СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка выполнена в виде технологической карты и соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки.»

урок по литературному чтению в 3 классе.

Тема урока: В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки.

Тип урока: комплексное применений знаний и умений.

Цель: развивать умения раскрывать особенности литературной сказки в сопоставлении с народной сказкой.

Задачи: способствовать развитию читательского умения сравнивать произведения, близкие по жанру, теме; совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей; содействовать раскрытию нравственного смысла сказки

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского;

научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Метапредметные:

познавательные: осознают сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры;

регулятивные: выбирают вместе (в группе) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно (в группе) критерии оценивания результатов; анализируют причины успеха/неуспеха с помощью знаковой системы;

коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят диалог в группе, задают вопросы; высказывают своё мнение.

Личностные:

оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение», картинки с изображением Мороза Ивановича, Рукодельницы, Ленивицы, карточки с пословицами, таблица для сравнения, таблица оценивания.



Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Здравствуйте, ребята! Просыпается солнышко, оно улыбается вам. Улыбнитесь и вы ему, друг другу и мне.

Предлагаю нам вместе прочитать девиз урока: СЛАЙД 2.

«Воля и труд дивные всходы дают.»

- Как вы понимаете эти слова?

- Предлагаю вам тоже поработать усердно, ведь за каждый правильный ответ я вам буду раздавать снежинки, а после урока и вы посчитаете свои так называемые «всходы».

Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя

Читают хором, объясняют смысл.

Владеют навыками психоло -гической подготовки к уроку, вежливого общения

II. Актуализация знаний.


1. Речевая разминка:

- Ребята, послушайте загадку и назовите отгадку.

Загадка СЛАЙД 3.

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.

МОРОЗ СЛАЙД 4.

СЛАЙД 5.

- Прочитайте загадку жужжащим чтением.

- Теперь хором, медленно потом быстро.

- Выразительно.

- Испуганно.

- Вопросительно.

- Счастливым тоном.

Читают загадку, записанную на доске, отвечают на вопросы.





Принимают учебную задачу.



Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют, уточняют
высказанные

мнения.

Находят ответы на вопросы

(читают вдум-чиво, понимают все слова, пред-ставляют, о чем говорится).

Осуществляют логические действия.


2. Работа над лексическим значением слова.

- Как вы уже догадались, речь у нас сегодня пойдёт о морозе. Что вы знаете об этом слове?

(Лексическое значение слова мороз, работа со словарём Ожегова)

- Где мы скоро можем встретить деда Мороза?


Высказывают своё мнение.

Один ученик читает по словарю.


Высказывают предположения.

III.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

- Это сказка народная или литературная. Почему?

- Кто автор этой сказки? (В.Ф.Одоевский)

СЛАЙД 6.

– Какие сказки мы называем авторскими или литературными?

- Литературными сказки называются так, потому что они написаны писателями. Иногда писатели обрабатывают народные сказки, и они становятся литературными.

- Так произошло и со сказкой «Мороз Иванович», которую писатель В.Ф. Одоевский написал на основе русской народной сказки.

- Мороз Иванович

Отвечают на вопросы


– Сказки, которые создали писатели.








Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа

учителя.






- О какой сказке мы будем говорить на этом уроке вы поймёте, посмотрев инсценировку с участием ваших одноклассников.

СЛАЙД 7.

Инсценировка отрывка «Морозко».

- Кто догадался, что за сказка?

- Объясните, почему сказка называется народной?

- Как вы думаете, почему я выбрала именно эту сказку?

– Сегодня на уроке мы увидим, как рождается авторская сказка из народной. Постараемся увидеть, чем они похожи и чем отличаются.





- Морозко.

- Сочинил народ, передавал из уст в уста.


Смотрят инсценировку, находят ответы на вопросы.

IV. Первичное закрепление.


1. Работа в группах

- Для начала нам нужно вспомнить содержание сказки Одоевского, которую вы должны были внимательно прочитать дома. Для этого поработаем в группах. А какая группа какое задание будет выполнять, мне поможет рукавичка деда Мороза, которую случайно он выронил.

Учитель встряхивает рукавичку с заданиями.

1 группа: распределите по порядку сюжетные картинки.

2 группа: дать характеристику литературному герою, составьте синквейн, описав Рукодельницу.

3 группа: дать характеристику литературному герою, составьте синквейк к Ленивице.

4 группа: соберите пословицы правильно и выберите из них одну, которая раскрывает основную мысль сказки.

  • Труд человека кормит, а лень — портит.

  • Под лежачий камень вода не течет.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  • Всякий человек у дела познается.

5 группа: соотнесите иллюстрацию с текстом и прочитайте её по ролям.

6 группа: написать отзыв к произведению.

Работают в группах 3 минуты. После чего, каждая группа защищает свою работу, дав подробное объяснение решению поставленной задачи.

Слушают учителя, выполняют поручения и задания учителя.










Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые средства для передачи смысла текста.



Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.

Полно и точно выражают свои мысли. Осуществляют логические действия, формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

Владеют навыками самостоятельной работы

V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)


1. Сравнение с народной сказкой «Морозко».

- Для работы над сказками нам пригодится схема- план (см. ресурсный материал).

Учитель вывешивает на доску и заполняют всем классом при помощи маркера. Также такие же таблицы лежат на столах для лучшего восприятия учениками.

Сравнивает ответы учащихся и делает вывод.

Вывод: автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро, как и в народной сказке «Морозко».

2. Работа с пословицами* СЛАЙД 8.

– Соберите пословицы:

Что посеешь... ...такова и награда.

Какова работа... ...то и пожнёшь.

Мало хотеть… …не жди добра.

Что испёк… ...надо уметь.

Сделав худо… ... то и кушай.

– Какие пословицы подходят к сказке «Мороз Иванович»?

– Ради чего Одоевский написал для нас эту сказку?

– Что могло послужить поводом для рождения этого произведения?

3. Тестирование*Предлагает выполнить тестовые задания по смарт-доске. СЛАЙД 9-24.

Отвечают на вопрос.

Высказывают своё мнение.












Выполняют задания,

отвечают на вопросы.








Выполняют тестовые

задания.

VI. Домашнее задание

СЛАЙД 25.

1. Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода.

2. Нарисовать дом Мороза Ивановича, таким, каким как он описан в сказке.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее достижения

VII. Итог урока.

Рефлексия

– Хотите ли вы ещё читать сказки?

– На следующем уроке мы продолжим изучение этого жанра.

– Чему же учит сказка Одоевского? В чём её мудрость?

– Встречались ли вам в жизни подобные истории? А люди, похожие на Ленивицу и Рукодельницу?

– Что вам помогли открыть в самих себе герои этой сказки?

- Посчитайте ваши снежинки и запишите имя и количество в таблице оценивания.

– Адресуя свои сказки детям, Одоевский стремился, чтобы в них как можно чаще встречались доброта, а не жестокость; красота, а не безобразное уродство.

Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Делают выводы и обобщения.

Формулируют ответы на вопросы.



РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои





2. Какие персонажи помогают главным героям?





3. Волшебные предметы





4. Чудеса, превращения.





5. Троекратность (повторы)





6. Автор сказки





7. Твой любимый герой






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!