В гостях у жителей подводного царства.
Автор: Сурыгина Татьяна Сергеевна.
МБУ ДО СЮН города Димитровграда Ульяновской области.
Должность: педагог дополнительного образования.
Цель и задачи:1.Познакомить учащихся с некоторыми обитателями подводного царства.
2.Расширить кругозор учащихся.
3.Воспитать в учащихся любовь к природе.
Оборудование: Карточки с изображением дельфина, осьминога, морской
звезды, пазлы с морскими обитателями.
Оформление: плакаты подводный мир и подводная лодка.
Педагог: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся удивительное
путешествие в подводное царство, где обитают морские рыбы, животные
Ребята, а вы знаете каких нибудь морских рыб, животных.
Дети: (отвечают на вопрос)
Педагог: В путешествие отправимся на подводной лодке.
Садитесь по удобнее, представьте, что вы на подводной лодке и так
начинаем погружаться.
(Звучит музыка.)
Здравствуй океан, Великий здравствуй
Ширь твоя и глубь твоя по мне
Рядовой романтик дальних странствий,
Я пришёл к твоей седой волне
Я иду средь скал полоской узкой,
Гранью между сушей и водой,
Где ежи, медузы и малюски
Выложены хрупкою грядой.
(В.Кузнецов «Братание с океаном»)
Посмотрите ребята, как красив подводный мир, смотрите к
иллюминатору подплывает животное.
А вы знаете, что это за животное.
Дети: (отвечают)
Педагог: Правильно это Дельфин.
Эти животные живут в воде, но они дышат лёгкими, а значит
воздухом, как и мы.
Живут дельфины стаями, спят они в пол глаза, остерегаясь
нападения акул снизу, а сверху им ничто не грозит.
Днём этому стремительному пловцу никакой противник не
страшен, но в постели он уязвим, и включает чёткую систему
дозора. Молодой дельфин остаётся с матерью, пока не достигнет
примерно половины её размеров, после чего присоединяется к
стае подростков. Эти резвые, смышлёные и общительные
животные всегда спешат на помощь раненому товарищу и
поддерживают его у поверхности воды или подталкивают на
мелководье. Чтобы он мог дышать. Они помогают тонущим людям.
Дельфины переговариваются между собой, издают резкие звуки и
свист. Они не могут говорить, у них нет гортани, языка и губ
чтобы выговаривать слова.
Дельфины дружелюбные забавные животные подаются дрессировке.
Плывём дальше, ребята смотрите, кто подплывает ко второму
иллюминатору.
Дети: (отвечают)
Педагог: Это осьминог. Ребята, а кто из вас знает, сколько у осьминога рук
Дети: (отвечают)
Педагог: Тело у осьминога короткое, сзади овальное, голова несёт восемь
щупальцев (рук). Осьминог передвигается с помощью рук, на руках
у осьминога расположены присоски. Скользя по дну он
придерживается присосками за дно, за камни. Осьминог меняет
цвет, он умеет принимать любой цвет, когда до него дотрагиваются
он маскируется. Питаются осьминоги крабами, лангустами, рыбой.
Крабов и других подвижных животных осьминог сначала
парализует, брызнув на них слюной, а потом утаскивает жертву
в нору там не спеша поедает её, откусывая по маленькому кусочку.
Осьминоги в нашей стране обитают на Дальнем Востоке в
Баренцевом море.
Плывём дальше, ой ребята смотрите, кто это ползёт по дну.
Кто знает, кто такой?
Дети: (отвечают)
Педагог: Правильно ребята это краб.
Обычный размер краба достигает метра в размахе ног, краб, как и
все ракообразные меняет, сбрасывает свой жесткий панцирь,
и потом забивается в укромный уголок под камень, и несколько
дней ждет, когда пропитается известковыми солями и затвердеет
новая броня.
На нижней поверхности головы находится рот, окруженный
спереди верхней губой, с боков жвалами и сзади челюстями.
У большинства крабов грудные ножки служат для отфильтрования
взвешенных в воде частиц, которыми питаются.
Основной их пищей служит бактерии, водоросли и мелкие
органические остатки.
Плывём дальше, ребята посмотрите, это что лежит на камне.
Кто сможет нам ответить, кто это.
Дети: (отвечают)
Педагог: Посмотрите, какая красивая морская звезда.
Тело морской звезды жёсткое, корявое, звездообразное, рот
находится в центре с нижней стороны. У морской звезды нет
передних или задних части тела, любой луч будет передним,
в зависимости от того куда движется звезда. На каком луче
есть примитивный глаз, который отличает свет от тьмы.
С помощью лучей морская звезда медленно плавно скользит по
дну. При ловли добычи морская звезда открывает свои щипчики и
схватывает пищу, схваченную добычу не выпускает более двух
суток. По системе каналов в ножки под давлением поступает вода,
и они вытягиваются, прикрепившись присосками, к какому
нибудь предмету, ножки сокращаются и подтягивают всё тело
животного.
Вот мы с вами побывали в подводном царстве, посмотрели на
морских животных, которые обитают на дне.
А сейчас наше путешествие на подводной лодке заканчивается,
и мы поднимемся на вверх.
Надеюсь то, что вы увидели, вам пригодится в игре, которую я
вам приготовила, познавательная игра составь пазлы морских
обитателей.
Дети: (собирают картину)
Педагог: А сейчас расскажите об этих животных, которые у вас получились
Кто запомнил что нибудь, из моего рассказа.
Дети: Рассказывают о животных, что у них изображено на пазлах.
Педагог: Заглянув в подводный мир, человек навсегда остаётся там
душой, как будто он побывал в сказочной стране фей.
Ребята, вы сегодня хорошо и активно поработали и чтобы вы не
забывали подводный мир, я вам подарю для класса пазлы.
Играйте свободное время. До-свидание!
Литература:
1. Детская энциклопедия Что такое, кто такой изд. Астроль М.2006
2. Хлудова О.Ф. За голубым порогом М.1963