Предметные: познакомить учащихся с творчеством С.Т.Аксакова; ввести учащихся в художественный мир сказки, показать её сходство и различие с народной сказкой; | Метапредметные Регулятивные : формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке; Познавательные: анализировать художественный текст, выделять в нём основную мысль, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста; составлять ответы на вопросы; Коммуникативные: находить ответы на вопросы на основе художественного текста. | Личностные Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; Формировать систему нравственных ценностей (любовь к природе, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни); проявлять интерес к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова. |
Организационный момент.
Мотивация к творческому труду. Формирование личностных УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к получению знаний.
Ответы учащихся. - Человек прекрасен своей душой. -Главное в человеке – его душа и сердце. - А мне кажется, что важно, как ты относишься к старшим и близким людям.
- Важно в человеке разглядеть его внутреннюю красоту. Учащиеся формулируют цели урока. - Мы узнаем, кто такой Аксаков, какую сказку он написал, чем литературная сказка отличается от народной, узнаем, кто является главными героями его сказки. Актуализация знаний и постановка проблемы ( Стадия вызова.) | Светлячок, герой одного мультфильма, не раз говорил своим лесным зверюшкам: «Давайте, друзья, улыбнемся друг другу. С улыбкой любая дорога легка». Давайте и мы, ребята, улыбнемся и с хорошим настроением и добрыми мыслями начнём наш урок.
На доске слова С.Т.Аксакова: «Важно не то, что снаружи, … (а то ,что внутри») Ребята, как бы вы продолжили эту фразу?
Откроем продолжение этого предложения. «Важно не то, что снаружи, … а то ,что внутри». А как вы понимаете слова «а то, что внутри?»
- Как вы думаете, чему мы научимся на этом уроке, что нового узнаем? Да, вы правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством С.Т.Аксакова ,покажем сходство и различие его сказки от народной, рассмотрим на материале сказки стремление писателя донести мысль, что важно формировать систему нравственных ценностей (любовь к природе, красоту человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни).
|
Сообщение подготовленного ученика (Познавательные УУД) С.Т. Аксаков родился 1 октября 1791 г. в Уфе в небольшой, но старинной дворянской семье. Его отец, Тимофей Степанович Аксаков, мать - Марья Николаевна. Это была очень красивая, умная, образованная женщина, деятельная и энергичная. Сына по воле деда назвали Сергеем в честь Сергия Радонежского–великого народного подвижника. Светло и радостно вошёл Сергей в жизнь, и все как-то необыкновенно радовались ему, словно знали, какого человека они встречают. В поэтической душе маленького Сережи - будущего писателя - плавно соединились положительные качества его родителей: глубокое понимание, чувствование природы, любовь к литературе, искусству. От отца к нему перешло еще одно увлечение - лодка, удочка. Его увлекала рыбная ловля, охота, собирание ягод, дальние прогулки в лес. Серёжа Аксаков был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи». Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение. Дальнейшее воспитание и образование С . Т . Аксаков получил в Казанской гимназии. Там он провел всего три с половиною года. Втайне от всех он начал писать там небольшие заметки. В 1804 году в Казани открыли университет. В числе первых студентов был 14 летний Сергей Тимофеевич Аксаков.. Аксаков пробыл в университете до 15 с половиной лет, но эти полтора года много значили в его развитии. В 17 лет Сергей Тимофеевич вместе с семьей переехал в Петербург, где стал работать переводчиком в комиссии составления законов, там же произошло его первое сближение с литературными деятелями того времени. Они много беседовали о литературе, театре, живописи. В 1811 году Аксаков оставил службу в Петербурге и вскоре переехал в Москву. В 1834 году Аксаков купил под Москвой имение Абрамцево, оно служило ему местом отдыха и труда. Московский дом Аксаковых был всегда гостеприимным и хлебосольным. Семья писателя была многодетной, у него было десять детей. Их воспитанию Аксаков всегда уделял много внимания. С.Т. Аксаков вошел в историю литературы, как большой знаток и ценитель сокровищ русского языка.
Работа на листочках Особенности народной сказки: 1. Композиция сказки: зачин, основная часть, концовка 2. Повторы 3. Простой язык 4. Волшебные числа 5. Простой сюжет 5. Отсутствие авторской оценки
|
- Ребята, а что вы знаете об Аксакове, авторе сказки «Аленький цветочек», о его читательской манере?
-Чем литературная сказка отличается от народной? Эта сказка очень близка к народной. -Какие элементы народной сказки встречаются в сказке Аксакова? -В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. -Для литературной сказки характерно углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей. -Для литературной сказки свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир.
*У любой литературной сказки, как правило, есть народный источник. Сказку «Аленький цветочек» писатель Сергей Тимофеевич Аксаков услышал в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом уже взрослым: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать. Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой.
Чтобы проверить, насколько вы внимательно читали дома текст сказки «Аленький цветочек», отгадаем кроссворд. | 1 | т | р | и | д | ц | а | т | ь | | | | | | | | | | | 2 | в | е | н | е | ц | | | | | | | | | 3 | н | е | в | и | д | а | н | н | ы | е | | | 4 | я | в | с | т | в | а | | | | | | | | | 5 | з | а | п | о | в | е | д | н | ы | й | | | 6 | м | у | р | а | в | ч | а | т | ы | й | | | | | | | 7 | ж | е | л | е | з | о | | | | | | | 8 | б | е | с | е | д | к | а | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1.Сколько лет добрый молодец был в облике чудовища? 2.Какой гостинец привёз отец для старшей дочери? 3.Какие птицы жили в прекрасном саду? 4.Название угощений в царстве чуда морского? 5.Каким был Аленький цветочек для чудища? 6.Название пригорка, на котором рос Аленький цветочек? 7.Каким металлом окованы сундуки купца? 8.Любимое место отдыха младшей дочери во владениях чудища?
|
(Стадия осмысления)
Работают в группах, опираясь на напечатанные задания, быстро отвечают на вопросы. -Жил купец, и у него было три дочери. - Старшие дочери были жадными и завистливыми. -Настенька была доброй, отзывчивой дочерью, она умела сострадать.. - Потому что у неё была добрая душа. Снять проклятие помогла любовь.
Опираясь на текст сказа, интуитивно объясняют значения слов. Познавательные , Коммуникативные УУД.
Работают в парах, формулируют, опираясь на начальные слова, вопросы репродуктивного и познавательного характера. Записывают вопросы, затем отвечают. - Три сестры; купец; чудище; - Он был честным, известным и очень любил своих дочерей; - Его полюбила младшая сестра. - За его душу, доброту. - Старшие сестры были жадными, очень любили наряды и украшения, завистливые.
- Его честность. «Зверь лесной, чудо морское… и записки с него заручной не взял».
- Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души. -. Купец был честным, известным и очень любил своих дочерей. - Старших волновало - не потерял ли он своего богатства великого. - старшие дочери были жадными, корыстными, бездушными. |
Для дальнейшей работы мы разделились на группы, у каждой группы будет своё задание.
-1 группа -- Что узнаем мы о героях? 2 группа. – Что вы можете рассказать о дочерях? - Как происходит встреча купца с чудищем заморским? 3 группа: - Чем Настенька отличалась от своих сестер? 4 группа. - Почему чудовище полюбило Настеньку? Что помогло снять проклятие?
Текст наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки. (внимание на экран) 1. Лексическая работа (Шкатулка) - Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие. /Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение/
Разговорные и просторечные слова из сказа | Синонимы из современного литературного языка | Пригорок муравчатый | поросший мягкой и сочной травой | Яства сахарные | Еда,кушанья | Челядь дворовая | Слуги, дворовые | Если середович – будь мне дядюшка | Мужчина средних лет | Опочивать легла | Спать легла | Паче зеницы ока | сохранять, беречь, больше, чем глаза. |
А сейчас перед вами наши герои: Чудовище и Настенька. Возможно, у вас возникли какие-либо вопросы, задайте их героям. Первый вариант задает «тонкие» вопросы, второй – «толстые». «Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы | Назовите главных героев. Что вы можете сказать о самом купце? Что помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского? За что же полюбила девушка чудище? Какое мнение у вас сложилось о сестрах ? - Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?
|
Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?
| «Толстые» вопросы -Почему купец хотел вернуться домой? Он что, хотел отправить вместо себя одну из своих дочерей? -Какую черту характера подчеркивает автор? - Прочитаем отрывок из сказки вслух. / Ученик читает с листа/ “Лучше мне с дочерьми повидаться, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому”. - О каких качествах купца можно судить из этого отрывка? –Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? -Как отреагировали старшие дочери на рассказ отца и на предложение спасти его ?
- Какой можно сделать вывод о старших дочерях?
|
Формирование личностных УУД: - Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.
- Аленький цветочек – символ настоящей любви. Она раскрывает душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз красоту. Под её воздействием человек преображается. - В человеке главное - его душа, а любовь способна победить зло.
Домашнее задание: задание по группам.
| - О чем главном рассказал С.Т. Аксаков в этой сказке? - Как вы поняли, в чем смысл сказки? - Какую народную мудрость передает нам, читателям, Сергей Тимофеевич Аксаков?
Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека. Задание для групп: составить синквейн по сказке. Что понравилось, запомнилось, о том и напишите. Тема любая Составим синквейны по данному произведению.(Образец) Настенька Добрая, заботливая Помогает, заботится, любит Полюбила чудище Доброта | Чудище Страшный, несчастный Любит, заботится, верит, Превращается в принца Любовь |
Аксаков нарисовал нам в лице Настеньки прекрасного человека, у которого доброе сердце, красивая душа.
|