СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.А.Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое» урок 10

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В.А.Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое» урок 10»

Урок № 10

Тема: В.А.Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое»

Цель:

  • выявление художественной идеи стихотворения «Невыразимое» - отрицание возможности словесного обозначения сложного, смутного, противоречивого состояния души; смысла подзаголовка «отрывок», дающего представление о потоке душевной жизни, не имеющем начала и конца; художественной идеи элегии «Море», проявляющейся в ирреальной устремленности «мировой души» ко всеобщему единству и целостности, которую не удается восстановить;

  • формирование навыка выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, работы со статьей и иллюстрациями учебника;

  • развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слова «ирреальный».

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, видеоролик.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

Мы продолжаем наше путешествие по реке времени. Нам уже многое известно. Последней нашей остановкой была баллада «Лесной царь». Жуковский открыл богатые возможности для выражения внутреннего мира личности.

2. Постановка учебной проблемы.

  • Как вы думаете, почему мы завели разговор о внутреннем мире личности? ( Разговор будет о стихах).

Да, действительно, мы с вами на уроке будем говорить о лирическом произведении. А точнее будем учиться читать лирическое произведение.

II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели

  • Какова же тем а урока?

  • Какие цели вы поставите перед собой?

  • Давайте вспомним что такое лирика? (Лирика – это род литературы, в котором субъективное начало является главным.)

Лирика (от греч. Lyra- лира- музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) – один из трех родов литературы. Цель - изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Предмет лирического произведения - внутренний мир человека; мысли и чувств .Содержание – субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества 

  • Кто такой лирический герой?

Лирический герой - это условный образ человека в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Он содержит в себе обобщение

  • Как вы понимаете слова «субъективный» и «объективный»? (Объективный - существующий в действительности, субъективный – познающий и действующий, пристрастный)

  • Назовите жанры лирики?

  • Почему Жуковский выбрал жанр элегии? ( Жанр элегии позволял Жуковскому выразить свои грустные чувства и переживания)

  • Что такое элегия?

Задание: выделите маркером общее и на основе определений составьте свое

(Элегия- лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.


2. Анализ стихотворения «Невыразимое».

2.1. Слово учителя.

На экран проецируется первый слайд презентации с портретом В. А. Жуковского кисти О. Кипренского. Под музыку Сен-Санса появляется строчка из стихотворения Жуковского «Невыразимое»: «Невыразимое подвластно ль выраженью?».

Эти слова – вопрос, проблема, решая которую, мы обратимся к лирическому тексту поэта. Наиболее определенно новые стороны романтической концепции поэта выразились в стихотворении «Невыразимое» (1819, напечатано в 1827).


  • Что такое «невыразимое» и отчего настоящее творчество всегда мучительно для творца? («Невыразимое» — своеобразный манифест эстетических и философских представлений Жуковского-романтика.)


2.2. Выразительное чтение стихотворения или просмотр видеоролика.


  • Какова основная мысль стихотворения? (Объективный мир природы — не есть то, что должно изображать искусство, не есть нечто подлинное. Искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, те зыбкие оттенки настроений, которые составляют суть внутренней жизни сознания и для которых внешняя природа является лишь условным возбудителем, поводом.)

  • Какие части можно выделить в стихотворении? (Начало - тезис «Что наш язык земной пред дивною природой?».

Вторая часть - размышление о том, что искусство призвано передать особенности внутренней жизни сознания: «Невыразимое подвластно ль выраженью?..»

Концовка - «И лишь молчание понятно говорит». Подлинным свидетелем восторга перед минутным явлением прекрасного остается безмолвие.)


2.3. Выразительное чтение части стихотворения от начала до слов «И обессиленно безмолвствует искусство?».


  • Каким эпитетом можно характеризовать явления окружающей действительности в данной части стихотворения? («Но льзя ли мертвое живое передать?»)

  • Найдите в данной части стихотворения слова, соотнесенные по значению со словом «сердце». («Святые таинства, лишь сердце знает вас».)

  • Какой смысл приобретает это слово в контексте? (Сердце - душа смятенная — болезненное чувство. Сердце – это эмоции и чувства человека.)

  • Возможно ль выразить жизнь эмоции в слове? (Жизнь души, сердца, чувства невозможно выразить словом.)


2.4. Слово учителя.


Душевная жизнь лирического героя — единое целое, в котором ничего нельзя выделить, не нарушив единства целого.

Значение слова поэта отражено в душе читателя, ассоциативно откликающейся на призыв словесной мелодии. Невыразимое рационально, логически, прямо должно быть осознано читателем; но точное название понятий не для поэзии, ибо нельзя точно конкретно описать сложное, смутное, противоречивое состояние души. Слова, с их эмоциональными обертонами, должны звучать как музыка, оттесняя их предметный, объективный смысл.


2.5. Задание 3 рабочей тетради


  • Выпишите из первой части стихотворения слова и сочетания слов, воссоздающие различные оттенки эмоций лирического героя. Что передано в этих словах — описание мира или отражение его в сознании? (Земной, дивною, небрежною, обессиленно безмолвствует искусство. Эти слова передают отражение мира в сознании и обозначают не предмет или понятия, а отношение души к предмету и понятию.)


2.6. Слово учителя.

Это и есть выражение невыразимого; иначе говоря, это и есть система, стремящаяся объективный мир поглотить субъективным, а во внешнем бытии видеть лишь повод для внутреннего. Объективное поглощение словами эмоций; величественно переживание вечера, а не сам вечер. Простой вечер, часть суток, превращается в тему внутренней значительности, состояния сознания. Час — это не астрономическая мера, а мгновение проживаемой душевной жизни; земля — это жилище скорби, а не географическое или любое иное материально-предметное обозначение.


2.7. Выразительное чтение части стихотворения от слов «Что видимо очам — сей пламень облаков...» до «...для их блестящей красоты».

  • Какое значение приобретает метафора «пламень облаков», эпитет «тихий», слово «небо» в контексте данной части стихотворения?


2.8. Сообщение учащихся, заполнение второй и третьей части таблицы. Задание 4 рабочей тетради


2.9. Выразительное чтение части стихотворения от слов «Но то, что слито с сей блестящей красотою...» до конца.


  • Как названо «невыразимое» в заключительной части стихотворения? Что передают эти понятия? (Обворожающего глас, к далекому стремленью, миновавшего привет, дуновенье от родины, святая молодость, шепнувшее душе воспоминанье о милом радостном и скорбном старины, сходящая святыня с вышины, присутствие создателя в созданье. Эти слова передают субъективные переживания лирического героя.)


2.10. Задание 6 рабочей тетради

  • Выпишите средства художественной выразительности из данного фрагмента.

  • Какова их роль?


Итоги работы


В оксюмороне «о милом радостном и скорбном старины» слиты противоречивые чувства, речь идет не о старине, а о вспоминающем сознании, для которого она и милая и радостная.

Риторические вопросы, усиленные анафорами указательного местоимения «сей», подчеркивают необъятность мира, который лирический герой вместил в своей душе.

В первой публикации в «Памятнике отечественных муз» за 1821 подзаголовок «Отрывок» отсутствовал. Он появился в издании 1836 года в Собрании сочинений Жуковского.

  • Почему стихотворение получило такой подзаголовок? Каков его смысл? («Отрывком» произведение названо потому, что поток душевной жизни не имеет начал и концов, а течет, переливаясь из одного сложного состояния в другое, и всякая попытка уловить мгновение — это лишь неразрывная часть, лишь символ единства в его мимолетном аспекте.)


2.11. Задание 7 рабочей тетради

  • Выпишите афористические выражения. Объясните их значение.

«Что наш язык земной пред дивною природой?»; «Но льзя ли в мертвое живое передать?»


2.12. Итоги работы над содержанием стихотворения «Невыразимое».

  • Обращение к учебнику. Чтение статьи «Невыразимое».

  • Каким изображено небо в стихотворении?

  • Что символизирует образ неба в стихотворении «Невыразимое»?


III. Подведение итогов урока.

  • Какие миры олицетворяют море и небо? (Небо — мир идеальный.

Море — мир реальный. )

  • Почему описанию переменчивого моря в стихотворении уделено больше внимания, чем описанию неба? (Море близко душе поэта так, как могут быть близки друг другу равноправные и равновеликие стихии: морская бездна и бездна лирического «я».)

  • Исследователи творчества В.А. Жуковского отмечают, что стихотворению присущ особый ритм, который «передает движение волн». Что в ритме элегии способствует такому ощущению? (Элегия написана четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности.)

  • Каков смысл порыва морской стихии к небу? (Жизнь моря предстает у Жуковского в свете ирреальной устремленности «мировой души» ко всеобщему единству и целостности, которую не удается восстановить. Это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворенностью окружающим миром.)


Лексическая работа: ирреальное.


  • Обратите внимание на интонацию стихотворения — она создается с помощью синтаксиса, риторических фигур. Каких? Разделите текст на тематические и интонационные части. Выразительно прочитайте его.


Слово учителя

Русская лирика обязана Жуковскому открытием утонченного анализа сознания человека в его эмоциональной изменчивости. Напряженный драматизм балладного жанра, самоуглубление в элегической мечте - главные достижения Жуковского-романтика. Стремление его романтического героя к возвышенному и величественному идеалу расширяло возможности отображения самоуглубления, внутренней рефлексии, исповедальности.


IV. Домашнее задание.

1. Составить план статьи учебника, посвященной К.Ф. Рылееву (задание 1 рабочей тетради).


2.Индивидуальное задание:

- подготовить сообщение о картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»;

- подготовить сообщение об увековечении памяти Ивана Сусанина.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!