СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.А.Солоухин Камешки на ладони

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В.А.Солоухин Камешки на ладони»

Урок 9 В.А.Солоухин Камешки на ладони (1977)

Цели урока: на основе миниатюр Солоухина порассуждать о возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё учиться чётко выражать мысли, оформлять их письменно. воспитывать терпимость и умение предотвращать конфликты.

Цели урока:


Ι. Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.

ΙI. Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). СЛАЙД №1

- Добрый день! Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость. Начнём занятие.

II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала)

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Родился в крестьянской семье. Окончив школу, в 1938 – 1942 учился в инженерном училище во Владимире, получил специальность механика- инструменталиста. Во время войны Солоухин служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль. В 1946, опубликовав свои первые стихи в «Комсомольской правде» и осознав свое призвание, поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951 году. С 1951 много ездил по стране и зарубежным странам, публикуя репортажи в различных изданиях. Основные произведения: лирическая повесть «Владимирские проселки» (1957) о современной деревне, стихи (сборник «Аргумент», 1972). В книгах эссе «Письма из Русского музея» (1966), «Камешки на ладони» ( ), «Время собирать камни» (1980) выступал против разрушения национально- исторических основ русской культуры.

IV. Постановка учебной задачи.

V. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

Жанр литературного произведения «Камешки на ладони» определить сложно. Это разные мысли Владимира Солоухина, возникшие не за писательским столом, а по ходу жизни. Затем он переписывал их в тетрадь. Порой какой-то «камешек-мысль» автор включал в свою книгу.

Литературоведы цикл "Камешки на ладони" относят к лирическим миниатюрам, рассказы обо всем, что автор подмечает в повседневной жизни.

Миниатюра – малый литературный жанр, т.е. маленькое по объему, но композиционно и содержательно завершенное произведение, обычно заключающее в себе мысль (образ) широкого обобщения или яркой характерности.


Основные особенности миниатюры - композиционная полнота и тематическая законченность, а так же чёткость идеи или образа, авторского замысла.

Текст миниатюры значительно меньше рассказа и при этом очень насыщенный.

Как правило, в миниатюре нет активного действия, это зарисовка, картинка.

При этом художественные приёмы в нём сконцентрированы на небольшой площади повествования – для этого используются образы, эпитеты, сравнения (Сверху, откуда чёрной змейкой бежит рассекающий надвое белые снега ручей, спускается девушка с вёдрами «Девушка с вёдрами», М. Пришвин), допускаются символизм и аллегории.

Лексика миниатюр эмоциональна, часто экспрессивна, богата метафорами (Свет в Москве обнимает человека и несёт. «Сверкающие дни» Пришвин) и олицетворениями (Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. «Голубая чашка. А. Гайдар).

Форма лирической миниатюры должна быть изящна и при этом лаконична, ей присущ свой внутренний ритм.

Друзья иногда говорили писателю, что не стоит все «камешки» собирать в одной книге, мол, самому пригодятся. На что Солоухин отвечал:

Ну и пусть! Насобираю еще. Пусть перебирает их читатель. Автор считал, что если из всей груды камешков кто-то возьмет «хоть с пяток для себя, то и ладно». Прежде чем мы с вами высыплем на ладонь россыпь этих «камней», я хочу вас познакомить с историей писателя Солоухина.

В этой небольшой книжке в 270 страниц собраны афоризмы автора, размышления о литературе, творчестве, фрагменты бесед с разными людьми.

Так, Солоухин писал: Возьмите прозу Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Чехова — она чиста, строга, хрустальна, изящна. Притом, что никто из них не чурался разговорного словечка, диалекта, архаизма… Такое слово, употребленное с толком, всегда украсит книжную речь писателя. Автор этой замечательной книги отмечал, что в начале творческого пути у поэта получаются хорошие, достойные удивления, стихи. С годами, когда есть опыт, мастерство, знание профессиональных секретов, подчас трудно достичь прежней высоты, «которая в юности далась ему как бы случайно»

«Каждое слово может звенеть, будучи поставленным на свое место».

Впрочем, как замечает автор, мы используем слова одни и те же, но в одном случае получается медь, в другом — бронза, в третьем — фарфор. А иногда и клеклая глина. Одна строка светится изнутри, другая тускла и грязна. Однажды один искусствовед сказал фразу, которая запомнилась Солоухину: Понимаете, у нас есть все, чтобы топить печь. Нет одного — тяги. Автор «камешков» считал, что этот образ отражает работу писателя.

Эпитеты Владимир Солоухин называл «одеждой слов». Он говорил, что они лишают слова их первозданного звучания.

Как-то писатель заметил, что серьезный комплимент для художника, когда его называют исследователем. Поделюсь с вами еще одним «камешком» автора книги: Читая некоторые книги, я как на оселке правлю свой язык.

О творчестве… Было время, вспоминал Солоухин, когда в печати активно обсуждали тему: «Писатель не имеет права ошибаться». Какая нелепость, писал он, разве можно запретить людям падать, плакать или смеяться? А вот еще мысль автора. Любой большой писатель должен оставить после себя «живого человека». Ведь живут на земле Дон-Кихот, Спартак, Фауст, Гамлет, госпожа Бовари. Список можно продолжить русскими героями — Обломов, Чичиков, Татьяна Ларина, Онегин, Анна Каренина… Мы знаем Чапаева, Теркина. Григория Мелехова… К сожалению, потом приходится смотреть в потолок. Вспоминаешь с трудом. А. Твардовский как-то сказал об одном поэте: Бедняга, всю жизнь тащит лодку посуху. Есть фраза, кем-то сказанная: Опытность в искусстве может предупреждать ошибки и предохранять от создания шедевров. Солоухин был уверен, что писать надо по методу «матрешки». Каждая следующая мысль должна быть значительней предыдущей. Как-то Солоухин сидел у друзей и слушал игру известного композитора на фортепьяно. Были аплодисменты. И вдруг одна из слушательниц спросила: «А не могли бы вы объяснить то, что хотели сказать этим произведением?» «Охотно», — ответил композитор, сел к инструменту и проиграл все с самого начала.

О жизни… У человека есть определенный цикл жизни: детство, юность, первая любовь, семья, дети, старость… А вот у птиц все не так. Каждая весна дарит и Каждая весна дарит им выбор подруги, любовь, потом появление птенцов. И так каждую новую весну.

Еще «камешек». Солоухин считал, что нам не хочется умирать из-за того, что мы не хотим лишиться того, что уже знаем, видели: солнца, дождя, травы, музыки… О неизведанных радостях мы не думаем.

Крылатое выражение «Руку отдам на отсечение» держится веками. Вероятно, тот, кто сказал ее, готов был отдать руку на отсечение, а может, и отдал. В армии, — писал Солоухин, — нас учили спускаться с горы на лыжах. Первый урок санинструктор посвящал нас в то, как надо правильно падать. Что такое несчастье, знает всякий. А вот счастье? Счастье — это отсутствие несчастья. Хоть это и звучит банально, но есть еще понятие о счастье человека — в принесении радости другим людям. Сколько людей на свете, столько и представлений о счастье. В русской пословице говорится: «У каждого по горю, да не поровну. У одних похлебка жидка, у других — жемчуг мелок». Размышления о разном… Эпитафия на могиле Суворова: «Здесь лежит Суворов». Ландшафт — это не просто лицо Земли, писал Солоухин, но и лицо страны, общества. Еще одна мысль автора: Что может быть проще кирпича? Но вот мы видим собор Василия Блаженного, собор Парижской богоматери, дворец, амбар… Все сооружения то струятся ввысь, то нависают глыбами, то висят в воздухе… И все это собрано из маленьких одинаковых кирпичей. Есть торжественное слово «потомки». Неужели оно всего-навсего от слова «потом»?

А закончить это повествование мне хочется такими словами Солоухина: Сеять разумное, доброе, вечное, конечно, нужно. Однако хорошо при этом, чтобы семена были протравлены. Иначе с семенами можно привнести в души людей грибок цинизма, скепсиса, которые могут прорасти и заглушить добрые всходы.

Разумеется, каждый «камешек», облюбованный Владимиром Солоухиным, ему дорог. Но мы «перебрали» лишь некоторые из них.

Человеку всегда хочется рассказать в доверительной беседе о том, что видел, слышал, что поразило воображение, интересные факты из жизни, явлений природы, просто поделиться интересной мыслью. Писатель хочет донести до нас сокровенные мысли, которые не дают ему покоя, мучают его. Ему хочется поделиться с нами и найти отклик на них.

VI. Рефлексия деятельности

Ребята, на Слайде вы видите незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить…

Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________

Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________

Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (что?) ______________

Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________

Осталось непонятным (что?) _______________________________________

Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?) ____



VII. Домашнее задание

Написать сочинение – письмо автору «Размышления о цикле…»
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!