Тема: В гаванях афинского порта Пирей. Цель: Показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить, как жили жители афинского порта Пирей, выявить, каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства. Продолжить формирование умения работать с учебником, картой дополнительным материалом, анализировать источники; формировать навыки и умения делать выводы; развивать память и историческое воображение, логическое мышление. Планируемые образовательные результаты: Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий. Познавательные: Объяснять исторические явления, процессы, связи отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала. Предметные: Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полюсах; работают с исторической картой; Личностные: формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Тип урока: комбинированный Оборудование урока: Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: Ход урока Организационный момент. Приветствие, проверка отсутствующих, проверка подготовки. Актуализация опорных знаний. Тест. 1.Установите соответствие. 1) Леонид -а а) битва при Фермопилах 2) Фемистокл - в б) Марафонская битва 3) Мильтиад - б в) Саламинское сражение 2. Какая битва сыграла решающую роль в греко-персидских войн? 1) Марафонская битва; 2) битва при Фермопилах; 3) Саламинская битва. 3. Укажите имя человека, который после Марафонской битвы предложил афинянам построить военные корабли: 1) Перикл; 2) Фемистокл; 3) Демосфен. 4. В каком году произошло Саламинское сражение? 1) в 470 г до н.э.; 2) в 480 г до н.э.; 3) в 490 г до н.э. 5. В результате греко-персидских войн: 1) произошло объединение греческих полисов; 2) была признана независимость греческих городов Малой Азии; 3) была завоевана территория, ранее принадлежавшая персам (взаимопроверка). Постановка цели и задач урока. Мотивация (слайд 1)Постепенно Греция восстановилась после греко-персидских войн. Она становится морской державой. Греки стали хозяевами морей. Они активно вели торговлю со многими государствами, городами и странами Востока. Ребята, вы любите путешествовать? Расскажите, кто где побывал? Сегодня я тоже приглашаю вас в путешествие. (слайд 2) Отправимся мы на шикарном паруснике. А что нам для этого нужно? Конечно, билеты! Чтобы их получить, вам необходимо проложить маршрут. Откройте учебник на стр. 115 и проложим по карте наш маршрут. (слайд 3)Сядем на корабль на побережье Чёрного моря !, далее Мраморное море !. Отправимся мы в один из греческих городов Аттики, какая это часть Греции? (Средняя). Как называется самый крупный город в Средней Аттике? (Афины). Но сразу в Афины мы не попадем. Посмотрите, город находится в глубине материка. Как же туда нам добраться? В те далекие времена не было ни самолетов, ни поездов. Что же нам делать? Наш путь пройдет по морям. Как они называются? (Эгейское !, Критское !, Средиземное). А где же могут причалить корабли? (в порту). Как вы думаете, что такое «порт». Порт — место, расположенное вблизи берега моря или реки, устроенное для стоянки кораблей. Как вы думаете, а в порту какие могут стоять корабли? Каждый порт имеет гавань. Как вы думаете, что такое гавань? Гавань - прибрежное водное пространство где обеспечивается надежное укрытие судов. Остановка афинский порт Пирей !. Как вы думаете, о чем будет идти речь на нашем сегодняшнем уроке? – Давайте сформулируем тему нашего урока. Записываем в тетрадях тему урока: «В гаванях афинского порта Пирей» (слайд 4) ! Что бы вы хотели узнать? На какие вопросы хотели бы получить ответ? А теперь, давайте спроектируем задачи на урок, что мы сегодня должны выяснить? Какую роль играла гавань? Кто проживал на территории порта? В процессе урока нам с вами необходимо ответить на главный ВОПРОС УРОКА: какую роль играл порт Пирей в жизни Афинского полиса? Билеты приобретены. И, так отправляемся в путешествие Усвоение новых знаний (слайд 5) ! В Афинах был построен самый большой в Элладе порт Пирей. Давайте рассмотрим схему, где располагался порт Пирей. Для этого обратимся к нашему помощнику – схеме (слайд 6)! на доске и учебнику открыв его на стр. 173 и прочтем про себя первый абзац. Объясните что же нарисовано на схеме порта Пирей? Стр.173 1. Какую роль играла военная гавань? Прочитайте п.1 В V (5-ом) веке до н.э. главным портом афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились 2 военные и одна торговая гавань. (слайд 7) !В гаванях находились верфи – места, где чинили старые и строили новые корабли. Пирейские бухты закрытые, они прекрасно защищены от волн и ветров. Гавани были совершенно безопасными в шторм и непогоду. На ночь входы запирались цепями, чтобы предотвратить вторжение вражеских кораблей. Военная гавань обеспечивала безопасность государства. Задание 1. Определите, верны ли утверждения. «Верно-неверно» 1. Военная гавань обеспечивала безопасность государства. 2.Афины соединялись с Пиреем Большой стеной. 3.В Пирее находились 1 военная и 2 торговые гавани. 4.Входы в военные гавани запирались железными цепями. 5. Верфи – места, где чинили старые и строили новые корабли Ответы занесите в тетрадь: верный ответ – +; неверный ответ – -. № вопроса | Ответ | 1 | + | 2 | - | 3 | - | 4 | + | 5 | + | Выставьте оценки. Давайте сделаем вывод. Какую роль играла военная гавань? Обеспечивала безопасность государства. 2. Какую роль играла торговая гавань? ! Мы выяснили, как выглядели военные гавани. Задание 2. (слайд 10) ! Посмотрите на экран и скажите в какой гавани мы оказались? (с.173) Почему вы так решили? (слайд 11) ! Задание (у вас на столах лежат карточки) Читаем п.2 стр. 172-173 и выполняем задание - что ввозили и что вывозили из Афин Делаем вывод. Какую роль играла торговая гавань? Обеспечивала развитие торговли. 3. Тяжелая участь рабов. Вы уже знаете кто считался гражданином. Кто такие переселенцы? Что переселенцев объединяло с гражданами? (говорили по гречески, одевались также, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам). Чем права переселенцев отличались от прав граждан Афинского государства? (не являлись гражданами, не участвовали в управлении государством) Что схожего в положении переселенцев и рабов? (не являлись гражданами) Можем ли мы утверждать, что в Афинах была демократия? (противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, с другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам). Какие люди жили на территории Афин? Одинаковые ли были у них права? Кто такие рыбы? Откуда они появились в Афинах? «Взаимообучение» - работы в парах (слайд 12) ! Читаем п.3 стр. 174-17 , выполнить задание – заполнить схему V. Закрепление, формирование умений и навыков (слайд 13) ! Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы отправляемся домой. А чтобы в дороге вы не заскучали, предлагаю вам сыграть в игру «Крестики-нолики» (Приложение) ! В начале нашего путешествия я задала вам вопрос. Ответьте на него (Определяют роль порта Пирей: 1) обеспечивал безопасность полиса, 2) являлся крупным центром торговли.) VI. Информация о домашнем задании. Прочитать § 36, все вопросы и задания Дифференцированное: - Для сильных учеников – § 36, написать рассуждение о роли порта Пирей в жизни Афинского полиса, используя ПОПС формулу (Приложение). - Для средних учеников - § 36, на основании текста и иллюстрации составить рассказ «Один день из жизни порта Пирей». - Для слабых учеников - § 36, ответить на вопросы в рубрике «Проверь себя» VII. Рефлексия (подведение итогов занятия) Ребята, вам понравилось наше путешествие? На своих корабликах оставьте свои впечатления об уроке (Приложение) - Что было интересно? - Что нового узнали? - Чему научились? - Что получилось \ не получилось? - Что не понравилось на уроке? На этом наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, вам было интересно. |