СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В годину смуты и разврата не осудите ,братья.брата"(По "Донским рассказам" М .Шолохова)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование с использованием ТРКМ.Как Гражданская война стала своеобразным рентгеном человеческой души,как человеку не "расчеловечиться? Об этом М Шолохов и наш урок.

Просмотр содержимого документа
«"В годину смуты и разврата не осудите ,братья.брата"(По "Донским рассказам" М .Шолохова)»















ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ТВОРЧЕСТВУ М.А. ШОЛОХОВА

В 11 КЛАССЕ























Тема: М.А. Шолохов «Донские рассказы». Влияние Гражданской войны на судьбы людей.

«В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата». М. Шолохов

Цель:

  • Выяснить какой показывает М. Шолохов Гражданскую войну на странице рассказа «Родинка», «Чужая кровь».

  • Каким из этого события выходит человек

  • Воспитание чувства сострадания, милосердия, чувства семьи

  • Закрепить навыки анализа прозаического произведения

  • Урок с использованием ТРКМ.

Ход урока:

Учитель. 20 года XX столетия. Сложное, трагическое время в истории России. После 1917г. на всей территории огромной страны полыхала Гражданская война.

«Что представляла собой Гражданская война?» историческая справка от Димы Лиуша.

Учитель. Не случайно, что именно Гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода. Это произведения М. Булгакова, Д. Фурманова, А. Фадеева, М. Цветаева, И. Бабеля и др. Это одна из самых трудных тем русской литературы XX века, потому что подходы писателей к показу событий Гражданской войны были разные, зачастую противоположные. А сегодня мы обращаемся к «Донским рассказам» М. Шолохова.

Справка от Миняевой Ю.

  • Сформулируйте тему, если тема урока складывается цепочкой , где в центре внимания два рассказа, прочитанные вами.

  • Война – человек – судьба

  • Отношение М. Шолохова

Синквейн

1. Война

Братоубийственная, непонятная, разрушает, губит, расчеловечивает. Самое бесчеловечное преступление против народа.

Разруха

2. Война

Страшная, кровавая, выживать, воевать, верить. Война- бесконечная стрельба над головой.

Страх

3. Война

Ужасная, убийственная, разрушает, убивает, калечит. Война – это огромный ураган, который сносит все на своем пути.

Ужас

4. Война

Страшная, жестокая , стрелять, убивать, умирать. Война- это смерть, которая забирает много невинных душ.

Скорбь.

Ответ

Как у М. Шолохова раскрывается тема Гражданской войны? Что важно было для него?

Наша цель

Дома вы составляете синквейн по слову война по прочитанным рассказам. Зачитаем их!

Учитель. Вывод: Итак, война в рассказе М. Шолохова - это катастрофа. Это трагический путь народа! На доске написаны эпиграфы, которые отражают эту трагедию. Как вы думаете , какой из них созвучен с нашей темой урока? Совпадут ли наши мнения?

  • Работа с эпиграфом

  • Итак, попробуем разобраться, какую цель преследует М. Шолохов, рассказывая о Гражданской войне.

Учитель. Как вы понимаете эпиграфы?

Эпиграфы

1 «В « Донских рассказах» я старался писать правду жизни» М.А. Шолохов

2. «Двадцатые годы в изображение Шолохова - это время, необратимо расколовшее русский мир; это эпоха великого героя народного» Т.Р. Гавриш

3. «В годину смуты и разврата не судите, братья, брата» М. Шолохов (Тихий Дон, финал 5 части)

4. А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других. М. Волошин

5. Белым был –

Красным стал,

Кровь покрасила…

Красным был-

Белым стал,

Смерть побелила. М. Цветаева

Там, где царит насилие, - царит горе и льется кровь. В. Гроссман

А ад я видел на земле. Саша Черный

«И с грустью тайной и сердечной

Я думал: жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он — зачем?» М.Ю. Лермонтов



Изображение Гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова

Война

  • Зло

  • Кровь

  • Голод

  • Разлука

  • Смерть

  • Боль

Толстые (проблемные) вопросы

  1. Почему М. Шолохов, который сражался на стороне красных, на протяжении всего цикла сборника « Донские рассказы» доказывает бессмысленность братоубийственной войны?

  2. Какова главная идея сборника?

  3. Что становится центром идейного столкновения в рассказах М. Шолохова?

  4. Как повлияла Гражданская война на судьбы людей?

«Родинка», «Чужая кровь».

Прочтем эпиграфы, записанные на доске. Какой из них мог бы стать наиболее полно отразить цели нашего урока?

Читаем эпиграфы - работа в парах.

Учитель открывает доску. Запись темы урока – если совпадет – хорошо , а если нет - работаем , почему именно этот взяла- отсюда цель урока: шолоховская концепция войны.

Учитель. Толстые вопросы

- Итак, сегодня главный вопрос урока, на который мы должны дать ответ

- Как повлияла Гражданская война на судьбы людей?

- Из ваших синквейнов уже ясно, что такое Гражданская война для Шолохова. Тогда почему М. Шолохов, который сражался на стороне красных, на протяжении всего цикла сборника « Донские рассказы» доказывает, бессмысленность братоубийственной войны. Обратимся к рассказам «Родинка», «Чужая кровь»

Кластеры (Д. Царева у доски)

Николка Кошевой:

  • 8 лет

  • Бесстрашный (так учит отец)

  • Любовь к лошадям (от отца)

  • Неизмеримая отвага (от отца)

  • Родинка

  • Командир эскадрона

  • Мечтает об учебе

Атаман:

  • Внимательный

  • Сильный

  • Пьет от непонятной боли внутри

  • Зачерствела душа

  • Родинка

  • В разлуке 7 лет

Учитель. Выводы: Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывающимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета - убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознается героем как детоубийство, как грех, которому нет оправданий, который можно искупить только смертью христианское раскаяние оказывается сильнее классовой ненавистью.

Учитель. Драматический раскол казачьего мира, казачьей семьи становится основной сюжета многих рассказов М. Шолохова. И если в рассказе «Родинка» детоубийство - трагическая случайность, то в других сознательный выбор героев. В каком рассказе мы видим это?

«Чужая кровь»

  • Как ведет себя дед Гаврила при новой власти? За что он ее не любит?

  • Как автор передает душевное состояние героя, который потерял во время Гражданской войны сына?

  • Почему он спасает продотрядовца?

  • Объясните смысл названия?

  • Чем дед Гаврила отличается от отца - атамана и других героев в «Донских рассказах»?

  • Какие черты русского национального характера воплотились в образе главного героя?

  • Классовый или общечеловеческий характер носит идея рассказа?

Подведение итогов

Заполнение таблицы

I - дома заполним

II - на уроке

III - на уроке

Учитель. Рушатся все человеческие связи, нравственные моральные законы, традиции народа. Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал всепрощения. М. Шолохов показывает, что вопреки ужасу и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Вот почему писатель обращается к нам: «В годину смуты и разврата не судите, братья, брата»

Мне же хочется еще раз вслед за М. Лермонтовым спросить:

«И с грустью тайной и сердечной

Я думал: жалкий человек»

- «Донские рассказы» очень реалистичны, в них показана вся правда войны, та, что не щадит никого, даже детей. В его рассказах нет излишних романтических красот. М. Шолохов показывает, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о смерти среди «седых ковылей». В его произведениях замечательная красота в простоте слова, в народности языка. Люди, по-моему переступают через жизнь близких, чтобы доказать свою преданность своим идеалом;

- задуматься о смысле жизни;

- милосердие;

- великое добро.



Домашнее задание

Сочинение - эссе

  1. «И от судей защиты нет» (А.С. Пушкин)

  2. «Россия! Встань и возвышайся!» (А.С. Пушкин)

  3. « Сама ты горька и полита слезами, Родная земля!» (А.Н. Апухтин)

  4. «Я так измучен, оглушен. Всей жизнью, дикой и нестройной» (А.Н. Апухтин)

Р. Помогает увидеть слезы оставшихся без поддержки стариков, разрушившийся уклад жизни - все, что приносит с собой война, где бы она ни происходила.

Актуальны ли они сейчас?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!