Муниципальное Общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №140"
Увлекательный мир кроссвордов
(программа элективного курса для учащихся 5-6-х классов)
Составила: Тимофеева Светлана. Юрьевна,
учитель физики.
г. Пермь, 2015.
Пояснительная записка
Актуальность.
Для успешного обучения и развития ученика по всем предметам необходимо овладение обобщенными умениями.
Обобщенные умения развивают способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые установки для своих действий и поступков, принимать решения, действовать свободно, быстро совершать любые предметные действия, уметь находить информацию и использовать ее в повседневной жизни.
Одним из способов, позволяющих выработать такие умения легко и в игровой форме, является решение кроссвордов.
Кроссворд - средство поиска самостоятельного решения на большое количество вопросов, это, по сути, восприятие мира через предположения.
Данный курс может быть рекомендован учащимся, желающим развить память, выработать усидчивость и внимательность, развить логическое мышление, воспитывать способность довести начатое дело до конца, абстрагироваться от суеты, развить воображение и интеллект.
Новизна курса заключается в развитии обобщенных умений нестандартными методами, через игру.
Обучение осуществляется с использованием информационно-компьютерных технологий.
Продуктом курса является выполнение заданного кроссворда.
Предлагаемая программа элективного курса рассчитана на 10 часов.
Ключевая идея курса.
Развитие памяти и внимания, ассоциативного и логического мышления.
3. Цель данного курса.
Создание условий для развития обобщенных умений учащихся.
4. Задачи курса.
Развивать интерес к разгадыванию кроссвордов.
Формировать познавательные, интеллектуальные и творческие способности учащихся, умение рационально мыслить.
Использовать информационные технологии в процесс обучения.
5. Методическое обеспечение курса.
Учебные презентации
Раздаточный материал
Кроссворды
6. Формы занятий.
Лекции с элементами беседы.
Практические работы под руководством учителя.
Самостоятельные практические работы (разгадывание кроссворда).
7. Тематическое планирование.
№ | Тематический блок | Количество часов | Тема занятия |
1 | Кроссворды и культура. | 2 | 1. Влияние кроссвордов на человека и их история. |
2. Виды кроссвордов. |
2 | Решение кроссвордов, посвященных Пермскому краю | 3 | 3. Кроссворд «Уральское Прикамье». 4. Кроссворд «Города Уральского Прикамья». 5. Кроссворд «Растения и животные Пермской области». |
3 | Решение японских кроссвордов. | 4 | 6. Особенности японской культуры. |
7. Виды японских кроссвордов и правила их решения. |
8. Практическое занятие (решение кроссворда). |
9. Практическое занятие (решение кроссворда). |
4 | Заключительное занятие | 1 | 10. Обобщающее занятие. |
8. Содержание программы.
Программа состоит из 4 блоков.
1. Кроссворды и культура.
Влияние кроссвордов на развитие познавательных процессов человека. История возникновения кроссвордов. Виды кроссвордов. Связь между кроссвордами и культурой.
2. Решение кроссвордов, посвященных Пермскому краю.
История возникновения кроссвордов в России. Географические и культурные особенности Пермского края. Правила решения кроссвордов.
3. Решение японских кроссвордов.
Особенности культуры, присущие Японии. Современная японская культура, традиции и быт Японии. История появления японских кроссвордов. Виды японских кроссвордов.
Правила решения японских кроссвордов. Алгоритм решения.
3. Заключительное занятие.
9. Планируемый результат.
Знать:
Особенности культуры Прикамья и японской культуры.
Историю кроссвордов и их виды.
Правила разгадывания кроссвордов.
Понимать:
Влияние кроссвордов на человека.
Уметь:
Решать находить информацию, необходимую для разгадывания кроссвордов и решать простейшие черно-белые японские кроссворды.
Рекомендуемая литература
Литература дли учащихся:
http://berland.ru/japan/japan_2402071.php
http://jcrossword.chat.ru/japanhelp.htm
http://vugluskr.ucoz.ru/forum/20-28-
http://statja.at.ua/index/0-4
http://www.cyberforum.ru/cpp-beginners/thread311029.html
Литература для учителя:
Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Москва. 2003.
http://www.jcrossword.ru/crosw.asp?id=1479
http://japan.gcmsite.ru/
http://www.muh.ru/enter/enter_school.php