В гостях у Сказки
(карнавал литературных героев)
5 класс
Цель: расширение знаний учащихся о литературной сказке.
Задачи:
воспитание внимательного, вдумчивого читателя;
развитие умений учащихся сопереживать прочитанному, вчитываться в текст, чувствовать слово;
развитие творческих способностей детей.
Оборудование:
выставка книг, иллюстраций к сказкам Х.-К. Андерсена, В. Гауфа, В. А. Жуковского, А.С. Пушкина, С. М. Маршака;
выставка детских иллюстраций «Мир сказки»;
выставка декораций «Сказка С. М. Маршака «Двенадцать месяцев»;
литературная викторина.
Ход мероприятия:
1 ведущий Много лет тому назад известный писатель-сказочник Вильгельм Гауф написал историю о Сказке. Вот она…
2 ведущий В далекой прекрасной стране, о которой гласит предание, будто в её вечнозелёных садах никогда не заходит солнце, царствовала, с незапамятных времён и до наших дней, королева Фантазия. Щедрой рукой наделяла она с давних пор своих подданных всяческими благами и была любима и почитаема всеми, кто её знал. Она сама, в царственной красе своей вечной молодости и прелести, слетала на землю. Ибо она слышала, что там обитают люди, которые проводят жизнь в суровой печали, среди забот и трудов. Им принесла она прекраснейшие дары из своего царства, и с тех пор, как прекрасная королева прошла по земным домам, люди стали радостней за работой, беззаботней в своей печали.
1 ведущий Своих детей она тоже послала на землю дарить счастье людям. Однажды Сказка, старшая из дочерей королевы, возвратилась с земли. Мать заметила, что Сказка грустна, мало того, ей даже показалось, будто у той заплаканы глаза.
2 ведущий - Что с тобой, душенька Сказка, - обратились к ней королева, - отчего со времени путешествия на землю ты так печальна и грустна?
-Ах, милая мама! – отвечала Сказка. – Ты знаешь, как охотно я провожу время среди людей. Люди обычно очень радостно приветствовали меня, когда я приходила, и, весело улыбаясь, глядели мне вслед, когда я шла дальше; но в последний раз всё было по-иному!
1 ведущий - Бедная Сказка! – сказала королева и погладила её по голове. – Но, может быть, тебе так только показалось?
- Верь мне, я не заблуждаюсь, - возразила Сказка, - они меня разлюбили. Повсюду, куда я прихожу, меня встречают холодные взгляды: нигде мне не радуются; даже дети смеются надо мной и отворачиваются от меня.
2 ведущий Королева склонила голову на руку и умолкла в задумчивости.
- Но чем же объяснить, Сказка, - спросила королева, - что люди там, на земле, так изменились?
- Видишь ли, они расставили повсюду мудрых сторожей, которые зорко следят за всем, что появляется из твоего царства, о королева Фантазия! И если тот, кто приходит, им не по душе, они поднимают громкий крик и убивают его или так порочат его перед людьми, которые верят им на слово, что у тех не остаётся ни любви, ни искорки доверия. Ах, если бы ты знала, как они со мной поступили! Они пригрозили в следующий раз совсем не впустить меня.
1 ведущий - Как! Не впустить мою дочь? – воскликнула королева, и гнев залил краской её щеки. – Но сделай ещё одну попытку, дочь моя: кто творит добро, тому не пристало унывать.
- Ах, мама! А если они меня просто прогонят или так опорочат, что люди на меня и глядеть не станут, а то ещё с презрением забросят и позабудут в углу?
- Если взрослые пренебрегут тобой, обратись к детям, - вот поистине мои любимцы.
- Будь по-твоему, попытаюсь обратиться к ним, - растроганно воскликнула Сказка.
- Ступай, - сказала королева дочке, - благословляю тебя. А если они станут глумиться и насмехаться над тобой, вернись ко мне; может быть, последующие поколения снова обратятся сердцем к тебе.
2 ведущий Так говорила королева Фантазия.
И Сказка спустилась на землю. Сердце колотилось у неё, когда она подходила к месту, где распоряжались мудрые стражи; она низко склонила голову, плотнее запахнулась в свой прекрасный наряд и робкими шагами приблизилась к воротам.
- Стой! – крикнул хриплый грубый голос. – Стражи, сюда!
Услышав это, Сказка задрожала; навстречу ей ринулась толпа пожилых мужчин мрачного вида. Один из них подошёл к Сказке и схватил её за подбородок.
- Голову кверху! – закричал он. – Мы по глазам прочтём, чего ты стоишь.
1 ведущий Покраснев, подняла Сказка голову кверху и раскрыла тёмные глаза.
- Сказка! – закричали стражи и громко расхохотались.- Сказка! А мы-то думали, невесть какое чудо явилось. Нет, шалишь, убирайся отсюда! – закричали стражи.
- Я хочу только к детям, умоляюще произнесла Сказка, - ведь к ним вы можете меня пустить?
2 ведущий - Посмотрим, что она знает на этот раз, - сказал другой.
- Верно! – воскликнули все. – Расскажи, что ты знаешь, но поторопись, мы не станем терять на тебя время.
Сказка вытянула руку и принялась указательным пальцем чертить в воздухе какие-то знаки. И перед зрителями замелькали пёстрые картины: караваны, прекрасные кони, разряженные всадники; бесчисленныё шатры в песках пустыни; птицы и рыбы в бурных морях; тихие леса и многолюдные площади и улицы; битвы и мирные кочевья,- все они пёстрой вереницей, в живых образах, проносились мимо. Сказка с таким усердием вызывала к жизни лёгкие видения, что и не заметила, как стражи, охраняющие ворота, уснули один за другим. Но когда она собралась чертить новые знаки, к ней подошёл какой-то приветливый человек и схватил её за руку.
1 ведущий - Взгляни-ка, милая Сказка, сказал он, указывая на спящих, им твои пёстрые картинки не нужны; проскользни скорей в ворота; они не узнают, что ты на земле, и ты мирно и незаметно пойдёшь, куда пожелаешь. Если хочешь, я поведу тебя, к своим детям; у меня в доме я дам тебе тихое и уютное местечко, там ты можешь поселиться и жить спокойно. Если мои дети будут прилежно учиться, они после занятий станут приходить к тебе со своими сверстниками и слушать тебя. Хочешь?
- О, как охотно последую я за тобой к твоим детям, как я буду стараться доставить им порой весёлый часок!
2 ведущий Добрый человек ласково кивнул ей и помог перешагнуть ей через ноги спящих стражей. Улыбаясь, оглянулась Сказка и быстро скользнула в ворота.
1 ведущий Давайте и мы последуем вслед за героиней Вильгельма Гауфа.
2 ведущий …Мы в волшебной стране. Жители этой страны – литературные герои, собравшиеся на карнавале. Пообщаемся с ними. Для этого ответим на вопросы, которые им так хотелось задать своим гостям, и попробуем отгадать название страны, в которую мы переселились благодаря фантазии.
1 ведущий В каких литературных сказках герои собирались на бал, чтобы повеселиться, устроить свою судьбу, а порой и напакостить друг другу.
/Предполагаемые ответы учащихся:
«Золушка, или Хрустальная туфелька», «Спящая царевна»,
«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Конёк-Горбунок»/
Кто придумал этих героев?
/Предполагаемые ответы учащихся:
Ш. Перро, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, П. Ершов/
2 ведущий На нашем карнавале присутствуют герои некоторых названных сказок. Смотрите и слушайте! И отгадайте первую строчку кроссворда. Это будет фамилия автора сказки, герои которой перед вами. Что же у них происходит?!
/Инсценирование отрывка из сказки «Спящая царевна» В. А. Жуковского/
Автор: Собралися пировать
Гости, взятые царём;
Пили, ели, а потом,
Хлебосольного царя
За приём благодаря,
Стали дочь его дарить:
Гостьи: «Будешь в золоте ходить;
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя;
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных…»
Автор: Словом, десять молодых
Чародеек, одарив
Так дитя наперерыв,
Удалились; в свой черёд
И последняя идёт,
Но ещё она сказать
Не успела слова – глядь!
И не званая стоит
Над царевной и ворчит:
Чародейка «На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своём
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!»
Автор: Поворчавши так, тотчас
Ведьма скрылася из глаз.
Но оставшаяся там
Речь домолвила:
Чародейка «Не дам
Без пути ругаться ей
Над царевною моей;
Будет то не смерть, а сон;
Триста лет продлится он;
Срок назначенный пройдёт,
И царевна оживёт;
Будет долго в свете жить;
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца».
Автор: Скрылась гостья. Царь грустит;
Он не ест, не пьёт, не спит:
Как от смерти дочь спасти?
И беду чтоб отвести,
Он даёт такоё указ:
Царь: «Запрещается от нас
В нашем царстве сеять лён,
Прясть, сучить, чтоб веретён
Духу не было в домах;
Чтоб скорей как можно прях
Всех из царства выслать вон».
Автор: Цари, издав такой закон,
Начал пить, и есть, и спать,
Начал жить и поживать,
Как дотоле без забот.
1 ведущий Узнали героев? Кто они? Кто их придумал?
/Разгадывание кроссворда – «Жуковский»/
2 ведущий А вот другой бал, сборы на него…
/Инсценирование отрывка из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина/
Автор: На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
Царица «Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Автор: Что же зеркальце в ответ?
Зеркальце «Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Автор: Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет
Царица «Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь, какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи, как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир: мне равной нет.
Так ли?»
Автор: Зеркальце в ответ:
Зеркальце «А царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее».
Автор: Делать нечего. Она
Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей, сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Чёрт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась
И до смерти испугалась,
И взмолилась:
Царевна: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
Автор: Та, в душе её любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
Чернавка: «Не кручинься, бог с тобой».
Автор: А сама пришла домой.
Царица: «Что? -
Автор: сказала ей царица,-
Царица: где красавица-девица?»
Чернавка: «Там, в лесу, стоит одна, -
Автор отвечает ей она, -
Чернавка: Крепко связаны ей локти;
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть».
1 ведущий Из этой сказки на карнавале присутствует ещё один герой. Расскажите, пожалуйста, о себе.
/Царевич Елисей рассказывает о своём литературном персонаже/
(Предполагаемый ответ: Я жених царевны. Когда я услышал, что она пропала, бросился искать её. Как я горевал! К кому только не обращался, кого только не просил о помощи… Но всем вопрос мой был мудрён. Очень я любил царевну. А когда Ветер сказал, что с ней и где она, горько плакал. Любовь моя смогла воскресить милую мою невесту. И теперь я счастлив.)
2 ведущий Кто он, узнали? Его имя – вторая строчка кроссворда.
/Разгадывание кроссворда – «Елисей»/
1 ведущий А это кто пожаловал к нам? Ещё одна царская фамилия на нашем празднике.
/Инсценирование отрывка из сказки «Конёк-Горбунок» П. Ершова/
Автор: Царь к царевне выбегает.
За белы руки берёт,
Во дворец её ведёт
И садит за стол дубовый,
И под занавес шелковый,
В глазки с нежностью глядит,
Сладки речи говорит:
Царь; «Бесподобная девица!
Согласися быть царицей.
Я тебя едва узрел,
Сильной страстью воскипел.
Соколины твои очи
Не дадут мне спать до ночи
Ох, измучают меня.
Молви ласковое слово!
Всё для свадьбы уж готово;
Завтра утром, светик мой,
Обвенчаемся с тобой
И начнём жить припевая».
Автор: А царевна молодая,
Ничего не говоря,
Отшатнулась от царя.
Царь нисколько не сердился,
Но сильней ещё влюбился;
На колен пред нею стал,
Ручки нежно пожимал
И балясы начал снова:
Царь: «Молви ласковое слово!
Чем тебя я огорчил?
Али тем, что полюбил?» -
Царевна: «О, судьба моя печальна! –
Автор: говорит ему царевна. –
Царевна: Если хочешь взять меня
То доставь ты мне в три дня
Перстень мой из окияна».-
Царь: «Гей! Позвать ко мне Ивана!» -
Автор Царь поспешно закричал
И чуть сам не побежал.
Вот Иван к царю явился,
Царь к нему оборотился
И сказал ему:
Царь: «Иван!
Поезжай на окиян;
В окияне том хранится
Перстень, слышь ты,
Царь-девицы.
Коль достанешь мне его,
Задарю тебя всего».
Иван: «Я и первой-то дороги
Волочу насилу ноги;
Ты опять на окиян!» -
Автор: Говорит царю Иван.
Царь: «Как же тут не торопиться, -
Видишь, я хочу жениться!» -
Автор: Царь со гневом закричал
И ногами застучал. –
Царь: «У меня не отпирайся, а скорее отправляйся!»
Автор: Тут Иван хотел идти.
Царевна: «Эй, послушай! По пути, -
Автор: Говорит ему царица, -
Царевна: Заезжай ты поклониться
В изумрудный терем мой
Да скажи моей родной:
Дочь её узнать желает,
Для чего она скрывает
По три ночи,
По три дня
Лик свой ясный от меня?
И зачем мой братец красный
Завернулся в мрак ненастный
И в туманной вышине
Не пошлёт луча ко мне?
Не забудь же!» -
Иван: «Помнить буду,
Если только не забуду;
Да ведь надо же узнать,
Кто те братец, кто те мать,
Чтоб в родне-то нам не сбиться».
Автор: Говорит ему царица:
Царевна: Месяц – мать мне, солнце – брат. –
Царь: «Да смотр, в три дня назад!» -
Автор: Царь-жених к тому прибавил.
Тут Иван царя оставил
И пошёл на сеновал,
Где конёк его лежал.
1 ведущий: Имя главного героя этой сказки – третья строка кроссворда.
/Заполнение кроссворда – ответ «Иван»/
2 ведущий: У нас на карнавале и добрые, и не очень добрые герои. Подумайте, кто из следующих персонажей не вызывает симпатии.
/Инсценирование отрывка из сказки «Карлик Нос» В. Гауфа/
Старуха: - Это вы, Ханна, торговка овощами?
Жена
сапожника: - Да. Вам угодно что-нибудь купить?
Старуха: - Увидим, увидим. Зелень, поглядим, корешки посмотрим. Есть ли у тебя то, что мне нужно…
Автор: Переворошив всю зелень, старуха выпрямилась и проворчала:
Старуха: - Плохой товар!.. Плохая зелень!.. Ничего нет из того, что мне нужно. Пятьдесят лет назад было куда лучше!.. Плохой товар! Плохой товар!
Автор: Эти слова рассердили маленького Якоба.
Якоб: - Эй, ты, бессовестная старуха! Перенюхала всю зелень своим длинным носом, перемяла корешки корявыми пальцами, так что их теперь их никто не купит, и ещё ругаешься, что плохой товар! У нас сам герцогский повар покупает!
Автор: Старуха искоса поглядела на мальчика и сказала хриплым голосом:
Старуха: - Тебе не правится мой нос, мой нос, мой прекрасный нос длинный? И у тебя такой же будет, до самого подбородка.
Автор: Она подкралась к другой корзине – с капустой, вынула из неё несколько чудесных белых кочанов и так сдавила их, что они жалобно затрещали. Потом она кое-как побросала кочаны прямо в корзину и снова проговорила:
Старуха: - Плохой товар! Плохой товар! Плохая капуста!
Якоб: - Да не тряси ты так противно головой! У тебя шея не толще кочерыжки – того и гляди, обломится и голова упадёт в нашу корзину. Кто у нас тогда что купит?
Старуха: - Так у меня, по-твоему, слишком тонкая шея? Ну. А ты будешь совсем без шеи. Голова у тебя будет торчать прямо из плеч – по крайней мере, не свалится с тела.
Жена
сапожника: - Не говорите мальчику таких глупостей! Если вы хотите что-нибудь купить, так покупайте скорее. Вы у меня разгоните всех покупателей.
Старуха: - Хорошо, хорошо, пусть будет по-твоему. Я возьму у тебя эти шесть кочанов капусты. Но только у меня в руках костыль, и я не могу сама ничего нести. Пусть твой сын донесёт мне покупку до дома. Я его хорошо награжу за это.
Автор: Якобу очень не хотелось идти, но мать строго приказала ему слушаться – ей казалось грешно заставлять старую слабую женщину нести такую тяжесть. Якоб заплакал, но положил капусту в корзину и пошёл следом за старухой.
1 ведущий: В кого был превращён Якоб?
/Заполнение кроссворда - ответ «карлик»/
2 ведущий: А вот ещё один гость карнавала. И живёт он в той же сказке. Расскажите, пожалуйста, о себе.
/Герцог рассказывает о своём литературном персонаже/
(Предполагаемый ответ: Я очень люблю поесть, люблю сладкое, даже жмурюсь от удовольствия, когда всё так вкусно. Я могу разозлиться, если еда будет плохо приготовлена, и наказать своего повара, даже поссориться с друзьями. Но когда я познакомился с карликом Носом, я подобрел - мой новый повар кормит меня отменно. А вот когда карлик Нос не смог угодить моему другу, ох, как я разгневался! Даже войну затеял! Вот как на меня повлияло знакомство с карликом Носом.)
1 ведущий: Узнали героя? Кто он?
2 ведущий: Посмотрите, кто в уголке приумолк за рукоделием? Долгие годы прошли, прежде чем наша героиня смогла оторваться от работы и заговорить. Как её зовут? Её имя – следующая строка в кроссворде.
/Заполнение кроссворда – ответ «Элиза»/
1 ведущий: Расскажи, Элиза, что заставило тебя молчать?
/Элиза рассказывает о своём литературном персонаже/
(Предполагаемый ответ: Послушайте, что произошло со мной. Я королевская дочка. У меня есть одиннадцать братьев. Как мы любили друг друга, дружили, помогали во всём друг другу и родителям. Но умерла наша мама, а отец привёл во дворец злую королеву-мачеху. Невзлюбила она нас и превратила моих милых братьев в диких лебедей.
Долго я горевала и искала способ помочь им. И вот узнала: надо сплести каждому из них рубашку из крапивы. Я решила обязательно выполнить все условия, чтобы мои милые братья смогли вновь приобрести человеческий облик.
Как было страшно, когда я собирала крапиву. Как больно впивалась она в мои руки. Но я помнила наставление феи: нельзя промолвить ни одного слова. Надо молчать, пока я не сплету одиннадцать рубашек и не накину их на братьев.
Вот почему я всё время молчала и работала. Мне удалось сплести все рубашки и спасти братьев. Теперь я могу рассказать обо всём этом вам.)
2 ведущий: А что тут происходит? Видите, героиня не молчит, а возмущается. Почему?
/Инсценирование отрывка из сказки «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака/
Королева: Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах.
Профессор: Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное занятие. Недаром древние поэты обходились без письменных приборов, почему произведения их отнесены наукой к разряду устного творчества. Однако же осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой ещё четыре строчки.
Королева: Ладно уж, диктуйте.
Профессор: Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит!
Королева: Я напишу только «Травка зеленеет». (Пишет) Травка зе – не …
Входит канцлер.
Канцлер (низко кланяясь): Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше подписать один рескрипт и три указа.
Королева: Ещё писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать «зенелеет». Дайте сюда ваши бумажки! (Подписывает бумаги одну за другой)
Канцлер: Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать…
Королева: Опять начертать!
Канцлер: Только вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.
Королева: Что же я должна написать?
(нетерпеливо)
Канцлер: Одно из двух, ваше величество, либо «казнить», либо «помиловать»!
Королева (про себя): По-ми-ло-вать… Каз-нить… Лучше напишу «казнить» - это короче.
Канцлер берёт бумаги, кланяется и уходит.
Профессор (тяжело вздыхая): Нечего сказать, короче!
Королева: О чём это вы?
Профессор: Ах, ваше величество, это вы написали!
Королева: Вы опять, конечно, заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли?
Профессор: Нет, вы правильно написали это слово – и всё-таки сделали очень грубую ошибку.
Королева: Какую же?
Профессор: Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись.
Королева: Ещё чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.
Профессор: И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество!
Королева: Если бы я слушала вас, я бы только и делала, что думала, думала, и под конец, наверно, сошла бы с ума или придумала Бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь… Ну, что там дальше? Спрашивайте скорее, а то я целый век не выйду из классной!
Профессор: Осмелюсь спросить, ваше величество: сколько будет семью восемь?
Королева: Не помню что-то… это меня никогда не интересовало… А вас?
Профессор: Разумеется, интересовало, ваше величество!
Королева: Вот удивительно!.. Ну, прощайте, наш урок окончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дела.
Профессор: Как угодно вашему величеству!.. (Грустно и покорно собирает книги)
Королева: (ставит локти на стол и рассеянно следит за ним) Право же, хорошо быть королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель. Скажите, а что бы вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась ответить вам, сколько будет семью восемь?
Профессор: Не смею сказать, ваше величество!
Королева: Ничего, я разрешаю.
Профессор (робко): Поставил бы в угол…
Королева: Ха-ха-ха! (Указывая на углы) В тот или в этот?
Профессор: Это всё равно, ваше величество.
Королева: Я бы предпочла этот – он как-то уютнее. (Становится в угол) А если она и после этого не захотела бы сказать, сколько будет семью восемь?
Профессор: Я бы… Прошу прощения у вашего величества… я бы оставил её без обеда.
Королева: Без обеда? А если она ждёт к обеду гостей, например, послов какой-нибудь державы или иностранного принца?
Профессор: Да ведь я же говорю не о королеве, ваше величество. А о простой школьнице!
Королева (притягивая в угол кресло и садясь в него) Бедная проста школьница! Вы, оказывается, очень жестокий старик. А вы знаете, что я вас могу казнить? И даже сегодня, если захочу?
Профессор (роняя книги): Ваше величество!..
Королева: Да, да, могу. Почему бы нет?
Профессор: Но чем же я прогневал ваше величество?
Королева: Ну, как вам сказать. Вы очень своенравный человек. Что бы я ни сказала, вы говорите: неверно. Что бы ни написала, вы говоите: не так. А я люблю, когда со мной соглашаются!
Профессор: Ваше величество, клянусь жизнью, я больше не буду с вами спорить, если вам это не угодно!
Королева: Клянётесь жизнью? Ну, хорошо, тогда давайте продолжать ваш урок. Спросите у меня что-нибудь. (Садится за парту)
Профессор: Сколько будет шестью шесть, ваше величество?
Королева (смотрит на него, наклонив голову набок) Одиннадцать.
Профессор (грустно): Совершенно верно, ваше величество. А сколько будет восемью восемь?
Королева: Три.
Профессор: Правильно, ваше величество. А сколько будет…
Королева: Сколько да сколько. Какой вы любопытный человек. Спрашивает, спрашивает… Лучше сами расскажите что-нибудь интересное.
Профессор: Рассказать что-нибудь интересное, ваше величество? О чём же? В каком роде?
Королева: Ну, не знаю. Что-нибудь новогоднее. Ведь сегодня канун Нового года.
Профессор: Ваш покорный слуга. Год, ваше величество, состоит из 12 месяцев!
Королева: Вот как? В самом деле?
Профессор: Совершенно точно, ваше величество. Месяцы называются: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль…
Королева: Вон их сколько! И вы знаете все по именам? Какая у вас замечательная память.
Профессор: Благодарю вас, ваше величество! Август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь.
Королева: Подумать только!
Профессор: Месяцы идут один за другим. Только кончится один месяц, сразу начинается другой. И никогда ещё не бывало, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь – раньше августа.
Королева: А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?
Профессор: Это невозможно, ваше величество!
Королева: Вы – опять?
Профессор (умоляюще): Это не я возражаю вашему величеству. Это наука и природа!
Королева: Скажите, пожалуйста! А если я издам такой закон и поставлю большую печать?
Профессор (беспомощно разводит руками) Боюсь, что и это не поможет. Но вряд ли вашему величеству понадобятся такие перемены в календаре. Ведь каждый месяц приносит нам свои подарки и забавы. Декабрь, январь, февраль – катание на коньках, новогоднюю ёлку, масленичные балаганы, в марте начинается снеготаяние, а в апреле из-под снега выглядывают первые подснежники…
Королева: Вот и я хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видала.
Профессор: До апреля осталось совсем немного, ваше величество. Всего каких-нибудь три месяца, или девяносто дней…
Королева: Девяносто! Я не могу ждать и трёх дней. Завтра новогодний приём, и я хочу, чтобы у меня на столе были эти – как вы их там называли? – подснежники.
Профессор: Ваше величество, но законы природы!..
Королева: (перебивая его): Я издам новый закон природы! (Хлопает в ладоши) Эй кто там? Пошлите ко мне Канцлера. (Профессору) А вы садитесь за мою парту и пишите. Теперь я вам буду диктовать. (Задумывается) Ну! «Травка зеленеет, солнышко блестит». Да, да, так и пишите. (Задумывается) Ну! «Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейшее повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски…» Что бы им такое пообещать? Погодите, это писать не надо!.. Ну вот, придумала. Пишите: «Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском катании». Ну, написали? Как вы медленно пишите!
Профессор: «…на седой лисе…» Я давно уже не писал диктанта, ваше величество.
Королева: Ага, сами не пишете, а меня заставляете! Хитрый какой!... Ну, да уж ладно. Давайте перо – я начертаю своё высочайшее имя! (Быстро ставит закорючку и машет листком, чтобы чернила высохли)
В это время в дверях появляется Канцлер.
Ставьте печать – сюда и сюда! И позаботьтесь о том, чтобы все в городе знали мой приказ.
Канцлер (быстро читает): К этому – печать? Воля ваша, королева!..
Королева: Да-да, воля моя, и вы должны её исполнить!..
1 ведущий: Кто автор этих сцен?
/Заполнение кроссворда – ответ «Маршак»/
2 ведущий: Вот и всё. Наш карнавал подходит к концу. Узнали, как называется страна, в которой мы побывали? Да, это сказка.
1 ведущий: А чтоб расставание не было печальным, поиграем напоследок в игру «Верните в сказку». Верните в сказку предметы, которые случайно потерялись в этой волшебной стране.
2 ведущий: Яблоко. Перо Жар-птицы. Травка «чихай на здоровье». Жаба, превратившаяся в розу. Шкура дикой лошади. Чаша, похожая на дурман-траву.
/Ответы учащихся: яблоко - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина; перо Жар-птицы – сказка «Конёк-Горбунок» П. Ершова; травка «чихай на здоровье» - сказка «Карлик Нос» В. Гауфа; жаба, превратившаяся в розу, - сказка «Дикие лебеди» Г.Х. Андерсена; шкура дикой лошади, - сказка «Кошка, гулявша сама по себе»; чаша, похожая на дурман-траву – сказка – «Малахитовая шкатулка» П. Бажова/
Ведущие: Спасибо за помощь! До новых встреч! До новых сказок!
| | 6М | |
А |
2Е | | 5Э | Р |
Л | 1Ж | | Л | Ш | 3И |
И | У | 4К | И | А | В |
С | К | А | З | К | А |
Е | О | Р | А | | Н |
Й | В | Л | | |
| С | И |
К | К |
И | |
Й |
Вопросы к кроссворду:
Фамилия автора сказки «Спящая царевна».
Имя персонажа сказки А. С. Пушкина «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Имя главного героя сказки «Конёк-Горбунок» П. Ершова
В кого был превращён Якоб?
Имя героини сказки Андерсена, которая долгие годы молчала, и не могла оторваться от работы.
Кто автор этих сцен сказки «Двенадцать месяцев»?
Литература:
Ершов П. Конёк-горбунок. – Минск: Юнацтва, 1989
Городок в табакерке / Сост. С. Серова. – М.: Правда, 1989.
Сказки русских писателей / Сост. В. П. Аникина. - М.: Правда, 1985.
Сказки зарубежных писателей / Сост. З. П. Петрушеня. - К.: Молодь, 1986.
12