СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Увлекательные способы решения квадратных уравнений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

НПК по математике

Просмотр содержимого документа
«Увлекательные способы решения квадратных уравнений»

Отдел по образованию  Каменецкого районного исполнительного комитета  государственное учреждение образования  «Гимназия г. Каменца» Научно-исследовательская работа по математике на тему: Увлекательные способы решения квадратных уравнений Выполнил: учащаяся 11 класса Николайчук Татьяна Руководитель: учитель математики I квалификационной категории Осташеня Ольга Александровна

Отдел по образованию Каменецкого районного исполнительного комитета государственное учреждение образования «Гимназия г. Каменца»

Научно-исследовательская работа по математике

на тему:

Увлекательные способы решения квадратных уравнений

Выполнил: учащаяся 11 класса

Николайчук Татьяна Руководитель:

учитель математики

I квалификационной категории

Осташеня Ольга Александровна

 Цель работы:   Научиться решать квадратные уравнения быстро и рационально, для применения навыка при подготовке к экзаменам и централизованному тестированию

Цель работы:

Научиться решать квадратные уравнения быстро и рационально, для применения навыка при подготовке к экзаменам и централизованному тестированию

Задачи: Найти все возможные способы решения квадратных уравнений Выбрать из них те, которые позволяют решать такие уравнения быстро и рационально Применить полученный опыт на школьных уроках и факультативах

Задачи:

  • Найти все возможные способы решения квадратных уравнений
  • Выбрать из них те, которые позволяют решать такие уравнения быстро и рационально
  • Применить полученный опыт на школьных уроках и факультативах
Способы решения квадратных уравнений  Разложение левой части уравнения на множители Метод выделения полного квадрата Решение квадратных уравнений по формулам Решение с использованием обратной и прямой теорем Виета Решение уравнений способ ом  «переброски» Свойство коэффициентов квадратного уравнения Графическое решение квадратных уравнений Решение с помощью циркуля и линейки Геометрический способ решения Решение с помощью номограмм

Способы решения квадратных уравнений

  • Разложение левой части уравнения на множители
  • Метод выделения полного квадрата
  • Решение квадратных уравнений по формулам
  • Решение с использованием обратной и прямой теорем Виета
  • Решение уравнений способ ом «переброски»
  • Свойство коэффициентов квадратного уравнения
  • Графическое решение квадратных уравнений
  • Решение с помощью циркуля и линейки
  • Геометрический способ решения
  • Решение с помощью номограмм
Свойства коэффициентов квадратных уравнений Пусть дано квадратное уравнение ax 2 +bx+c=0.   Если a+b+c=0 (т. е. сумма коэффициентов равна нулю), то х 1 = 1, х 2 = . 2)Если a - b + c = 0, или b = a + c, то х 1 = -1, х 2 = - .

Свойства коэффициентов квадратных уравнений

Пусть дано квадратное уравнение ax 2 +bx+c=0.

  •  
  • Если a+b+c=0 (т. е. сумма коэффициентов равна нулю), то х 1 = 1, х 2 = .

2)Если a - b + c = 0, или b = a + c, то х 1 = -1, х 2 = - .

Примеры:   Решим уравнение 564x 2 – 193x – 371 = 0. Так как a+b+c=0 (564 – 193 - 371 = 0), то х 1 = 1; х 2 = = - . Ответ: 1; - . Решим уравнение 215 x 2 +382x + 167 = 0. Так как a - b + c = 0 (167 - 382 + 215 = 0), то х 1 = -1 и х 2 = .

Примеры:

 

Решим уравнение

564x 2 – 193x – 371 = 0.

Так как a+b+c=0 (564 – 193 - 371 = 0), то

х 1 = 1; х 2 = = - .

Ответ: 1; - .

Решим уравнение

215 x 2 +382x + 167 = 0.

Так как a - b + c = 0 (167 - 382 + 215 = 0), то

х 1 = -1 и х 2 = .

  Для запоминания формулы корней приведенного квадратного уравнения с чётным вторым коэффициентом x 2 +px+q=0 можно использовать такое стихотворение: P со знаком взяв обратным, Мы на два его разделим. И от корня аккуратно Знаком «минус», «плюс» отделим. А под корнем, очень кстати, Половина p в квадрате, Минус q – И вот решенье Небольшого уравненья: x = - . .

 

Для запоминания формулы корней приведенного квадратного уравнения с чётным вторым коэффициентом x 2 +px+q=0 можно использовать такое стихотворение:

P со знаком взяв обратным,

Мы на два его разделим.

И от корня аккуратно

Знаком «минус», «плюс» отделим.

А под корнем, очень кстати,

Половина p в квадрате,

Минус q – И вот решенье

Небольшого уравненья:

x = - .

.

Способ «переброски» коэффициентов    Рассмотрим квадратное уравнение ax 2 +bx+c=0. Умножая обе его части на a , получаем уравнение a 2 x 2 + abx + ac = 0. Пусть ax=y , тогда x = , и получаем уравнение y 2 + by + ac = 0, равносильное данному. Его корни y 1 и y 2 найдём с помощью теоремы, обратной теореме Виета и получим: x 1 = , x 2 =  .

Способ «переброски» коэффициентов

 

Рассмотрим квадратное уравнение ax 2 +bx+c=0.

Умножая обе его части на a , получаем уравнение a 2 x 2 + abx + ac = 0.

Пусть ax=y , тогда x = , и получаем уравнение

y 2 + by + ac = 0, равносильное данному. Его корни y 1 и y 2 найдём с помощью теоремы, обратной теореме Виета и получим: x 1 = , x 2 = .

  Примеры: 2x 2 – 11x + 15 = 0. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение: y 2 – 11y + 30 = 0.  Согласно теореме, обратной теореме Виета: y 1 = 5, y 2 = 6 , отсюда следует, что x 1 = = 2,5 ; x = = 3. Ответ: 2,5; 3.

 

Примеры:

2x 2 – 11x + 15 = 0.

«Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение: y 2 – 11y + 30 = 0.

Согласно теореме, обратной теореме Виета:

y 1 = 5, y 2 = 6 , отсюда следует, что x 1 = = 2,5 ; x = = 3.

Ответ: 2,5; 3.

sin 4 x 2 – (sin4+cos4)x+cos4 = 0.   Полученное уравнение имеет вид: y 2  – (sin4 + cos4) · y + sin4 · cos4 = 0. Теперь решим полученное уравнение с помощью теоремы Виета, т.е. найдем числа, сумма которых равна sin4 + cos4 , а произведение равно sin4 · cos4 . Очевидно, что искомые числа: sin4 и cos4 . Значит y 1  = sin4  и y 2  = cos4 . Теперь найдем корни исходного уравнения. Для этого полученные корни y 1,2  поделим на первый коэффициент исходного уравнения, т.е. на sin4 . Будем иметь x 1  =;  x 2  = . Упростив получим, что x 1  = 1;  x 2  = ctg4. Ответ: 1; ctg4 .        

sin 4 x 2 – (sin4+cos4)x+cos4 = 0.

 

Полученное уравнение имеет вид:

y – (sin4 + cos4) · y + sin4 · cos4 = 0.

Теперь решим полученное уравнение с помощью теоремы Виета, т.е. найдем числа, сумма которых равна sin4 + cos4 , а произведение равно sin4 · cos4 . Очевидно, что искомые числа:

sin4 и cos4 . Значит y = sin4 и y = cos4 . Теперь найдем корни исходного уравнения.

Для этого полученные корни y 1,2  поделим на первый коэффициент исходного уравнения, т.е. на sin4 . Будем иметь x =;  x = . Упростив получим, что x = 1;  x = ctg4.

Ответ: 1; ctg4 .

 

 

 

 

Социалогический опрос 1)  Знаете ли вы что такое квадратное уравнение? 2) Какие способы решения квадратных уравнений вам известны? 3) Где можно встретить квадратные уравнения в жизни?

Социалогический опрос

1) Знаете ли вы что такое квадратное уравнение?

2) Какие способы решения квадратных уравнений вам известны?

3) Где можно встретить квадратные уравнения в жизни?

Квадратные уравнения в жизни

Квадратные уравнения в жизни

Сейчас ученые выяснили, что траекторию движения планет можно найти с помощью квадратного уравнения

Сейчас ученые выяснили, что траекторию движения планет можно найти с помощью квадратного уравнения

Фонтан смотрится лучше, если капли воды достигают высоты, большей, чем высота статуи

Фонтан смотрится лучше, если капли воды достигают высоты, большей, чем высота статуи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!