СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Увеличительные приборы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок построен в рамках ФГОС, используются разные методы, проводится лабораторная работа. Дети работают с контрольной карточкой, что удобно при оценивании их знаний.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

МБОУ Олонская средняя общеобразовательная школа










Методическая разработка

урока по теме:

«Устройство увеличительных приборов»

5 класс

(в структуре ФГОС ООО)

















Разработка учителя биологии

МБОУ Олонской СОШ

Нефедьевой Елены Васильевны










2015-2016 учебный год


Тема урока: «Устройство увеличительных приборов».

Класс: 5

Место проведения: кабинет биологии

Дидактические цели:

Образовательная: восстановить знания о методах исследования в биологии, сформировать знания об устройстве увеличительных приборов.

Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.


Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.


Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний


Оборудование для учителя: ручная лупа, световой микроскоп, образцы микропрепаратов, таблица «Увеличительные приборы», ПК, мультимедийная презентация.

Оборудование для учащихся: ручная лупа, световой микроскоп, образцы микропрепаратов, индивидуальные рабочие листы, учебник.


Формируемые УУД:

Познавательные УУД: определение понятий: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.



Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.

Метапредметные результаты обучения: умение применять физические понятия: «оптика», «оптическая сила линзы», навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.

Описание хода урока


Название этапов урока, их содержание

Конспект

1.Мотивирование (самоопределение)
к учебной деятельности:
Данный этап процесса обучения

предполагает осознанное вхождение учащегося в учебную деятельность.









2.Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.









3.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)











4.Реализация построенного проекта.


































































5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

















Музыкальная физминутка



6. Самостоятельная работа с самопроверкой
























7.Включение в систему знаний повторения.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания,
в которых тренируется использование изученного ранее материала










































8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия
и самооценка учениками собственной учебной
деятельности(цель обучения, способы достижения цели, результат)
Демонстрируются эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности.

Учитель:

Прозвенел уже звонок. Встаньте ровно и красиво. Сядьте тихо и начнем урок.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я всех вас рада видеть. Садитесь. Каждый ученик хочет за свою работу получить хорошую отметку. Для того, чтобы вы могли себя объективно оценить, со стороны посмотреть на весь ход урока, я предлагаю вам сегодня поработать в рабочих листах. На каждом этапе урока вы будете оценивать себя, и в конце урока обобщите результат и поставите себе оценку.

Учитель: На уроках биологии мы говорим о том, что жизнь на нашей планете разнообразна. Все живые организмы можно объединить в четыре царства. Назовите царства живой природы.

Учащиеся называют царства: растения, животные, грибы, бактерии.

Учитель: Как вы думаете, представители какого царства имеют самые микроскопичные размеры?

Учащиеся отвечают: царство Бактерии

Учитель: Как вы думаете, что помогает человеку заглянуть в этот удивительный микромир, узнать строение?

Учащиеся предполагают: микроскоп, лупа.

Учитель: Ребята, вы уже, наверное, догадались, какая тема урока? (ответы учащихся).

Учитель: Правильно (дополняет, обобщает) – «Устройство увеличительных приборов».

(предлагает записать тему урока в рабочий лист). (Слайд1)


Учитель: А теперь оцените себя: если вы самостоятельно сформулировали тему урока, закрасьте кружок красным. Если вы не смогли самостоятельно сформулировать тему урока, но принимаете и понимаете ее, закрасьте кружок зеленым. Если вы не поняли тему урока, закрасьте кружок синим.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что вы узнаете на уроке, чему вы научитесь?

Учащиеся предполагают: знать устройство увеличительных приборов, правила работы, уметь применить правила.

Учитель: Ребята, как надо поработать, чтобы достичь цели урока?

(ответы учащихся учитель фиксирует на доске).

Учитель: Подумайте, какие личностные качества вам помогут достичь цели? (ответы учащихся учитель фиксирует на доске).

Учитель: Удивительную историю изобретения микроскопа нам откроют :

(информационный проект учащихся)

«В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.

И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться?

На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков.

Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка!

Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек.

Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.

О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки.

Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше.

Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захарий Янсен, — вернее сказать, — его дети».


Учитель: Микроскоп стал теперь как бы глазом ученого. И это понятно: он показывает строение вещества, его сокровенные тайны.

Достичь увеличения в 20 тысяч раз и больше ученым удалось, создав электронный микроскоп. (Слайд 2).

Учитель: Что ж пришло время изучить устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним», стр. 33 в учебнике, рис. 17 на с. 32. (слайд 3)


Учитель предлагает учащимся найти обозначение каждой части микроскопа в учебнике, назвать эту часть и записать соответствующее обозначение в рабочий лист (задание №1) (слайд 4)

(учащиеся выполняют)

Учитель: Микроскопы, стоящие перед вами, называются световыми.

Итак, мы с вами познакомились с устройством светового микроскопа.


Учитель: Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает.

Учитель: Найдите в учебнике, как подсчитать увеличение микроскопа.

Учащиеся находят, отвечают: увеличение окуляра x увеличение объектива. (слайд 5)


Учитель: подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа.


Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив (на уроке это делает учитель). (слайд 6)

(учащиеся выполняют задание № 2 в рабочей карте)

Учитель проводит проверку фронтально, предлагает учащимся оценить себя, зафиксировав результат в рабочих листах

Учитель: Если вы поняли, как высчитать увеличение микроскопа и не сделали ошибки при подсчете, закрасьте кружок красным. Если вы поняли как высчитать увеличение микроскопа, допустили ошибку при подсчете, но исправили ее, закрасьте кружок зеленым. Если вы не поняли как высчитать увеличение микроскопа закрасьте кружок синим.

Продолжение лабораторной работы.

Учитель:

А теперь научимся работать с микроскопом.

Предлагаю вам организовать работу следующим образом: на с.32-33 мы будем читать порядок работы с микроскопом. Одни из вас читают правила, другие сразу делают так, как это правило советует. После того, как одни из вас проделают последовательно все операции, передают микроскопы соседям, а сами читают правила. Рассматривать мы будем готовый препарат. (слайд 7)

Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом.


Учитель включает музыкальную физминутку, ребята выполняют упражнения.

Учитель: Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом.

Задание № 3: Выберите верное утверждение и обозначьте его в рабочих листах:

1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2.Штатив поверни ручкой «к себе».

3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5.Положи готовый препарат под предметный столик.

6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

(Курсивом выделены верные ответы).

(учащиеся выполняют)




Учитель: А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным. Если вы сделали 1-2 ошибки, закрасьте кружок зеленым. Если вы сделали 3-4 ошибки, закрасьте кружок синим.

Учитель: Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания. Необходимо правильно определить части микроскопа.

Учитель: Предлагаю вам разгадать кроссворд «Устройство увеличительного прибора».

Учащиеся разгадывают кроссворд, фиксируют ответы в рабочем листе.

По горизонтали:

  1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.

  2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.

  3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.

  4. Зрительная трубка.

  5. То, что рассматривают под микроскопом.

По вертикали:

  1. Увеличительный прибор.

  2. Помогает направить свет.

  3. Служит для размещения на нем объекта исследования.

  4. Поднимает и опускает зрительную трубку.




Учитель: Пришло время подвести итоги нашего урока.

Какая была цель нашего урока? Что вы теперь знаете? Что умеете? Что больше всего запомнилось на уроке?

(учащиеся отвечают)

Учитель: Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку. Если у вас все кружки красные – оценка 5; если есть зеленые - оценка 4; если два и более синие - оценка 3.

(учащиеся оценивают себя)

Учитель предлагает учащимся выразить свое эмоциональное отношение к уроку. (В начале урока учащимся раздаются листочки разного цвета. В конце урока учащиеся прикрепляют листочки соответствующие настроению на изображение дерева (нарисовано и вырезано из ватмана): красные - чувствуют себя хорошо, комфортно, на уроке все понятно; зеленые - настроение хорошее, но не все получилось; синие - настроение плохое, на уроке было неинтересно.)

Учащиеся выбирают листок, соответствующий настроению подходят к дереву и прикрепляют его к дереву чувств.

Учитель: Урок подошел к концу, запишите домашнее задание:

Повторить материал параграфа № 6. Выучить название частей микроскопа и правила работы с ним.

Дополнительно (проект): Какие открытия и когда были сделаны человеком, используя увеличительные приборы? (слайд 8)




Литература:

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015.

2. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 5 класс» / М.: «Экзамен», 2013.

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014.

http://festival.1september.ru/articles/643268/

http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/bkletochnoe-stroenie-organizmovb/opticheskie-pribory?seconds=0&chapter_id=72

http://school-collection.edu.ru







Рабочая карта учащегося 5 класса____________________________________________

ОЦЕНКА

Тема урока:-----------------------------------------------------------------------------------------------------


ЗАДАНИЕ №1: Выполните практическую работу «Устройство светового микроскопа»

Используя материал параграфа 6, изучите строение микроскопа. Укажите части на микроскопе.

1._______________________________

2._______________________________

3._______________________________

4._______________________________

5._______________________________

6._______________________________

7._______________________________


ЗАДАНИЕ №2 «Определение увеличения микроскопа»

Цифра на окуляре x цифра на объективе

________________ x ____________________ = ОЦЕНКА:


ЗАДАНИЕ №3 Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).

1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2. Штатив поверни ручкой «к себе».3

3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5. Положи готовый препарат под предметный столик.

6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.


ОЦЕНКА:


ЗАДАНИЕ №4 Кроссворд «Устройство увеличительного прибора».








4.







1.




2.





















1.







4.




3.


















2.




























3.






















5.












По горизонтали:

1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.

2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.

3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.

4. Зрительная трубка.

5. То, что рассматривают под микроскопом.


По вертикали:

1. Увеличительный прибор.

2. Помогает направить свет.

3. Служит для размещения на нем объекта исследования. ОЦЕНКА:

4. Поднимает и опускает зрительную трубку.


Просмотр содержимого документа
«Заявка на участие в конкурсе»

Заявка на участие в конкурсе


Разработка урока:

Биология, 5 класс (в структуре ФГОС ООО)

Описание урока:

Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): 

открытие новых знаний

Тема урока:

«Устройство увеличительных приборов»

Учитель:

Нефедьева Елена Васильевна

ОУ:

МБОУ Олонская СОШ

Телефон:

89501010421

Электронный адрес школы:

[email protected]

Персональный электронный адрес:

[email protected]


Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Цель: познакомиться с устройством микроскопа и научиться работать с ним  Оборудование и материалы:  световой микроскоп

Цель: познакомиться с устройством микроскопа и научиться работать с ним

Оборудование и материалы:

световой микроскоп

Увеличительный прибор Увеличитель-ная сила Ручная лупа 2-20 раз Штативная лупа 10-25 раз Микроскоп до 3600 раз

Увеличительный прибор

Увеличитель-ная сила

Ручная лупа

2-20 раз

Штативная лупа

10-25 раз

Микроскоп

до 3600 раз

Изучить § 6 учебника.  Выучить название частей микроскопа и правила работы с ним.  Дополнительно (проект): Какие открытия и когда были сделаны человеком, используя увеличительные приборы?
  • Изучить § 6 учебника.
  • Выучить название частей микроскопа и правила работы с ним.
  • Дополнительно (проект): Какие открытия и когда были сделаны человеком, используя увеличительные приборы?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!