Викторина «В гостях у сказки»
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам. Закрепить знания о народных сказках.
Задачи:
Образовательные:
учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;
закрепить навыки детей пересказа сказок.
расширить словарный запас;
закрепить названия русских народных сказок.
Развивающие:
развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Ход занятия
I. Объявление темы
Дорогие друзья!
Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашей викторины, тема которой «В гостях у сказки».
II. Вступительное слово воспитателя
- Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
- И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки пришли к нам из глубокой древности.
Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку. На пути нам встретятся несколько станций:
Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)
Готовы? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!
III. Путешествие по сказкам
1. Вот мы и на первой станции «Музыкальная шкатулка». Посмотрим, как вы знаете песни из сказок.
1.Какую песенку пела коза, когда возвращалась к козлятам?
(Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь, отомкнитесь!
Ваша мама пришла,
Молока принесла.
Течёт молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечку
Из копытечка в сыру землю..)
2. Как звал на помощь Петушок-золотой гребешок?
(Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За высокие горы,
За широкие реки.
Кот и дрозд , спаси меня!.)
3. Какой песенкой выманивала Лисица Петушка из избушки?
(Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку).
4. Какую песенку пел Колобок лисице?
(Я – Колобок-колобок!
По амбару метёт,
По сусекам скребён,
На сметане мешен,
В печку сажен.
На окошке стужен.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
Я от медведя ушёл,
И от тебя, лиса, не хитро уйти..).
5. Как кликал Иванушка Сивку-бурку?
(Сивка-бурка,
Вещий каурка,
Стань передо мной,
Как лист перед травой!).
6. Как Лиса приговаривала, помогала Волку рыбу ловить?
(Ясни, ясни на небе звёзды!
Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!).
- Молодцы!
А дальше на нашем пути следующее задание «Продолжи имена».
1. Кощей –
Василиса –
Иван –
Сивка –
Змей –
Мальчик –
Крошечка –
Сестрица –
Кот –
Гуси –
- Молодцы!
3. Станция «Кто лишний».
Найди лишнего героя на картинке.
4. Игра-упражнение «Исправь ошибки»
«Петушок Ряба» - «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» - «Маша и Медведь».
«Утки – лебеди» - «Гуси – лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» - «Лисичка со скалочкой».
«Заюшкин теремок» - «Заюшкина избушка».
«Волк и семеро тигрят» - «Волк и семеро козлят».
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка».
Воспитатель: Умницы! Все отгадали!
5. Продолжаем наш путь дальше.
Попадаем на станцию «Герои сказок».
1. Летела стрела
И попала в болото,
А в этом болоте
Поймал ее кто-то.
Кто, распрощавшись
С зеленою кожей.
Сделалась мигом
Красивой, пригожей? (лягушка)
2. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
3. В ступе летаю,
Детей похищаю.
В избе на куриной
Ноге проживаю. (Баба Яга)
4. У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (гуси-лебеди)
5. Дай ответ мне на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок? (медведь)
6. Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло в ночи, как днём. (жар птица)
7. Я в семействе не один,
Третий, неудачный сын,
Каждый,
Кто со мной знаком,
Называет дураком.
Не согласен я никак –
Не дурак я, а добряк. (Иван)
8. Вот идет по лесу дед,
В шубу теплую одет.
На плече его - мешок,
В бороде его - снежок.
В лесу девочку нашёл
И к себе её привёл.
Он бедняжку пожалел,
В шубу тёплую одел.
Золотом и серебром
Наградил её потом. (Морозко)
9. Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке покатился.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую ,
От нее уйти не смог.
Кто же это? (Колобок)
10. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка).
Молодцы, ваши дружные ответы показали, что сказки вы любите и знаете.
6. Знаток русских народных сказок.
Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась- заигралась?(гуси-лебеди)
В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку? (в козленочка)
Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел, у него румяный бок значит это ….. (колобок)
Не кувшинчик несла с квасом, а горшочек с вкусным маслом, в красной шапочке она, по тропинке шла одна. (Красная Шапочка)
От кого тертит обиды добрая девочка сирота в сказке «Морозко» ( от злой мачехи)
У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит? ( на курьих)
Как называется сказка из которой песенка «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся…» ( волк и семеро козлят»
У петушка красивый гребешок. Какой он? (золотой)
Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка? (репку)
Кто разрушил теремок в сказке «Теремок» (медведь)
Кто пел льстивую песню: «Петушок, петушок, золотой гребешок. Масляна головушка, шелкова бородушка…» (лиса)
Какие русские народные сказки о животных вы знаете? «курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»
Из какой сказки царевна? « Как приехала на пир, удивила целый мир, . А Иван был очень строг . Лягушачью кожу сжег.» ( Царевна лягушка)
-Молодцы ребята!
IV. Подведение итогов викторины.
Понравилось ли вам путешествие? (Ответ детей)
Можно ли эти сказки объединить в одну группу? Какую? (народные).
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
5