Узорное ткачество «Программы, способствующие развитию детей и молодежи во внеурочное время» Номинация 2.4. «Программы дополнительного образования детей» (для детей (молодежи) 14-17 лет) Срок реализации программы 4 года
Автор: Русинова Надежда Петровна, педагог дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Иркутского районного муниципального образования «Центр развития творчества детей и юношества»
Актуальность
- В Иркутском районе практически до середины прошлого века ручное ткачество было широко развито, но с уходом из жизни мастеров прервалась связь передачи накопленных знаний, умений и навыков ткачества из поколения в поколение. Это привело к полному исчезновению интересного и ценного ремесла. В связи с этим возникла необходимость в возрождении старинного ремесла и создания образовательной программы для детей (молодёжи) 14-17 лет. Занятия народным декоративно-прикладным искусством в детской творческом коллективе - это путь приобщения учащихся к истокам культуры народа, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.
- Целью программы «Узорное ткачество» является овладение знаниями и представлениями об искусстве художественного ткачества, формирование практических умений и навыков самостоятельной работы, развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося.
- Задачи программы «Узорное ткачество»:
- приобщение учащихся к истокам народного искусства;
- создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся;
- формирование практических навыков и приемов художественного ткачества;
- освоение детьми процесса ткачества как творческого процесса, то есть создание нового с использованием накопленных знаний;
- формирование средствами узорного ткачества духовной культуры учащихся и потребности общения их с искусством:
Актуальность
- Программа «Узорное ткачество» рассматривает не только узорное ткачество на ткацком станке «кросна», но и ткачество поясов на бердо.
- В программу «Узорное ткачество» включены не только задания традиционного значения, но панно, гобелен, изготовление изделий (жилет).
- Продолжительность срока реализации программы 3 года обоснована последовательностью изучения приёмов ажурного ткачества, усложняющихся по мере взросления детей и приобретения ими первоначальных навыков.
- форма занятий – мелкогрупповая. Это позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
- Общее количество часов - 216: первый год обучения – 72 часа, второй год обучения – 72 часа, третий год обучения – 72 часа. В неделю – два часа обучения.
- Внеучебная деятельность по организации обучения ручному ткачеству способствуют расширению круга интересов младших подростков, воспитанию у них эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности, развитию мыслительной и творческой активности младших подростков.
- Ожидаемые результаты: привлечь учащихся к освоению основ ткачества; обучить учащихся узорному ткачеству; сформировать коллектив ткацкой мастерской; сформировать фонд собственных домотканых изделий, сформировать выставочный фонд изделий ткачества; разместить информацию о полученных результатах в СМИ.
Учебно – тематический план
№ занятия
Название раздела, темы занятий
Количество часов
1
Теория
2
Первый год обучения
Практика
Тканье и плетение узорных поясов
3
1
1.1
4
Раздел 1. История становления и развития ручного ткачества.
Декоративное искусство. Искусство художественного ткачества.
1.2
2
Экскурсия в музей. Знакомство с образцами ткачества поясов.
2
Раздел 2. Витье и плетение поясов
4
2.1
Основные сведения о поясе, как о предмете определённых обычаев.
2.2
Изготовление витого пояса одного, двух и трех цветов.
2
2.3
2.4
Плетение пояса на пальцах (дёрганье)
Плетение поясов разных видов
4
3
8
Раздел 3. Основные приемы ткачества. Ткачество на бердо .
8
№ занятия
Название раздела, темы занятий
Количество часов
3.1
Теория
Закономерности образования орнаментов на поясах, сотканных на бердо.
3.2
Практика
Инструменты и материалы, используемые в работе.
2
Снование основы для узорного пояса.
3.3
3.4
2
Ткачество пояса на бердо с заправкой под узор.
Выполнение образцов узорного ткачества (геометрический орнамент).
3.5
4
10
2
Выполнение творческой работы «Узорный пояс».
10
2
Итого
Второй год обучения.
12
14
Искусство ручного ткачества
1.1
Раздел 1. История развития ручного ткачества
58
Экскурсия в музей. Знакомство с традициями регионального ткачества
2
4
Раздел 2. Ткацкий стан.
2.1
История ткацкого стана. Разновидности ткацких станов. Устройство и принцип работы горизонтального ткацкого стана
3
2
Раздел 3. Основные приемы ткачества. Полотняное переплетение
№ занятия
Название раздела, темы занятий
Количество часов
3.1
3.2
Теория
Основные сведения о материалах, используемых в ткачестве и их свойствах
Выполнение образцов ткачества с применением различных материалов в утке
3.3
Практика
2
Выполнение образцов ткани полотняного переплетения на основе разной плотности
3.4
8
Выполнение образцов ткачества с использованием двух утков
3.5
8
Выполнение образцов ткани с использованием дополнительных декоративных элементов
4
8
Раздел 4. Творческая работа «Бабушкин половик».
4.1
4.2
8
Разработка проекта изделия из полос (пояс, половик, салфетка, сумка, подушка)
Выполнение проекта в материале
5
2
Раздел 5. Творческая работа «Фантазии».
5.1
14
Выполнение эскиза декоративного панно
5.2
Выполнение проекта панно в материале
2
Итого
14
8
64
№ занятия
Название раздела, темы занятий
Количество часов
Теория
Третий год обучения.
1
Практика
Многоуточное узорное ткачество
Раздел 1. Из истории ткачества
1.1
1.2
Возникновение центров ковроткачества в России
2
2
Традиции узорного ткачества
Региональные особенности ковроткачества. Экскурсия в музей
4
Раздел 2. Основные приемы ткачества. Многоуточное ткачество.
2.1
Заправка горизонтального ткацкого стана основой
2.2
2.3
Выполнение образцов ткачества в счётной технике и перебор под полотно
3
6
Выполнение образцов многоуточного узорного ткачества. Ромбы
8
Раздел 3.Творческая работа «Традиция»
3.1
8
Создание проекта композиции изделия из полос с геометрическим орнаментом
3.2
Выполнение проекта тканого декоративного изделия в материале
4
2
Раздел 4. Основные приемы ткачества гобелена.
4.1
8
Особенности многоуточного ткачества на вертикальной раме.
2
№ занятия
Название раздела, темы занятий
Количество часов
4.2
4.3
Теория
Заправка вертикального ткацкого стана (рамы) основой
5
Практика
Знакомство с приёмами разных техник ручного ткачества
5.1
Раздел 5. Творческая работа «Современность»
2
12
Создание эскизного варианта композиции
5.2
Выполнение тканого декоративного панно в материале
Итого
2
16
8
64
Творческие работы учащихся
Содержание разделов и тем
- 1 год обучения . Тканье и плетение узорных поясов
- РАЗДЕЛ 1. Из истории развития ткачества
- Тема 1.1. Народное декоративное искусство. Его основные принципы. Искусство художественного ткачества. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (вышивка, кружево, узорное ткачество) . Поэтическая основа русского искусства и связь его с природой. Современное общество и место декоративно-прикладного искусства в нем.
- Оборудование: диапозитивы, альбомы, фотографии, характеризующие народное искусство.
- Тема 1.2. Экскурсия в музей. Знакомство с образцами регионального ткачества . Знакомство с местными традициями художественного ткачества. Тканые пояса и их характерные особенности.
- Оборудование: тетрадь для записей, ручка, цветные карандаши.
- РАЗДЕЛ 2. Витье и плетение поясов
- Тема 2.1. Основные сведения о поясе, как предмете определенных обычаев . Знакомство с поясом, как древнейшим элементом в одежде, его назначением и местом в жизни человека.
- Оборудование: диапозитивы, альбомы, пояса. Различные виды тканых и плетеных поясов.
- Тема 2.2. Изготовление витого пояса одного, двух и трех цветов . Знакомство с приемами выполнения витого пояса на основе двух, трех и четырех нитей, простейшие цветовые гармонии.
- Практическая работа: выполнить шнур, опояску или пояс. Оформить конец простой кистью.
- Оборудование: шерстяные нити разного цвета, крючок.
- Тема 2.3. Плетение пояса на пальцах (дерганье ). Знакомство с простейшими способами изготовления пояса (тесьмы и закладок) без применения инструментов.
- Практическая работа: сплести закладку, тесьму или пояс.
- Оборудование: цветные нити (шерсть, мулине).
- Раздел 3 Основные приемы ткачества «Ткачество на бердо»
- Тема 3.1. Инструменты и материалы, используемые в работе. Подготовка к снованию основы для узорного пояса .
- Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми при ткачестве пояса на бердо. Отработка навыков снования основы на маленькую раму.
- Практическая работа: насновать небольшую короткую основу из семи узорных нитей.
- Оборудование: бердо, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы.
- Тема 3.2. Ткачество на бердо без рисунка .
- Отработка навыков ткачества на бердо. Отработка приема прокладки уточной нити. Отработка приема образования зева на бердо.
- Практическая работа: выполнить небольшую закладку, тесьму.
- Оборудование: бердо, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы.
- Тема 3.3. Закономерности образования орнаментов на поясах, тканных на бердо.
- Закономерности образования узоров в ткачестве поясов на бердо.
- Практическая работа: выполнить на бумаге в клетку копию орнамента, характерного для тканья на бердо.
- Оборудование: образцы поясов, технические рисунки, бумага в клетку, фломастеры.
- Тема 3.4. Выполнение образцов узорного ткачества (геометрический орнамент).
- Закономерности образования простейшего узора на основе ромба.
- Практическая работа: выбрать несколько рапортов простого узора.
- Оборудование: бердо, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы, технический рисунок.
- Тема 3.5. Разработка проекта и выполнение в материале узорного пояса на бердо.
- Правила выполнения эскиза и технического рисунка пояса.
- Практическая работа: выполнить эскиз и технический рисунок орнамента для узорного пояса. Знакомство с правилами узорообразования для ткачества на бердо.
- Оборудование: бумага в клетку, фломастеры
- Практическая работа: выполнить проект в материале.
- Оборудование: бердо, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы.
- 2 год обучения. Искусство ручного ткачества
- Раздел 1. Из истории развития ткачества
- Тема 1.2. Экскурсия в музей. Знакомство с традициями регионального ткачества. Знакомство с местными традициями художественного ткачества.
- Оборудование: тетрадь для записей, ручка, цветные карандаши.
- Раздел 2. Ткацкий стан .
- Тема 2.1. История ткацкого стана. Разновидности ткацких станов . Устройство и принцип работы горизонтального ткацкого стана
- Знакомство с историей развития ткацкого стана с древнейших времен до наших дней.
- Порядок заправки станка основой. Принцип работы ткацкого стана. Инструменты, применяемые в ткачестве.
- Оборудование: фотографии, рисунки различных ткацких станов, текстильных изделий, инструментов и оборудования, горизонтальный ткацкий стан с полной заправкой, материалами и инструментами.
- Раздел 3. Основные приемы ткачества. Полотняное переплетение.
- Тема 3.1. Основные сведения о материалах, используемых в ткачестве и их
- свойствах. Знакомство с различными видами волокон (растительного и животного происхождения) и другими материалами, используемыми в ткачестве, их свойствами и способами получения.
- Оборудование: различные виды волокон и тканей, различных по структуре.
- Тема 3.2. Выполнение образцов ткачества с применением различных материалов в утке.
- Практическая работа: выполнить образец текстильного полотна, используя различные материалы в утке.
- Оборудование: горизонтальный стан в полной заправке, челноки, материал для утка (цветной лоскут, нити х/б или шерсть по выбору учащихся).
- Тема 3.3. Выполнение образцов ткани полотняного переплетения на основе разной плотности.
- Практическая работа: выполнение образцов текстильных изделий разной структуры с использованием основ различной плотности и различных материалов в утке.
- Оборудование: горизонтальные станы, с полной заправкой плотной и разреженной
- основой, челноки. Уточные нити х/б, шерсть, лоскут.
- Тема 3.4. Выполнение образцов ткачества с использованием двух утков.
- Практическая работа: выполнить образец ткани.
- Оборудование: горизонтальный стан с полной заправкой двухцветной основы для
- создания узора «пряник». Уточная нить разной толщины, челноки.
- Тема 3.5. Выполнение образцов ткани с использованием дополнительных декоративных элементов. Развитие творческой инициативы в разработке текстильных изделий с использованием дополнительных уточных нитей, лоскута.
- Практическая работа: выполнение образца ткани свободной фактуры, используя в утке различные нити, лоскут, способы прокладки утка.
- Оборудование: горизонтальный стан в полной заправке, различные уточные нити, челноки.
- Раздел 4 . Творческая работа «Бабушкин половик»
- Создание традиционного изделия на основе полотняного переплетения
- Тема 4.1. Разработка проекта изделия из полос (пояс, половик салфетка, сумка) .
- Практическая работа: выполнить проект изделия из полос в традиции народного ткачества.
- Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
- Тема 4.2. Выполнение проекта в материале. Закрепление навыков работы на горизонтальном ткацком стане (прокладка утка, прибивка утка, заправка нитей утка). Снятие готового изделия со стана. Отделка края изделия.
- Практическая работа: выполнение работы по своему эскизу с соблюдением технологии ткачества.
- Оборудование: горизонтальный стан, материал для утка, челноки.
- Раздел 5. Творческая работа «Фантазии» Создание современного декоративного панно на основе полотняного переплетения
- Тема 5.1. Выполнение эскиза декоративного панно .
- Практическая работа: создание эскиза композиции на бумаге с использованием
- цветовых растяжек. Подбор необходимого материала.
- Оборудование: цветная бумага, гуашь, кисти.
- Тема 5.2. Выполнение проекта панно в материале. Отработка импровизированного способа колорирования с применением различных цветовых эффектов. Отработка различных приемов закрепления цветных утков в зависимости от задуманной композиции, удобства работы. Срезка готового панно. Завязывание концов основы и подшивка верхнего и нижнего краев.
- Практическая работа: выполнить панно близко к эскизу, используя различные способы ткачества. Оформить готовое изделие.
- Оборудование: горизонтальный стан в полной заправке, материалы для утка.
- Третий год обучения Многоуточное узорное ткачество. Раздел 1. Из истории ткачества
- Тема 1.1. Возникновение центров ковроткачества в России. Традиции узорного ткачества. Знакомство с особенностями и видами ковроткачества. Знакомство с традиционными центрами ковроткачества в Российской федерации.
- Тема 1.2. Региональные особенности ковроткачества. Экскурсия в музей .
- Оборудование: тетрадь для записей, ручка, цветные карандаши.
- Раздел 2. Основные приемы ткачества. Многоуточное ткачество
- Тема 2.1. Особенности многоуточного ткачества. Ткацкий расчет. Подготовка основы и утка к ткачеству Знакомство с особенностями расчета нитей и заправки ткацкого стана для выполнения закладного ткачества. Подготовка основы для ткачества.
- Практическая работа: ткацкий расчет и снование основы.
- Тема 2.3. Заправка горизонтального ткацкого стана основой. Закрепление навыков навивания основы на навой. Соблюдение порядка заправки основы в нити и бердо.
- Практическая работа: заправка стана основой.
- Тема 2.4. Выполнение образцов многоуточного узорного ткачества. Ромбы. Отработка приема закрепления концов цветных утков на границах цветовых участков между собой.
- Практическая работа: выполнение образца ткани с несложным узором из ромбов.
- Оборудование: горизонтальные станы, заправленные основой под половик в бердо две нити через зуб. Цветной лоскут, толстые нити для утка.
- Раздел 3.Творческая работа «Традиция»
- Тема 3.1. Создание и выполнение в материале проекта композиции изделия из полос с геометрическим орнаментом .
- Практическая работа: создать эскиз половика из узорных полос с геометрическим орнаментом в цвете.
- Оборудование: бумага, цветные карандаши, бумага в клетку, фломастеры.
- Закрепление практических навыков узорного ткачества. Отработка приема расстановки цветных нитей согласно техническому проекту.
- Практическая работа: подбор тряпичного лоскута или ниток для утка с учетом колорита проекта половика.
- Раздел 4. Основные приемы ткачества.
- Тема 4.1. Особенности многоуточного ткачества на вертикальной раме Заправка вертикального ткацкого стана (рамы) основой . Знакомство с устройством вертикального стана и инструментами (колотушка, ножницы, челноки, гобеленовые иглы), материалами применяемыми в ткачестве гобелена.
- Практическая работа: навить основу вкруговую на раму небольшого размера.
- Оборудование: рама для ткачества небольшого размера, шпагат простой.
- Тема 4.2. Знакомство с приёмами техник гобелена.
- Знакомство с разными техниками гобелена.
- Практическая работа: выполнить образец текстильного изделия, по разработанному шаблону, применяя различные технические приемы гобеленового ткачества, соблюдая заданную цветовую гамму. Снять с рамы и обработать край.
- Оборудование: небольшая рама для ткачества с натянутой основой, цветной шаблон, цветные нити, инструменты для ткачества.
- Раздел 5. Творческая работа «Современность»
- Тема 5.1. Создание эскизного варианта творческой композиции. Ткачество по шаблону
- Выявление принципиальной разницы ткачества рисунка по счету и по шаблону. Разработка эскиза для ткачества. Сохранение декоративности изображаемых объектов.
- Практическая работа: выполнение эскиза в цвете, выполнение шаблона.
- Тема 5.2. Выполнение тканого декоративного изделия в материале.
- Знакомство с разнообразными техническими приемами ткачества гобелена (соединение цветных утков различными способами) Необходимость сохранения контура и отработка приема выполнения криволинейных и округлых форм по контуру шаблона, используя однониточный уступ. Провести обработку края гобелена после срезания с рамы.
- Практическая работа: выполнить образец текстильного изделия, по разработанному шаблону, применяя различные технические приемы гобеленового ткачества, соблюдая заданную цветовую гамму. Снять с рамы.
- Оборудование: небольшая рама для ткачества с натянутой основой, цветной шаблон, цветные нити, инструменты для ткачества.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
- Предложенные в настоящей программе темы заданий по предмету «Работа в материале. Художественное ткачество» следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики.
- Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения работы в материале.
- 1.Знакомство с историей ткачества.
- 2.Освоение приемов заправки стана (рамы) основой.
- 3.Освоение приемов ткачества (копирование, повтор).
- 4.Создание творческой работы.
- Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.
- Для успешного результата в освоении программы «Работа в материале» необходимы следующие учебно-методические пособия:
- наглядные методические пособия по темам,
- технологические карты, традиционные орнаментальные рисунки,
- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,
- видеоматериал,
- интернет – ресурсы,
- презентационные материалы по тематике разделов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической и учебной литературы
1. Агафонова Т.А. Узорные ткани. // Сборник "Добрых рук мастерство". – Л.: "Искусство", 1981
2. Борисова И.И. Ковровщицы Орловщины: Новое в традиционном (народные мастера, традиции, школы), вып. 1. - М., 1985 с. 81- 88
3. Борисова И.И. Народные ковры Орловщины. // Орловский комсомолец, 14 мая 1970
4. Бетехин Г.А., Зубова Л.К., Поманский А. Технология ковроделия в РСФСР - М., 1955
5. Бердник Т.О., Неклюдова Г.П. «Дизайн костюма», «Реникс», 2000
6. Гончар А.Б., Лебедева Е.И., Боленко К.Г. Зачем и как человек одевается: книга из серии «120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких». - М.: "Лайда"
7. Дворкина И. Гобелен за десять вечеров. - Москва: "Культура и традиция", 1988
8. Кожевникова Л.А. Художественное ткачество, // сборник "Основы художественного ремесла. - М.: "Просвещение", 1978
9. Кожевникова Л.А. Русское узорное ткачество, // сборник "Основы художественного ремесла.- М.: "Просвещение", 1978
10. Канунникова Н.П. Ручное ковроделие // сборник "Основы художественного ремесла". - М.: "Просвещение", 1971
11. Кожевникова А.А. Узоры ткачества // "Юный техник",1973: №4
12. Константинов В. Красное солнце на черном поле, // "Вокруг света", 1980: №1
13. Соболева Н.П. Ручное ковроткачество // сборник "Народные художественные промыслы РСФСР. - Москва: "Высшая школа", 1988
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории специально оборудованные горизонтальными и вертикальными ткацкими станами, сновальными рамами, инструментами, материалами для ткачества, наглядными пособиями, мебелью,
- наглядно-плоскостные : наглядные методические пособия, технологические карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные : подлинники изделий народного творчества, выполненные в разных техниках ткачества.
- электронные образовательные ресурсы : мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.