СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В чем сила патриотической песни"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок о песнях военных лет

Просмотр содержимого документа
«"В чем сила патриотической песни"»

Открытый урок

«Сила патриотической песни»

Цель урока:

  • осознать, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правда и красота;

  • развитие музыкального мышления (знание о музыкальном языке), умение анализировать и обобщать;

  • доказать с помощью исследования, что песня во все времена являлась

  • мощным средством агитации.

Задачи:

  • осознать, что сила музыки не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости;

  • осознавать связь времен, различных культур, место и роль каждого человека в становлении нового общества;

  • развитие вокально-хоровых навыков.

  • Формирование нравственно-эстетических качеств личности гражданина России, патриота своей Родины и толерантного человека.

 Методы и формы: проблемно-поисковые +диалог

Планируемые результаты:

Предметные: научиться слушать и анализировать песенные музыкальные произведения В.И.Лебедева- Кумача, В.П.Соловьева- Седого, М.И.Блантера, С.Каца

Метапредметные:

-познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

-коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;

-регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценить результаты деятельности.



Оборудование:

Мультимедийная установка, хрестоматия, фонохрестоматия, репродукции, портреты

композиторов, схема-таблица.

Музыкальный ряд:

  • «Священная война» музыка Ал. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача

  • «Синий платочек» слова Я. Галицкий , Музыка Г. Петербургский. 

  • «В землянке»  Музыка К. Листова, стихи А. Суркова.

  • «Катюша» слова М. Блантера, музыка М. Исаковского.


Зрительный ряд (репродукции картин и плакатов):

  • Плакат “Родина-мать зовет!” И.М. Тоидзе

  • “Подвиг А. Матросова” К. Герасимова

  • Агитплакаты времен Великой Отечественной войны

  • Презентация на мультимедийном проекторе “Песни войны и о войне ”

  • Видеоролики «Хроника военных лет» 

Литературный ряд: 

Сообщения об истории создания песен «Священная война» музыка Ал. Александрова,

слова В. Лебедева-Кумача , «Синий платочек» слова Я. Галицкий , Музыка Г. Петербургский,

«В землянке»  Музыка К. Листова, стихи А. Суркова, «Катюша» слова М. Блантера, музыка

М. Исаковского.




1. С.И.Ожегов «Толковый словарь»

2.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».

И другие словари.

  1. Патриотизм   Словарь Ушакова

ПАТРИОТИ'ЗМ -Любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.

  1. Патриотизм.   Общественные науки

Патриотизм - любовь к Родине, преданность своему отечеству, своему народу. Идеология Любовь.

  1. Патриотизм   Безопасность

Патриотизм (от греч. patris - родина) - любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.

  1. Патриотизм   Брокгауз и Ефрон

Патриотизм, любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации (см). Чувства привязанности к родине и родному народу.


Вывод: «Песни которые говорят о любви к Родине, преданности своему отечеству,

своему народу называют патриотическими»




Для решения поставленной проблемы ребятам предлагается видеоряд. Дети смотрят сюжеты по теме: «Песни Великой Отечественной Войны»


План -конспект урока.

Музыкальное приветствие.


Прежде чем мы начнем урок я хочу посмотреть с каким настроением вы пришли сегодня. У вас на столе лежат нотки: красные –я готов петь и отвечать, желтые- я готов отвечать, синие- я готов слушать.


Слайд 1


Учитель: Ребята, а вы знаете сколько сейчас стоит телефон, а джинсы.

А сколько стоит любовь к Родине, любовь к матери.

А кто такой патриот?


Учитель: Прежде чем мы ответим на это вопрос, давайте разберёмся в значении слова патриотизм.

На ваших столах есть толковые словари. Найдите, пожалуйста, значение слова.

Ученики дают определение слова из разных словарей.

Учитель: Какие же песни называют патриотическими?

Слайд 2

Ученики: «Песни которые говорят о любви к Родине, преданности своему отечеству, своему народу поднимают дух и дают силу, называют патриотическими».


Как вы думаете, о чем мы свами будем говорить на уроке? «О силе патриотической песни»


Учитель: Великая Отечественная война. Это тяжелое время для нашего народа. Это невозможно позабыть, сколько бы лет не прошло. Отношение к событиям Великой Отечественной войны отражалась и в музыке, непосредственно в дни событий и послевоенное время.

Слайд 3

Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и музыка?

- В чём сила патриотической песни?

На эти вопросы мы дадим ответ на нашем уроке.

Учитель: Более 77 лет отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу.

Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песня.

“Когда говорят пушки, молчат музы – гласит поговорка. Но поэзия воюющего народа опровергла ее. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли на фронт”. Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. Многие из них имеют к тому же интересную историю своего появления на свет.

О песнях, ставших памятниками военных лет, об их авторах, об истории их создания мы поведем наш рассказ. Сколько замечательных песен пелось в те суровые годы!

Слайд 4

Хор Александрова на Белорусском вокзале.

Для одних война – воспоминание, для других – история. Но нет равнодушных людей, когда слышат “главную песню Великой Отечественной войны”, написанную поэтом Василием Лебедевым-Кумачем и композитором Александром Александровым.

1-й ученик “Священная война” – это песня-воин, песня-полководец”. Ее слова были опубликованы в газете “Известия” через два дня после начала войны – 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

2-й ученик.

Участник хора, который исполнял песню “Священная война” на Белорусском вокзале Юрий Емельянов вспоминает: “В зале ожидания на вокзале было большое скопление народа, и когда хору настало время исполнять песню, в душе закралось сомнение – можно ли выступать в такой шумной обстановке? И вот взмах руки композитора, хор начинает петь – зал затихает… С первых же тактов было понятно, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали как при исполнении гимна. На суровых лицах солдат волнение и слезы. Песню требовали повторить пять раз подряд! – пели мы “Священную войну”.

3-й ученик.

С этого дня песня прошла долгий и славный путь. Она была “взята на вооружение” нашей армией, всем народом. Ее пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу врага. В те суровые военные годы каждое утро после боя Кремлевских курантов по радио звучала “Священная война”. Но и сегодня ее нельзя слушать без волнения. Она напоминает нам о небывалом мужестве советских людей.

Слайд 5

Звучит песняСвященная война” + видео


Учитель: Какие чувства вызывает у вас эта песня? К чему призывает это произведение?

Слайд 6

Портреты авторов песни «Синий платочек»

Учитель: Песни военных лет… Музыкальная летопись войны. В них отразились многие страницы военных лет: героические и патриотические, лирические и трагические. Зачастую маленький атрибут женской одежды становился героем песни, а для солдата самым дорогим предметом напоминавшим о любимых людях.

Ученик В сентябре 1939 г. во Львов приехали музыканты популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Яков Галицкий, поэт и драматург, тут же, в зале набросал несколько строк в своем блокноте, слушая нежную мелодию вальса: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь ласковых, радостных встреч…»
После концерта композитор и поэт встретились. «Синий платочек» очень понравился Ежи Петерсбурскому. И уже через несколько дней, песню, полный текст которой дописал Галицкий, исполнял солист оркестра Станислав Ландау.
Ученик:
Песня сразу полюбилась москвичам. Известный поэт А. Сурков в своей книге «Голоса времени» писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная…» в солдатском сердце теплятся лирические слова песенки «Синий платочек». Тут же возник и народный вариант «Синего платочка». Его слова всем хорошо известны:

Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война…

Ученик:
Но все же самым популярным оказался третий вариант песни, возникший в 1942 году.
Как-то артистка со своим ансамблем выступала в гвардейской части генерала Н. Гагена на легендарной «Дороге жизни» через Ладожское озеро. Здесь она познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта лейтенантом Михаилом Максимовым. «Узнав, что я пишу стихи, – вспоминал Максимов, – Шульженко попросила меня написать новый текст «Синего платочка». «Песня популярна в народе, – сказала она, – у нее приятная мелодия. Но нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом».
Ученик:
Предложение взволновало молодого журналиста. Он никогда не писал песен. Однако отказать Клавдии Ивановне не смог и работал над текстом всю ночь. «Мне сразу понравилась песня, простые, берущие за душу слова, – говорила потом певица, – у каждого из защитников нашей Родины есть своя родная женщина, самая близкая, любимая и дорогая, за горе и страдания которой он будет мстить врагу». Так появились новые строки.
Слайд 7

Звучит песня «Синий платочек» + видео


Учитель: Какие чувства вызывает у вас эта песня? О чём говорит это произведение? Запишите свои чувства в таблицу



Учитель: Зачастую песни рождались случайно. Так и произошло с любимой и часто исполняемой в

наши дни песней «В землянке»

Слайд 8

Портреты авторов песни «В землянке»


Ученик: У знаменитого стихотворения Алексея Суркова «Бьется в тесной печурке огонь..» есть посвящение: Софье Кревс.

Поздней осенью 1941 года Сурков вместе с воинами принял бой в двадцати километрах от Москвы. В минуты передышки поэт решил написать:


Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в земляне гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Ученик:

Письмо было адресовано только одной женщине, и его прочесть должна была только она. Но вышло так, что стихи узнали другие. И произошло то же, что и с «Синим платочком», и с «Вечером на рейде»: стихи стали переписывать и посылать домой как «свои» (их, конечно, не «присваивали», но как раньше грамотеи писали за тех, кто не мог написать сам, так теперь поэты дали фронтовики слова, которые у тех были в сердце, но не находили точного выражения). Это так важно было - донести до родного дома чувство верности и надежды!

И в начале 1942 года Константин Листов написал на эти стихи музыку, и эта песня «В землянке» стала очень популярна.



Слайд 9

Звучит песня «В землянке» + репродукции


Учитель: Какие чувства вызывает у вас эта песня? О чём говорит это произведение? Запишите

Свои эмоции в таблицу.


Очень популярна была и остается сейчас веселая песня «Катю́ша».

Автор музыки — Блантер Матвей Исаакович,

автор слов — Михаил Исаковский

Слайд 10

Портреты авторов песни «Катюша»


Слайд 11

Фотографии: «Солдаты на привале», миномёт Катюша


Ученики Исполняют песню

Учитель: Казалось бы, тяготы и страдания военного времен не оставляют места для шуток и смеха... И тем не менее шутка всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою...

Ведущий 2. Песни и юмор были необходимы солдатам на войне и в походе, и на привале. Даже в бою они вдохновляли бойцов, позволяли в минуты отдыха сделать передышку, а в решительные минуты мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.

Ведущий 1. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на её мелодию неоднократно сочинялись новые слова, самими бойцами, прямо на привале. Песня становилась ещё ближе, ещё нужнее. (ролик переделка)

Учитель: Какие чувства вызывает у вас эта песня? Запишите определения в вашу таблицу.

Учитель: Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение называет песнями отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые не лежали в окопах, не мерзли в землянках, не ходили в атаку. Они родились после 1945 года.

Учитель: Почему и после войны люди пишут о ней, снимают фильмы?

Учитель: Главная мысль, которую несут после военные песни, – об ответственности сегодняшнего

поколения за будущее, за судьбы всего мира.

(Люди помните-песня)

Учитель: Мы живем на священной земле Волгограда, на территории нашей школы находится памятник воинам –защитникам.

Будущее страны во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину. Вы сделаете нашу страну крепкой и могучей, если будите любить своих друзей и близких, не будите ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, и не будем забывать, что мы с вами-Россияне, народ очень мудрый, терпеливый и добрый.

Многие из нас говорят: «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А право надо завоевать своим трудом, отличной учебой. Любить Родину- значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у родины праздник, и страдать, когда Родине тяжело. И главное-беречь Родину! (Матушка- Россия в чем же твоя сила).

Слайд 14

Учитель: Прослушав маленькую часть патриотических песен мы попытаемся ответить

на вопрос, который поставили в начале мероприятия.

– Для чего нужна в тяжелое время для страны, людей – песня?

- В чём сила патриотической песни? (в чувствах, которые она вызывает у людей. Эти чувства руководят поступками человека.)

– Какие чувства вызывает патриотическая песня? Выберите слова, относящиеся к нашей теме «Патриотическая песня».

(Чувства – патриотические, героические, лирические, трагические, верности и надежды, личные, общечеловеческие.)

Изменилось ли ваше отношение после нашего урока к патриотическим песням?

Но наша картина не закончена, перед вами лежат разноцветные салюты красный- надо учить патриотические песни, желтые-их можно просто послушать, а белые – это уже не актуально.


(Посмотрите какая красивая картина у нас получилась)

Запомните такие важные слова: Живешь в мире – не забывай о войне


Учитель: Еще древние греки называли песни самым мощным оружием, потому что они своим ритмом и гармонией проникают в самые сокровенные глубины человеческой души. И сегодня ученые подтвердили это интуитивную догадку наших предков.


Священная война»

«Синий платочек»

«В землянке»

«Катюша»

«Россия, Россия в чем же твоя сила»




























8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!