1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
2. Репродуктивный метод обучения;
3. Исследовательский метод обучения.
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ | МЕТОДЫ И СРЕДСТВА | ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнение типа урока. Данный этап способствует положительному эмоциональному настрою на плодотворную работу;снятию психоэмоционального напряжения;установлению коммуникативного контакта. | За окном пасмурно, а на доске солнышко, подарите свои улыбки друг другу. В классе стало солнечно и светло. Солнышко веселое, но оно пока одно. Мы с вами хорошо поработаем, и в конце урока у него появятся друзья. Для этого мы приложим все знания, старания и умения. Вспомним правила работы на уроке: «Понапрасну не болтай, Рассуждай и убеждай. Здесь не нужен шум и гам, Ты решай задачи сам. Если же не сможешь вдруг, Пусть придёт на помощь друг.» Вперед, за дело! Устный счет | Пускают искорку добра, улыбаются друг другу. Договаривают предложение, цепочкой (по рядам), называют правила работы на уроке.
Фронтальная работа | Объяснительно-иллюстративный метод | Личностные (самоопределение): Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) |
2.Актуализация опорных знаний Цели: - организация выполнения учащимися пробного учебного действия; - организация фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
Данный этап мотивирует учащихся на расширение границ своих знаний по предлагаемой теме. Осуществляется осознание цели и задачи. Активизируются мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение. | Учимся считать. «Здесь квадратики стоят, Точно в ряд. Постарайся от души: Цифры ты в них впиши». - Открыли нетбуки. Вспомним правила работы. «Математическая гусеница». Результат выражения, является началом следующего выражения. Будьте внимательны. - Сравним работы ребят, проверим свои. - Сравним числа. Работаем в парах, доказывая друг другу выбор знака сравнения. «Знак поставить не ленись, Но смотри не ошибись!» - Проверим. - Ребята, в жизни нам часто приходиться сравнивать? Что можно сравнивать? Как и когда? – «Молодцы!» | Дети показывают ответы карточками с цифрами, сравнивают результат с доской. Проверяют. Дети работают в парах. При проверке, поднимают, выбранный ими знак и сравнивают с результатом на доске. | Репродуктивный метод | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы другую, ориентируются в системе знаний (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли (Коммуникативные УУД) Личностные (интерес к учебному материалу, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) |
3.Формулирование темы урока, постановка цели Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - постановка цели урока детьми с помощью учителя. | - Сегодня наш друг – учебник откроет нам ещё одну тайну сравнения. - Стр.98 №1, посмотрите на рисунок и расскажите, что происходит с количеством рыб в ведерке. - Да, оно изменяется. Каким образом это происходит? - Сколько было рыбок? - Что произошло? - Увеличилось или уменьшилось? - Какое равенство составим? - Что произошло потом? И т.д - Кто попробует сформулировать тему урока (увеличилось или уменьшилось) Какой вывод по теме урока можно сделать? Добавить это значит увеличить количество - знак «+». Взять, это уменьшить – знак «-». | С помощью рисунка проговаривают изменения количества рыб в ведре.
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя формулируют вывод по теме урока | Объяснительно-иллюстративный метод | Регулятивные действия: целеполагание, постановка учебной задачи; определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить; планирование – составление плана и последовательности действий; Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя. (Регулятивные УУД) |
4.Работа над новым материалом Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новые знания в речи; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | Стр.98 №2. - Рассмотри рисунки, расскажи, что произошло, как изменилось при этом количество тыкв в корзине? - Птиц на кусте? - Шариков в связке? - Выбери запись, подходящую к твоему рассказу. Помочь учащимся. - Что было? - Что произошло? - Что стало? Увеличилось или уменьшилось? Бессмысленность ситуации 6+3 (улетевшие шарики не могут вернуться в связку обратно) Вывод: рисунок некорректен, как источник информации. От смысла происходящего, от описания ситуации зависит выбор действия.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
| Дети с помощью учителя отвечают на поставленные вопросы.
Выбирают запись к составленному рассказу и рисунку. Рассуждают, объясняют и определяют «ловушку» | Объяснительно-иллюстративный метод | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Работают по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы другую, ориентируются в ситуации. Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) |
5. Первичное закрепление Цели: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Освоение способа действий | Рабочая тетрадь стр.58 - Что нужно сделать на первой строке? (Вставьте пропущенное число). - Что нужно сделать на второй строке? (Вставьте пропущенный знак). Работа с доской и наглядным материалом (дерево и Пятачок) - Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? С кем дружит Пятачок? 1. Пятачок пошел в гости к другу Иа. Он прошел 5 метров и услышал непонятный звук. Пятачок решил посмотреть, кто издает этот звук и пошел назад. Пройдя 3 метра звук прекратился. Сколько метров Пятачок не дошел до дома? 2. Пятачок шел домой от своего друга Иа. Пройдя 5 метров он увидел красивые цветы и остановился. До своего домика Пятачок не дошел 3 метра. Сколько метров между домиком Иа и Пятачка? | Дети выполняют задание и объясняют выбранный результат. Составляют по картинкам задачу и предлагают решение, затем записывают решение в тетрадь. Ребята анализируют, классифицируют, сравнивают, аргументируют, моделируют, оценивают результат своей деятельности. Проговаривают хором | Объяснительно-иллюстративный метод | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Пропедевтика решения задач (ПознавательныеУУД) Регулятивные — прогнозирование |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. На данном этапе преобладают специфические познавательные эмоциональные, социальные мотивы. Чётко прослеживается многоуровневость взаимодействия: «ученик – учитель», «ученик – ученик», «ученик – группа». | Рабочая тетрадь стр. 58 №1 и № 2. Прочитать задание ученикам. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ Учебник, стр.99 № 4 - Эстафета «Что одному не под силу, легко коллективу» от каждого ряда к доске выходят по 2 человека (1парта), выбирают и решают пример. Все остальные записывают ответы простым карандашом в учебнике. - Чей ряд быстрее и правильнее? Как меняются ответы в каждом столбике? Объясните почему. Договорите: если добавили, то количество … - знак «…». Если взяли, то … – знак « … ». Зад.№5 из учебника вынести на доску. - К нам снова пришел Пятачок. Он с утра проголодался и нашел под деревом 3 желудя, потом еще 2 . - Увеличилось или уменьшилось количество желудей у Пятачка? - Сколько всего желудей он нашел? - Увеличилось или уменьшилось количество желудей на дубе? - Сколько всего желудей упало с дуба? - Молодцы! Отлично! - Кто из вас запомнил наш вывод - алгоритм? - Закроем глазки и скажем его хором! | Дети самостоятельно выполняют задание. (На доске 3 столбика примеров) Дети работают в паре у доски, решив пример передают мелок-эстафету второй паре ребят своего ряда. Остальные ученики самостоятельно в учебнике выполняют задание, проверяют и объясняют, как меняются ответы в каждом столбике. Конструирование алгоритма. | Исследовательский метод | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Пропедевтика решения задач (Познавательные УУД) Развиваются коммуникативные навыки, самоконтроль |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Выбранный способ контроля является целесообразным, соответствует индивидуальным, возрастным особенностям детей, особенностям класса, строящего своё обучение и воспитание на гуманно-нравственной основе. | - Наш урок подходит к концу. - Что нового вы узнали? - Что поняли и запомнили? - Назовите тему урока, хором произнесём правило, которое мы сегодня открыли. - У вас в папке №1 нетбука, есть смайлики. Выберите и передайте его мне. А я подарю их нашему солнышку. Ребята, спасибо вам за работу, а ваша награда – полученные знания и сделанные вами открытия! | Дети оценивают свою работу, выбирают и передают смайликов учителю, учитель проектирует их на слайд с солнышком.
Дети понимают критериальную базу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов урока. | Объяснительно-иллюстративный метод | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
В первом классе, четырехлетней начальной школы, пятибалльная система оценок не используется, обучение является безотметочным. При обучении первоклассников их успехи определяются отношением ученика к учебе, его старательностью (прилежанием) при выполнении заданий учителя, динамикой в овладении формируемыми знаниями, умениями, навыками и, наконец, уровнем усвоения учебного материала. Такая оценка деятельности ребёнка в I классе дается в словесной форме и должна носить преимущественно характер поощрения, похвалы («Молодец», «Ты очень меня порадовал», «Ты отлично усвоил материал» и т.д.). Это не исключает возможности отметить те или иные негативные стороны в работе ученика («Ты сегодня немного запутался, но в следующий раз обязательно все получится»). Однако во всех случаях оценка должна даваться доброжелательным тоном и нести положительные стимулы к дальнейшей работе ученика. Важно, чтобы все замечания и указания учителя были аргументированы на языке, доступном пониманию ребёнка.
В процессе обучения была проведена фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. В планировании и проведении урока учитель играл ведущую роль. Он включал детей в конструктивную деятельность, побуждал их к открытию новых знаний, учил ребят ставить цели, искать пути их достижения, ставил перед детьми учебную задачу и совместно с н ими решал её.
Направлял содержание урока в рамки гуманно-личностного, нравственного обучения и воспитания. Формировал эмоционально-коммуникативный компонент урока. Развивал у ребят умение адекватно реагировать на трудность, не бояться ошибок. Развивал навыки самоконтроля, адекватную самооценку, эмпатию, партнёрство и сотрудничество. Отслеживал ход деятельности, диагностирую эмоционально-волевую сферу, с целью составления индивидуального маршрута коррекции и развития особенностей ребёнка.