Открытый урок по литературе в 6-х классах
Тема: «Славное имя России: В.Г. Распутин».
Цель: воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за свою малую Родину и ее героев.
Задачи:
Обучающие:
1) Проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несет; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
Развивающие:
1) Формировать умение анализировать текст художественного произведения.
2) Развивать коммуникативные навыки учащихся, их творческие способности.
3) Продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.
Воспитывающие:
1) Подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
2) Воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, записи на доске, карточки с заданиями, портрет писателя, словарь Ожегова.
«Чем человек умнее и добрее,
тем больше он замечает
добра в людях» (Л.Н.Толстой).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы на уроке литературы познакомимся с творчеством В. Г. Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой от своей учительницы, а также попытаемся раскрыть нравственные проблемы рассказа.
3. Рассказ об автобиографии писателя подготовленным учеником. Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье. Мать — Распутина Нина Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич. Детство будущий писатель провел в деревне Аталанка. “Детство мое пришлось на
войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Живёт и работает в Иркутске и Москве. В студенческие годы был внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки...” опубликован в 1961 году.
Распутин В. Г. отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в
детстве”. Главные слова в творчестве писателя – совесть и память.
4. Игра «Да и нет» (блиц-задание на знание биографии).
(Подготовленный ученик проводит игру с использованием ИКТ).
-Дома вы должны были более подробно познакомиться с биографией и творчеством писателя, найти интересные факты из его жизни. Сейчас вы должны ответить «да» или «нет». Вопросы касаются биографии писателя.
1. Писатель Валентин Распутин родился и вырос в деревне, в Сибири.
2. Детство провел в небольшой деревне, расположенной в низовьях реки Ангары.
3. Закончил физико-математический факультет и готовился стать учителем, одновременно занимался журналистикой (историко-филологический).
4. В начале 60-х годов появились его первые рассказы.
5. В 1973 году вышел его лучший рассказ «Уроки французского».
6. Этот рассказ он посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери Александра Вампилова.
7. Его герой – двенадцатилетний мальчик, которого мать привозит из деревни и определяет на учебу в районную школу (одиннадцатилетний).
8. Фрагментарность рассказа делает его в чем-то похожим на личный дневник.
9. Этот рассказ помог разыскать учительницу Лидию Михайловну, которая в героине рассказа узнала себя.
10. Распутин говорил о своем рассказе то, что мне многое пришлось выдумать. (там мне ничего не пришлось выдумывать, все это происходило со мной).
5. Работа с эпиграфом.
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»
(Л.Н.Толстой).
-В чём заключается смысл эпиграфа? (ответы обучающихся)
-Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.
-Что такое автобиография? (ответы обучающихся).
Автобиография – описание своей жизни.
- Сегодня мы познакомимся с новым литературным понятием - автобиографический рассказ. Обратимся к словарю Ожегова.
6. Беседа по рассказу «Уроки французского».
- Почему наш герой не жалуется взрослым?
- Какие люди встречались нашему главному герою на его жизненном пути?
(Чужая семья, трудные подростки, новые учителя и товарищи).
- Почему мальчик ввязался в игру на деньги?
(Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей – то милости или подачки он не стал).
-Какой урок мы можем извлечь из этой ситуации?
«Будь самостоятельным, заботься о себе сам, не надейся на окружающих».
Запишите первый урок Валентина Распутина.
-Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).
Чтение по ролям диалога на стр. 125 со слов «Однажды, еще в сентябре» до слов «Вот еще! – обиделся я.
- Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»?
Чтение на стр. 130 со слов «Не в склад! – объявил Вадик до слов «Настаивать на своем было бессмысленно».
-Какой урок из этой ситуации мы можем вынести? «Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь».
- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?
Прочитаем отрывок на стр. 132 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну –у – ул!».
-Какой урок из этой ситуации мы можем вынести? «Будь принципиальным, гордым, не присмыкайся!»
- Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться?
-Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома. Почему? (Хочет оградить мальчика от игры с ребятами).
7. Просмотр фрагмента фильма.
-Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма, где Лидия Михайловна играет с Володей в «замеряшки», а затем вы мне постараетесь ответить на вопросы. (Просмотр фрагмента)
- Какой предстает нам Лидия Михайловна?
- Почему она играет с мальчиком в игру на деньги?
- Каким предстает перед нами образ директора школы?
- Прав ли был директор школы в том, что осудил Лидию Михайловну?
-Как вы думаете какой урок преподала Лидия Михайловна Володе?
(Нет. Он не разобрался в ситуации. А Лидия Михайловна своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).
Запишите четвертый урок Распутина: «Будь добрым и отзывчивым, люби
людей».
8. Литературные характеристики героев. «Галерея персонажей» - работа в группах («мозговой штурм»).
-Валентин Григорьевич Распутин - мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, чтобы достаточно точно описать человека.
Сейчас мы создадим литературную галерею персонажей произведения «Уроки французского» с помощью цитат и рисунков.
а) «Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя
ребятишками» (тётя Надя)
б) «Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам». (Вадик)
в) «Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)
г) «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.» (Лидия Михайловна)
д) «… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой)
- Обращаю внимание, что в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом, в соседних абзацах. Для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы он использовал антитезу.
(Индивидуальное задание).
Антитеза — художественный приём, служащий для усиления
выразительности речи путём противопоставления понятий, мыслей.
(Проверка по слайду презентации).
9. Подведение итогов урока.
-Из рассказа мы знаем, что учительница потеряла работу, но осталась ее доброта, ее душевная щедрость.
– Сколько посылок пришло мальчику?
-Почему он отказался от первой и вспоминает о второй? (потому что здесь учительница проявила свое внимание и чуткость, она знала о том, что мальчик никогда не ел яблоки и она их ему прислала).
-Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему, естественно ей приходиться идти на хитрость, чтобы помочь, не обижая своей жалостью. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
-Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?
-Какой главный урок преподала учительница?
-Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).
Вывод:
«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.
(Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе
мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые»).
10.Рефлексия.
Оценка своей работы на уроке (учащиеся сами ставят себе оценку за урок в «листе самооценки»).
Домашнее задание: составить синквейн урока.