№10 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально- личностному развитию детей»
Информационная карта проекта (Паспорт проекта) |
Название проекта | «В городе маленьких человечков» |
Образовательная деятельность | «Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно- модельная деятельность» (конструирование) |
Предмет исследования | Развитие конструктивной деятельности с разными видами конструкторов». |
| |
Тип проекта: | Практико- ориентированный, творческий |
по сложности | Инновационный, интегрированный |
по социальной значимости | Социально-проектный : тесное взаимодействие детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения и социальных партнеров. |
по характеру деятельности (по цели обучения) | Развивающая художественные способности, творческое воображение, интерес детей к художественно- продуктивной деятельности, творческой активности в процессе конструирования с наборами конструктора «ЛЕГО» |
по возрасту | 5-6 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей детей |
по масштабу действия | Учрежденческий, внутри ДОУ |
по срокам реализации | Средне –срочный (1 месяц) |
Актуальность проекта | Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно, но между тем конструирование – это увлекательный, полезный вид деятельности детей, тесно связанный с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, дети придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Проект раскрывает для старшего дошкольника мир техники и «ЛЕГО»-конструирования: активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, пространственного мышления, воображение и формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор. |
Игровая мотивация | Создание своего собственного сказочного городка, непохожего ни на какие другие. |
Проблема проекта: | Наблюдая за нашими детьми в процессе конструкторской деятельности, мы отметили, что дети создают однотипные постройки (заборчик, ворота), не умеют работать коллективно, объединять свои поделки и постройки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, затрудняются подбирать материал с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). В связи с этим, мы решили создать проект по конструированию, т.к. в процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. |
Цель проекта | Сформировать конструкторские умения и навыки. Внедрение лего- конструирование в образовательный процесс |
Задачи проекта | - Развитие познавательных процессов, конструкторских и творческих способностей, - Расширять представления о многообразии конструкторов - Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через организованную деятельность по освоению «ЛЕГО»-технологии; -Развивать у детей умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность ее выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы; - Развивать мелкую моторику рук и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции; - Обучать приемам конструирования с использованием разных видов конструктора - Обогащать предметно- развивающую среду, направленную на социально- эмоциональный интеллект детей через конструирование с использованием разных наборов конструктора - Создавать условия для свободного экспериментирования с наборами конструкторов разного вида; - Закреплять умение созданные конструкции использовать в сюжетно-ролевых играх; - Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе конструирования с использованием наборов конструктора - Формировать умение детей в конструировании по собственному замыслу с опорой на рисунок, схему конструкции; - Формировать умение работать в коллективе, развивать социально- коммуникативные навыки - Повысить интерес родителей к конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми |
Новизна проекта | Проект является интегрированным и включает в себя все виды образовательной деятельности, а также все образовательные области. Внедрение разных видов конструктора в образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста. Реализация задач по развитию творчества и конструктивных навыков через различные формы работы с детьми с использованием наборов конструктора. Опыт работы над проектом направлен на обновление форм и методов приобщения дошкольников к техническому творчеству. |
Основные принципы | Индивидуальный подход к каждому ребёнку учет возрастных и индивидуальных особенностей детей Эффективность форм взаимодействия от простого к сложному Активность и созидательность комплексность решения задач (Интегрированность) результативность и гарантированность доступность и наглядность Принцип поэтапности, который влечет за собой распределение деятельности между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса |
| |
Механизм реализации (Этапы проекта) | 1. Организационно-подготовительный этап (Подготовительно-информационный, подготовительно-документальный) - Изучение возможностей внедрения «ЛЕГО»- технологии» в воспитательно - образовательный процесс группы ДОУ -Создание банка методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием разнообразных наборов конструктора (наглядно-дидактический материал, подбор художественной литературы, дидактических игр, подбор картин, разработка конспектов ОД, карт- схем построек, создание картотеки игр и т.п. - Дифференциация потребностей педагогов, детей и родителей в рамках существующей проблемы; - Определение конкретных целей, подготовки плана конкретных действий по созданию условий выполнения проекта и способов решения проблемы; - Разработка перспективного плана реализации проекта; -Анализ предметно-пространственной среды группы, наличие необходимого оборудования в группе - Закрепление знаний по конструированию и знакомство с различными наборами конструкторов. -Формирование представлений о приемах и методах конструктивной деятельности - Закрепить знания техники безопасности в работе с различным материалом и мелкими деталями конструктора. |
| 2. Основной этап (Организационно- исполнительный) - Организация ПРС (зоны «Конструирования» в группе), выставок творческих работ, создание презентации по проекту; - Знакомство с «ЛЕГО»- технологией» особенностями деталей наборов конструктора; знакомить детей с приемами «ЛЕГО»- конструирования; продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали. Формировать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга. Формировать умение самостоятельно измерять постройки, соблюдать заданный принцип конструкции. Закреплять умение сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. -Конструирование по сказкам, использование в театрализованной деятельности, в сюжетно- ролевых играх и т.д - Организация самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей по замыслу, схемам, чертежам; - Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность, практическое осуществление деятельности по проекту. |
| 3. Завершающий этап (обобщающий, оценочно-рефлексивный.) Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, систематизация и обобщение полученных результатов. - Выставка продуктов творческой деятельности детей: Дети показывают свои умения и навыки. -Просмотр презентации по реализации проекта для детей педагогов, родителей и детей; -Видео-интервью участников проекта -Определение перспективы дальнейшего развития проекта. |
Методы и Приемы работы | |
Объяснительно-иллюстративный (наглядный, словесный)- предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, рассматривание таблиц, демонстрация, работа с технологическими картами, картами- схемами построек, иллюстрации, дидактические игры.); репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу); поисковый метод- самостоятельное решение проблем частично-поисковый метод (выполнение вариативных заданий, решение проблемных задач с помощью педагога; исследовательский метод- формирование у ребёнка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение) Познавательный метод (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов); Проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование) Игровой метод (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета, сюрпризный момент, дидактические игры) Эвристический метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.); Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей. |
Виды конструктив-ной деятельности детей | Конструирование по образцу: Детям предлагают образец, выполненный из деталей конструктора, объясняют и наглядно показывают способы воспроизведения конструкции. В основе этой формы лежит подражательная деятельность, важный обучающий этап, где можно решать задачи. (Обеспечение перехода детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера) Конструирование по модели: Детям в качестве образца, предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Дети самостоятельно должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора такую модель. В основе этой формы ставится определенная задача, но не дается способ её решения. (Активируется мышления дошкольников) Конструирование по условиям: Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение. (У детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры, развивается творческое конструирование) Конструирование по замыслу: Дети сами решают, что и как будут конструировать. (Позволяет лишь самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее) Конструирование по теме: Детям предлагают общую тематику конструкций, они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. (Закрепление знаний и умений) |
Формы организации обучения в конструктив-ной деятельности | Педагогом используются разнообразные организационные формы проведения ОД в зависимости от сложности изучаемой темах конструктивной деятельности: Фронтальная - форма предусматривает подачу образовательного материала всем воспитанникам группы. Индивидуальная – форма предполагает самостоятельную работу воспитанников, оказание помощи каждому из них со стороны педагога Групповая – разделение воспитанников на группы для выполнения определенной работы. Коллективное выполнение работ |
Форма организации игр и образователь-ной деятельности | Наблюдение натурального объекта. Показ, обсуждение и анализ образца, предметных и сюжетных картинок схем и моделей построек, Экскурсии и рассматривание конструкций зданий, Показ способов действий. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы. Постановка конструктивных задач по условиям. Обыгрывание темы в начале занятий и в анализе. Объяснение последовательности и способов выполнения постройки. Пояснения, вопросы, беседа 10.Постановка проблемных задач. 11.Анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции. |
Интеграция образователь-ных областей через «ЛЕГО»- технологию | Социально-коммуникативное развитие: Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Познавательное развитие: Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей наборов конструктора «ЛЕГО»; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Речевое развитие: Работа с педагогом над развитием фонетического слуха, звуковой и интонационной культуры речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Художественно- эстетическое развитие: Творческое конструирование – создание замысла из деталей наборов конструктора; реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей. Физическое развитие Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, зрения |
Организация развивающей среды | Развивающая предметно-пространственная среда содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы, дает возможность детям проявить свою индивидуальность, реализовать свои замыслы. В группе имеется свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. В группе создан «Центр конструирования», где размещён необходимый строительный материал: конструкторы «Lego» с деталями разного размера; кубики с картинками; строительный материал (деревянный, пластмассовый): кубики, призмы, кирпичики, пластины и др.; игрушки для обыгрывания построек (машинки, куклы, елочки, деревья, клумбы, цветы, фонари, и другие атрибуты, которые развивают фантазию детей).; модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц и т.п.; мозаика разных размеров и форм и схемы выкладывания узоров из неё; разрезные картинки, пазлы; конструктор «Палочки Кюизенера», блоки Дьенеша. Центр строителей безопасен, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Уголок расположен у окна, в стороне от постоянного движения детей и взрослых, хорошо освещён, занимает не много пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе. Игры, пособия, в центре пригодны для использования в разных видах детской деятельности. В дальнейшем планируется обогащение центра конструирования новыми видами конструктора. |
Взаимодейст-вие с родителями и социумом | Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада и группы, групповые и индивидуальные беседы; индивидуальные консультации и рекомендации. Развитие социальных связей с культурными и научным центрами дает дополнительный импульс для обогащения личности ребенка. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, что в конечном итоге ведет к повышению качества образования. В данном проекте планируется взаимодействие с ЦИТом ( Центр информационных технологий) кружок робототехника, LegoROOM Кингисепп |
Ожидаемый результат | В ходе реализации проекта дети умеют создавать конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию; умеют применять разные средства для достижения результаты (схемы, модели, рисунки, образцы). Наблюдается сплочение детского коллектива: сформированы навыки сотрудничества с партнером, воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения, стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора .Также наблюдается удовлетворённость родителей и детей уровнем образовательных услуг в ДОУ; повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством «ЛЕГО»-конструирования и степени вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс. |
Перспективы дальнейшего развития проекта | Продолжать развивать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками. Продолжать знакомить детей с разновидностями конструктора, развивать взаимодействие с социальными партнёрами. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках. |
Методическое сопровождение / Приложения | № 1-Проблемные ситуации. № 2-Развивающие игры по конструированию № 3-Схемы № 4- Пальчиковые игры № 5-Работа с родителями № 6-Презентации №7- Детали конструктора №8-Схемы составления рассказов |
Вывод по проекту |
Трудности(проблемы) по проекту / пути их решения: | При реализации данного проекта возникли ряд трудностей или рисков: Недостаточное оснащение конструкторами и его разновидность. / (Помощь родителей) Недостаточное методическое обеспечение по данным технологиям / (Интернет, поиск необходимой литературы, разработка дополнительного методического обеспечения) Не полная заинтересованность родителей в совместных творческих проектах. / (Информировали и активизировали родителей к совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству привлечение к совместным мероприятиям и конкурсам по LEGO – конструированию); Слабая ориентация в деталях конструктора. / (Для закрепления предложили игры: «Таинственный мешочек», «Разложи детали по местам» и др. (смотреть приложение 2) что помогло овладеть навыками классификации) Не все могут последовательно и логично строить речевое высказывание. / (Разработали схемы для составления рассказа о будущей постройке (Приложение №8) Постройки детей просты и однообразны. / (Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его реализовать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. В этом нам помогали дид. игры (см. приложение 2), интеграция образовательных областей и разнообразие методов и приемов. Чтобы ребенок мог выстроить алгоритм постройки, задавали вопросы: «Давайте подумаем, а как ты будешь делать? Расскажи». Затем предложить начать строить. Включить музыку. После того, как закончены постройки попросить рассказать о поделке. Можно попросить детей нарисовать то, что они построили. |
Конструктивная деятельность через использование различных наборов конструктора увлекательна и разнообразна. Она позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, у них вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда. Использование технологии развития конструктивной деятельности детей в создании современной образовательной среды в ДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в проекте были учтены виды познавательной деятельности и разносторонние процессы (интеллектуальные и сенсорные); в нем сочетаются и взаимосвязываются эмоциональные и интеллектуальные процессы; активизируются регулятивные механизмы деятельности; формируется познавательная сфера в конструктивной детей старшего дошкольного возраста ; развиваются и формируются личностные образования; развиваются социальные отношения в коллективе (в группе), с педагогами и взрослыми. Таким образом, можно считать, что при реализации проекта можно добиться реальных положительных результатов в художественно-эстетическом развитии детей в плане конструктивной деятельности детей, а также в формировании личностных психических качеств ребенка. |
| |
|
- Давайте скорее посмотрим, что же за сообщение в ней.
Включается сообщение. (Сообщение от лего -человечков)
-Уважаемые жители Земли! Мы давно наблюдаем за вами и удивлены вашими способностями, необычными конструкциями, которые вы создаете. Хотим больше узнать о вас и вашей Планете, о животных, которые ее населяют. До скорой встречи.
Воспитатель – Как же передать информацию о животных, которые населяют нашу планету?
(Дети предлагают свои решения, решают проблемную ситуацию).
(Сделать модели животных из конструкторов, имеющихся в группе, сфотографировать и отправить в Лего- страну).