СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В гостях у Аксиньи" - конспект ООД в рамках музейной педагогики в старшей группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это музыкально - игровая фольклорная организованная образовательная деятельность в казачьем музее ДОУ, приуроченная к Единому дню фольклора в России.

Просмотр содержимого документа
«"В гостях у Аксиньи" - конспект ООД в рамках музейной педагогики в старшей группе.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Жемчужинка»



















Конспект открытой музыкально-игровой

фольклорной организованной образовательной деятельности

для детей старшей группы

«В гостях у Аксиньи!»

в рамках музейной педагогики.





















Музыкальный руководитель:

Абдуллаева Марина Владимировна





Ст. Егорлыкская,

2024г.


Цель:

- формировать музыкальные способности дошкольников средствами русского музыкального фольклора. 

Обучающие задачи:

- продолжать учить двигаться в соответствии с характером музыки прямым галопом, простым хороводным шагом;

- способствовать узнаванию знакомых произведений;

- формировать способность детей вживаться в игровую ситуацию, воссоздавать нужные образы;

- формировать вокально-певческие навыки, а-капелльное пение, умение интонировать ч.4, выразительно исполнять звукоподражания;

- учить различать темп в музыке, передавать его в игре на ложках.

Развивающие задачи:

-продолжать развивать чувство ритма, метра, эмоциональную отзывчивость,

музыкальную память, внимание, звуковысотный слух; закреплять умение передавать ритмические особенности через игру на музыкальных инструментах, отмечать окончание музыкальных фраз;

- развивать творческое воображение, импровизировать под плясовую музыку, в соответствии с приобретёнными навыками;

- развивать интерес к предметам деревенского быта.

Воспитательные задачи:  

-продолжать воспитывать духовные и нравственно-патриотические чувства дошкольников через музыкальный и устный фольклор;

-приобщать к русской народной музыке, произведениям современных композиторов, написанных в народном стиле;

- воспитывать культуру общения, коммуникативные качества.

Активизация словаря:

- подговорка: Без рук, без ног, скок-скок-поскок.

Веретёнце потрудись, пряжа шёлкова прядись!

- прялка, спицы, кудель, веретено, кумач, наковольня.

Материал и оборудование:

Демонстрационный:

- казачий костюм для музыкального руководителя;

- музейные экспонаты (музея ДОУ «История Донцов»);

- музыкальный центр, ИКТ - мультимедийное устройство (презентация к занятию)

Раздаточный:

палочка-лошадка, плёточка; ложки (по количеству мальчиков), платочек; петушки-куклы на руку (для театрализованной пляски).

Предварительная работа:

- чтение пословиц и поговорок, разучивание потешек, подговорок;

- разучивание плясок с петушками и «Прялица»;

- пение с движением «Потягушеньки» муз. А.Лазарева;



- беседы о добре, рассматривание тематических иллюстраций: пряха, кузнецы.
Приемы руководства деятельностью детей: 
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности: приобщение детей к русской народной музыке через пение, движения, игры, знакомство с бытом русской деревни.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ООД: создание развивающей среды, использование художественного слова. 
3. Приемы организации практической деятельности детей: разучивание музыкального репертуара. 
4. Приемы поддержания интереса у детей: чередование видов музыкальной деятельности.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное (педагогом и детьми) определение качества исполнительской деятельности детей, взаимопомощь детей. 
Создание среды для организации и проведения ООД:

аудиозаписи народных произведений и произведений современных композиторов, написанных в народном стиле, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты (ложки, гармошка), народные костюмы участников ООД, декоративное оформление музыкального зала, подготовка проектора и интерактивной доски.
Виды детской деятельности в ООД: 
- музыкально-художественная (пение, движение, музицирование на русских музыкальных инструментах в ансамбле с музыкальным руководителем); 
- игровая; 
- коммуникативная. 

Планируемые результаты:

развитие у детей интереса к музыкальной культуре русского народа, проявление эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера и содержания, воспитание нравственных качеств, развитие навыков выразительного исполнительства, чувства ритма во всех видах музыкальной деятельности, расширение и активизация словарного запаса.

План ООД: 

1. Вводная часть: 
приветствие, вход детей в музыкальный зал. 
2. Основная часть: 
закрепление изученного материала: 

постановка голоса – «Назови своё имя».
Пение:

распевка: интонирование ч.4 - «Иго-го»;

пение с движением: «Потягушеньки» муз. А.Лазарева.

Слушание:

«Цыплята» музыка А.Филиппенко (хоровое пение);

Музыкально-ритмические движения:

прямой галоп со сменой ног «Лошадка» музыка С.Потоловского;

инсценировка песни «Кто у нас хороший» р.н.п.;

пляска и музицирование: «Прялица» р.н.п. (метроритм: отмечать окончание музыкальной фразы), игра на ложках– (приёмы игры).
3. Заключительная часть:

Подведение итогов ООД, выход из зала.

Длительность ООД – 25 минут.

Ход занятия.

Звучит фонограмма песни «Горница» музыка Л. Деревягина.

Дети с воспитателем входят в музей, взявшись за руки, проходят по периметру. Их встречает музыкальный руководитель в казачьем костюме.

М.Р.: Здрово дневали, гости дорогие!

Здравствуйте, ребятки, розовые пятки.

Звонкие соловушки, умные головушки!

(Подходит к каждому, берет за руку и поет на мотив р. н. песни «Я на горку шла»):

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Милости прошу, заходите. Как казаки живут, поглядите!

Посмотрите, ребята, как я обрядилась, вас дожидалась, да и вы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились.
Вышли дружно петь, играть
Себя людям показать!

Встаньте, детушки по солнышку, да скажите мне, как звать вас?

(Дети встают в круг, берут колокольчик, передают его и называют своё имя).

Ой, да здесь Тимоши, Темки, Юли, Насти, Саши. Старшие ребятки наши!

Гляжу, вот только не все детушки весёлые, не улыбаются. Давайте споём и сделаем потягушки.

Исполняется песня с движениями «Потягушеньки» музыка А. Лазарева:

Потягушеньки моей душеньке,

Тянем ноженьки, тянем рученьки.

Сон скорей уйди, сила приходи,

Улыбнись глазок хоть один разок!



М.Р.: А теперь садитесь рядком, да поговорим ладком (дети садятся).

Хочу пригласить вас сегодня в свой курень.

Слайд 2.

Хозяйки-то у нас хорошие, опрятные, да ладные. Слайд 3.

В дому всё прибирают…

Гостей поджидают.

А рукодельницы какие! Кружева плетут, вышивают, половики ткут. Слайд 4

М.Р.: А недалече в другой станице славный паренёк живёт, его Ванечкой зовут.

Поглядите, ему птичка песню напевает,

В гости к Аксинье зазывает. Слайд 5

На чём же Ванечке в гости отправиться?

Дети: На лошадке! Слайд 6

М.Р.: Ребятки, послушайте, как лошадка зовёт Ваню покататься,

(пою ч4): Иго-го!

Проводится разминка для голоса, дети подражают «голосу» лошадки: «И-го-го!»

Разминка для голоса «И-го-го!»

М.Р.:(с лошадкой в руках). Вот лошадка закричала...

Д е т и (вместе с воспитателем).

И-го-го!

М.Р.: На полянке закричала...

Д е т и . И-го-го!

М.Р.: Кто меня сейчас услышит?

Д е т и . И-го-го!

М.Р.: Кто верхом на мне поедет?

Д е т и . И-го-го!

М.Р.: Услыхал меня Ванюша...

Д е т и . И-го-го!

М.р.: И помчался на лошадке далеко!

Д е т и . И-го-го!

М.Р.: Покажите, ребятушки, как лошадка скачет.

Воспитатель:

Едем - едем на лошадке,
Но, но, но!
Рады-рады все ребятки,
Но, но, но!
Рады-рады прокатиться,
Но, но, но!
Звонко цокают копытца:
Но, но, но!

(Дети выполняют прямой галоп по кругу).

М.Р.: Кто у нас хороший?

Воспитатель выводит мальчика за руку:

Вот всадник хороший, Ванечка пригожий!

(Даёт мальчику лошадку, плёточку)

Ванюша:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Исполняется хороводная игра-песня «Кто у нас хороший?» русская народная песня.

М.Р.: Аксиньюшка встречает, гостей привечает.

Девочка кланяется Ване, он отвечает поклоном.

М.Р.: Расскажи, Аксиньюшка, нашим красным девицам, да добрым казакам, кто в хозяйстве твоём водится?

Аксинья: Свмнка есть, уточка есть, курочки с цыплятками, да петушки.

М.р.: Тогда, сядем-посидим, послушаем, да угадаем, кто песенку поёт?

Звучит фонограмма песни «Курочка и цыплята» музыка А. Филиппенко.

(дети отвечают) - Слайд 7

М.Р.: Скажите, ребятки, а как курочка поёт?

(Поёт ласково, но строго).

Спойте, как курочка беспокоится о своих цыплятках и учит их искать зёрнышки.

Дети поют: Ко-ко-ко-ко, Ко-ко-ко! Не ходите далеко.

Лапками гребите, зёрнышки ищите.

М.Р.: Где же наши петушки, озорные гребешки?

Исполняется театрализованная «Пляска петушков».

Дети «кормят» петушков, кур с цыплятами, свинку.

М.Р.: Вот и хозяйство накормили… А знаете ли вы, ребятки. Что издавна любимой едой донских казаков считалась пшенная каша. (Показ). Дома ее ели круто сваренную, в поле – жидкую, с молоком, изюмом, салом картофелем. Варили также и ячменную, тыквенную и кукурузную.



Проводится пшенный массаж для рук.



М.Р.:  Аксинья пироги печет,

Да кудель прядёт.

Давайте, ребятки, поможем Аксинье пряжу прясть. Что для этого нам нужно?

Дети: Прялка, кудель, веретенце.

М.Р.: Без рук, без ног, скок-скок-поскок.

Веретёнце потрудись, пряжа шёлкова прядись! (Дети повторяют).

В работе нам будет песня помогать.

Будем ниточку сучить, а в конце на веретёнце крутить.

Исполняется пляска «Прялица» р.н.п..

Девочки прядут, а мальчики подыгрывают на деревянных ложках, затем вместе танцуют и мальчики дарят девчатам ложки.

М.Р.:  Славно, детушки, потрудились! Пришло время игры для веселой детворы!

Проводятся казачьи игры: «Ловишка» с ленточками; «Ложки».

М.Р.: Каши поели, поиграли, пошумели,

А теперь пора идти деткам со двора.

Рефлексия с платочком.

М.Р.: Тут занятию конец, а кто пришёл в курень – молодец!

Приходите ещё в гости к нам, будем рады мы гостям! 
Доброго всем здоровьица! (поклон) 

Под фонограмму песни «Горница», дети, взявшись за руки, «змейкой» выходят из музея.



















Список литературы:

1.«Игры – забавы» автор-составитель Э.М.Гамидова. – Волгоград: «Учитель», 2012.
2. «Здравствуй!» - М.Л.Лазарев, 2-е издание.- М.: Мнемозина, 2005.

3. «Истоки русской народной культуры в детском саду», автор-составитель И.Г.Гаврилова. – СПб: Детство-Пресс, 2010.

4. «Музыкальный сундучок» - Н.Щербакова. – М.: Обруч, 2012.

5. «У нашего двора нет веселья конца!» - автор-составитель Д.А. Рытов. – СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2006.

6. «Народные праздники в детском саду» (методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей), составители М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова.-Москва: Мозаика-Синтез, 2006 г. 
7. Музыка в детском саду – Н.Ветлугина

8. «А у нас – перепляс!» автор В, М. Пашнина – Ярославль, академия развития, 2005.