СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.А.Жуковский. "Море", "Невыразимое". Баллада "Светлана".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация на 2 урока. В.А.Жуковский. "Море", "Невыразимое". Баллада "Светлана". Анализ. Жанр. Черты романтизма.

Просмотр содержимого документа
«В.А.Жуковский. "Море", "Невыразимое". Баллада "Светлана".»

Василий Андреевич Жуковский  (1783 – 1852 г.г.)

Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852 г.г.)

Биография поэта

  • Родился  29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском  Тульско губернии.   Незаконнорождённый сын помещика Афанасия Ивановича Бунина (1716—1791) и пленной турчанки Сальхи ( в крещении — Елизаветы Дементьевны Турчаниновой, привезённой в 1770 году крепостными Бунина, участниками русско-турецкой войны.
  • Фамилию свою ребёнок получил от жившего в имении бедного белорусского дворянина Андрея Григорьевича Жуковского , который по просьбе Бунина стал крёстным отцом ребёнка и затем его усыновил.
  • Для получения дворянства ребёнок был фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк; получив звание прапорщика , которое давало право на личное дворянство, в 1789 году  6-летний Жуковский был внесён в дворянскую родословную книгу Тульской губернии и получил грамоту на дворянское достоинство , которая позволила ему впоследствии получить образование в частном пансионе, затем в Тульском народном училище
  • В  1797  году  14-летний Жуковский поступил в Московский университетский благородный пансион  и учился в нём четыре года. На втором году пребывания Жуковского в пансионе среди товарищей его, в числе которых были Дмитрий Дашков, Андрей и Александр Тургеневы, возникло особое литературное общество — « Собрание» .
  • В печати Жуковский дебютировал «Мыслями при гробнице» (1797 ), написанными под впечатлением известия о смерти В. А. Юшковой

Творческий путь

  • В 1802 году Жуковский познакомился с  Карамзиным , увлёкшись сентиментализмом. В «Вестнике Европы» было напечатано его « Сельское кладбище » — вольный перевод элегии английского сентименталиста Грея. В следующем году появилась повесть «Вадим Новгородский», написанная в подражание историческим повестям Карамзина.
  • Поэтическая сила Жуковского быстро возрастает, достигая своего высшего расцвета в  1808—1812  годах. Всё это время Жуковский работал в «Вестнике Европы», а в 1808—1809 годах был его редактором.
  • В 1808 году явилась его «Людмила» , переделка «Леноры» Г. А. Бюргера. С этой балладой в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание — романтизм . Жуковского захватило стремление в даль средних веков, в давно исчезнувший мир сказаний и преданий. Успех «Людмилы» воодушевил Жуковского.
  • В 1812 году Жуковский вступил в ополчение . В лагере под Тарутиным он написал «Певца во стане русских воинов» , сразу доставившего ему несравненно большую известность, чем вся предшествовавшая его поэтическая деятельность.
  • В 1815 году Жуковский стал одним из главных участников литературного общества «Арзамас », в шуточной форме ведшего упорную борьбу с консерватизмом классической поэзии . Там он знакомится с вологодским поэтом  Константином Николаевичем Батюшковым  и становится одним из его друзей и покровителей.
  •   В 1817 году он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты — будущей императрицы Александры Фёдоровны, а осенью 1826 года был назначен на должность воспитателя наследника престола, будущего императора  Александра II .
  • в 1838—1839 годах Жуковский путешествовал с наследником-царевичем ним по Западной Европе. В Риме он особенно подружился с  Гоголем .
«Море» Безмолвное море, лазурное море,   Стою очарован над бездной твоей.   Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,   Тревожною думой наполнено ты.   Безмолвное море, лазурное море,   Открой мне глубокую тайну твою:   Что движет твое необъятное лоно?   Чем дышит твоя напряженная грудь?   Иль тянет тебя из земныя неволи   Далекое светлое небо к себе?..   Таинственной, сладостной полное жизни,   Ты чисто в присутствии чистом его:   Ты льешься его светозарной лазурью,   Вечерним и утренним светом горишь,   Ласкаешь его облака золотые   И радостно блещешь звездами его.  Когда же сбираются темные тучи,   Чтоб ясное небо отнять у тебя —   Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,   Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...   И мгла исчезает, и тучи уходят,   Но, полное прошлой тревоги своей,   Ты долго вздымаешь испуганны волны,   И сладостный блеск возвращенных небес   Не вовсе тебе тишину возвращает;   Обманчив твоей неподвижности вид:   Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,   Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

«Море»

Безмолвное море, лазурное море,  Стою очарован над бездной твоей.  Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,  Тревожною думой наполнено ты.  Безмолвное море, лазурное море,  Открой мне глубокую тайну твою:  Что движет твое необъятное лоно?  Чем дышит твоя напряженная грудь?  Иль тянет тебя из земныя неволи  Далекое светлое небо к себе?..  Таинственной, сладостной полное жизни,  Ты чисто в присутствии чистом его:  Ты льешься его светозарной лазурью,  Вечерним и утренним светом горишь,  Ласкаешь его облака золотые  И радостно блещешь звездами его. 

Когда же сбираются темные тучи,  Чтоб ясное небо отнять у тебя —  Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,  Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...  И мгла исчезает, и тучи уходят,  Но, полное прошлой тревоги своей,  Ты долго вздымаешь испуганны волны,  И сладостный блеск возвращенных небес  Не вовсе тебе тишину возвращает;  Обманчив твоей неподвижности вид:  Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,  Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

«Невыразимое»

Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила? Едва-едва одну ее черту С усилием поймать удастся вдохновенью... Но льзя ли в мертвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Святые таинства, лишь сердце знает вас. Не часто ли в величественный час Вечернего земли преображенья, Когда душа смятенная полна Пророчеством великого виденья И в беспредельное унесена, — Спирается в груди болезненное чувство, Хотим прекрасное в полете удержать, Ненареченному хотим названье дать — И обессиленно безмолвствует искусство?

Что видимо очам — сей пламень облаков, По небу тихому летящих, Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов В пожаре пышного заката —

Сии столь яркие черты — Легко их ловит мысль крылата, И есть слова для их блестящей красоты. Но то, что слито с сей блестящей красотою — Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас, Сие к далекому стремленье, Сей миновавшего привет (Как прилетевшее внезапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины,

***

Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие создателя в созданье — Какой для них язык?.. Горе́ душа летит, Все необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание понятно говорит.

«Светлана» как романтическое произведение Карл Брюллов Александр Новоскольцев

«Светлана»

как романтическое произведение

Карл Брюллов

Александр Новоскольцев

Жанр произведения Баллада - (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. По происхождению связаны с преданиями, народными легендами соединяют черты рассказа и песни. Черты баллады: относительно небольшой объем , выраженная сюжетность (завязка, кульминация, развзка) особая напевность , музыкальность. элемент загадочного, фантастического , необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого.

Жанр произведения

Баллада - (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. По происхождению связаны с преданиями, народными легендами соединяют черты рассказа и песни.

Черты баллады:

  • относительно небольшой объем ,
  • выраженная сюжетность (завязка, кульминация, развзка)
  • особая напевность , музыкальность.
  • элемент загадочного, фантастического , необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого.
Анализ баллады «Светлана» Почему данное произведение является балладой ? Обратите внимание на финал «Светланы» и на определение термина «баллада» и скажите, чем отличается данная баллад о других баллад?

Анализ баллады «Светлана»

  • Почему данное произведение является балладой ?
  • Обратите внимание на финал «Светланы» и на определение термина «баллада» и скажите, чем отличается данная баллад о других баллад?
Светлана Светлана (старославянское) – светлая, чистая . женское русское личное имя; единственное в своём роде , возникшее в русской литературе в начале XIX века  и столетие спустя получившее широкое распространение в качестве настоящего личного имени. Светлана  числилась среди таких же «запрещённых» имён. Священнослужители, отказываясь крестить этим именем, предлагали родителям имена из святцев  Фотиния ,  Фотина  — греческие по происхождению, образованные от  др.греч. φωτός — «свет». Черты героини :  доброта  кротость  нежность  простота  верность  набожность, вера

Светлана

  • Светлана (старославянское) – светлая, чистая . женское русское личное имя; единственное в своём роде , возникшее в русской литературе в начале XIX века  и столетие спустя получившее широкое распространение в качестве настоящего личного имени.

Светлана  числилась среди таких же «запрещённых» имён. Священнослужители, отказываясь крестить этим именем, предлагали родителям имена из святцев  ФотинияФотина  — греческие по происхождению, образованные от  др.греч. φωτός — «свет».

Черты героини :

  • доброта
  • кротость
  • нежность
  • простота
  • верность
  • набожность, вера
Хронотоп Хронотоп -единство пространства и времени в произведении, направленное на выражение художественного смысла. Пространство баллады «Светлана»:  Дорога,  степь,  церковь,  избушка. Время в балладе «Светлана»:  Вечер ,  Сумерки,  ночь,  полнолуние.

Хронотоп

Хронотоп -единство пространства и времени в произведении, направленное на выражение художественного смысла.

Пространство баллады «Светлана»:

  • Дорога,
  • степь,
  • церковь,
  • избушка.

Время в балладе «Светлана»:

  • Вечер ,
  • Сумерки,
  • ночь,
  • полнолуние.
Образы хронотопа баллады Дорога – жизненный путь героини, на котором все образы и знаки – страхи героини в жизни. Степь – белый саван (белым покрывали мертвецов / белая фата невесты). Т.о. это символ страха перед неизвестностью в жизни (как перед смертью, так и перед браком). Метель и вьюга – игра демонических сил / игра предрассудков и страхов, которые хотя свести героиню с правильной дороги. Луна – «помощница» демонических сил в народном представлении. Она «следит» за героиней, и некуда спрятаться от ее света. Ворон – предвестник несчастий и бед. Он как «навязчивая» мысль в голове героини о беде и горе в жизни, от которой трудно избавиться. Гроб – прямое указание на беду – смерть. Любимый в гробу – самый главный страх девушки – несчастный брак, полный горя. Любимый (в санях) – чужой человек; страх связать свою жизнь с чужым, нелюбимым человеком. Церковь (Божий храм) – знак Веры. Светлану Незнакомец приглашает венчаться тайком в одинокой церкви. Тайное венчание, без согласия родителей, - грех. Светлана боится несогласия родителей на брак.

Образы хронотопа баллады

  • Дорога – жизненный путь героини, на котором все образы и знаки – страхи героини в жизни.
  • Степь – белый саван (белым покрывали мертвецов / белая фата невесты). Т.о. это символ страха перед неизвестностью в жизни (как перед смертью, так и перед браком).
  • Метель и вьюга – игра демонических сил / игра предрассудков и страхов, которые хотя свести героиню с правильной дороги.
  • Луна – «помощница» демонических сил в народном представлении. Она «следит» за героиней, и некуда спрятаться от ее света.
  • Ворон – предвестник несчастий и бед. Он как «навязчивая» мысль в голове героини о беде и горе в жизни, от которой трудно избавиться.
  • Гроб – прямое указание на беду – смерть. Любимый в гробу – самый главный страх девушки – несчастный брак, полный горя.
  • Любимый (в санях) – чужой человек; страх связать свою жизнь с чужым, нелюбимым человеком.
  • Церковь (Божий храм) – знак Веры. Светлану Незнакомец приглашает венчаться тайком в одинокой церкви. Тайное венчание, без согласия родителей, - грех. Светлана боится несогласия родителей на брак.
Светлана в балладе…. Не ропщет на Провидение Молится за счастье, просит Бога помочь Получает помощь в виде «белоснежного голубка», который спасает ее – избавляет от страхов и предрассудков Голубь – символ Мира, чистоты и божьей Милости. Добрый знак.

Светлана в балладе….

  • Не ропщет на Провидение
  • Молится за счастье, просит Бога помочь
  • Получает помощь в виде «белоснежного голубка», который спасает ее – избавляет от страхов и предрассудков

Голубь – символ Мира, чистоты и

божьей Милости. Добрый знак.

Финал баллады Вместе с образом Светланы автором воспеваются лучшие качества русского человека. Жуковский понял, что характер человека неразрывен с его национальными обычаями , традициями, поверьями, верованием. Жуковский воплотил образ русской девушки , любящей, верной и верящей в счастье, доброй и светлое будущее. Она не боится жить, т.к.знает, что Провидение поможет ей.

Финал баллады

  • Вместе с образом Светланы автором воспеваются лучшие качества русского человека.
  • Жуковский понял, что характер человека неразрывен с его национальными обычаями , традициями, поверьями, верованием.
  • Жуковский воплотил образ русской девушки , любящей, верной и верящей в счастье, доброй и светлое будущее. Она не боится жить, т.к.знает, что Провидение поможет ей.
Домашнее задание А.С.Грибоедов «Горе от Ума» Ответ на вопрос : «Почему, несмотря на то, что Светлана гадала, Провидение помогло ей?»  ДОП.ОЦЕНКА . Произвести сравнительный анализ баллады «Светлана» и баллады « Людмила».

Домашнее задание

  • А.С.Грибоедов «Горе от Ума»
  • Ответ на вопрос : «Почему, несмотря на то, что Светлана гадала, Провидение помогло ей?»
  • ДОП.ОЦЕНКА . Произвести сравнительный анализ баллады «Светлана» и баллады « Людмила».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!