компьютерах
6. Осуществляется контент-фильтрация
7. Интерактивные доски (8), мультимедийные проекторы (16)
Кадровые условия
1. ИКТ-грамотные учителя (владеющие программами Word, PowerPoint, Excel, использующие электронную почту, умеющие найти нужную информацию в Интернете) 29 (общее кол-во учителей 29) по результатам самооценки
2. Личные сайты учителей - 16
4. Учителя приняли участие в сетевых образовательных проектах
5. Учителя приняли участие в сетевых олимпиадах, конкурсах и интеллектуальных играх
Информационные условия:
1. Сайт школы, отвечающий требованиям закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
2. Электронная почта
3. Оснащённость библиотеки электронными образовательными ресурсами
4.Учителя используют в работе возможности РЭШ, МЭШ, образовательной платформы «Lecta», учащиеся зарегистрированы на платформах «Я класс», «Учи.ру.», «СтатГрад», GetAClass.
Слабые стороны
Недостаточная скорость Интернет-соединения
Сбои в работе Интернет-соединения
Нет опыта создания собственных Интернет-проектов
Нет педагогов, поддерживающих собственные блоги
Нет классных коллективов имеющих свои сайты в сети Интернет
Угрозы, существующие во внешней среде
1. Ухудшение здоровья школьников (ослабление зрения)
2. Увеличение численности контингента учащихся
3. Большая учебная нагрузка у большинства учителей
4. Недостаточная компетентность большей части родителей в области ИКТ может стать препятствием для сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.
5. Отсутствие финансирования для постоянного технико-технологического сопровождения педагогов и учащихся в области использования сетевых технологий, необходимого в связи с динамично обновляющимися сервисами современного Интернета.
На основании SWOT-анализа были сделаны следующие выводы:
В школе существуют благоприятные условия для развития информационно-образовательной среды:
• все сотрудники администрации регулярно используют компьютер для подготовки документов (текущее делопроизводство), и сбора информации об учебном процессе;
• школа укомплектована кадрами с высоким уровнем квалификации (6 учителей имеют высшую категорию, 17 –первую)
• все компьютеры подключены к сети Интернет
• используются электронный дневник и электронный журнал для мониторинга успеваемости и организации обратной связи с родителями учащихся;
однако:
49% педагогов имеют стаж работы более 20 лет и имеют недостаточно высокий уровень мотивации к освоению и использованию новых ИКТ-технологий;
для использования цифровых ресурсов необходимо высокая скорость интернета;
необходимо обновление материальной базы с учетом быстроменяющихся условий современного мира.
Таким образом, созданная в школе информационно-образовательная среда и условия для её развития, позволяют сделать оптимистичный прогноз об успешной подготовке учащегося к переходу в информационное общество, достижения всеми учениками информационно-коммуникационной компетентности и практическому осуществлению личностно-ориентированного подхода к субъекту учебного процесса.
Реализация проекта осуществляется через создание модели информационно-образовательной среды, формирование информационно-коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса, через активизацию сайта и других ресурсов для родителей и общественности, через модернизацию локальной сети для оптимизации воспитательно-образовательного процесса и управленческой деятельности.
Этапы реализации проекта
Основные мероприятия | Сроки | Ответственные | Ожидаемый результат |
Издание приказа о назначении ответственного и создании рабочей группы по реализации проекта | сентябрь 2021 | Директор школы | Издан приказ Создана рабочая группа |
Разработать нормативную базу | Сентябрь-октябрь 2021 | Проектная группа | Локальные акты |
Принятие мер по увеличению скорости интернет-услуг | Декабрь 2021 | Директор школы | Обеспечение канала работы в сети Интернет, со скоростью не менее 50 Мб/с |
Обновление и реконструкция программного обеспечения к условиям школы, обслуживание компьютерной техники | Постоянно | Директор школы, системный администратор | Обеспечение функционирования компьютерной и мультимедийной техники |
Приобретение компьютерного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, необходимых для реализации единого информационного пространства школы | До января 2022 | Директор школы | Модернизация компьютерной и мультимедийной техники |
Создание школьного файлового хранилища, предоставление педагогам права доступа разного уровня к разным файлам хранилища. | Декабрь 2011 | Системный администратор | Доступность электронного контента из любой точки, имеющей выход в Интернет |
Создание электронного контента по всем учебным предметам | 2021-2024 постоянно | Зам. директора, учителя-предметники | Повышение профессиональной педагогической компетентности педагогов |
Размещение электронного контента на школьном файловом хранилище | 2021-2024 постоянно | Зам. директора, системный администратор, учителя-предметники | Знакомство с опытом коллег и обмен дидактическими материалами |
Организовать вход во все цифровые зоны школы с главной страницы школьного сайта | Апрель 2022 | Зам директора, системный администратор | Формирование единой информационно-образовательной среды ОО, информационная открытость ОО |
Организация и проведение на базе школы семинаров, открытых уроков, мастер-классов, выставок педагогических достижений по применению современных педагогических технологий | 2021-2024, 2 раза в год | Зам. директора, руководители ШМО | Создание условий для внешней презентации инновационной деятельности педагогов. |
Изучение запросов родителей, в том числе с использованием Google-форм с целью определения направлений совместной работы школы и семей учащихся | Март 2022 | Зам директора, классные руководители, педагог-психолог | Составление единой информационной карты и выработка направлений совместной работы |
Разработка и нормативное регулирование технологии электронных родительских собраний, просветительской работы | Май 2022 | Директор, зам директора, классные руководители | Разработаны локальные акты, регулирующие проведение электронных родительских собраний и просветительских мероприятий |
Проведение электронных родительских собраний и просветительских мероприятий | Сентябрь 2021, далее постоянно | Директор, зам директора, классные руководители | Повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса |
Создание информационного экрана для демонстрации «Школьного новостного альманаха» | Май 2022 | Директор, инженер-программист, лаборант, учителя информатики | Модернизация информационного холла школы |
Использование в работе РЭШ, МЭШ | постоянно | Зам. директора | Увеличение числа педагогов, максимально использующих в работе РЭШ, МЭШ |
Использование виртуальных лабораторий при изучении отдельных предметов | постоянно | Зам. директора | Повышение качества преподавания |
Подведение итогов | Май 2024 | Директор, зам. директора | Увеличение числа успешный обучающихся и учителей |
Условия реализации проекта:
формирование управленческой команды по стратегическому планированию развития школы и менеджмента качества образования;
наличие квалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями работы с информацией, способных принимать управленческие решения;
подбор научно-обоснованных методических материалов;
разработанная нормативная база;
распространение опыта отдельных учителей;
организационная и финансовая поддержка со стороны органов управления образованием;
сетевое взаимодействие, сотрудничество с вузами.
Ожидаемые результаты реализации проекта
1 Увеличение числа учителей и обучающихся, успешных в образовательных профессиональных конкурсах (конференциях, фестивалях и пр.) различного уровня;
2. Выпускники школы станут более конкурентоспособными в дальнейшем трудоустройстве;
3. Повышение мотивации всех участников учебно-воспитательного процесса;
4. Формирование комфортной и дружественной среды.
Риски и минимизация их влияния.
В ходе реализации проекта возможны непредвиденные ситуации (риски), которые могут реально повлиять на достижение запланированных результатов.
Основные виды предполагаемых рисков:
наличие неприятия скрытого или явного по реализации проекта среди членов коллектива
риски социально-педагогического характера – неблагоприятная ситуация в социуме;
недостаточный уровень финансирования инновационного проекта.
Мероприятия по минимизации рисков:
1 Поддержка эффективности образовательных результатов (внедрение современных технологий, обеспечивающих зону ближайшего развития ребенка, разработка каждым учителем программы профессионального и карьерного роста, обеспечение мотивационной поддержки).
2 Поддержка эффективности воспитательной и оздоровительной работы (формирование и поддержка традиций, использование ресурсов внешней среды, разнообразие видов деятельности, проектирование личностных траекторий самовоспитания и физического совершенства учащихся)
3 Компенсация рисков социума (активный маркетинг, прогнозирование состояния внешней среды; создание системы резервов).
4 Уход от рисков (отказ от рискованных мероприятий, поиск гарантов, внесение корректив).