СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Бианки Музыкант.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить представление о взаимоотношениях человека с природой,животным миром, формировать бережное отношение  к животным.

Просмотр содержимого документа
«В.Бианки Музыкант.»

Технологическя карта урока В.Бианки" Музыкант"

Тип урока: урок изучения нового материала  на основе технологии продуктивного чтения.

Цель урока: Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».

Задачи урока:

Познакомить с   произведением  В.В.Бианки «Музыкант», продолжить обучение пересказу; отрабатывать грамотное выразительное чтение; развивать речь.

Расширять представления учащихся о взаимоотношениях человека с природой, животным миром, формировать бережное отношение ко всему живому

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, любви в родной природе, чувство сострадания, сопереживания к животным.

Планируемые результаты:

Личностные:  проявлять интерес к изучению темы;  уважительное отношение к миру животных.

Метапредметные:

Личностные:  проявлять интерес к изучению темы;  уважительное отношение к миру животных.

Познавательные:

ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения.

Регулятивные:

 составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

выполнять учебные задания в соответствии с целью.

соотносить приобретённые знания с реальной жизнью, с общественными нормами поведения

выполнять учебное действие в соответствии  с планом.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, мнение;

-умение обосновывать, отстаивать своё мнение.

- согласовывать  позиции  с партнёром  и  находить общее решение.

-адекватно использовать речевые средства для представления  результата.

Межпредметные связи: Окружающий мир ( жизнь бурого медведя)

Ресурсы: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация, портрет В.Бианки, карточки для словарной работы  , учебник «Литературное чтение» - 1 часть (авторы М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, А.Ф.Климанова).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы обучения: Проблемный, словесный, иллюстративный, деятельностный


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Учитель:

- Ребята, у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь,  поздоровайтесь с ними   и подарите  друг другу  свое хорошее настроение.

- Хочу пожелать вам старания и терпения в работе на уроке!

Все вместе:

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!


Приветствие учителя,

настрой на позитивную работу.


2. Речевая разминка

Учитель:

– И так прежде чем начать урок,  нам нужно поработать над выразительной и четкой речью. Прочитайте предложение.

МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ, МАЛО МЁДА МНОГО ПЧЁЛ.

- К какому литературному жанру относятся эти строки? Аргументируйте свой ответ.

( это скороговорка,  потому что это  шуточное, короткое высказывание, требуемое от нас ловкости при произношении).

- Прочитаем её хором медленно и тихо.

- Прочитайте скороговорку быстро и громко.

А теперь я усложню вам задание:  первый ряд прочитает скороговорку, выделяя интонацией слово «мёд», второй ряд слово «медведь», третий ряд слово «лесу».


Учащиеся читают скороговорку , выделяя интонацией каждый ряд разные слова.

3. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

- Послушайте, я вам прочитаю четверостишие.

Он всю зиму в шубе спал,

 Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь лесной….(медведь)

-К какому литературному жанру относится это четверостишие? (это загадка, потому что в ней предмет описывается, но не называется и требует отгадки)

- А кто автор у этой загадки? (у неё нет автора, это фольклорное произведение) 

Отгадывание загадки.

4. Актуализация знаний.

- Вам было задано на дом написать статью в школьную стенгазету «Жизнь животных в зимнее время». После урока закрепите свои сочинения и мы выберим самые лучшие, оформим и выпустим газету для первоклашек.

- Про каких животных вы написали?

-  Кто писал  статью про медведя? Прочитайте.

- Что интересного вы узнали о жизни медведя в зимний период?

- А как вы думаете, почему мы остановились именно на этом животном?

-Ребята а у ваши сочинения это авторское произведение или фольклорное?

Делятся информацией о медведе.

5.Определение темы. Постановка цели, задач урока.

- Мы с вами и до этого изучали в нашем разделе авторские произведения.

- Как вы считаете произведение, которое мы сегодня будем изучать авторское или фольклорное? Как вы догадались?

( авторское, потому что появился портрет нового писателя)

- А мы можем предположить, о чём писал В. Бианки?

- В.Биаки родился 124 года назад , его отец был орнитологом ( изучал жизнь птиц).Поэтому автор часто находился с отцом и все что видел вокруг себя записывал в блокнот , это и послужило началом его писательской карьеры. Посмотрите на выставку книг у нас с вами «Лесная газета «  и у Бинки есть книга лесная газета. С ней вы можете познакомится заглянув  в школьную библиотеку.

-Кто сформулирует тему урока?

- Почему мы можем это сделать?

– Откройте учебник на стр.124, прочитайте фамилию автора и название рассказа.

- Сформулируйте тему урока.

- Ребята , а как вы считаете , какой герой нам сегодня встретиться в произведении?

- Зная тему, какие задачи перед нами стоят?

Знакомство с автором В.Бианки.

6. Работа с текстом до чтения.

Прогнозирование ситуации. Знакомство с первой частью текста.


А теперь мы в месте с В.Бианки отправляемся на опушку леса и встречаем там медвежатника . Кто это ?

. - А как мы можем узнать значение незнакомых для нас слов?

 ( Прочитать в словаре учебника. Прочитать в словаре Ожегова . Посмотреть в интернете .Значение слова раскрывает учитель)

- Давайте узнает значение слова медвежатник. Для этого мы обратимся к словарю Ожегова.

Медвежатник – охотник на медведей.

- Значение следующего слова «завалинка», я думаю, вы сможете объяснить мне сами, посмотрев на иллюстрацию.

-Что изображено на фотографии?(дом)

-Что необычного мы можем увидеть вдоль стен дома?

( сооружение)

-Что насыпано вовнутрь конструкции?(земля)

- Как же вы понимаете слово «завалинка»? (сооружение вдоль стен дома, с насыпанной землёй)

-Давайте проверим наши предположения, заглянув  в словарь учебника с .155.( читает ученик)

-Раскройте  значение  слова щепка, посмотрев на предмет  перед вами? (учитель показывает щепку от дерева, выслушивает предположения детей)

-Вы правы щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева.

- Теперь мы готовы к знакомству с новым произведением, сели  все правильно, следите за мною во время чтения. С.124 учебника Виталий Бинки «Музыкант».

1) чтение текста учителем.

- А теперь ребята, давайте проверим, кто был внимателен при прочтении.

Вопросы по содержанию.

– Для чего медвежатник, сидя на завалинке пиликал? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку.)

– Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и почему? Найдите ответ на вопрос и зачитайте его. (Нет нельзя. У него были отрывистые, нескладные, скрипучие, некрасивые звуки.)

– Кто проходил мимо старика? (Знакомый колхозник)

– Подтвердите словами из текста, что сказал колхозник старику.  (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу).

– Как вы думаете, пойдет ли старик на охоту? Выскажите свои предположения.

– Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитаем  2 часть текста.

1)Чтение второй части рассказа.

2)Что бы проверить, как вы поняли содержание второй части рассказа, я предлагаю вам выполнить карточки с заданиями. А кто мне напомнит, почему же у нас карточки с заданиями разного цвета? Выберите себе карточку и приступайте к выполнению.

Карточка (красная)

1.Перескажи вторую часть рассказа.

2. Назови  и запиши  главную мысль 2 части.

Карточка (жёлтая)

Ответь на вопросы и допиши ответ.

- Что услыхал старик в лесу?___________

- С чем сравнивает автор этот звук?____________

- Предположи, кто издавал в лесу такой звук?_____________

Карточка (зелёная)

Заполни пропуски, используя текст учебника.

Устал старик и __________ на пенёк отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, не _______ голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: ___________.Красивый такой звук, как струна пропела.

Проверка выполнения ( опрос учащихся)

- А что бы узнать, кто в лесу издавал такой ласковый звук мы приступаем к чтению 3 части .

1)Продолжаем читать 3 часть.( до слов «..а под деревом сидит медведь…»

- Ребята, а перед  нами бурый или белый медведь?

- Докажите свои предположения, поработав в парах, с информационными карточками у вас на столах.

-  Давайте вспомним правила работы в парах?

Проверка, дети зачитывают доводы и доказывают , что перед нами бурый медведь.


Знакомство с текстом, со значение трудных слов.

Работа со словарем Ожегова.

Работа в парах.

Работа по карточкам.

7.Физкультминутка

- Все встаём, выходим из-за  парт. Представьте себя настоящим актёром и перед вами целый зал зрителей. Теперь изобразите медведя, покажите, как неуклюже  он бродит по лесу, а теперь представьте себя медведем из нашего произведения. Изобразите, как медведь играл  на щепке.

Изображение медведя, как он играет на скрипке.

8.Работа с текстом во время чтения.

- А дальнейшее знакомство с рассказом я предлагаю вам продолжить самостоятельно, дочитать текст на стр.125 самостоятельно, про себя.

Вопросы по содержанию третей части.

-Что увидел старик на опушке леса?

– Прочитайте, как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук, похожий на звук струны.)

– Как автор называет медведя и почему? (Музыкант, потому что медведь внимательно и сосредоточенно играл. Прислушивался к звукам с большим интересом.)

– Вы можете предположить, как поступит старик с медведем?

1)Чтение 4 части произведения.

2)Вопросы по тексту:

- Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я)

- Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку?  (Любовь к прекрасному,  музыке  спасла жизнь дикому  зверю – медведю)

Учащиеся анализируют текст, отвечают на вопросы.

9.Определение жанра произведения.

Вторичное чтение

– Ребята, к какому литературному жанру художественной литературы вы отнесли это произведение?

- Докажите , что это рассказ.

Выборочное чтение

- Найдите в рассказе и докажите, что старик любил музыку.

- Как старик услышал звуки доносившееся из леса?

- Как медведь играл на щепках?

- Как медведь слушал музыку?

- Как оценил старик игру музыканта?

Чтобы ответить правильно на вопросы, нужно вообразить эту картину.

10. Творческое задание.

- Что удивило вас в этом рассказе?

- Нарисуйте словесную картину, как медведь играет на щепке?

- Объясните, почему автор дал своему рассказу такое название?

Рисование словесной картины по представлению.

11. Обобщающая беседа.

-С каким рассказам В.Бианки мы сегодня начали знакомиться?

- Какой необычный музыкант нам встречается?

- На чем играл медведь?

- Почему старик не убил медведя?

- Какой же был авторский замысел?

– Давайте вспомним, какие цели и задачи мы  ставили в начале урока,  и удалось ли  их решить? Подтвердились ваши предположения?

Комментирование по выполнению домашнего задания.

- Ребята, а теперь давайте проверим, кто был самым внимательным на уроке. Ответьте на вопросы теста.

1. Старик медвежатник играл на балалайке?

2. Знакомый колхозник видел в лесу волка?

3. Старик присел отдохнуть на пенёк?

4. Звук, который услышал старик слышался с опушки?

5. Медведь сидел на дереве?

6. Старик убил медведя?

Задание на внимание.

11. Рефлексия

 А теперь оцените свою работу на уроке.

- Было ли тебе интересно на уроке? да/нет

-.Возникали ли у тебя трудности во время урока?

(да, у меня возникали трудности, но я  с ними стравился

Да, у меня возникали трудности, и я ничего не понял

Нет, на уроке я не испытывал затруднений)

-Закончи предложение « На сегодняшнем уроке ….»

( я узнал много нового

Многое на уроке для меня было знакомо

Я не узнал ничего нового)

Дети на «Листе оценивания» дают оценку своей работы на уроке.

12. Оценка деятельности учащихся на уроке

- Мне очень понравилось как вы работали на уроке.

Ваша оценка за урок будет складываться из трёх компонентов:

1.Как вы устно работали на уроке.

2.Как вы ответили на тест.

3.Проверка выполнения карточек.

Оценивание учителем.

13. Домашнее задание

Д/З предлагаю по выбору. Из 3-х  заданий выберете, понравившееся вам задание и запишите его в дневник.

1.Пересказать рассказ   от лица медвежатника.

2.Прочитать рассказ  и к понравившейся части нарисовать рисунок.

3. Прочитать рассказ  и ответить на 4, 6 вопросы. С.126



Выбор домашнего задания.