СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гости к осени (урок-экскурсия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе.

Просмотр содержимого документа
«В гости к осени (урок-экскурсия)»

Урок Окружающего мира во 2 классе.

Тема урока: В гости к осени (урок-экскурсия)


Подготовила:

учитель начальных классов

МКОУ Новомарковской СОШ

Гелунова И.В.


Цель урока: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.

Оборудование:

  1. Осенние ветки лиственных и хвойных растений;

  2. Плоды, семена, осенние листья различных растений.


Ход урока

I. Организационный момент

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

II. Повторение изученного

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

- Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей)

- Как греет солнце? (Ответы детей)

- Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно; Осадки, без осадков; Ветрено, безветренная погода; температура воздуха)

- Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр?

- А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в Якутии температура -50гр., а в Арктике -57 гр. Где теплее?

III. Осенние изменения в неживой природе

- Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, вода в водоемах и т.д.)

- Давайте вспомним, какая погода была летом, и сравним какие изменения произошли.

- Сделаем выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные. Холодные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней, осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.

IV. Как меняется осенью жизнь растений

- А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

- Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь, к звукам в парке. Слышите шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, падают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.

И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски увидел он в лесу:

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

- С чем сравнивает лес И.Бунин? Почему?

- А теперь посмотрим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?

- Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву?

- Обратите внимание, что чем ниже температура воздуха, тем интенсивнее идет изменение окраски листьев. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

- Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т.к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

-Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву , а остаются зелеными круглый год?

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять, из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что сучья ломались бы под его тяжестью. Здесь играет роль и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве.

V. Игра «Отгадай растение»

Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист.

VI. Осенние изменения в жизни животных

- Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки и др.)

- А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки.

С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

- Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зелеными побегами растений; журавли, цапли – лягушками, хищные птицы – мышами, другими мелкими животными)

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.

- Все ли птицы улетают в теплые края? Какие остаются и как они себя ведут?

Синицы, воробьи, вороны перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Перелетные птицы проделывают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.

Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

VII. Игра «Отгадай животное»

Учитель рассказывает о жизни зверей осенью, о том как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает о каком животном идет речь?

Осенью нас забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А мы на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасает от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым. (Лиса)

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобер)

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовится к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно, и спать ложиться на всю зиму! (Барсук)

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой и сих стеблей. (Заяц)

VIII. Итог урока

- О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

- Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?

Домашнее задание

Прочитать текст (с.26-29); ответить на вопросы к тексту.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!