Отдел по образованию Каменецкого районного исполнительного комитета государственное учреждение образования «Гимназия г. Каменца»
Научно-исследовательская работа по математике
на тему:
Увлекательные способы решения квадратных уравнений
Выполнил: учащаяся 11 класса
Николайчук Татьяна Руководитель:
учитель математики
I квалификационной категории
Осташеня Ольга Александровна
Цель работы:
Научиться решать квадратные уравнения быстро и рационально, для применения навыка при подготовке к экзаменам и централизованному тестированию
Задачи:
- Найти все возможные способы решения квадратных уравнений
- Выбрать из них те, которые позволяют решать такие уравнения быстро и рационально
- Применить полученный опыт на школьных уроках и факультативах
Способы решения квадратных уравнений
- Разложение левой части уравнения на множители
- Метод выделения полного квадрата
- Решение квадратных уравнений по формулам
- Решение с использованием обратной и прямой теорем Виета
- Решение уравнений способ ом «переброски»
- Свойство коэффициентов квадратного уравнения
- Графическое решение квадратных уравнений
- Решение с помощью циркуля и линейки
- Геометрический способ решения
- Решение с помощью номограмм
Свойства коэффициентов квадратных уравнений
Пусть дано квадратное уравнение ax 2 +bx+c=0.
- Если a+b+c=0 (т. е. сумма коэффициентов равна нулю), то х 1 = 1, х 2 = .
2)Если a - b + c = 0, или b = a + c, то х 1 = -1, х 2 = - .
Примеры:
Решим уравнение
564x 2 – 193x – 371 = 0.
Так как a+b+c=0 (564 – 193 - 371 = 0), то
х 1 = 1; х 2 = = - .
Ответ: 1; - .
Решим уравнение
215 x 2 +382x + 167 = 0.
Так как a - b + c = 0 (167 - 382 + 215 = 0), то
х 1 = -1 и х 2 = .
Для запоминания формулы корней приведенного квадратного уравнения с чётным вторым коэффициентом x 2 +px+q=0 можно использовать такое стихотворение:
P со знаком взяв обратным,
Мы на два его разделим.
И от корня аккуратно
Знаком «минус», «плюс» отделим.
А под корнем, очень кстати,
Половина p в квадрате,
Минус q – И вот решенье
Небольшого уравненья:
x = - .
.
Способ «переброски» коэффициентов
Рассмотрим квадратное уравнение ax 2 +bx+c=0.
Умножая обе его части на a , получаем уравнение a 2 x 2 + abx + ac = 0.
Пусть ax=y , тогда x = , и получаем уравнение
y 2 + by + ac = 0, равносильное данному. Его корни y 1 и y 2 найдём с помощью теоремы, обратной теореме Виета и получим: x 1 = , x 2 = .
Примеры:
2x 2 – 11x + 15 = 0.
«Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение: y 2 – 11y + 30 = 0.
Согласно теореме, обратной теореме Виета:
y 1 = 5, y 2 = 6 , отсюда следует, что x 1 = = 2,5 ; x = = 3.
Ответ: 2,5; 3.
sin 4 x 2 – (sin4+cos4)x+cos4 = 0.
Полученное уравнение имеет вид:
y 2 – (sin4 + cos4) · y + sin4 · cos4 = 0.
Теперь решим полученное уравнение с помощью теоремы Виета, т.е. найдем числа, сумма которых равна sin4 + cos4 , а произведение равно sin4 · cos4 . Очевидно, что искомые числа:
sin4 и cos4 . Значит y 1 = sin4 и y 2 = cos4 . Теперь найдем корни исходного уравнения.
Для этого полученные корни y 1,2 поделим на первый коэффициент исходного уравнения, т.е. на sin4 . Будем иметь x 1 =; x 2 = . Упростив получим, что x 1 = 1; x 2 = ctg4.
Ответ: 1; ctg4 .
Социалогический опрос
1) Знаете ли вы что такое квадратное уравнение?
2) Какие способы решения квадратных уравнений вам известны?
3) Где можно встретить квадратные уравнения в жизни?
Квадратные уравнения в жизни
Сейчас ученые выяснили, что траекторию движения планет можно найти с помощью квадратного уравнения
Фонтан смотрится лучше, если капли воды достигают высоты, большей, чем высота статуи