СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "В гаванях афинского порта Пирей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к уроку и презентации 

Просмотр содержимого документа
«Конспект "В гаванях афинского порта Пирей"»

Тема: В гаванях афинского порта Пирей.

Цель: Показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить, как жили жители афинского порта Пирей, выявить, каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства.

Продолжить формирование умения работать с учебником, картой дополнительным материалом, анализировать источники; формировать навыки и умения делать выводы; развивать память и историческое воображение, логическое мышление.

Планируемые образовательные результаты:

Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: Объяснять исторические явления, процессы, связи отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Предметные: Характеризовать положение граждан, переселенцев,  рабов в греческих полюсах; работают с исторической картой;

Личностные: формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс:


Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка подготовки.

  1. Актуализация опорных знаний.

Тест.

1.Установите соответствие.

1) Леонид -а а) битва при Фермопилах

2) Фемистокл - в б) Марафонская битва

3) Мильтиад - б в) Саламинское сражение

2. Какая битва сыграла решающую роль в греко-персидских войн?

1) Марафонская битва;

2) битва при Фермопилах;

3) Саламинская битва.

3. Укажите имя человека, который после Марафонской битвы предложил афинянам построить военные корабли:

1) Перикл; 2) Фемистокл; 3) Демосфен.

4. В каком году произошло Саламинское сражение?

1) в 470 г до н.э.; 2) в 480 г до н.э.; 3) в 490 г до н.э.

5. В результате греко-персидских войн:

1) произошло объединение греческих полисов;

2) была признана независимость греческих городов Малой Азии;

3) была завоевана территория, ранее принадлежавшая персам (взаимопроверка).

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация

(слайд 1)Постепенно Греция восстановилась после греко-персидских войн. Она становится морской державой. Греки стали хозяевами морей. Они активно вели торговлю со многими государствами, городами и странами Востока.

Ребята, вы любите путешествовать? Расскажите, кто где побывал?

Сегодня я тоже приглашаю вас в путешествие. (слайд 2) Отправимся мы на шикарном паруснике. А что нам для этого нужно? Конечно, билеты! Чтобы их получить, вам необходимо проложить маршрут. Откройте учебник на стр. 115 и проложим по карте наш маршрут.

(слайд 3)Сядем на корабль на побережье Чёрного моря !, далее Мраморное море !. Отправимся мы в один из греческих городов Аттики, какая это часть Греции? (Средняя). Как называется самый крупный город в Средней Аттике? (Афины). Но сразу в Афины мы не попадем. Посмотрите, город находится в глубине материка. Как же туда нам добраться? В те далекие времена не было ни самолетов, ни поездов. Что же нам делать? Наш путь пройдет по морям. Как они называются? (Эгейское !, Критское !, Средиземное). А где же могут причалить корабли? (в порту). Как вы думаете, что такое «порт». Порт — место, расположенное вблизи берега моря или реки, устроенное для стоянки кораблей. Как вы думаете, а в порту какие могут стоять корабли? Каждый порт имеет гавань. Как вы думаете, что такое гавань? Гавань - прибрежное водное пространство где обеспечивается надежное укрытие судов. Остановка афинский порт Пирей !.

Как вы думаете, о чем будет идти речь на нашем сегодняшнем уроке?

– Давайте сформулируем тему нашего урока.

Записываем в тетрадях тему урока: «В гаванях афинского порта Пирей» (слайд 4) !

Что бы вы хотели узнать? На какие вопросы хотели бы получить ответ?

А теперь, давайте спроектируем задачи на урок, что мы сегодня должны выяснить?

Какую роль играла гавань?

Кто проживал на территории порта?

В процессе урока нам с вами необходимо ответить на главный ВОПРОС УРОКА: какую роль играл порт Пирей в жизни Афинского полиса?

Билеты приобретены. И, так отправляемся в путешествие

  1. Усвоение новых знаний

(слайд 5) ! В Афинах был построен самый большой в Элладе порт Пирей. Давайте рассмотрим схему, где располагался порт Пирей. Для этого обратимся к нашему помощнику – схеме (слайд 6)! на доске и учебнику открыв его на стр. 173 и прочтем про себя первый абзац. Объясните что же нарисовано на схеме порта Пирей? Стр.173

1. Какую роль играла военная гавань?

Прочитайте п.1

В V (5-ом) веке до н.э. главным портом афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились 2 военные и одна торговая гавань. (слайд 7) !В гаванях находились верфи – места, где чинили старые и строили новые корабли. Пирейские бухты закрытые, они прекрасно защищены от волн и ветров. Гавани были совершенно безопасными в шторм и непогоду. На ночь входы запирались цепями, чтобы предотвратить вторжение вражеских кораблей. Военная гавань обеспечивала безопасность государства.

Задание 1. Определите, верны ли утверждения. «Верно-неверно»

1. Военная гавань обеспечивала безопасность государства.

2.Афины соединялись с Пиреем Большой стеной.

3.В Пирее находились 1 военная и 2 торговые гавани.

4.Входы в военные гавани запирались железными цепями.

5. Верфи – места, где чинили старые и строили новые корабли

Ответы занесите в тетрадь: верный ответ – +; неверный ответ – -.

№ вопроса

Ответ

1

+

2

-

3

-

4

+

5

+

Выставьте оценки.

Давайте сделаем вывод. Какую роль играла военная гавань? Обеспечивала безопасность государства.

2. Какую роль играла торговая гавань? !

Мы выяснили, как выглядели военные гавани.

Задание 2. (слайд 10) ! Посмотрите на экран и скажите в какой гавани мы оказались? (с.173) Почему вы так решили?

(слайд 11) ! Задание (у вас на столах лежат карточки) Читаем п.2 стр. 172-173 и выполняем задание - что ввозили и что вывозили из Афин

Делаем вывод. Какую роль играла торговая гавань? Обеспечивала развитие торговли.

3. Тяжелая участь рабов.

Вы уже знаете кто считался гражданином. Кто такие переселенцы? Что переселенцев объединяло с гражданами? (говорили по гречески, одевались также, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам).

Чем права переселенцев отличались от прав граждан Афинского государства? (не являлись гражданами, не участвовали в управлении государством)

Что схожего в положении переселенцев и рабов? (не являлись гражданами)

Можем ли мы утверждать, что в Афинах была демократия? (противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, с другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам).

Какие люди жили на территории Афин? Одинаковые ли были у них права?

Кто такие рыбы? Откуда они появились в Афинах?

«Взаимообучение» - работы в парах

(слайд 12) ! Читаем п.3 стр. 174-17 , выполнить задание – заполнить схему


V. Закрепление, формирование умений и навыков

(слайд 13) ! Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы отправляемся домой. А чтобы в дороге вы не заскучали, предлагаю вам сыграть в игру «Крестики-нолики» (Приложение) !

В начале нашего путешествия я задала вам вопрос. Ответьте на него (Определяют роль порта Пирей: 1) обеспечивал безопасность полиса, 2) являлся крупным центром торговли.)

VI. Информация о домашнем задании.

Прочитать § 36, все вопросы и задания

Дифференцированное:

- Для сильных учеников – § 36, написать рассуждение о роли порта Пирей в жизни Афинского полиса, используя ПОПС формулу (Приложение).

- Для средних учеников - § 36, на основании текста и иллюстрации составить рассказ «Один день из жизни порта Пирей».

- Для слабых учеников - § 36, ответить на вопросы в рубрике «Проверь себя»

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

На своих корабликах оставьте свои впечатления об уроке (Приложение)

- Что было интересно?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что получилось \ не получилось?

- Что не понравилось на уроке?

На этом наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, вам было интересно.


Класс 5

Урок 59

03.02.2020г





















Новые понятия:

Военная и торговая гавань. Граждане и негражданское население Афин. Рабство в Греции. Продажа рабов. Длинные стены, граждане, амфора, пошлина, налог, переселенцы, верфь, вольноотпущенники





















































































(слайд 8-9)!

Физкультминутка

Прежде, чем перейти в торговую гавань, я предлагаю вам физкультминутку. Ее мы проведем под мелодию всемирно известного греческого танца «Сиртаки».

В путешествие мы отправляемся

Очень быстро встаем, собираемся.

Нужна небольшая разминка,

Чтоб в пути не была заминка.

Коль готовы вы всегда,

То кивайте (Класс отвечает) да-да-да!

А может, отрицателен ваш ответ?

Хочет кто-то остаться (Класс отвечает) НЕТ-НЕТ-НЕТ!

По горам быстрей шагаем

Про Грецию много чего уже знаем.

Вот оливки собираем

И с земли их подбираем. (имитация)

На триере мы гребем

Не отвлекаемся, не отстаем!

Из порта отправляемся. Это-Пирей!

Пора посетить нам Афины скорей!














































Игра «Крестики-нолики»: 0 – нет; Х - да












Вопросы для игры.

1. Пиреи были исключительно торговым портом.

2. Метеки участвовали в управлении полисом.

3. Рабы были лишены гражданских прав.

4. «Корабельная чернь» участвовала в управлении полисом.

5.Свободные граждане платили налоги за торговлю.

6. Рабами становились только чужестранцы-пленники.

7. В Пирей привозили товары из разных стран Средиземноморья.

8.В порт Пирей купцы не привозили зерно.

9. Из порта Пирей не было прямой дороги в Афины.