СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у антона и омона

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В гостях у антона и омона»



Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

Внеурочного занятия по русскому языку

«В гостях у антонимов и омонимов»


Составила студентка 331 группы

Болдырева Кристина Руслановна

МАОУ СОШ № __, класс 4 каб. № ___

Дата проведения занятия: 21.12.2021

Смена ____ Номер урока _________

Начало урока ________________________

ФИО учителя школы:

____________________________________

ФИО преподавателя-консультанта:

______________________

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

(Подпись учителя)

Цель внеурочного занятия: способствовать закреплению умения определять слова-антонимы, слова-омонимы

Задачи:

Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, за свою малую Родину, за свой родной русский язык; формирование уважительного отношения к иному мнению

Предметные: актуализировать знания учащихся, полученные на уроках русского языка в 3 классе; углубление представлений о антонимах, омонимах; умение распознавать антонимы, омонимы;



Метапредметные:

Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий; получат возможность научиться осуществлять самопроверку, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Познавательные:  осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно решать познавательные задачи;

Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;


Оборудование:

У учителя: презентация, карточки с заданиями, листочки для рефлексии

У учащихся: ручки, цветные карандаши


Ход внеурочного занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

- Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь.

- Я рада приветствовать вас на нашем занятии! Меня зовут Кристина Руслановна. И сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по русскому языку.

- Сегодня у нас будет необычное приветствие, называется оно - «Здравствуйте!»

- Вы должны поочерёдно касаться одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с большого и проговаривая на каждый следующие слова:

- желаю (соприкасаются большими пальцами);

- успеха (указательными);

- большого (средними);

- во всём (безымянными);

- и везде (мизинцами);

- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

- Молодцы, ребята! Посмотрите, как здорово мы поприветствовали друг друга!

- Ребята, а теперь, взгляните на слайд. Что вы видите?

На слайде:

1. (бант, оса, мышь)

2. Буква «о», лимон, ива, мышь

- Верно, это ребусы.

- Попробуйте расшифровать ребус. Кто не может устно, поднимите руку, я дам вам листочек. Как решите – поднимите глазки на меня.

- Какое слово зашифровано в первом ребусе? Во втором?




- Правильно. Молодцы! А кто знает, что такое антонимы?

- Антонимы – это слова одной и той же части речи, с противоположным значением.

- Приведите, пожалуйста, примеры антонимов.



- Здорово! Вы и вправду знаете, что такое антонимы.

- А сейчас, напомните мне, пожалуйста, омонимы – это …?

- Омонимы – это слова, которые одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разны по значению.

- Посмотрите на слайд, вам представлены пары слов. Вам нужно выбрать и произнести только омонимы и объяснить их значения (Ответы по поднятой руке).

На слайде:

(Горячий – холодный, идти – брести, лисичка – лисичка, ранний – поздний, буря – ураган, кран – кран, огонь – вода, весело – радостно, месяц – месяц)

- Молодцы! Вы и с омонимами хорошо справляетесь!

- Может кто-то догадался, чему будет посвящено наше занятие?

- Верно. Тема нашего занятия «В гостях у антонимов и омонимов»

- Так давайте скорее начинать путешествие по стране антонимов и омонимов, где вам будут встречаться различные станции с интересными заданиями!

- А ещё, при каждом правильном ответе – будет выдаваться жетончик. (При правильном ответе - вдаются для мотивации и участия всех учащихся детей в процессе работы.)

Приветствие.















- Ребусы




















- В первом ребусе зашифровано слово «антонимы». Во втором ребусе - «омонимы»

- Варианты детей.

- Дети отвечают (добро-зло, бедный-богатый, счастье-горе, большой-маленький)



- Ответы детей










- Антонимам, омонимам

Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, за свою малую Родину, за свой родной русский язык; формирование уважительного отношения к иному мнению

Предметные: актуализировать знания учащихся, полученные на уроках русского языка в 3 классе; углубление представлений о антонимах, омонимах; умение распознавать антонимы, омонимы;



Метапредметные:

Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий; Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно решать познавательные задачи;

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;


Основной

- И наше путешествие мы начинаем со станции «Кружки А и О».

- Задание станции: Я называю пары слов, а вы думаете и поднимаете правую руку, если пары слов – это антонимы, левую - омонимы. (А – это антонимы, О – это омонимы.) (Не выдаются жетончики)

- Близкий – далёкий (А), норка – норка (зверёк – небольшая нора) (О), мир – мир (земной шар – отсутствие войны) (О), вход – выход (А), новый – старый (А), лавка – лавка (магазин – скамейка) (О), мышь – мышь (небольшой грызун – компьютерной устройство), свет – тьма (А).

- Вы очень хорошо справились с заданием, которое было дано на этой станции!

- Отправляемся дальше!

- Посмотрите на слайд (На слайде: ивцыслопо – пословицы). Что же мы там видим?

- Чтобы понять, какая следующая станция, вам необходимо поставить буквы в правильном порядке и получить какое-то слово.

- Какое же слово спряталось?

- Верно.

- Наша следующая станция «Антонимы в пословицах» (работа в парах, (фронтальная проверка)), (за ответ выдаются жетончики)

- Вам на листочках даны пословицы, но, к сожалению, у них потерялись последние слова. И вам нужно их вернуть. (Дописать)

- Подсказка! Это слово является антонимом, выделенному слову в выражении.

- Первую пословицу попробуем выполнить вместе!

- Ученье – свет, а не ученье - …. (тьма)

- Начинаем выполнять задание. После его завершения поднимаете глазки на меня, чтобы я видела вашу готовность.

Пословицы:


Труд человека кормит, а …. портит. (лень)

Знай больше, говори - …. (меньше)

Ласточка день начинает, а соловей - …. (заканчивает)

Человек от лени болеет, а от труда….. (здоровеет)

Добро – помни, а зло – …. (забывай)

- Заканчиваем работу.

- Кто скажет, какой же антоним потерялся у первой пословицы? (по поднятой руке)

- А как ты понимаешь эту пословицу?








- Молодец!

- Так, переходим к следующей пословице. Знай больше, говори - …. (меньше)

- Правильно! Как вы понимаете эту пословицу?






- Третья пословица? Ласточка день начинает, а соловей - …. (заканчивает)

- Значение?



- Как вы закончили четвёртую пословицу? Человек от лени болеет, а от труда….. (здоровеет)





- Пословица №5? Добро – помни, а зло – …. (забывай).








- Какая была интересная станция! Какая пословица вам больше всего нравится? Почему?

- Итак, продолжаем наше путешествие.

- Ребята, а для следующей станции «Изобрази» вам необходимо разделиться на подгруппы (четвёрки, тройки), 1-2 парта одна подгруппа, 3-4 след. подгруппа и т.д. (жетончики тем, кто отгадывает антонимы)

- Ваше задание на данной станции: вспомнить какой-нибудь антоним, например «твёрдый – мягкий» и изобразить его наглядно.

- Что бывает твёрдым?

- Верно, можно изобразить камень.

- А что бывает мягким?

- Значит, что изображаем?

- Правильно.

- А сейчас, в подгруппах, придумайте свои антонимы. На листочках изобразите их.

- Отодвигаем карандаши в сторону.

- Сейчас к доске выйдет 1 человек с подгруппы. А остальные внимательно смотрят и думают, какой же антоним привела подгруппа.




- Вы отлично справились с заданием!
- А теперь, вернитесь на своё рабочее место. Продолжаем путешествие по городу «Антонимы и Омонимы»


- Следующая станция «Большая или маленькая!» (Жетончики за ответы)

- Я читаю вам предложения, в которых есть слова, сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, другое – имя, название или фамилию. Вам нужно сказать, какое из слов пишется с маленькой буквы, а какое - с большой буквы и почему.

  1. Улетел орёл за город Орёл.

  2.  Наш Шарик поймал воздушный шарик.

  3.  Не бойся морозов, Сережа Морозов.

  4.  Хороши груши в корзине у Груши.

  5. Наша Поля вернулась с поля.

  6. Домик для скворцов делал Алеша Скворцов.

  7. Вася Рыбаков был у рыбаков.

  8. У пастухов выступал Андрей Пастухов.

  9. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза

  10. Пять горшков принес Петя Горшков.

  11. Коля Арбузов купил пять арбузов.

- Молодцы! Вы хорошо прошли станцию «Большая и маленькая!»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли,
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

- Садитесь. Вот мы немножко и размялись.

- Нас встречает станция «Неприятели». (Жетончики за правильный ответ)

- Предположите, чему может быть посвящена эта станция?

- Правильно. Станция посвящена антонимам.

- На слайде вам предложен ряд слов, где одно слово является лишним. Ваша задача: найти лишнее слово, объяснить, почему оно лишнее?

На слайде:

Друг, печаль, враг.

Ночь, сутки, день.

Радость, радостный, печаль.

Поднимать, опускать, брать.

Давать, продавать, брать.

Покупать, продавать, отдавать.

Говорить, идти, молчать.

- И у нас осталась последняя станция. «Что общего? А ну-ка раскрась!» (Выдаётся каждому)


- Ребята, потихоньку заканчиваем работу.







Работа детей по станции.







- разбросанные буквы




- пословицы








- Тьма












- Лень


- Если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей, сделает что-нибудь полезное. Eсли не будет трудиться, то ничего не добьется, ничего у него не будет.


- Меньше

- Пословица говорит о том, как важно получать полезную информацию, усваивать новые знания, но не болтать попусту о том, чего не знаешь.

- Заканчивает

- Всему своё время и свой час, поэтому не стоит торопить события

-Болеет, то есть, если человек будет ленивым, он будет очень часто болеть. Но, а если он будет трудиться, никогда не заболеет.

- Забывай. Надо уметь прощать зло и забывать, самому лучше станет. А людей, которые тебе сделали добро нужно всегда помнить и благодарить. 


- Ответы детей.



Деление на группы





- Камень и т.д.

- Подушка

- Подушку



Рисуют




Отгадывают антонимы. (С каждой подгруппы выходит 1 человек)







Отвечают по заданию



























Дети отвечают






Ответы детей







- Дети находят общее в картинках и раскрашивают их









Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, за свою малую Родину, за свой родной русский язык; формирование уважительного отношения к иному мнению

Предметные: актуализировать знания учащихся, полученные на уроках русского языка в 3 классе; углубление представлений о антонимах, омонимах; умение распознавать антонимы, омонимы;



Метапредметные:

Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий; Познавательные:  осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно решать познавательные задачи;

Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;


Заключительный

- Итак, пришло время подвести итоги нашего занятия.

- Чему было посвящено занятие?

- При выполнении, каких заданий у вас возникли трудности? Почему?

- Какая станция вам понравилась больше всего?

- А теперь, каждый оценит свою деятельность на уроке.

- Сейчас послушайте меня внимательно.

- На краю парты у вас лежат карточки. Поднимаете:

  1. Жёлтый листочек (я довольна (-ен) своей работой, тема была интересной)

  2. Зелёный листочек (я участвовал (а) не везде, но тема была интересной)

  3. Синий листочек (я вообще не понял (-а) тему занятия, ничего не выполнял (-а)

- Опустите листочки.

- Наше занятие подошло к концу. Мне было приятно с вами работать. Спасибо за занятие!

- До новых встреч!


- Антонимам и омонимам


Отвечают по вопросам






Оценка деятельности учащихся



Метапредметные:

Регулятивные: получат возможность научиться осуществлять самопроверку, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Познавательные:  осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!