СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.А. Жуковский. Биография. Жанр баллады. Баллада "Кубок".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В.А. Жуковский. Биография. Жанр баллады. Баллада "Кубок".»

Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА.

Урок 19. Тема: В.А. Жуковский. «Кубок». Жанр баллады.

Класс: 5

Тип урока: комбинированный.

Цель: Познакомить учащихся с началом жизненной и творческой биографии В.А. Жуковского, переводной балладой поэта «Кубок», с жанром баллада.

Задачи: Образовательная: продолжить знакомиться учащихся с русской литературой XIX века, с жанром баллады, с жизнью и творчеством В.А. Жуковского, формировать понятийный словарный аппарат.

Развивающая: развивать навыки связной речи и умение составлять связный текст; развитие положительной мотивации учебной деятельности, мышления, памяти, развивать творческие способности детей; способность применять полученные знания и умения в новых ситуациях, развивать навык работы с мультимедийной презентацией.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к русской литературе, и балладам в том числе.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться понимать и воспроизводить информацию, представленную в тексте.

Метапредметные: Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Учиться ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, планировать алгоритм ответа, осознавать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: умеют искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, стройно отвечать на вопросы учителя.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.


Методы и формы работы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к балладам, а главное - желание их читать. Запишем тему урока.

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя и друг друга.

2. Целеполагание.

Слайд 1 Обратите внимание на эпиграф урока:

«Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль…», - сказал А. С. Пушкин.

- Как вы понимаете это высказывание?

Тема: В.А. Жуковский. «Кубок». Жанр баллады.

Цели:

Организует проверку готовности учащихся к уроку, запись темы урока в тетради, целеполагание.

Осуществляют самооценку готовности к уроку. Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок.

3. Актуализация знаний.

26 марта 1820 г. на квартире у Жуковского Пушкин прочитал песню поэмы «Руслан и Людмила». По окончании чтения Жуковский достал свой портрет и с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя...» вручил его Пушкину.

Ответьте на вопросы:

- Что же это за человек? Что за писатель?

- Почему такие крепкие узы дружбы связывали этих двух людей – Пушкина и Жуковского? (Они были поэты, их связали общие интересы, взаимопонимание, дружба и признание таланта друг друга).

- Какая загадка кроется в этом открытом и прямом взгляде с портрета?

Организует беседу учащихся по слайду презентации, направляет, задавая вопросы. Контролирует выполнение заданий.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, опираясь на изученный ранее материал.

3. Индивидуальное сообщение учащегося о поэте.

Слайды 2-6 В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Индивидуальное сообщение учащегося.

Учитель может дополнить информацию учебника рассказом о том, что Жуковский учился в главном народном училище Тулы и был исключен из него за «неспособность». Он продолжил обучение в Туле, в доме своей крестной матери В. А. Юшковой, и в одиннадцать лет уже писал пьесы для домашнего театра. Когда Жуковскому было четырнадцать лет, в московском журнале «Приятное и полезное препровождение времени» было опубликовано его первое лирическое стихотворение. А с 1797 по 1800 год поэт учился в Московском университетском благородном пансионе и получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке тех, кто закончил пансион с отличием.

Именно В. А. Жуковский стал воспитателем будущего русского царя Александра II, при котором была проведена крестьянская реформа, освободившая русских землепашцев от крепостной зависимости.

Итог: Жуковский-русский поэт, переводчик и наставник русского царя. Он выступал в самых разнообразных поэтических жанрах. Он пробовал свои возможности в романсе, сказке и балладе. «Баллады, – писал поэт, – мой избранный род поэзии».

Организует индивидуальные сообщения учащихся, данные накануне урока. Контролирует выполнение заданий.

Слушают сообщения учащихся.

4. Изучение нового материала.

Слайды 7-8 Звучит отрывок из музыкальной композиция Ванессы Мей «Шторм», на экране картина И. Айвазовского «Девятый вал».

Беседа с учащимися:

- Какая стихия так яростно звучала в музыкальном произведении?

-Что общего между художественным произведением и музыкальным?

- Как вы думаете, что или кто противостоят в этих произведениях друг другу?

Включает учащихся в беседу.

Прослушивают отрывок из музыкальную композиции, включаются в беседу, отвечают на вопросы, рассуждают.

5.Физкультминутка


Организует проведение физкультминутки.

Выполняют физкультминутку.

6. Изучение нового материала.

Звучит баллада «Кубок».

Слайд 9 Чтение баллады «Кубок» учителем, с. 84-88.


Слайд 10 Баллада, как жанр, зародилась в средние века у романских народов и представляла собой одноголосную танцевальную песню. В ХП-ХШ веке баллада стала одним из важнейших жанров искусства трубадуров. В XIII-XV веках во Франции баллада преобразовалась в песню с рефреном (рефрен – повторяющиеся музыкальный материал). В народном искусстве Англии, Шотландии и Ирландии баллада являлась сюжетно-повествовательной песней на фантастический легендарно-исторический, бытовой сюжет. В середине XVIII века переживает новый расцвет в Германии в творчестве Шиллера, который пишет балладу «Водолаз ». Эта немецкая баллада переведена В.А. Жуковским и опубликована под названием «Кубок».

Слайды 11-13 Работа по тексту «Размышляем о прочитанном»:

- Кто главный герой баллады? (Паж).

- Почему латник и рыцарь не приняли вызов царя? (Они понимают неукротимость этой стихии, не хотят испытывать судьбу, они не трусы, но рисковать из-за прихоти царя не хотят, не считают это отвагой, подвигом. Цитата: «… за кубком отважного нет…»)

- Какие слова подчёркивают возраст пажа? Каким вы его себе представляете? (Цитата: «паж молодой», «юноша прекрасный», «красавец отважный» - с. 84, он жаждет отличиться, готов на подвиг).

- Прочитайте описание пучины, в которую был брошен кубок, и рассказ храбреца о морской бездне. Какие чувства у вас они вызывают? (Цитата: «пучина бездонная», «зияющая мгла» - с.84; «бездна немая, пучина глубокая» - с 86; Со слов «И воет, и свищет…»)

- Что помогло юноше спастись? Как зрители относятся к его чудесному возвращению? (Цитата: «И Богу молитву тогда я принес, и он мне спасителем был…» - с. 87; Зрители: «…каждый с весельем: «Он жив! Чудеснее подвига нет!»» - с.86)

- Каково отношение автора к героям баллады? Кого осуждает, кого жалеет поэт и за что? (Царя осуждает за его жестокий каприз, пажа жалеет, восхищается его безумной храбростью, решительностью и отвагой, сожалеет о его гибели.)

- Как вы понимаете слова: благородство, рыцарство, жестокость? Когда герои проявляют эти качества?

Благородство - это высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.

Рыцарство - это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море.

Жестокость - крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.

- Почему Жуковский назвал свою балладу «Кубок»?

Кубок — это большой, массивный сосуд в виде чаши, бокала. Кубок обычно символизирует победу, в него наливают вино и пьют за здоровье победителя.

(Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз. Но когда он нырнул ради исполнения царского каприза, вопреки божьему наставлению, нырнул ради прихоти и жажды обогатиться, то проиграл судьбе, за ослушание воли Бога был наказан. Паж не смог смирить гордыню, разума не послушался, за что и был наказан).


* Задание: прочитайте статью учебника на с.85.

Читает выразительно балладу.

Рассказывает о жанре баллады, организует работу в тетради, беседу по тексту баллады.

Слушают прочтение баллады «Кубок», работают по тексту, отвечают на вопросы, делают записи в тетради.

7.Заключительное слово учителя.

Слайд 12 Пушкин назвал Жуковского «гением перевода». Гоголь, восхищаясь точностью его переводов, сказал: «И все – вернейший сколок, слово в слово». И тут же отметил их творческую самобытность. А. А. Бестужев-Марлинский считал, что «многие переводы Жуковского лучше своих подлинников».

Итог: Жуковский утвердил жанр баллады в русской поэзии.

Учитель подводит итоги выше сказанному о Жуковском и жанре баллады.

Слушают, делают записи в тетради.

8. Подведение итогов урока.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Все ли поставленные цели реализованы?

Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы.

Формулируют ответы на вопросы в виде монологических высказываний.

9.Рефлексия

Продолжите фразу…

Слайд 24. Сегодня на уроке я…

- научился…;

- узнал…;

- заинтересовался…

Организует и выполняет контроль рефлексии

Выполняют рефлексию

XI. Домашняя работа:

1. Прочитать статью о Жуковском на с. 70-71 и составить ее план в соответствии с абзацами.

2. Приготовить выразительное чтение сказки «Спящая царевна» на страницах учебника 71-81.

Организует инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.