СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В чём смысл жизни для Мцыри? Тема и идея художественного произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В чём смысл жизни для Мцыри? Тема и идея художественного произведения.»

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой»



Цель: Продолжить обучение анализу художественного текста.

Задачи:

Образовательные :

1. Продолжить изучение поэмы « Мцыри»

2. Дать характеристику Мцыри как романтическому герою.

3. Определить способы раскрытия образа главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

4. Продолжить обучение работы с текстом художественного произведения.

Развивающие:

1. Развивать мышление, умение решать поставленную проблему, обобщать, делать выводы.

Воспитательные

1 Воспитывать интерес к творчеству поэта.

2 Воспитывать любовь к Родине, помочь осознать понятия, что без родины нет для человека ни свободы, ни счастья.



Тип урока: проблемный урок, аналитическая беседа;

Оборудование: текст поэмы

Пути анализа произведения: проблемно-тематический, анализ образа главного героя, художественных средств.

Приемы и методы изучения материала: беседа, метод творческого чтения, анализ.

Ход урока

(Эпиграф к уроку)

…Что за огненная душа,

Что за могучий дух,

Что за исполинская натура у этого Мцыри!

В. Г. Белинский

1. Проверка домашнего задания.

Учитель: На дом вам было дано задание: найти в тексте поэмы лирические отступления. Кто справился с заданием? Для чего же они нужны?

Лирические отступления, описывающие природу, пейзаж - неотъемлемая часть романтического произведения

Позволяют понять авторскую позицию, замысел)

Вступительное слово учителя:

На прошлом уроке мы начали знакомство с поэмой «Мцыри», написанной в 1839 году.

Учитель: Какой вывод мы сделали на прошлом уроке?

Ученик: Поэма Лермонтова - это романтическое произведение, в основе сюжета которого лежит традиционная романтическая ситуация-бегство из неволи. Учитель: Сегодня на уроке мы проанализируем образ главного героя. Подумаем и над тем, актуальны ли сегодня проблемы, затронутые почти 2 века назад Лермонтовым.

Кто же не доволен жизнью, кто бежит из неволи? – Мцыри.

По-разному оценивают этот образ литературоведы и критики:

  1. Мцыри – это герой с демоническими чертами. ( Н. Котляровский)

  2. Мцыри – христианин, который исповедуется перед смертью. (А. В. Моторин)

  3. Мцыри –это «естественный человек» с цельной и страстной натурой. (Ю. Манн)

А вот какую оценку ему дал великий русский критик 19 в. Виссарион Григорьевич Белинский, запомните это имя, в 9 классе вам предстоит познакомиться с ним.

( читаю эпиграф).

Учитель: Согласны ли вы с этим высказыванием критика о характере Мцыри? Докажите или опровергните высказывание, аргументируя ответ примерами из текста.

- ответы учеников.

2. Беседа по тексту.

Учитель: Какова же главная страсть героя?

Ученик: Стремление жить полно в мире борьбы и свободы на далёкойлюбимой родине.

Учитель: Скажите, а что такое свобода?

-ответы учеников

Учитель: Каждый понимает свободу по-своему. А что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.

А) Давным-давно задумал я В) Я мало жил, и жил в плену,

Взглянуть на дальние поля, Таких две жизни за одну,

Узнать, прекрасна ли земля, Но только полную тревог,

Узнать, для воли иль тюрьмы Я променял бы, если б мог.

На этот свет мы рождены.

Б) Мою пылающую грудь Г) …Я цель одну

Прижать с тоской к груди другой, Пройти в родимую страну

Хоть не знакомой, но родной. Имел в душе.

Ученик: Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

Учитель: О какой характерной черте романтизма мы можем здесь говорить?

Ученик: Романтический герой – бунтарь, враждующий с миром или обществом, часто непонятый им.

Двоемирие (мир реальный и идеальный).

Учитель: Что же увидел Мцыри на воле, что узнал о жизни во время своих скитаний? Проанализируйте их.

Ответ: (цитаты из гл.6,9,10,11)

Учитель: Кто может сделать вывод?

Ученик: Его поражает богатство и многообразие природы. Серые «мёртвые стены монастыря противопоставлены живому миру. В этих строчках чувствуется его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней. Ребята, мы с вами понимаем, что пейзаж в поэме играет большую роль.

Учитель: Что можно сказать о человеке, который так воспринимает природу?

(Прочтите описание утра. Гл.11 –от слов « Кругом меня…//до слов

Я в нём глазами и душой тонул»)

Ученик: С этого утра начинается для Мцыри познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Поэтически возвышенная душа позволяет Мцыри сравнить вольную жизнь с раем. Перед смертью это сравнение приобретает ещё более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов «рай вечности» променять на осуществление своей мечты.

Учитель: Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?



- А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев) –

.Учитель: Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?

Он был, казалось, лет шести.

Как серна гор, пуглив и дик.

И слаб и гибок, как тростник,

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов. …



…Даже слабый стон из детских

губ не вылетал …

И тихо, гордо умирал.

Бродил безмолвен, одинок



Вывод. Черты, заложенные природой: могучий дух, гордость, сила воли.



– Сопоставьте цитаты, подберите синонимы:

“Могучий дух его отцов” (сильный, смелый);

“Душой дитя” (чистый, беспомощный, неопытный);

“Судьбой монах” (божий человек, чистый).

Учитель:

А какие же художественные средства выразительности речи использует поэт, рисуя своего героя?

Ответ: Гиперболы (гл.8). Они говорят о широте натуры, о стремлении к свободе, о независимости.

Метафоры (гл.3,15) Показывают стремление к воле, говорят о силе характера.

Сравнения (гл.9,21) Говорят о слиянии с природой.

Эпитеты ( во многих главах) говорят о стремлении к свободе.



Учитель: Оказывается, что портрет Мцыри создать почти невозможно. Эпитеты очень разные, не поддаются образному восприятию, только чувственному.

Вывод. Учитель: Богатство изобразительно - выразительных средств поэмы находится в тесной связи с богатством внутреннего мира героя. Но если у героя богатый внутренний мир, этого ещё недостаточно, чтобы назвать его романтическим героем. Герой должен совершать поступки, должен действовать.

Учитель: Что же успел совершить Мцыри на воле?

Ученик: (занесём в таблицу).



Черты характера

Цитаты (одна – две)

Бегство из монастыря, попытка

Встреча с грузинкой

Бой с барсом

1.Бегство из монастыря, попытка Это дало пьянящее чувство свободы.

найти дорогу домой.

2. Встреча с грузинкой. Вызвала «сладкую тоску», желание

любить и быть любимым.

3. Бой с барсом. Мцыри познал счастье борьбы и

восторг победы.

Учитель: Все эти переживания Мцыри можно объяснить одним словом. Каким?

Ученик: ЖИЗНЬ! . В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Учитель: Какое привычное слово, а что же значит оно для Мцыри?

Ученик: Это значит находиться в постоянном поиске, в тревоге, бороться и побеждать, а главное - испытывать блаженство «вольности святой».

Учитель: В этих переживаниях и раскрывается характер романтического героя. Таков Мцыри!

Почему же погиб Мцыри? Ответить на этот философский вопрос вам поможет игра « Незаконченное предложение»



Истоки трагедии Мцыри –это условия _________________________________________. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его ______________________и

привели к_________________________.

Его последнее предсмертное желание – ___________________________________________.

Это не примирение, а победа: жизнь обрекла его на ________________________, а три дня воли дали_________________________. Поэтому его гибель вызывает _____________________ за Мцыри.

Обстоятельства, в которых оказался Мцыри с детства лишили его связи с людьми, с родным домом – эта неудовлетворённость жизнью и привела его к гибели.

Учитель: Какова последняя просьба главного героя?

Ученик: ( Когда я стану умирать,

И, верь, тебе не долго ждать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста…

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт…)



Учитель: Почему же, несмотря на гибель героя, поэма не кажется нам мрачной, исполненное отчаяния и безнадёжности?

Ученик: Гибель Мцыри нельзя назвать поражением и смирением, он боролся, хотел изменить жизнь, сумел узнать, что такое свобода; испытал счастье борьбы и радость слияния с миром.

Учитель: Эти выводы и позволяют назвать Мцыри романтическим героем.Личность Мцыри многогранна , так как впитала в себя картины родной природы.

Мцыри-отражение свободолюбивых идей самого Лермонтова.



Литературная игра.

"Жёлтая шляпа" - похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.

"Чёрная шляпа" - отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.

"Зелёная шляпа" - судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.

"Красная шляпа" - вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.



Мозговой штурм (идея создания оригинального памятника Мцыри)



Сегодня мы завершаем разговор о произведении, написанном немногим менее двух веков назад. А сегодня, в нашем прагматичном 21 веке новых технологий, есть ли сегодня место проблемам и чувствам, о которых размышлял Лермонтов?

-ответы учеников

Домашнее задание.



1. Отрывок наизусть. Выразительное чтение (необходимо проанализировать, передать все чувства, эмоции). Отрывок должен быть логически и по смыслу закончен. Объем: не менее 26-30 строк.

Какими романтическими чертами обладает Мцыри?

Предполагаемые ответы.

1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы. 
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие. 
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один. 
4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. 
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя. 

-  Составление синквейна по теме «Мцыри»

Пример.  

Мцыри

Свободолюбивый, страстный,

Страдает, мечтает, борется,

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.

Синквейн «Мцыри».

 Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

  5. Домашнее задание: 1. Изучить соответствующий раздел учебника.

                                     2. Письменно ответить на вопрос: «Что                        
                                        привлекает меня в характере Мцыри?

Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).
Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов.

Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.

Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри – жертва цивилизации.

Почему поэма имеет открытый финал?

Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя.
У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…»

2. Подготовка к восприятию. Притча.

Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.

Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал: 
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?

Король рассмеялся: 
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу. 
- А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.

Помолчав, король ответил: 
- Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку. 

3.  Запись  темы. Цели урока-путешествия.

-знание понятий «поэма», «романтизм»,  биографических сведений о М.Ю. Лермонтове, развитие умений анализировать   стихотворные произведения.

Ребята! Работать вы будете в группах (2).

4.   Путь на Кавказ. Знакомство с М.Ю. Лермонтовым. (Просмотр видео).

5. «Горное препятствие».

1.Что такое поэма?

Поэма-крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом.

2.Что такое романтизм?

Романтизм — литературное направление, которое появилось в Западной Европе в конце XVIII века. Русский романтизм – это конфликт личности с действительностью, обществом и мечтой, желанием.

3.Мцыри – это?

Мцыри – это отшельник, монах.

6. «Литературная тропинка».

Я ждал. И вот в тени ночной

     Врага ____________он, и вой (почуял)

     Протяжный,_________ как стон (жалобный)

     Раздался вдруг... и начал он

    __________ лапой рыть песок, (сердито)

     Встал на ______, потом прилег, (дыбы)

     И первый _______скачок ( бешеный)

     Мне страшной смертью _______... (грозил)

7. «Литературный поединок».

Дискуссия : Свобода Мцыри. Свобода  монахов.

8. Физминутка.

9. Синквейн «Мцыри».

 Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

10. «Тестовый спуск».

1.  Определите жанр произведения.

   А) баллада                     В) поэма-исповедь С) элегия                         Д) притча

2. Что можно назвать символом свободы в поэме?

   А) степь            В) барса   С) Кавказ                                  Д) девушку-грузинку

 3.  Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?

   А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

   В) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

   С) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю

   Д) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

 4.  Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.

   А) анапест                          В) амфибрахий  С) дактиль                           Д) ямб

 5.  Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

А) побег из монастыря     В) бой с барсом С) встреча с грузинкой       Д) гибель Мцыри

    

1.В. 2. С.   3.Д. 4. Д. 5.В.