Внеклассное предметное мероприятие.
Тема : «В гостях у Корнея Чуковского»
Цель : развитие всесторонне гармонично развитой личности , художествен-
но –творческих и познавательных способностей , эмоциональной отзывчи-
вости при чтении художественных произведений .
Задачи : 1) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского ,
выявить читательский интерес .
2) Показать детям удивительный мир сказок писателя , их мудрость и красоту . 3) Развивать мышление , речь , воображение , память .
4) Развитие творческих способностей учащихся .
5) Воспитание литературного вкуса на примере произведений классика рус-
ской литературы .
6) Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию чи-
тать.
7) Воспитывать веру в добро , дружбу и любовь , веру в торжество над злом.
Применяемые методики , технологии , оборудование .
Технология продуктивного чтения , здоровьесберегающая технология , техно
логия личностно ориентированного обучения . Словесные методы : беседа ,
рассказ , обобщающая беседа . Наглядные – демонстрационный метод .
Практические – групповая работа , работа в паре .
Оборудование : презентация ,рисунки детей , карточки с заданиями , плакат,
книги К .И. Чуковского .
1
1.Мотивация к деятельности.
Наше занятие я хочу начать с загадки : «Без языка , а обо всем рассказывает, без головы , а все знает , без ног , а везде бывает ,» Это ? ( книга ) Книга – великое чудо . Недаром народ сложил о ней много загадок и посло- виц . – Чтение – вот лучшее учение . Кто много читает , тот много знает . Недочитанная книга – что не пройденный путь .
- А что вы можете сказать о книге ? Давайте послушаем наших одноклассников.
Сколько звезд в небесах , 1) Новых книг живые строки 2)
Сколько цвету в лесах , Открывают путь широкий .
Сколько капель в реке , Жить без книг мы не могли бы ,
Столько книг на Земле . Дорог нам их вечный свет !
Книгам добрым , интересным
Всем мы классом шлем привет!
3)Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить.
4)Мы с книгой умней и богаче,
Нам с нею расти и дружить.
Она задает нам задачи
И учит, как думать и жить.
5)Давайте любимые книжки откроем,
И снова пойдем от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
2.Формулирование темы и целей.
Итак, я убедилась, что вы любите читать книги . Поэтому я предлагаю вам побывать в гостях у известного писателя, сказочника ,поэта. А вот кто он нам подскажут строки из его сказки.
Я-великий Умывальник , знаменитый Мойдодыр ,
Умывальников начальник и мочалок командир !
-Фамилия сказочника? (Чуковский)
Сегодня мы с вами отправляемся в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому. Мы познакомимся с жизнью и творчеством писателя, почувствуем удивительный мир его сказок, их мудрость и красоту, поучимся у героев доброте, умению дружить, любить и радоваться радостями другого, волноваться чужими несчастиями.
Об этом нам расскажут ученики .
3. «Открытие» новых знаний. Рассказ учеников.
2А Корней Иванович Чуковский – умный ,веселый, праздничный. Его стихи, загадки и сказки – это «звонкая песня и радостная пляска». Он родился в 1882 году 19 марта в г. Санкт-Петербурге, но детство провел в Одессе. Учился в одесской гимназии, но был из нее исключен по причине «низкого» происхождения: мать, происходившая из крестьян, была прачкой.
2Б Чуковскому пришлось самостоятельно изучать гимназический курс и заниматься английским языком. В 19 лет напечатали его первые стихи в газете. В 21 год от газеты был послан в Лондон, где совершенствовал английский язык. Много лет он жил недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме и знали его все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Айболита.
2ВКорней Чуковский – это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это называется литературный псевдоним. А настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Из своей настоящей фамилии он создал себе имя Корней , а фамилию Чуковский.
. У Чуковского был высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка.
2Г.Конечно, у такого человека всегда было много маленьких гостей. И он их угощал сказками, шутками, загадками, стихами, разными чудесами. И такое «чудо» выросло у нас на занятии – это Чудо-дерево.
Как у наших у ворот Чудо –дерево растет
Чудо, чудо, чудо расчудесное.
Не листочки на нем не цветочки на нем
А загадки словно яблоки.
Мы по саду пойдем, мы с дерева сорвем загадки.
- А загадки нужно отгадывать. И когда мы найдем все ответы, мы узнаем много нового и интересного о Корнее Чуковском. Итак, я предлагаю срывать волшебные плоды с нашего дерева и получать заряд бодрости и настроения от общения с любимыми героями и их автором.(слайды с загадками)
1.Был белый дом,
Чудесный дом,
И что- то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое , такое
Пушистое и золотое
2. Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл
3. Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю
4. Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала – побежала.
Глядите, побежала
Телега без коня!
5. Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
6. Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня!
7.
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
8. Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А утром во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
9. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.
10. Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
11. Я одинокая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну.
12. Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут.
13. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Корней Иванович Чуковский написал много сказок
2А)Рассказ ученика.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Проснувшись утром, он попросил отца снова рассказать ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что сын запомнил ее слово в слово
Давайте посмотрим театрализованное представление с участием 2 А класса
2) Фронтальная работа. «Вспомни сказку по отрывку» -Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
а) Веселиться народ – д)Солнце по небу гуляло
Муха замуж идет И за тучку забежало.
За лихого, удалого Глянул заинька в окно,
Молодого…(комара) Стало заиньке …(темно)Краденое солнце
б)Лечит маленьких детей, е)И мне не надо
Лечит птичек и зверей, Ни мармелада, ни шоколада
Сквозь очки свои глядит А только маленьких,
Добрый доктор …(Айболит) Ну очень маленьких …(детей)
в)Нет-нет! Соловей ж)Свинки замяукали- мяу-мяу,
Не поет для свиней. Кошечки…(захрюкали, хрю-хрю)
Позовите-ка лучше…(ворону) Путаница
г)Только вдруг из-за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей прилетает …(воробей) Тараканище
4) «Конкурс знатоков»
-Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.(карточки-4штуки)
По горизонтали: 1.Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет, будто кто ее щекочет.(Айболит)
2.Чудовище из сказки, пожирающее детенышей животных.
Вот и стал таракан победителем, и лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.(Тараканище)
3.Имя мухи-именинницы.
Муха, муха- Цокотуха, позолоченное брюхо! 5
4.Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший, мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил.
5.Умывальников начальник и мочалок командир.
Я-Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр!
6.Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь, заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
7.Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!
8.Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото…
-Провалился в болото? –Да! И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете- он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет Бегемот!!!(Телефон)
-Итак, первая сказка «Крокодил»
5.Фронтальная работа. «Верни героя в сказку»(крокодил №3)
У Чуковского не один крокодил. В его сказках этот герой появляется часто. Вспомните: какие это сказки?
… Долго, долго крокодил море синее тушил
Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.(Путаница)
…Бедный, бедный крокодил жабу проглотил.(Тараканище)
…Вдруг навстречу мой хороший, мой любимый Крокодил. 6
Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил…(Мойдодыр)
…И со слезами просил: - Мой милый, хороший, пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.(Телефон)
…Повернулся, улыбнулся, засмеялся, Крокодил и злодея Бармалея,
Словно муху, проглотил.(Бармалей)
…А в большой реке Крокодил лежит, и в зубах его не огонь горит-
Солнце красное…(Краденое солнце)
…Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил…
А за ним-то народ и поет и орет: «Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое чудовище?» (Крокодил)
2БТеатрализованное представление
Физ. минутка
Мы как Муха полетаем,
Как букашки поиграем,
Как комарик пожужжим
И на место прилетим.
2В Театрализованное представление
8. «Героический поступок»
--Соедини героя сказки с поступком, который он совершил .
(карточки, проверка-презентация)
Айболит-----------вылечил зверей.
Воробей----------съел таракана.
Крокодил--------проглотил солнце.
Комар-------------спас Муху – Цокотуху.
Федора-----------помыла свою посуду.
Медведь---------вернул солнце в небо.
Бабочка----------потушила море.
Лисички----------зажгли море. 9
Физ. минутка.
9.«Расшифруй имена сказочных героев»
Б Р М Л Й 2.)Ц К Т Х
М Й Д Д Р Ф Д Р
Й Б Л Т Т Р К Н Щ
К Р К Д Л К Р К Л
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Крокодил, Цокотуха, Федора, Тараканище, Каракула )
10 « Корзинка с потерянными вещами»
- В корзинке находятся разные вещи. Они потерялись из какой – то сказки Корнея Ивановича. Помогите вспомнить сказку и строчки, в которых говориться об этом предмете.
Телефон ( У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик ( Ехали медведи на велосипеде … а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочил)
Блюдце (А за ними блюдца дзинь –ля – ля)
Термометр (И ставит им градусник) 10
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» )
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
Шоколадка (И всем по порядку дает шоколадку)
2Г Театрализованное представление
11.Индивидуальная работа. «Парад сказок и стихов Чуковского»
Чтение наизусть отрывков из произведений К. И. Чуковского.
Дети называют произведение.
Дали Мурочке тетрадь, стала Мура рисовать.
«Это – елочка мохнатая. Это – козочка рогатая.
Это – дядя с бородой. Это – дом с трубой».
«Ну, а это что такое, непонятное, чудное, с десятью ногами, с десятью рогами?» «Это Бяка – Закаляка Кусачая, я сама из головы ее выдумала».
«Что ж ты бросила тетрадь. Перестала рисовать?» «Я ее боюсь!» (Закаляка)
Сел баран на пароход и поехал в огород.
В огороде – то на грядке вырастают шоколадки, -
Приходи, угощайся, облизывайся! (Огород)
3)Рады, рады ,рады светлые березы,
И на них от радости вырастают розы.
Рады, рады, рады темные осины,
И на них от радости растут апельсины. (Радость)
4)Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки,
А сапожки не простые – в них застежки золотые.
Приходила к Мухе бабушка – пчела, Мухе - Цокотухе меду принесла…
5)Бедный Федотка – сиротка. Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого, кто пожалел бы его. 11
Только мама, да дядя, да тетка,
Только папа, да дедушка с бабушкой. (Федотка)
12. Итог занятия.
2А: В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни на пролет.
Были все сказки наперечет,
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
2Аченик: Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали,
Бабушки в детстве им сказки читали –
От них они этих героев узнали.
2Б Ученик: К бабушкам долго мы приставали –
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
2Б Ученик: Бабушки вот что нам рассказали –
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней – 12
Сказочник, критик, поэт. Чародей.
2ВУченик: Жалко нам стало деда Корнея –
В детстве своем он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал.
2ВУченик: По ним мы учились все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастать и не хитрить,
2ГУченик: Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею –
Слушаться надо того кто умнее.
2Г Учитель: Хорошие книжки писал дед Корней -
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
Наше Чудо – дерево осталось без плодов. Мы отгадали все загадки и узнали много нового и интересного о Чуковском.
13. Рефлексия.
Давайте на нашем дереве вырастим новые плоды. Чему вас научили сказки и стихи К. Чуковского? У вас на столе карточки со словами, выберите нужные для вас и повесьте на наше дерево.
(добро, счастье, дружба, радость, уважение,сочувствие, трудолюбие,
сострадание, сопереживание ) 13
Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый,
праздничный . Не расставайтесь с этим писателем всю жизнь! Стихи
Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогощают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
14