3. Актуализация знаний. | 26 марта 1820 г. на квартире у Жуковского Пушкин прочитал песню поэмы «Руслан и Людмила». По окончании чтения Жуковский достал свой портрет и с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя...» вручил его Пушкину. Ответьте на вопросы: - Что же это за человек? Что за писатель? - Почему такие крепкие узы дружбы связывали этих двух людей – Пушкина и Жуковского? (Они были поэты, их связали общие интересы, взаимопонимание, дружба и признание таланта друг друга). - Какая загадка кроется в этом открытом и прямом взгляде с портрета? | Организует беседу учащихся по слайду презентации, направляет, задавая вопросы. Контролирует выполнение заданий. | Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, опираясь на изученный ранее материал. |
3. Индивидуальное сообщение учащегося о поэте. | Слайды 2-6 В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Индивидуальное сообщение учащегося. Учитель может дополнить информацию учебника рассказом о том, что Жуковский учился в главном народном училище Тулы и был исключен из него за «неспособность». Он продолжил обучение в Туле, в доме своей крестной матери В. А. Юшковой, и в одиннадцать лет уже писал пьесы для домашнего театра. Когда Жуковскому было четырнадцать лет, в московском журнале «Приятное и полезное препровождение времени» было опубликовано его первое лирическое стихотворение. А с 1797 по 1800 год поэт учился в Московском университетском благородном пансионе и получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке тех, кто закончил пансион с отличием. Именно В. А. Жуковский стал воспитателем будущего русского царя Александра II, при котором была проведена крестьянская реформа, освободившая русских землепашцев от крепостной зависимости. Итог: Жуковский-русский поэт, переводчик и наставник русского царя. Он выступал в самых разнообразных поэтических жанрах. Он пробовал свои возможности в романсе, сказке и балладе. «Баллады, – писал поэт, – мой избранный род поэзии». | Организует индивидуальные сообщения учащихся, данные накануне урока. Контролирует выполнение заданий. | Слушают сообщения учащихся. |
4. Изучение нового материала. | Слайды 7-8 Звучит отрывок из музыкальной композиция Ванессы Мей «Шторм», на экране картина И. Айвазовского «Девятый вал». Беседа с учащимися: - Какая стихия так яростно звучала в музыкальном произведении? -Что общего между художественным произведением и музыкальным? - Как вы думаете, что или кто противостоят в этих произведениях друг другу? | Включает учащихся в беседу. | Прослушивают отрывок из музыкальную композиции, включаются в беседу, отвечают на вопросы, рассуждают. |
6. Изучение нового материала. Звучит баллада «Кубок». | Слайд 9 Чтение баллады «Кубок» учителем, с. 84-88. Слайд 10 Баллада, как жанр, зародилась в средние века у романских народов и представляла собой одноголосную танцевальную песню. В ХП-ХШ веке баллада стала одним из важнейших жанров искусства трубадуров. В XIII-XV веках во Франции баллада преобразовалась в песню с рефреном (рефрен – повторяющиеся музыкальный материал). В народном искусстве Англии, Шотландии и Ирландии баллада являлась сюжетно-повествовательной песней на фантастический легендарно-исторический, бытовой сюжет. В середине XVIII века переживает новый расцвет в Германии в творчестве Шиллера, который пишет балладу «Водолаз ». Эта немецкая баллада переведена В.А. Жуковским и опубликована под названием «Кубок». Слайды 11-13 Работа по тексту «Размышляем о прочитанном»: - Кто главный герой баллады? (Паж). - Почему латник и рыцарь не приняли вызов царя? (Они понимают неукротимость этой стихии, не хотят испытывать судьбу, они не трусы, но рисковать из-за прихоти царя не хотят, не считают это отвагой, подвигом. Цитата: «… за кубком отважного нет…») - Какие слова подчёркивают возраст пажа? Каким вы его себе представляете? (Цитата: «паж молодой», «юноша прекрасный», «красавец отважный» - с. 84, он жаждет отличиться, готов на подвиг). - Прочитайте описание пучины, в которую был брошен кубок, и рассказ храбреца о морской бездне. Какие чувства у вас они вызывают? (Цитата: «пучина бездонная», «зияющая мгла» - с.84; «бездна немая, пучина глубокая» - с 86; Со слов «И воет, и свищет…») - Что помогло юноше спастись? Как зрители относятся к его чудесному возвращению? (Цитата: «И Богу молитву тогда я принес, и он мне спасителем был…» - с. 87; Зрители: «…каждый с весельем: «Он жив! Чудеснее подвига нет!»» - с.86) - Каково отношение автора к героям баллады? Кого осуждает, кого жалеет поэт и за что? (Царя осуждает за его жестокий каприз, пажа жалеет, восхищается его безумной храбростью, решительностью и отвагой, сожалеет о его гибели.) - Как вы понимаете слова: благородство, рыцарство, жестокость? Когда герои проявляют эти качества? Благородство - это высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз. Рыцарство - это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море. Жестокость - крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море. - Почему Жуковский назвал свою балладу «Кубок»? Кубок — это большой, массивный сосуд в виде чаши, бокала. Кубок обычно символизирует победу, в него наливают вино и пьют за здоровье победителя. (Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз. Но когда он нырнул ради исполнения царского каприза, вопреки божьему наставлению, нырнул ради прихоти и жажды обогатиться, то проиграл судьбе, за ослушание воли Бога был наказан. Паж не смог смирить гордыню, разума не послушался, за что и был наказан). * Задание: прочитайте статью учебника на с.85. | Читает выразительно балладу. Рассказывает о жанре баллады, организует работу в тетради, беседу по тексту баллады. | Слушают прочтение баллады «Кубок», работают по тексту, отвечают на вопросы, делают записи в тетради. |
7.Заключительное слово учителя. | Слайд 12 Пушкин назвал Жуковского «гением перевода». Гоголь, восхищаясь точностью его переводов, сказал: «И все – вернейший сколок, слово в слово». И тут же отметил их творческую самобытность. А. А. Бестужев-Марлинский считал, что «многие переводы Жуковского лучше своих подлинников». Итог: Жуковский утвердил жанр баллады в русской поэзии. | Учитель подводит итоги выше сказанному о Жуковском и жанре баллады. | Слушают, делают записи в тетради. |