Предмет: литературное чтение | Тип урока: закрепление |
Тема урока: | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке. Составление плана сказки.» 2 урок |
Цель содержательная: | Продолжить изучение литературной сказки Городок в табакерке. |
Цель деятельностная: | Формирование у учащихся умений реализации новых способов действий |
Задачи | 1) создать условия для знакомства с творчеством В. Ф. Одоевского, с историей создания сказки «Город в табакерке» 2) расширять кругозор обучающихся; 3) воспитывать чувство патриотизма. |
Основное содержание темы, термины и понятия: сказка, виды сказок |
Личностные результаты -проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание школьниками меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; -ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно; -составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца. Познавательные УУД: -перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить сходство и различие между былиной и сказкой; -находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат. Коммуникативные УУД: - оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; -сотрудничать с другими , договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других. Предметные умения: познакомятся с творчеством В. Ф. Одоевского и содержанием сказки «Город в табакерке»; научатся: объяснять значения новых слов, пересказывать основное содержание произведения, определять признаки народной сказки в литературной сказке, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения; |
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Ресурсы | Учебник «Литературное чтение» 1 часть, 4 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, компьютер, медиапроектор. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Урок литературный, а мы народ культурный. На уроке не лениться, всем работать, отвечать, Ну, а мы сегодня будем наши знанья пополнять. Кто на «5» - в ладоши хлопнем, На «4» - ногой мы топнем, Кто на «3» - не унывай, Чаще руку поднимай. | Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя |
II. Артикуляционная разминка | - Наш урок мы начнем с РЕЧЕВОЙ РАЗМИНКИ. - Сначала прочтите сами 1 раз. - Давайте вместе прочитаем. -Кто готов прочитать очень быстро и чётко? ( вызвать 2- 3 человека) Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать, Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно, Мы будем разговаривать, И будем выговаривать Так правильно и внятно Чтоб было всем понятно. | Отвечают на вопросы Работают над речевой разминкой |
III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? - К какому жанру относится это произведение? - Как понять, что сказка литературная, а не народная? - Кто же автор литературной сказки «Городок в табакерке?» | («Городок в Табакерке») (Это литературная сказка) ( У литературной сказки есть конкретный автор, она не подлежит никаким исправлениям, в содержании сочетается действительность и вымысел, чувствуется явная позиция автора. А народная сказка передавалась из уст в уста, у неё нет единого автора, может иметь много вариантов). (Автор– Владимир Фёдорович Одоевский) |
V. Этап построения проекта выхода из затруднения | - Сегодня на уроке мы продолжаем работать с произведением В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». - Какие цели вы поставите перед собой на уроке? - Сегодня мы продолжим изучать это произведением, будем открывать для себя новые знания. | продолжить подробно знакомится с произведением, героями. |
VI. Этап реализации построенного проекта | В руках учителя музыкальная шкатулка. Она открывает крышку шкатулки, включается музыка. - У меня в руках шкатулка, Музыкальная она Ах как музыка играет, В ней так много волшебства. - О чём же пойдёт наш разговор, вы догадались? - Правильно. Как называлась музыкальная шкатулка в сказке? | (О музыкальной шкатулке.) (Табакерка) (Ответы детей) |
VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Словарная работа - Поработаем над лексическим значением слова «табакерка». Как вы поняли, что это за предмет? - Где мы можем найти правильное лексическое значение интересующего нас слова? - Я для вас принесла из библиотеки толковый словарь. Так давайте же обратимся к нему за более полным разъяснением, что же такое табакерка. - Где ещё в современном мире мы находим интересующую нас информацию? Да, в интернет- пространстве есть тоже справочники, например, универсальная интернет-энциклопедия «Википе́дия» («вики»- быстрая). Обратимся к ней с тем же вопросом. (Учитель выводит на экран изображение страницы Википедии, а один ученик зачитывает значение интересующего слова). - Ребята, сказка «Городок в табакерке» была написана В.Одоевским в 1834 году. Какой это век? ФИЗМИНУТКУ Чтоб в шкатулочку попасть, Надо маленькими стать, Ну, а мы с вами большие, Вот такие, вот такие. Мы пригнёмся. Мы прогнёмся. Сядем на свои места, Глазки все закроем – Волшебство устроим. Внутрь с вами попадем, И, конечно, все поймем… Открываем, смотрим вниз, Вверх все глазки поднимаем. Жмурим сильно, разжимаем… Прямо в сказку попадаем! | (Ответы детей) (В толковом словаре) (С.И. Ожегова, В.Даля…) (1 ученик ищет и зачитывает значение слова «табакерка» в словаре С.И. Ожегова). В интернете 19 век |
VIII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | -Сегодня мы с вами разделим сказку на части, составим план к ней. Будем учиться пересказывать. Чтение цепочкой *Чтение с остановками. - Как вы думаете, почему папенька именно так назвал этот городок? - Как вы думаете, какие чувства возникли у Миши, когда он смотрел на табакерку. Предположите, о чём мог мечтать? - Как вы думаете, что произойдёт дальше? - Какое впечатление у вас сложилось о мальчике Мише. Почему? - Как вы думаете, что ему ответит мальчик – колокольчик. как он ему это объяснит? - Что произойдёт дальше, пофантазируйте? - Продолжим чтение сказки приёмом «Бросок-засечка». Самостоятельная работа: ответьте на вопросы: Как звали автора сказки? а) Владимир Иванович Одоевский б) Александр Сергеевич Пушкин в) Владимир Фёдорович Одоевский 2. Кто не является героем произведения? а) молоточек б) колокольчик в) винтик 3. Из чего была сделана табакерка? а) из черепахового панциря б) из золота в) из папье-маше 4. При изучении какой науки могут пригодиться полученные сегодня знания? а) механика б) биология в) астрономия | Демонстрация знаний, умений. Принятие учебной задачи. Восприятие информации. Слушают. Фантастическое – Миша попадает внутрь табакерки и знакомится с жителями городка Динь-Динь. Реальное – папа принес музыкальную шкатулку, Миша слушал музыку, уснул и увидел городок во сне |
IX. Этап включения в систему знаний и повторения | -Достигли цели урока? Докажите. -Творчество какого писателя изучали на уроке? -Какое произведение читали? -Какова его основная мысль? -Можно ли сказать, что эта сказка научная? Какие научные знания мы получили, читая сказку? (Как устроена музыкальная шкатулка) -Какая наука упоминается в сказке? (Механика) - Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Но наша работа над этой сказкой не закончилась и на следующем уроке мы продолжим. | подводят итоги урока |
X. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | «Пожелание себе» | Высказывания детей |
XI. Домашнее задание | Разделить текст на части и озаглавить | записывают задание |